КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнокультурно-политические проблемы и маркетинг
С геополитикой тесно связана этногеополитика — применение аналогичных подходов к межэтническим отношениям. Уже упоминалось, что среди проблем, с которыми сталкивается региональная политика, определенное место занимают этнические проблемы. Некоторые из них носят геополитический характер — там, где межэтнические конфликты направлены (одной из сторон) на перекройку государственных границ; об этом тоже говорилось выше. Сосредоточимся здесь на тех проблемах и конфликтах, которые можно назвать этнокультурно-политическими (если попробовать отразить в одном слове всю их сложную сущность, то пришлось бы ввести неудобопроизносимое выражение «этногеоэкокультурн-ополитические»), поскольку они связаны с экологией культуры. Это последнее понятие, введенное Д.С. Лихачевым, представляется весьма важным и плодотворным, несмотря на свою недостаточную пока теоретическую проработанность (что не мешает, как и в случае с геополитикой, широко использовать его различным политическим силам). В основе экологии культуры лежит представление о социокультурной среде как важной составляющей окружающей среды человеческого общества. Комфортность среды обитания человека определяется не только температурой, влажностью, химическим составом воздуха, не только качеством воды и пищи, но и эстетикой пейзажа, архитектурой, звучащей вокруг музыкой, возможностью общаться на родном языке, привычностью действующих в обществе культурных норм. Некоторые факторы социокультурной среды являются объективными, экологическими в традиционном понимании этого слова. Так, пейзаж огромного города, с «небоскребной» застройкой, лишенный зелени или очень громкая, с жестким ритмом музыка не просто раздражают, не просто оскорбляют эстетические чувства — они наносят реальный вред психике, а также сердечно-сосудистой системе и другим органам. Но большинство таких факторов носит чисто культурный характер, связано с традициями, привычками, модой и с основанными на привычках и отчасти на моде вкусами (кстати, эти привычки и вкусы могут иногда противоречить объективным соображениям).
В традиционной экологии существует понятие экологических уровней — к ним относятся особь, вид, популяция, биоценоз и др. Экология разных уровней различна: то, что вредно для особи, может оказаться полезно для популяции. Есть свои уровни и в экологии культуры — это инди- Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ вид, этнос, социальная группа со своей субкультурой, региональная общность, население страны, человечество в целом. Этногеополитика связана только с одним из уровней — с этносом. Об этом уровне дальше и пойдет речь, но полезно при этом не забывать, что проблемы экологии культуры к нему не сводятся (публицистами и политиками этот факт нередко игнорируется). Сущность проблем экологии культуры в том, что культурные нормы непрерывно меняются как под воздействием общесоциального прогресса, так и под влиянием культуры других этносов. Рассмотрим это на примере наиболее характерного фактора экологии культуры — национального языка. Многовековой опыт человечества свидетельствует, что некоторые языки проявляют тенденцию к доминированию над другими языками. Это проявляется в разных формах. В самом простом случае один язык все больше и больше заимствует слова и даже грамматические конструкции из другого, заменяя ими исконно бытовавшие. Это может смениться использованием другого языка вместо национального в некоторых сферах жизнедеятельности, затем превращением национального языка в чисто разговорный, переходом части этноса на другой язык в качестве родного, сначала с сохранением памяти о национальном языке, а потом, возможно, и полным его вытеснением.
Такое обычно происходит, когда этнос — носитель какого-либо языка оказывается в политической зависимости от другого этноса. Так было практически во всех империях, включая Российскую (преемником которой в определенном смысле стал Советский Союз, а затем и нынешняя Российская Федерация). Но иногда подобное происходит и без политической зависимости: вспомним употребление французского языка русским дворянством, а в наши дни — особую роль английского языка во многих странах, включая и Россию. Промежуточная ситуация — сохранение особой роли бывшего языка метрополии в уже получивших полную политическую независимость бывших колониях. Вытеснение национального языка создает экологический дискомфорт для индивидов, использующих его в качестве родного. Некоторые писатели (О. Гончар, Ч. Айтматов и др.) и социологи отмечают еще одну сторону этого процесса: переход других индивидов на более «сильный» язык, по их мнению, связан с отрывом от национальной культуры, при том что новой для себя культурой они тоже по-настоящему не овладели (интересно, что об аналогичных тенденциях пишет и В. Распутин, но он их рассматривает внутри одного этноса, в связи с переселением из деревни в город). Такие индивиды вместе с культурно-историческими ценностями Глава 44. Региональный, экологический и геополитический маркетинг 473 утрачивают любовь к родной природе, уважение к окружающим, моральные нормы и становятся экологичеси опасными для всех, кто живет с ними на одной территории, независимо от их национальности (особенно когда такие индивиды облечены властью). Мы, однако, договорились ограничиться уровнем этноса. Это не просто совокупность индивидов — индивиды могут и не считать ценностью свою принадлежность к этносу. Думается, этнос можно рассматривать как некую идею, основанную на национальной культуре; эта идея имеет самостоятельную ценность, а индивиды, ее принявшие, материализуют эту идею. Некоторые из таких индивидов не просто живут национальной культу эой, а становятся ее сознательными и активными апологетами (прежде всего писатели, пишущие на национальном языке). Именно они в первую очередь начинают борьбу за возрождение языка и национальной куль-туры, а затем их лозунги подхватывают и по-своему развивают политики-сепаратисты, утверждающие, что только в условиях независимости это возрождение может состояться.
Сегодня на территории бывшего Советского Союза налицо три типа этнокультурно-политических проблем: 1) проблемы культуры национальных меньшинств, прежде всего в Рос-сил, языки которых переживают деградацию по приведенной выше схеме; 2) проблемы русского языка в новых независимых государствах, где официальная политика направлена на его ущемление; 3) проблемы языков титульных наций тех же государств, которые еще недавно были аналогичны (пусть и с меньшей остротой) проблемам первого типа, но сохраняются в большинстве случаев и теперь, когда эти языки стали государственными, — уж очень сильна по-прежнему конкуренция русского языка. Распад СССР, а за ним Югославии и Чехословакии, хотя и оказался почти или совсем бескровным, нельзя считать цивилизованным решением возникших проблем. Однако он состоялся, с этим фактом приходится считаться, но в современных условиях дальнейшая сепаратизация маловероятна. Искать пути сглаживания упомянутых проблем следует в методах добросовестной конкуренции. Маркетинговая деятельность в этой сфере может включать: • четкое определение субъектов конкуренции, прежде всего самоопределение в ней государственных органов; последние сталкиваются с серьезными проблемами: с одной стороны, насколько корректно поддерживать борьбу оказавшихся за рубежом «соотечественников» за права своего языка в стране их нынешнего проживания (ведь формально они уже не соотечественники); с другой Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ стороны, насколько корректно открыто поддерживать в конкуренции этническое большинство своей страны: ведь меньшинства — это тоже граждане государства;
• глубокий анализ конкурентной ситуации (в том числе SWOT-анализ) с целью выявления реалистичных целей конкурентной борьбы. Так, русский язык может добиться официального статуса в большинстве государств СНГ, может сохранить значение важнейшего иностранного языка в некоторых из бывших социалистических стран и одного из важных в остальном мире, но в ряде других стран его позиции утеряны безвозвратно; украинский язык может значительно расширить сферу своего применения по сравнению со сложившейся в СССР, но нереалистично рассчитывать на вытеснение им русского на позиции скромного языка национального меньшинства; для бурятского можно добиться, чтобы в населенных пунктах, где бурят большинство (или даже меньшинство, но значительное), этот язык использовался в официальной сфере наряду с русским и изучался как предмет во всех школах; а для еврейского языка (идиш) в лучшем случае можно инициировать интерес к его кружковому изучению потомками носителей этого языка; • продвижение национальной культуры в соответствии с определенными таким образом реалистичными конкурентными целями (на практике такое продвижение сплошь и рядом заменяется обвинениями в адрес «конкурентов» и несознательных соплеменников, а о том, чтобы привлекать к той же бурятской культуре русских или продвигать русскую культуру в странах Запада, вообще редко задумываются); • вышеописанный некоммерческий маркетинг в сфере политики — выдвижение и продвижение кандидатов и организаций, представляющих интересы того или иного этноса (с осознанием факта, что в электорат входят и представители других этносов). Таким образом, и здесь без маркетинга не обойтись. Заключение Подсудимый, теперь вы можете выразиться последними словами! Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания Эта книга писалась долго. Эта книга писалась в осознании важности предмета. Последняя фраза последней главы — «Таким образом, и здесь без маркетинга не обойтись» — могла бы сама по себе служить одновременно кратким, но емким заключением ко всей книге. Маркетинг — это не просто эффективный способ зарабатывания денег. Маркетинг — это образ жизни в рыночном обществе. Вот какую мысль мы хотели донести своей работой. Эта книга писалась для студентов и с любовью к студентам. К нашим детям. К.таким неправильным, непутевым, плохо воспитанным, все делающим не так, слушающим не ту музыку и вообще, как и каждое очередное поколение со времен египетских фараонов, гораздо худшим, чем были мы в их возрасте. Ничего. В чем-то повзрослеют и перебесятся, а в чем-то докажут свою правоту. И пойдут дальше нас. А наше дело — помочь им, поделиться тем, что мы знаем. Эта книга писалась с любовью к своей профессии. Дай Бог лучшим из наших учеников когда-нибудь осознать на опыте, как это здорово — отдавать свои знания и становиться при этом все богаче, какое это счастье — видеть горящие глаза в аудитории. Преподавание — это процесс с обратной связью. Чем больше излагаешь прочитанное в книгах или основанное на опытных знаниях, тем лучше понимаешь это сам. Знаменитые студенческие вопросы «на засыпочку», такие страшные для плохого преподавателя, — как они на самом деле помогают разобраться в трудных местах курса! Не говоря уже о конструктивном диалоге. Эта книга писалась коллективом. Не группой авторов, а именно коллективом. Хотя не все мы даже знакомы друг с другом, у коллектива было ядро из спаянных совместной работой, понимающих и любящих друг дру- га людей, ядро, которое, похоже, сумело сплотить вокруг себя остальных. И если читатель не заметит существенной разницы между тем, как написаны отдельные главы и параграфы, воспримет книгу как одно целое — значит, нам удалось достичь единства. Эта книга писалась с благодарностью к своим учителям, у разных авторов разным. Нашим юным читателям трудно будет в это поверить, но ведь авторы книги (за исключением самых молодых) сами никогда не слушали лекций по маркетингу, как, впрочем, и по макроэкономике, менеджменту, стратегическому управлению и т д И если мы сумели все же вырасти большими и настолько умными, что сами пишем такие книги, значит — чему-то еще более важному нас все-таки научили. Прежде всего — научили всю жизнь учиться. Эта книга далеко не идеальна. Мы, авторы, едва ли не лучше других видим ее недочеты. Что ж, мы продолжаем работать.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |