Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на выбор способа выхода на внешний рынок




Выше рассмотрены наиболее часто используемые спо­собы выхода на внешние рынки. Важно правильно опреде­лить, какому из этих способов в каждом конкретном слу­чае следует отдать предпочтение. Для этого необходимо


проанализировать факторы, оказывающие влияние на эф­фективность продаж данного товара на выбранном зару­бежном рынке. При этом все анализируемые факторы обычно подразделяют на четыре группы (рис. 4.4):

* внутренние факторы;

* внешние факторы;

* факторы, характеризующие степень привлекатель­
ности данного способа выхода на внешний рынок;

* факторы, характеризующие совершение сделок на
внешних рынках.

Среди внутренних факторов, оказывающих непосред­ственно влияние на выбор способа выхода на внешние рынки, обычно указывают размер фирмы и опыт ее дея­тельности на зарубежных рынках. Естественно, к таким факторам относится и вид товара.

Внешними факторами, оказывающими влияние на вы­бор способа выхода на внешние рынки, обычно считаются социальные и культурные различия отдельных стран, на­личие риска предпринимательской деятельности в них,

Рис. 4.4. Факторы, влияющие на выбор способа выхода на внешний рынок


емкость рынка каждой из стран и темпы ее роста, наличие торговых барьеров, а также уровень конкуренции и дос­тупность каналов распределения.

Факторами, определяющими привлекательность данно­го способа выхода на конкретный внешний рынок, являют­ся уровень риска, возможность осуществления контроля, высокая степень гибкости. Среди других факторов, оказы­вающих влияние на способ выхода на внешние рынки, обычно рассматривают неопределенность, частоту сделок, специфичность и неявную природу ноу-хау.

При использовании так называемого стратегического подхода к выбору способа выхода на внешний рынок ана­лизируются альтернативные способы выхода на зарубеж­ный рынок и выбирается тот из них, использование кото­рого позволит фирме получить максимальную прибыль в течение рассматриваемого периода.

Кроме стратегического подхода, используются также шаблонный и прагматичный подходы. При шаблонном под­ходе один и тот же способ устанавливается для всех зарубеж­ных рынков без учета существующих между ними различий.

Используя прагматичный подход, сначала выбирается возможный способ выхода, имеющий минимальный риск. Если такой способ оказывается по каким-либо причинам неосуществимым или нерентабельным, то фирма начина­ет поиски другого наиболее приемлемого способа.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольные вопросы

1.Какие группы отдельных способов выхода фирмы на внеш­
ние рынки обычно выделяют?

2. Какие существуют способы осуществления экспортных по­
ставок?

3. Какой экспорт считается косвенным?

4. Какие могут быть мотивы косвенного экспорта?

5. Какие могут быть проблемы в осуществлении косвенного эк­
спорта?

6. Какие существуют организационные формы косвенного эк­
спорта?

7. В чем сущность принципа «прицепа»?

8. Когда товаропроизводитель осуществляет прямой экспорт?


9. Наличие каких структур необходимо при организации пря­мого экспорта?

10.Какие существуют мотивы прямого экспорта?

11. Когда товаропроизводитель осуществляет совместный эк­спорт?

12.Каковы мотивы экспортной кооперации?

13.Какие функции присущи структурам, организующим экспорт­ную кооперацию?

14.Какие существуют формы экспортной кооперации?

15.Каким образом можно повысить эффективность экспортной деятельности?

16.Какие организационные формы присущи совместной пред­принимательской деятельности на внешних рынках?

17.В чем сущность контрактного производства?

18.Какие преимущества присущи контрактному производству?

19.Какие основные принципы осуществления контрактного производства?

20. Когда можно говорить о толлинге?

21. В чем сущность международного лицензирования?

22. Какие права могут быть предоставлены предприятию в ре­
зультате получения международной лицензии?

23.Какие виды лицензий используются в практике международ­ного лицензинга?

24.Какие основные принципы международного лицензинга?

25.Какие имеются мотивы использования международного ли­цензинга?

26. В чем сущность франчайзинга?

27. Какие виды франчайзинга обычно используются в практике
деятельности фирмы на внешних рынках?

28.Какие преимущества присущи международному франчай­зингу?

29.Какие проблемы могут быть в процессе реализации франчай­зинга?

30. Каким образом реализуется франчайзинг на внешних рын­
ках?

31. Что значит совместное предприятие?

32.Какие бывают международные совместные предприятия?

33.Какие существуют организационно-правовые формы между­народных совместных предприятий?

34.Какие имеются мотивы создания совместных предприятий?

35.Какие этапы выделяют обычно при формировании междуна­родного совместного предприятия?

36.В чем различие между совместным предприятием и стратеги­ческим союзом?

37.В чем сущность управления по контракту?

38.Какие основные принципы положены в основу управления по контракту?


39.Какие основные предпосылки управления по контракту?

40.Какие проблемы могут быть обусловлены управлением по контракту?

41. Когда фирмы осуществляют прямое инвестирование на зару­бежных рынках?

42.Какие основные принципы положены в основу функциониро­вания торговых представительств?

43.Каков механизм деятельности зарубежного торгового филиала?

44.Какие основные принципы положены в основу деятельности зарубежной торговой фирмы?

45.Какие имеются мотивы создания зарубежного предприятия?

46. Когда фирма организует сборочное производство?

47. Какие имеются варианты создания зарубежного предприятия?

48. Каков механизм функционирования регионального центра?
49.Какие основные принципы положены в основу создания и

функционирования транснациональных компаний? 50.Какие факторы следует учитывать при выборе способа выхо­да фирмы на внешние рынки.

Тесты

1. Фирма «Дзинтарс» производит парфюмерию и косметику в
Латвии и продает ее в России. В данном случае она осуще­
ствляет:

а) импорт;

б) экспорт;

в) международный обмен;

г) встречную торговлю.

2. Предприятия отдельных государств осуществляют как эк­
спорт, так и импорт товаров. Для государства:

а) экспорт имеет более важное значение, чем импорт;

б) импорт имеет первостепенное значение;

в) важно, когда экспорт имеет паритет с импортом;

г) экспорт не имеет важного значения.

3. Приняв решение о целесообразности выхода на внешние рын­
ки, фирма считала, что она должна выбрать такой способ осу­
ществления этого, при котором риск предпринимательской
деятельности является минимальным. Поэтому предпочте­
ние было отдано:

а) прямому экспорту;

б) косвенному экспорту;

в) созданию торгового представительства;

г) организации стратегического союза.


4. Белорусская швейная компания «Элегант» создала в Москве
свой торговый дом и организовала продажу одежды. В дан­
ном случае она осуществляет:

а) прямой экспорт;

б) совместный экспорт;

в) фирменную торговлю;

г) косвенный экспорт.

5. На импорт японских автомобилей в Европу существовали оп­
ределенные ограничения, что не позволяло в полной мере
осуществлять предпринимательскую деятельность на рын­
ках отдельных стран. После образования ЕС эти ограничения
остались, однако возможности бизнеса возросли и фирмами
Nissan и Toyota было принято решение усилить свое присут­
ствие в странах региона благодаря привлечению своих парт­
неров в Великобритании. В связи с этим было решено:

а) создать совместное предприятие;

б) открыть торговое представительство;

в) создать региональный центр;

г) открыть зарубежное представительство.

6. Шведский производитель мебели фирма IKEA для изготовле­
ния требуемых в производственном процессе швейных изде­
лий пользуется услугами небольших зарубежных швейных
предприятий путем заключения с ними соответствующих
соглашений. Такой организационной форме реализации со­
вместной предпринимательской деятельности соответствует:

а) контрактное производство;

б) стратегический союз;

в) совместное предприятие;

г) международный лицензинг.

7. Американская фирма Burger King обычно передает зарубеж­
ным предприятиям деловой пакет, необходимый для станов­
ления и успешного развития бизнеса в сфере быстрого пита­
ния на обусловленном географическом рынке. Поэтому ос­
новным способом выхода на внешние рынки для нее является:

а) контрактное производство;

б) международный лицензинг;

в) международный франчайзинг;

г) совместный экспорт.

8. Фирма McDonald's осуществляет свою деятельность на внеш­
них рынках, как правило, на принципах франчайзинга. По­
этому, реализуя товарную политику на зарубежных рынках,
она первостепенное значение придает:

а) стандартизации товаров;

б) адаптации товаров;


в) разработке нового товара;

г) поддержке товара, находящегося на стадии спада его жиз-
ненного цикла.

9. Датская фирма Lego установила, что ее бренд Lego является
одним из самых известных брендов на рынках игрушек мно-
гих зарубежных стран. Поэтому руководство фирмы считало,
что фирме необходимо воспользоваться устойчивым имид­
жем своего бренда. Фирма может получить значительные до­
ходы, если в качестве способа выхода на внешние рынки от­
даст предпочтение:

а) косвенному экспорту;

б) созданию совместного предприятия;

в) лицензированию;

г) контрактному производству.

10. Минский автомобильный завод создал сборочное производ­
ство своих автомобилей в Литве. Организуя такое производ­
ство, руководство завода хотело бы:

а) добиться снижения затрат на производство и продажу авто­
мобилей;

б) снизить риск предпринимательской деятельности в стра­
нах ЕС;

в) обеспечить конкурентные преимущества изготовляемых
автомобилей на региональном рынке;

г) обеспечить развитие бизнеса на региональном рынке стран ЕС.

11. Фирма Procter&Gamble имеет свои дочерние предприятия во
многих странах. Отдельные из этих предприятий имеют абсо­
лютные полномочия относительно товарной линии в разных
странах. Такими предприятиями являются:

а) торговые представительства;

б) региональные центры;

в) зарубежные торговые филиалы;

г) зарубежные торговые фирмы.

12. Многие ткацкие фабрики передают изготовленные ими
суровые ткани на дальнейшую обработку на зарубежные
фирмы. После их доработки ткани возвращаются непо­
средственно ткацкой фабрике. Такую форму внешнеэкономи­
ческой деятельности принято называть:

а) международной кооперацией;

б) совместным предпринимательством;
в)толлингом;

г) контрактным производством.

13. Руководство фирмы «Интеграл» считало, что наиболее высокий
уровень внешнеэкономической деятельности может быть


обеспечен благодаря прямому инвестированию. Поэтому бы­ло принято решение создавать на зарубежных рынках:

а) мажоритальные совместные предприятия;

б) миноритарные совместные предприятия;

в) паритетные совместные предприятия;

г) 100 % принадлежащие фирме предприятия.

14. Для строительства Волжского автомобильного завода были привлечены различные фирмы из многих стран, которые на основе заключенных соглашений в своей работе дополняли друг друга. Организационной формой такой предпринима­тельской деятельности явилось создание:

а) международного совместного предприятия;

б) международного картеля;

в) международного консорциума;

г) транснациональной корпорации.

Ситуация. Baskin&Robbins осваивает новые рынки!

В 1945 г. кондитер Ирвин Роббинс открыл в США свое первое кафе-мороженое. Взяв себе в компаньоны своего родственника Бертона Баскина, они вдвоем продолжали развивать сеть подобных заведений. Уже в 1949 г. в их владении было шесть кафе. Число таких кафе продолжало увеличиваться в последующие годы, и в один прекрасный момент Роббинс и Баскин пришли к выводу, что они не в состоянии на должном уровне осуществлять управление созданным бизнесом. Тогда Баскин и Роббинс решили, что им следует воспользоваться франчайзингом для развития своей предпринимательской деятельности на приемлемых для них условиях и с использованием торговой марки Baskin&Robbins.

0 Современное состояние компании

Компания Baskin&Robbins за короткое время стала од­ним из крупнейших предприятий, изготовляющих моро­женое и кондитерские изделия. Она является настоящей империей сладостей, имеющей около 5000 различных ка­фе и магазинов, которые расположены более чем в 50 стра­нах мира. На предприятиях компании изготавливается и предлагается потребителям более 7000 сортов морожено­го, тортов и десертов.


Быстрое распространение на новые рынки компания Baskin&Robbins осуществила благодаря эффективному использованию франчайзинга. При реализации основных принципов франчайзинга она учитывала особенности каждой отдельной страны, что позволило компании про­никать на самые различные географические рынки. Уже в 1993 г. она открывает свои первые кафе на территории бывшего СССР.

0 Компания Baskin&Robbins как франчайзер

Как типичный франчайзер компания Baskin&Robbins передает другому лицу или фирме-франчайзи целостную бизнес-систему и предоставляет определенную помощь в организации, создании и развитии бизнеса. Последнее, в частности, предполагает:

* содействие в анализе бизнес-проекта создания кафе
(предприятия), включая анализ местных условий, пред­
полагаемого месторасположения, необходимых объемов
инвестиций, сроков окупаемости и т.д.;

* содействие в разработке проекта, составлении сметы;

* контроль в ходе строительства кафе;

* поставку основного стандартного оборудования, отде­
лочных материалов и мебели для торгового зала, создаю­
щих имидж и неповторимый интерьер кафе;

* бесплатное начальное обучение менеджеров и декора­
торов тортов в создаваемом Центре по обучению, а для
персонала непосредственно на месте будущего кафе;

* помощь в решении текущих вопросов в течение всего
срока действия договора;

* регулярные поставки высококачественного морожено­
го широкого ассортимента и сопутствующих материалов;

* маркетинговую поддержку торговой марки.
Анализ указанной помощи компании Baskin&Robbins

и наиболее часто используемых «бизнес-форматов» пока­зывает, что франчайзи наиболее жестко привязан к фран­чайзеру. Это определяется тем, что последний регулирует условия поставки практически готового продукта, а так­же необходимого оборудования.

Обычно компания Baskin&Robbins осуществляет все­стороннюю поддержку своих франчайзи за рубежом. Од­нако в отдельных странах, например в России, компания отказалась от этой практики. Российским предпринима­телям компания свое оборудование не продает в кредит и


не предоставляет в лизинг. Максимальная льгота, на ко­торую может рассчитывать местный франчайзи, — это оплата требуемой суммы частями в течение определенно­го периода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.