Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ III 6 страница




венны, непритворны и очевидны для внешнего наблюдения.

В группе циклоидных темпераментов Кречмер выделил не-

сколько подгрупп, связанных между собой широкими перехода-

ми и вместе с тем наблюдающимися иногда одновременно у од-

ного и того же лица:

1) болтливо-веселые;

2) спокойные юмористы;

3) тихие, душевные люди;

4) беспечные любители жизни;

5) энергичные практики.

Шизоидный (шизотоимический) темперамент, соответствую-

щий астенической конституции, характеризуется такими черта-

ми, как замкнутость, необщительность, склонность к уходу в себя,

неадекватность реакций внешним воздействиям. Кречмер указы-

вал, что шизоиды имеют поверхность и глубину. За внешними про-

явлениями сложно бывает понять психологию этих людей. Креч-

мер так писал об этом: «Многие шизоидные люди подобны

римским домам и виллам с их простыми и гладкими фасадами,

Глава X. Темперамент (психодинамика)

с окнами, закрытыми от яркого солнца ставнями, но где в полу-

сумраке внутренних помещений идут празднества» (2).

Шизоиды живут событиями преимущественно внутренней,

а не внешней жизни. В группе шизоидного темперамента Креч-

мер также выделил три подгруппы:

1) необщительный, тихий, сдержанный, серьезный (лишен-

ный юмора), чудаковатый;

2) застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, нервный,

сентиментальный, друг книг и природы;

3) послушный, добродушный, равнодушный, глупый.

Черты первой группы, считал Кречмер, красной нитью про-

ходят через вторую и третью группы как наиболее общие.

Эмоции шизоидов находятся между полюсами эмоциональ-

ной сензитивности и нечувствительности (тупости). Каждый, кто

принадлежит к данному типу темперамента, тяготеет к одному

из этих полюсов. Тяготеющие к полюсу эмоциональной интен-

сивности отличаются уязвимостью, сентиментальностью, обид-

чивостью, тонкостью чувств, мимозоподобностью натуры. Проза

реальной жизни отталкивает их, воспринимается как резкая, гру-

бая, некрасивая. Это обстоятельство побуждает их к уходу в себя,

в мир внутреннего «Я», где они могут «вести фантастическую,

бездеятельную, но полную мыслей жизнь в грезах... Они ищут

одиночества, чтобы закутаться в шелк собственной души...» (2).

Те из шизоидов, кто находится ближе к полюсу эмоциональ-

ной нечувствительности, отличаются эмоциональной холодно-

стью, неприступностью, сдержанностью, равнодушием.

Характерная черта любого шизоида — аутизм (погруженность

в себя). Они стремятся избегать внешних раздражителей, пред-

почитая быть наедине с собой, своими мыслями и чувствами. При-

чины необщительности различны — от робости и тревоги до хо-

лодности и активного неприятия других. Отдельные шизоиды

предпочитают избирательную общительность — в определенной

социальной среде, с людьми, выбранными по определенному при-

знаку. Отличительная черта их общения — поверхностный ха-

рактер, отсутствие глубоких эмоций.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

У. Шелдон, американский врач и психолог, продолжил науч-

ное изучение связи основных типов темперамента с типом сома-

тического строения.

Исходным для Шелдона являлось не понятие «тип», а компо-

нента телосложения. Всего им выделено три варианта телосло-

жения — эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный (3).

Первый тип телосложения — эндоморфный, характеризовал-

ся общей сферической формой, мягкостью, наличием большого

живота, большого количества жира на плечах и бедрах, крупной

головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и но-

гами, слаборазвитыми костями и мышцами. Мезоморфный тип

с широкими плечами и грудной клеткой, массивной головой, мус-

кулистыми руками и ногами, слабо развитой жировой прослой-

кой. Эктоморфный — с длинными и тонкими руками и ногами,

узкой грудной клеткой и плечами, неразвитой мускулатурой, от-

сутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной

системой. У них вытянутое лицо, высокий лоб, тихий голос.

Телосложение каждого человека Шелдон рассматривал с точ-

ки зрения количественной представленности типов. Числовые зна-

чения могли располагаться в диапозоне от 1 до 7. Таким образом,

телосложение каждого человека оказалось представленным оцен-

кой, состоящей из трех цифр. Они отражали степень выражен-

ности компонентов телосложения — соматотип. Далее Шелдон

обнаружил, что компонентам телосложения соответствуют опре-

деленные компоненты темперамента, выделенные им как пер-

вичные. Они получили названия «виснеротония», «соматотония»,

«церебротония». Висцеротоническому типу темперамента соот-

ветствует эндоморфное телосложение, соматическому — мезо-

морфное, церебротоническому — эктоморфное.

Висцеротоники общительны, приветливы, ориентируются на

других людей, терпимы, нуждаются в общении в тяжелую мину-

ту. Они отличаются глубоким сном, любовью к пище и комфор-

ту, расслабленностью осанки и движений.

Соматотоники любят приключения, риск и физические на-

грузки. Они энергичны, агрессивны, храбры, малочувствительны

Глава X. Темперамент (психодинамика)

к боли, имеют громкий голос. В общении стараются занимать до-

минирующие позиции, стремятся к власти, психологически ма-

лочувствительны, недостаточно тактичны.

Церебротоники отличаются скрытностью чувств, сдержанно-

стью манер, тихим голосом. Они тревожны, испытывают труд-

ности в общении, предпочитают умственную деятельность, склон-

ны к одиночеству.

Выводы Э. Кречмера и у. Шелдона неоднократно подверга-

лись экспериментальным проверкам. Многие из полученных ре-

зультатов были противоречивыми. Однако в целом исследовате-

ли пришли к заключению, что между телосложением человека

и его темпераментными качествами существует хотя и слабая, но

статистически достоверная связь.

Описанные выше гуморальная и морфологическая теории иг-

норировали роль нервной системы в структуре психологических

индивидуальных различий. Русский физиолог И. П. Павлов впер-

вые показал связь четырех типов темперамента, выделенных ан-

тичными исследователями, со свойствами нервной системы (4).

Существующие на настоящий момент морфологические данные

подтверждают большую вариативность индивидуальных разли-

чий питоархитектоники коры головного мозга.

Павлов установил, что темперамент представляется соотно-

шением возбуждения и торможения в нервной системе. Он вы-

делил три основных свойства нервной системы:

1) сила процессов возбуждения и торможения, которая за-

висит от работоспособности нервных клеток;

2) уравновешенность нервной системы (степень соответ-

ствия силы возбуждения силе торможения);

3) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуж-

дения торможением и наоборот).

Четыре основных типа комбинаций этих свойств И. П. Пав-

лов описал как четыре типа высшей нервной деятельности. Им

соответствуют четыре типа темперамента.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной систе-

мы соответствует темпераменту сангвиника. Сильный, уравнове-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

шенный, инертный тип характеризует темперамент флегмати-

ка. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса воз-

буждения тип определяет темперамент холерика. Слабые нерв-

ные процессы — отличительная черта меланхолика.

И. П. Павлов разработал обширный комплекс методик для

измерения свойств нервных процессов. Вот описание некоторых

из них. Для оценки силы возбуждения определяли скорость об-

разования и упрочения условного рефлекса. Чем быстрее шел этот

процесс, тем, соответственно, более сильным был процесс воз-

буждения. В соответствии с методикой «кофеиновая проба» уста-

навливали дозу кофеина, при которой наблюдалось ослабление

условного рефлекса. Чем больше была доза, при которой возни-

кало ухудшение условно-рефлекторной деятельности, тем силь-

нее оказывался процесс возбуждения.

Согласно И. П. Павлову, жизненное значение свойств нервной

системы связано с необходимостью адаптации человека к воздей-

ствиям окружающей среды. Действующие из нее раздражители

нередко отличаются большой силой, интенсивностью. Нервные

клетки при этом должны выносить эти чрезвычайные напряже-

ния. Если этого не происходит, возможны срывы нервной систе-

мы. В этом заключается жизненное значение силы нервных про-

цессов.

Кроме того, организму приходится подавлять, задерживать

действие одних раздражителей под влиянием других, более су-

щественных. Для этого необходима сила уже не возбудительно-

го, а тормозного процесса. Свойство уравновешенности нервной

системы отражает степень равновесия процессов возбуждения

и торможения.

Значение свойства подвижности связано с тем, что стимулы

в окружающей среде могут часто и неожиданно колебаться. Ор-

ганизм должен адекватно реагировать на эти изменения, успе-

вать за ними.

Выделение основных свойств нервной системы являлось ве-

личайшим достижением научной мысли XX в. Учение И. П. Пав-

лова о типах имеет долголетнюю и сложную историю. Он начал

Глава X. Темперамент (психодинамика)

заниматься экспериментальными исследованиями этого вопро-

са в 1 909 г. и только в 1935 г. пришел к общей теории типов выс-

шей нервной деятельности.

Выделяя общие типы нервной системы в качестве базовых де-

терминант темперамента, Павлов, тем не менее, допускал сущест-

вование и других свойств нервной системы, а также другую их

комбинацию. Ученики Павлова Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын

продолжили линию исследований, начатую им. Они показали, что

существуют такие свойства нервной системы, как лабильность

и динамичность, связанные с темпераментом (5). Кроме того, они

выявили, что такое свойство нервной системы, как сила, само по

себе не определяет продуктивности человека. В зависимости от

отношения к труду, от широты и направленности интересов, зна-

ний, навыков, способности организовать свою деятельность труд

людей со сходной нервной системой будет отличаться конечны-

ми результатами.

Работы школы Теплова-Небылицына показали, что свойства нерв-

ной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относи-

тельно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сфор-

мулировано представление о первичных и вторичных свойствах.

К первичным относятся сила, лабильность, динамичность и подвиж-

ность по возбркдению и торможению, ко вторичным — уравно-

вешенность по этим параметрам.

В рамках данной школы установлено, что лабильность нервной

системы — это свойство, определяющее скорость возникновения

возбудительного или тормозного процессов. Динамичность опре-

деляет скорость и легкость выработки положительных и отрица-

тельных условных рефлексов.

Продолжателем исследований структуры темперамента в связи

со свойствами нервной системы является В. М. Русалов. Он рассмат-

ривает структуру темперамента как сочетание подструктур эргич-

ности, пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности, вы-

ступающих как отдельно, так и имеющих социальную окраску (6).

Под эргичностью Русалов понимает степень напряженности

взаимодействия человека с предметной средой. Социальная эр-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

точность отражает степень напряженности с социальной средой

(миром людей). Пластичность проявляется в степени легкости пе-

рехода с одних предметных программ поведения на другие. Соци-

альная пластичность отражает легкость перехода с одних социальных

программ поведения на другие. Индивидуальный темп характери-

зует скорость реализации поведенческих предметных программ Ви-

зуальный — скорость реализации социальных программ Эмоцио-

нальность понимается как чувствительность. Эмоциальность

социальная — чувствительность в социальных контактах.

Созданная В. М. Русаловым специальная теория индивидуаль-

ности направлена на объяснение закономерностей порождения,

становления и развития темперамента (7). Рассматривая темпе-

рамент как базовую характеристику индивидуальности, он раскры-

вает его связь с другими подструктурами — способностями и ха-

рактером. Он рассматривает темперамент как важное условие

формирования общих способностей. Экспериментально доказано,

что в процессе своего развития общие способности взаимодейству-

ют с темпераментом прежде всего через характеристики актив-

ности — эргичности, пластичности, темпа (8).

Темперамент не может напрямую определять содержатель-

ные стороны личности (стремления, интересы, идеалы), однако

и динамические, и эмоциональные стороны темперамента в зна-

чительной степени влияют на характер человека. Такие качества,

как энергичность, способность страстно увлекаться, уравновешен-

ность в поведении, гибкость, динамичность реакции, воздейству-

ют на систему социальных отношений личности, которые опре-

деляются свойствами характера (9).

Приведенные выше теории темперамента различаются коли-

чеством и значимостью его характеристик, однако большинство

ученых признают существование двух основных свойств темпера-

мента — это общая активность и эмоциональность. В настоящее

время для оценки свойств темперамента используются различные

опросники — опросник структуры темперамента В. М. Русалова,

измеряющие тревожность (Спилбергер, Тейлор), нейротизм (Ай-

зенк), активность (Я. Стреляу) и другие.

Глава X. Темперамент (психодинамика)

Отличительной чертой темперамента является его устойчи-

вость. Это значит, что темперамент мало подвержен изменени-

ям как в течение жизни, так и в кратких жизненных ситуациях.

Темперамент является результатом взаимодействия двух факто-

ров — наследственного и средового.

Влияние наследственного фактора хорошо изучено на живот-

ных. Так, в экспериментах по отбору и разделению наиболее ак-

тивных и пассивных крыс по двигательному поведению и после-

дующему скрещиванию внутри каждой группы удается вывести

«чистые» линии — активных и пассивных.

Для изучения роли наследственности в формировании инди-

видуальных различий важную роль играет метод близнецов. Близ-

нецовым методом доказано, что двигательная активность, слож-

ные движения, в особенности тонкие движения кистей рук,

наследственно обусловлены. Индивидуальный темп выполнения

самых разных действий также в значительной степени контро-

лируется генотипом (10).

Тот факт, что многие свойства человека определяются наслед-

ственностью, говорит об относительной устойчивости влияния

воспитания и среды. Утверждение, что в процессе воспитания

темперамент может быть изменен, является ошибочным. Благо-

даря воспитанию меняются навыки и привычки человека, но не

темперамент. В связи с этим в процессе воспитания следует фор-

мировать у ребенка такие навыки, привычки, способы поведе-

ния, которые помогали бы сглаживать природные недостатки

темперамента.

Однако не только воспитатели оказывают влияние на прояв-

ления темперамента ребенка, сам по себе он воздействует на про-

цесс воспитания.

Так, с момента рождения некоторые особенности темпе-

рамента вызывают вполне определенное поведение взрослых

(прежде всего родителей). Тем самым темперамент ребенка

действует на воспитательные методы взрослых. Это говорит о том,

что среда влияет на ребенка опосредованно, через свойства его

темперамента.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Литература

1. Кант И. Антропология. М., 1948.

2. Крсчмер Э. Строение тела и характер: Психология индиви-

дуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 219—247.

3. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биогра-

фическим данным: Психология индивидуальных различий: Тек-

сты. М.: Изд-во МГУ. 1982. С. 252-261.

4. Павлов И. П. Полное собр. соч.: В 6 т. М.-Л., 1951-1952.

5. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М.: Пе-

дагогика, 1990. С. 408.

6. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. Методи-

ческое пособие. М., 1990.

7. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения спе-

циальной теории индивидуальности человека //Психологический

журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.

8. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие

и специальные факторы развития // Психологический журнал.

1995. Т. 16. №5. С. 12-23.

9. Ковалев А. Г., Мясищев В. И. Темперамент и характер: Пси-

хология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.

С. 167-171.

10. Данилова И. И., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной

деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 399.

ГЛАВА XI

ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПЫТ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

Неплодотворная и плодотворная

ориентация. Акцентуация.

К. Аеонгард. А. Е. Аичко.

А. ф. Аазурский

11.1. Проблема характера в психологии

Проблема характера — одна из традиционных и ведущих

проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней не-

изменно поддерживается ее теоретической сложностью и колос-

сальной практической значимостью. Известно, что успешность

человека в семейной жизни, межличностных отношениях, про-

фессиональной деятельности прямо зависит не только от его спо-

собностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловаж-

ную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста.

Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития че-

ловека и его искусства жить. Характерология давно выделилась

как важная субдисциплина психологии. Ее проблематика расши-

рилась до характера возраста, пола, народа, социального характе-

ра. Несмотря на это, теоретическое осмысление данного фено-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

мена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остают-

ся открытыми многие вопросы, существуют противоречия [1,20].

Первые попытки составить представление о характере были

сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в пере-

воде с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для

обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использо-

вался термин «этос» — нрав, обычай. Платон полагал, что характер

определяется врожденными добродетелями, и пытался составить

их классификацию, основанную на этических принципах.

Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описа-

ние 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт —

типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др. Многие столетия этот

трактат, написанный очень ярко и выразительно, считался образ-

цом типологии характеров. Лишь в XVII в. переводчик Теофраста

французский моралист и писатель Ж. де Лабрюиер составил но-

вый трактат «Характеры, или Нравы нынешнего века». К проб-

лемам характера обращались многие выдающиеся философы, на-

пример К. Гельвеции, Д. Дидро, Дж. С. Милль, в их работах

развивается этический подход к феномену характера, выдвига-

ются вопросы о его природе и месте в структуре личности.

К середине XIX в. возрастает количество научных работ по дан-

ной проблематике, углубляется собственно психологическое ос-

мысление феномена характера, утверждается сам термин харак-

терологии. В эти годы складываются школы характерологии:

французская (А. Бине, Ф. Полан, Ф. Галль, Т. Рибо), английская

(Дж. С. Милль, Ф. Гальтон), немецкая (В. Штерн, Э. Кречмер) и рус-

ская (А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский).

Ф. Полан в книге «Психология характера» (1896) развивает

представление о том, что природа характера коренится в изна-

чальных душевных стремлениях. Эти стремления комбинируют-

ся по законам ассоциаций и определяют строение характера.

Другой французский психолог Альфред Бине (1857—1911) углуб-

ляет собственно психологический подход к структуре характера,

предлагает рассматривать его как взаимодействие эмоциональ-

ных, волевых и интеллектуальных свойств. Такое представление

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

о структуре характера получило подтверждение в других иссле-

дованиях и прочно вошло в характерологию.

Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан

с именем выдающегося русского психолога А. Ф. Лазурского

(1847—1917). В его знаменитых работах «Очерк науки о харак-

терах» и «Классификация личностей» на материале классической

литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыс-

лены ключевые вопросы характерологии — природа и структура

характера, классификация [10,11]. А. Ф. Лазурский рассматрива-

ет характер как один из аспектов личности, четко выделяя спе-

цифику данного феномена. Характер, по А. Ф. Лазурскому, пред-

ставляет собой устойчивые поведенческие формы, способы,

которые выражают саму личность. Характерологические свойства

проявляются как устойчивые способы поведения.

Природа характерологических свойств исключительно слож-

на. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представля-

ют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности,

составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структуриру-

ются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они

образуют другое ядро — природные, генотипические свойства.

На основе нравственно-духовных и природных свойств развер-

тывается процесс усвоения социального опыта — поведенческих

установок, стереотипов, реакций. В результате складываются ус-

тойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттер-

ны и сложный ансамбль поведенческих форм. Таким образом,

А. Ф. Лазурский подошел к пониманию характера как сложного

этико-психологического образования из устойчивых поведенчес-

ких форм, способов, реакции, причинно коренящихся и во врож-

денных нравственно-духовных склонностях человека, и в природ-

ных психических свойствах, и в приобретенных поведенческих

установках, привычках.

Новое толкование данного феномена основывается на дина-

мической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрей-

дом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источни-

ки психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

особую форму психической энергии. Он объяснил динамический

потенциал характерологических черт сублимацией различных

форм либидо. 3. Фрейд также показал, что фундаментальная сущ-

ность характера строится не на единичных свойствах, а является

целостной структурой. Черты характера следует понимать как

синдром, являющийся специфическим выражением этой особой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.178 сек.