Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуры. 1 страница




Динамическая теория характера приобрела новую направлен-

ность в работах выдающегося психолога XX в. Эриха Фромма

(1900—1980). Главное отличие его теории состоит в том, что фун-

даментальную основу характера он видит не в различного типа

либидиозной организации человека, а в специфических типах его

отношений с миром. Эти отношения, или ориентации, опреде-

ляют суть характера, выражают форму, способ проведения пси-

хической энергии [25, 26].

Э. Фромм обосновывает тезис о том, что по своей природе

характер является прижизненным образованием личности, сви-

детельствует об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить,

и прежде всего об уровне его этического развития. Характер фор-

мируется на основе природных, гевотипических свойств, под

определяющим влиянием «личных переживаний», особенно пе-

реживаний данного периода жизни. Он изменяется, в известной

мере, посредством новых видов переживаний. Структура харак-

тера одновременно является относительно устойчивым и дина-

мичным образованием личности, выражает ее актуальные потреб-

ности, доминирующие мотивы. В силу этого характер выполняет,

реализует адаптивные и продуктивные функции личности, вы-

ступает как мощный психологический инструмент ее самораз-

вития и всей жизнедеятельности человека.

Ученый расширяет традиционное представление о характе-

ре как формах, способах поведения и показывает, что он выпол-

няет также функции отбора ценностей и идей, проявляется в стра-

тегиях мышления и направленности переживаний. Характер

в значительной, часто определяющей мере влияет на то, как че-

ловек чувствует, мыслит и действует. Опираясь на эти представ-

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

ления, Э. Фромм развивает учение о социальных и национальных

типах характеров, которое явилось крупнейшим вкладом в ха-

рактерологию и принесло ему широчайшую известность [26].

В отечественной психологии советского периода интерес к проб-

леме характера более четко выражен в 40—70-е гг. XX в. В это

время защищаются докторские и кандидатские диссертации,

выходят в свет многочисленные монографии, сборники статей,

брошюры, определяются ведущие исследователи в этой облас-

ти: Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, В. С. Фи-

латов, Д. Н. Норакидзе и др. Понятие характера идеологизирует-

ся, интерпретируется как жизненная направленность личности

и образ действия. В центр ставится вопрос о типичных чертах ха-

рактера советского человека. Но исследователи стремятся пре-

одолеть тенденцию жесткой идеологизации данного феномена.

Н. Д. Левитов предлагает широкое и узкое понимание характера.

В первом случае характер рассматривается как направленность

и образ действия. В узком смысле он интерпретируется как пре-

обладающие эмоциональные, волевые, интеллектуальные свой-

ства, которые проявляются в привычных формах поведения. Это

конкретно-психологическое понимание характера утверждает-

ся в литературе и реализуется в циклах исследований по возраст-

ной и, в дальнейшем, по управленческой психологии.

Современные подходы к феномену характера представлены

также в исследованиях В. С. Мерлина, Б. И. Додонова — в контек-

сте гуманистических и духовно ориентированных теорий лично-

сти. Отечественные авторы разделяют понятия направленности

и характера. Первые — это инициативные образования лично-

сти, выражающие отношение к проявлениям окрркающего мира.

Свойства характера — реактивные образования, показывающие

отношение к социально-типическим ситуациям.

В. С. Мерлин определяет характер как устойчивые индиви-

дуальные свойства, которые проявляются в способах поведения

и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При

этом он показывает, что характер складывается, формируется на

почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К авто-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

матизмам В. С. Мерлин относит генотипические характерологи-

ческие предпосылки, их комплексы — как глубоко усвоенные

поведенческие установки и привычки. Процесс развития, форми-

рования характера направляется механизмами индивидуализации,

или подчинения жизненных ситуаций природным личностным

свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих

установок и способов к наиболее активным, динамичным отно-

шениям.

Экскурс в историю характерологии свидетельствует о том,

что несмотря на продвижение в представлениях о характере,

актуальность исследований данного феномена сохраняется. В его

толкованиях, которые разрабатывались выдающимися психо-

логами прошлого и нашего времени, подчеркивается, что за по-

веденческими характерологическими проявлениями лежат пла-

сты глубинных индивидуальных свойств и побуждений человека.

Очень четко это видение выражено в одном из наиболее емких

определений характера, которое дано С. Л. Рубинштейном. Ха-

рактер он рассматривал как закрепленную в индивиде систему

генерализованных, обобщенных мотивов, побуждений, законо-

мерно проявляющихся у данного человека в сходных условиях.

Не случайно С. Л. Рубинштейн разделяет термины «мотивы»

и «побуждения». Понятия «потребность», «мотив», «мотивация»

являлись ключевыми в естественно-научной методологической

ориентации. В духовно ориентированной психологии ключевы-

ми остаются термины «побуждение», «нравственно-духовные

склонности», «диспозиции». В толковании природы глубинных

основ характера в истории характерологии прослеживались обе

эти ориентации. Для современной гуманитарной психологии ос-

новополагающ приоритет духовно ориентированного подхода.

В учении о характерах явно представлены интерес и тенденция

к возвращению к этико-психологической трактовке данного

феномена. С этой точки зрения, стержень характера составля-

ют нравственно-духовные свойства человека. На основе и вокруг

него группируются наследственные, природные и приобретен-

ные свойства.

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

11.2. Типология и структура характеров

В самых первых работах, посвященных исследованиям харак-

теров, проблема классификации выдвигалась на первый план. Как

упорядочить представление о многообразии индивидуальных ха-

рактеров? Было предложено много различных оснований их клас-

сификации и типологий. Большую известность приобрели клас-

сификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля,

Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К. Г. Юнге, А. Ф. Лазурского,

Э. Фромма. Д. Я. Райгородский объединяет современные класси-

фикации в две большие группы: типологические модели соци-

альных характеров и индивидуальных характеров [20].

Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, раз-

рабатывалось А. Ф. Лазурским, но заслуга создания основ со-

временной типологии социальных характеров принадлежит

Э. Фромму.

Типологическая модель социальных характеров Э. Фромма.

Э. Фромм развивает общее представление о социальном ха-

рактере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, ко-

торая присутствует у большинства членов данной социальной

группы и возникает в результате общих для них переживаний и об-

щего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фром-

ма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой

в западной психологии и обретает «второе дыхание» в настоящее

время в России. Данная типология имеет выраженную мораль-

но-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характе-

ров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные

ориентации социальных типов. Плодотворность — это фундамен-

тальная поведенческая установка на использование, реализацию

своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внут-

реннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца сво-

ей жизни и высокую ответственность за свои поступки, реше-

ние, поведение. Неплодотворная ориентация базируется на

зависимости от других людей и склонности получать блага от них

или за счет их.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров

Рецептивная, или берущая, ориентация предполагает, что «ис-

точник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести

желаемое — получить его из этого источника. Такие люди стре-

мятся «быть любимыми», а не любить. Такова же их склонность

и в интеллектуальной деятельности: они ориентированы на вос-

приятие идей, а не на их создание; настойчиво ищут поддержку,

помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия

окружающих. У них есть определенное доверие к жизни и ее да-

рам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, ког-

да им грозит утрата «источника питания». При благоприятных

условиях нравственного развития в характерах людей с рецеп-

тивной ориентацией формируются такие положительные свой-

ства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость.

Эксплуататорская, или овладевающая, ориентация отличает-

ся тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизнен-

ные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитро-

стью. Такая поведенческая установка распространяется на все

сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из

чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены

смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассмат-

ривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезно-

сти. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и рев-

ность. Но при благоприятном нравственном развитии личности

в характерах этих людей можно обнаружить такие положитель-

ные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе,

требовательность.

Стяжательская, или сберегающая, ориентация характеров ба-

зируется на установке бережливости, скупости. Главное стремле-

ние таких людей — как можно больше приносить в свое укры-

тие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется

не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой ха-

рактерный момент их установки — педантичная аккуратность.

При благоприятном нравственном развитии личности в этих ха-

рактерах представлены такие положительные черты, как прак-

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость

к стрессу.

Рыночнсяя, или обменивающая, ориентация характеров в ка-

честве доминирующей развилась в условиях рыночной экономи-

ки, задавшей подобную модель и служащей главным условием

его развития. «Ориентацию характера, коренящуюся в восприя-

тии себя как товара, а собственной ценности как меновой, я на-

зываю рыночной ориентацией» [19, с. 60]. Она получила ускорен-

ное развитие с формированием нового — «личностного рынка»,

своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфе-

ре деятельности зависит в большей степени от того, насколько

хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упа-

ковка», насколько он «энергичен», «надежен», «привлекателен»,

«респектабелен».

В каждой области деятельности формируются социально-пси-

хологические модели успешной личности. Средства массовой ин-

формации на разный лад демонстрируют психологические порт-

реты и жизненные истории преуспевающих людей, показывают

образцы того, каким быть и как выглядеть, если ты хочешь зара-

батывать «большие деньги» на современном личностном рынке

[21, с. 62]. Такая ситуация существенно влияет на самосознание

человека и окрашивает все человеческие отношения. У сильных

личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при

благоприятных условиях формируются положительные черты

рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергич-

ность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие.

11.2.2. Плодотворные ориентации характеров

Они базируются на фундаментальной установке — опирать-

ся, создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность.

Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посред-

ством деятельности и посредством постижения. Человек пости-

гает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и мыш-

ления. Плодотворное начало составляет основу подлинной любви,

оно представлено во всех формах и проявляется в таких сущно-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

стных характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответ-

ственность. Устойчивая склонность к заботе, участию, уважению,

пониманию, ответственности и подобные черты выражают пло-

дотворную ориентацию характера.

Данная ориентация проявляется также в плодотворном мыш-

лении. Э. Фромм подчеркивает ее ведущие характеристики: стрем-

ление проникать в суть вещей; раскрывать их сущность; актив-

ный интерес к объекту мышления; его целостное, масштабное,

объективное видение. Если эти склонности развиваются и за-

крепляются, то формируются такие когнитивные черты плодо-

творных характеров, как сущностное, заинтересованное, целост-

ное постижение объекта. Э. Фромм рассматривает вопрос

о сочетании плодотворной и неплодотворной ориентации, про-

слеживает наиболее типические их соотношения.

11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров

В характерологии XX в. сложилось несколько подходов к клас-

сификации индивидуальных. Психоаналитическая типология ха-

рактеров объясняет характер со стадиями психосексуального раз-

вития. Типологическая модель А. Лоуэна включает оральный,

мазохистский, истерический, нарциссический, шизоидный харак-

теры [20].

Психиатрический подход объединяет характер с доминирую-

щими природными и часто темпераментальными свойствами.

Большую известность и широкое практическое применение име-

ют типологические модели акцентуированных характеров 1С Леон-

гарда [8], Е. Личко [20]. Например, А. Е. Личко описывает такие

типы акцентуаций характеров в подростковом возрасте, как ги-

пертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сен-

зитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, ис-

тероидный, неустойчивый, конформный [20].

Личностный подход к типологии характеров разработан К. Юн-

гом [27]. Он развивал традиционное представление о структуре

характера как о преобладании эмоциональных, интеллектуаль-

ных и волевых функций и создал учение о типах направленности

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

личности. Структура характера, по К. Юнгу, интегрирует два энер-

гетических источника: экстравертированную или интравертиро-

ванную установки и преобладающие психические функции. В со-

ответствии с этим К. Юнг выделяет и описывает восемь типов

характеров: экстравертированные (мыслительный, чувствующий,

ощущающий, интуитивный) и интравертированные (мыслитель-

ный, чувствующий, ощущающий, интуитивный). Типологии ха-

рактеров К. Юнга уделяется большое внимание в современной

психологии. Новейшие разработки идут в этом направлении. Для

практических психологов представляют интерес типология Май-

ер-Бригс, переведенная на 26 языков мира, и построенная на ее

основе типология Д. Кейрси, адаптированная к современным ус-

ловиям России [18, 20].

И, наконец, еще одно достижение в современной характе-

рологии — наиболее глубокое, тщательно разработанное учение

о структуре и типах характеров А. Ф. Лазурского. Он углубляет

личностный подход, намеченный К. Юнгом, но при этом воз-

вращает в характерологию нравственно-этическую ориентацию

и впервые разрабатывает параметры практической ориентации

характеров. Типы характеров, по А. Ф. Лазурскому, задаются

прежде всего уровнем личностного развития. Низший, средний

и высший уровни личностного развития определяются потенциа-

лом врожденных нравственно-духовных склонностей и природ-

ных предпосылок эмоциональных, волевых, интеллектуальных

свойств. На каждом уровне личностного развития формируются

специфические типы. Тип характера, таким образом, А. Ф. Ла-

зурский рассматривает как ведущий психологический инстру-

мент личностного и духовного саморазвития человека. Стержнем

характера являются ведущие нравственно-духовные побуждения

человека, именно они задают уровень личностного развития и диа-

пазон саморазвития приобретаемых (экзогенных) свойств.

Низший уровень. Типы характеров обусловлены преоблада-

нием природных психологических функций: рассудочные; аффек-

тивные (подвижные, чувственные, мечтательные); активные

(энергичные, покорно-деятельные, упрямые).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Средний уровень, обусловленный соответствием природных

и приобретаемых (экзогенных) свойств. Здесь выделяются две

большие типологические группы: непрактичные теоретики-иде-

алисты — ученые среднего уровня, художники, созерцатели, меч-

татели; и практики-реалисты — альтррюты, предприниматели,

властные хозяйственники.

Высший уровень характеризуется осознанностью, богатством

и координированностью душевных побуждений и переживаний.

Приобретаемые свойства наиболее полно соответствуют перво-

основам характера и становятся ведущими. Структура обретает

цельность, устойчивость и четко координируется вокруг идеаль-

ных устремлений, ценностных ориентации человека. Эти типы ха-

рактеров вырастают на почве обычных, естественных отношений,

по своему содержанию соответствуют психосоциальным комплек-

сам среднего уровня. Важнейшие из них: альтруизм, знание, кра-

сота, религия, общество, государство, управленческая деятельность,

борьба, власть и др. Тип и структуру характера, по А. Ф. Лазурско-

му, следует рассматривать как многомерное образование. Он вы-

делил параметры как уровня личностного развития, так и развития

психических функций. Данные параметры объединены в диагно-

стической модели характера, которая получила название «звездоч-

ка» Лазурского. Интереснейший опыт разработки программ изу-

чения характеров школьников А. Ф. Лазурского представляет

особый интерес и для практической психодиагностики.

11.3. Чтение характера

Давно замечено, что характер — своего рода «скелет личности»,

интегральное выражение его индивидуальности проявляется не

только в поступках, устойчивых формах и линиях поведения. Он

зримо отражается и во внешнем облике человека, и в специфичес-

ких, чаще неосознанных поведенческих реакциях. Через всю исто-

рию характерологии прослеживается стремление наметить пути

дешифровки черт характера и по внешним признакам диагно-

стировать его носителя. В разное время приобретали большую

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

известность физиогномика лица, френология, графология и другие

методы практического распознавания ведущих черт характера.

Однако каждый метод неизменно обнаруживал свою ограничен-

ность, недостаточную результативность, поэтому подвергался

жесткой критике. Но сам принцип дешифровки, чтения харак-

тера по его внешним проявлениям не подвергается сомнению.

Более того, в настоящее время он приобретает особую актуаль-

ность и новое содержание.

Переход к рыночным отношениям сопровождается резким

преобразованием психологических основ управленческой работы,

а также деловых и межличностных связей. Феномен психологи-

ческой проницательности привлекает внимание руководителей, ме-

неджеров разного уровня, государственных служащих, журнали-

стов, работников правоохранительных органов, учителей, которые

сталкиваются с проблемой незащищенности, утраты доверия и со-

циального отчуждения. Проницательность рассматривается как

ценнейшее личностно-деловое качество. Но процесс приобрете-

ния этого качества можно упростить и ускорить, если опираться

на накопленные в этом направлении специальные знания.

В последние годы предпринят опыт обобщения старых и но-

вых материалов по данной проблеме и выделения психологии про-

ницательности как отдельной области практической психологии.

Заслуга эта принадлежит В. Г. Зазыкину. Его работа «Психология

проницательности» [2] является первой и пока уникальной в этом

направлении. В ней представлены методические разработки ав-

тора. Рассмотрим эти материалы.

Основу проницательности составляют наблюдательность

и умение анализировать внешние проявления с применением

конкретных методов, в частности, для распознавания ведущих

черт характера В. Г. Зазыкин привлекает в практическую психо-

логию наиболее информационные методы чтения характера.

Методы физиогномики широко использовались уже в Древ-

нем Китае и Японии для характеристики и предсказания жиз-

ненного пути. По выражению и цвету лица ставились также

и медицинские диагнозы. Платон и Аристотель предлагали во

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

внешнем облике человека находить сходство с каким-нибудь жи-

вотным и по аналогии толковать черты характера. В XVIII в. по-

лучила большую известность физиологическая система пастора

Иоганна Каспера Лафайера, который на основании точных, ос-

троумных наблюдений над лицами знаменитых людей составил

специальный трактат «Физиогномика*, оказавший существен-

ное влияние на последующие работы этого направления [6, 9,

21, 24]. В. Г. Зазыкин, обобщив классические и новейшие мате-

риалы по физиогномике, составил дайджест «Черты лица и ха-

рактер». [2].

11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер»

Форма лица. Продолговатое лицо с очертаниями прямоуголь-

ника — способность управлять другими, организаторские качества,

стремление следовать выработанным нормам поведения. Треуголь-

ное лицо — высокий интеллект, стремление к самообновлению,

повышенная чувствительность. Круглое лицо — доброжелатель-

ность, приветливость, уступчивость. Квадратное лицо — решитель-

ность, доминированность, целеустремленность, упрямство, склон-

ность к силовым способам решения проблем.

Форма лба. Высокий и широкий лоб — свидетельство ума,

склонности к интеллектуальной деятельности. Низкий угловатый,

скошенный лоб говорит о низком интеллекте. Узкий лоб при

низкой линии волос — посредственность «натуры». Круглая ли-

ния волос при высоком лбе — независимость характера.

Форма подбородка. Широкий подбородок — выраженные во-

левые качества, склонность решать проблемы волевым путем. За-

кругленный подбородок — чувствительность, разумность. Острый

подбородок — хитрость, хороший потенциал предприниматель-

ских качеств. Выдающийся вперед подбородок — уверенность,

волевые качества, заносчивость. Скошенный вниз подбородок —

недостаток волевых качеств, иногда «трудный характер». Раздвоен-

ный подбородок у мужчин — индикатор страстной натуры.

Форма ушей. Большие и твердые уши •— долгая жизнь. Кра-

сивая форма ушей — хорошие душевные качества. Сильно раз-

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

витая верхняя часть уха — незаурядный ум. Развитая средняя часть

уха — индикатор потенциала личностных качеств. Развитая ниж-

няя часть уха — здоровые и сексуальные потенции. Верхняя часть

уха заострена, «лисы ухо» — хитрость, изворотливость.

Форма носа. Длинный нос — выраженная неординарность,

индивидуальность. Короткий нос (слегка вздернутый) — опти-

мистичность, дружелюбие и сексуальность. Тонкий нос с горбин-

кой — гордость, упрямство. Кончик носа наподобие клюва —

мстительность.

Глаза. Блестящие глаза — высокая энергетика, высокий по-

тенциал нравственного саморазвития. Потухшие глаза — слабость,

угасание, печаль, нездоровье. Большие, «сияющие» глаза — креа-

тивность личности. Маленькие глаза — низкая восприимчивость.

Цвет глаз — индикатор целого ряда характерологических свойств,

но данные здесь противоречивы.

11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер»

Неуверенность, нервозность — покашливание, частая зево-

та, ерзанье на стуле, постукивание ногой о стол, отведение взгля-

да от собеседника.

Скрываемая психическая напряженность — крепко сжатые

руки, пальцы, потирание рук, манипулирование авторучкой, по-

глаживание шеи, расстегивание воротника, готовность встать

и пройти по комнате; у курильщиков — упорное желание часто

закуривать и гасить сигареты.

Агрессия — сжатые кулаки, швыряние предметами, «указую-

щий перст» на оппонента, хлопанье дверью и т. п.

Закрытость — скрещенные на груди руки, «поза замка»,

скрещивание ног, откидывание к спинке стула или посадка «вер-

хом» со скрещенными руками, прикрывание рта руками, наклон

корпуса от собеседника, отведение глаз в сторону.

Уверенность —•- хорошая осанка, соединение рук за спиной,

неспешное расхаживание «взад и вперед», соединение пальцев

обеих рук «куполом» и поднимание их до уровня глаз, наклон

корпуса вперед.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Готовность к диалогу, взаимодействию — посадка на край

стула, наклон корпуса вперед к собеседнику, расстегнутый пид-

жак, жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелатель-

ная интонация, руки часто протягиваются вперед или немного

в сторону, ладони открыты, круговые движения рук.

Другие интереснейшие характеристики невербального пове-

дения изложены в работах очень популярных ныне Д. Нирен-

берга, Г. Камро [17] и других авторов. [3, 5, 6, 9,18,21, 22].

11.3.3. Дайджест «Почерк и характер»

Виды почерка:

Твердый почерк — энергия, независимость, самоуверенность.

Бледный почерк—слабая воля, бесхарактерность, неуверенность.

Легкий, бледный, сухой почерк — осторожность, подозритель-

ность, нервозность.

Быстрый и беглый почерк — деятельность, влюбчивость, эго-

центричность.

Медленный, как бы тянущийся — пассивность, леность.

Размашистый почерк — великодушие, расточительность.

Чересчур размашистый — беззаботное отношение к себе, сво-

им делам, обязанностям, другим людям.

Крупный почерк — открытость, эмоциональность, великоду-

шие, доброта.

Сжатый почерк — скупость, подозрительность, упрямство,

придирчивость.

Мелкий почерк — замкнутость, скрытость. Если строка под-

нимается — самолюбие, практичность. Если опускается — ску-

пость, привычка все экономить.

Неразборчивый, сбивчивый мелкий почерк, но строчка ров-

ная — дипломатичность, независимость.

Разорванный, дрожащий — болезненность, депрессивное со-

стояние, старость.

Простой без завитушек — скромность, простота.

Строгий правильный почерк — аккуратность, ясность, по-

следовательность, формализм.

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

Наклон букв:

Наклон вправо — чувствительность, дисциплинированность,

склонность к откровенности.

Наклон влево — упрямство, недоверие.

Влево, сжатый или размашистый — непостоянство.

Вертикальный почерк — точность, выносливость, неприхот-

ливость, самообладание.

Виды букв:

Буквы в словах слиты — способность, мечтательность.

Раздельное написание букв — рассудительность, но беспо-

койство.

Отрывистые неровные буквы — сообразительность.

Причудливое написание букв — своеобразие характера, воз-

можно, кокетство.

Виды строк:

Строка летит вверх — оптимистичность, целеустремленность,

тщеславие.

Строка падает вниз — мечтательность, нерешительность, осто-

рожность.

Ровная строка — выдержанность, последовательность.

Строка параболой — поспешность, склонность к неожидан-

ным решениям.

Строка синусоидная — психические отклонения.

В заключение еще раз следует отметить, что характер — это




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.