Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Тема - Логистический подход к организации и управлению доставкой грузов. 3 страница




На указанных документах в этих случаях в месте, где предусмотрено проставление подписи, делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления, которая подписывается представителем перевозчика на станции заверяется строчным штемпелем станции.

 

1.3. Организация перевозки грузов в международном сообщении

 

Основные условия доставки товаров по Соглашению о прямом железнодорожном сообщении (СМГС)

 

В настоящее время участниками СМГС являются страны СНГ, Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам, Болгария, Польша. Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния денонсировали СМГС, однако готовы пользоваться его положениями, пока с ними не заключены новые соглашения.

Основное предназначение СМГС заключается в том, что для всех железных дорог стран-участниц оно устанавливает единые условия перевозки и применение единых перевозочных докумен­тов.

Соглашение состоит из восьми разделов, в которых регулирует­ся весь комплекс вопросов транспортного процесса — заключение договора перевозки (порядок приема груза к перевозке, накладная, исчисление провозных платежей и т. д.), выполнение этого Согла­шения, порядок его изменения, ответственность железных дорог и др. СМГС дополняется рядом тарифов, правил и инструкций.

Положениями СМГС прямо предусматривается обязанность железных дорог перевозить грузы, включенные в план перевозок по дороге отправления, и обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз.

При этом нормы о порядке планирования перевозок СМГС не содержат, поскольку это сфера внутреннего законодательства стран-участниц.

Условия перевозок императивны и не могут быть изменены ни соглашениями железных дорог, ни по договоренности между уча­стниками договора перевозки. К предметам, которые по Согла­шению допускаются к транспортировке с соблюдением особых условий, относятся: железнодорожный подвижной состав, тяже­ловесные, длинномерные и негабаритные грузы, опасные грузы по особому перечню и некоторые другие. Для тяжеловесных, негабаритных и длинномерных грузов СМГС предписывает пред­варительное согласование условий перевозок.

Порядок погрузки и отправления грузов определяется прави­лами дороги отправления. По отдельным вопросам разработаны общие для всех правила, например требования к таре, марки­ровке; унифицированные нормы предусмотрены также для по­грузки и крепления грузов на открытых платформах. Согласно статьям СМГС перевозка грузов в международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях.

В соответствии с положениями СМГС перевозки грузов в пря­мом международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого образца — накладной СМГС.

Положения СМГС предусматривают, что при перевозке грузов по документам прямого железнодорожного сообщения от станции отправления на железной дороге страны отправления до погра­ничных станций провозная плата взимается по тарифам, приня­тым для внутреннего сообщения. То же установлено для пере­возки грузов по железной дороге страны назначения.

При транзитном сообщении за транспортировку по железным дорогам страны отправления и страны назначения плата взима­ется также по отдельным внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран — по специальным тран­зитным тарифам.

Исчисляется плата по кратчайшему расстоянию между погра­ничными станциями, которые указаны в накладной отправите­лем. Но перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные станции — по более короткому пути, и тогда плата исчисляется по фактическому маршруту.

Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при транспортировке по дорогам страны отправления и страны на­значения исчисляются в местной валюте. За перевалку грузов в вагон для колеи другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных станциях взимаются дополнитель­ные сборы. Если эти операции производит дорога назначения, такие сборы определяются по ее внутреннему тарифу, а в осталь­ных случаях — по ставкам транзитных тарифов.

Чтобы организации внешнеэкономического комплекса имели информацию о движении своих товаров, на пограничных станциях выписывают и отправляют в их адрес экспортные и импортные извеще­ния. Экспортное извещение информирует об отправлении экспорт­ного груза за границу, импортное — служит свидетельством об отправке поступившего из-за границы груза получателю. Подго­товкой и рассылкой этих документов занимаются транспортно-экспедиторские конторы пограничных железнодорожных станций.

Порядок выдачи груза в пункте назначения следующий. По прибытии груза на станцию назначения железная дорога выдает его вместе с накладной получателю только после взимания всех про­возных платежей. Причем по условиям СМГС ему следует упла­тить все суммы полностью, даже если часть груза отсутствует. Сумма за недостающий груз может быть получена обратно в претензионном порядке.

Если железная дорога или получатель при проверке состояния груза установят частичную или полную утерю груза либо его повреждение, они составляют коммерческий акт, один экземпляр которого выдается получателю. При этом учитываются нормы естественной убыли, также установленные в СМГС. Коммерчес­кий акт дает основание для материальной ответственности желез­ных дорог и грузоотправителей. Кроме случаев непосредствен­ной порчи, потери и т. д., он может составляться и в случае если груз и документы оказались разъединенными, а также при пре­вышении провозных платежей и при других нарушениях. Акты составляются при приемке груза, как на станции назначения, так и на пограничных станциях.

Поскольку доставка груза в международных сообщениях осуществляется с перегрузкой на пограничных станциях из вагона россий­ского стандарта в вагон европейского стандарта и наоборот, то дол­жны проверяться состояние груза и составляться коммерческие акты о его несохранности или повреждении. Отсутствие коммерческого акта создает предположение, что груз был передан принимающей железной дороге в надлежащем состоянии, и она должна нести от­ветственность при установлении его несохранности на станции на­значения.

Коммерческие акты составляются на бланках определенной фор­мы. По внешнему виду и содержанию они соответствуют анало­гичным документам, используемым во внутренних сообщениях. Если недостатки обнаружены на станции назначения, такие документы оформляются до выдачи груза получателю, в день обнаружения неисправности. Если акт составляется на станции отправления или на пограничной железнодорожной станции, то он следует вместе с грузом до станции назначения, а отметка о составлении акта делается на обратной стороне накладной и дорожной ведо­мости. Коммерческий акт должен содержать только фактические данные: точное описание груза и неисправности, указание на обстоятельства, при которых обнаружена неисправность, све­дения о вагонах и пломбах. Никакие заключения о причинах неисправности или чьей-либо виновности в акт не вносятся. Подписывается акт начальником станции или его заместителем, а также получателем или его представителем.

 

Ответственность железных дорог по условиям СМГС

 

Ответственность железных дорог при перевозке грузов предусматривается за несохранность груза и просрочку его достав­ки, если не будут установлены прямо оговоренные обстоятельства, когда железная дорога освобождается от ответственнос­ти. Прежде всего это обстоятельства, которые не зависят от же­лезной дороги, отправителя и получателя и при современном уровне развития транспортных средств не могли быть устране­ны или предотвращены перевозчиком. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия. К объективным обстоятельствам, при которых железная дорога освобождается от ответственнос­ти, относится также перевозка грузов на открытых платформах. Однако в этом случае освобождение от ответственности возмож­но при наличии одновременно двух условий: если перевозка допускается правилами дороги отправления и если отсутствует вина транспортных органов в несохранности груза (например, из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды). Если же ут­рата или повреждение груза произошли в результате виновных дей­ствий перевозчика (нарушение правил транспортировки и т. п.), то от ответственности он не освобождается.

Транспортные органы не несут ответственности за просрочку доставки груза в связи с заносами, наводнениями, обвалами и дру­гими стихийными явлениями либо в связи с распоряжением прави­тельства страны о задержке груза.

Ответственность перевозчика за несохранность груза может быть ограничена или полностью исключена также в связи с особы­ми естественными свойствами самого груза, которые влекут само­уничтожение, самоповреждение, порчу и другие последствия. Применение нормы убыли обусловлено естественными свойства­ми груза, поэтому, если недостача образовалась вследствие иных факторов, в частности утраты части груза, нормы убыли не приме­няются. При утрате груза его стоимость возмещается полностью.

СМГС устанавливает исчисление естественной убыли отдельно для каждого грузового места, если вес указан в накладной при при­емке груза к перевозке. Если же вес каждого места не определял­ся, например, при погрузке насыпью (зерно), навалом (уголь) и т. д., убыль исчисляется от общего веса отправки. Ответственность перевозчика исключается, когда тара имела скрытые дефекты. Если же ее недостатки были известны перевозчику и тем не ме­нее груз был принят к перевозке, транспортные организации отвечают за возможные последствия.

 

Подача и рассмотрение претензий и исков по условиям СМГС

 

Основным международным актом, регламентирующим усло­вия международных железнодорожных перевозок грузов, является СМГС. Необходимо также помнить, что независимо от страны (исключение составляют страны, с которыми заключены отдельные двусторонние соглашения), в которую направляются экспортные грузы, грузоотправитель оформляет накладную СМГС. Поэтому на коммерческо-правовых вопросах именно этого документа мы остановимся в первую очередь.

Согласно п.1 ст.29 СМГС право предъявления претензий, основанное на договоре перевозки, принадлежит отправителю или получателю. Претензии представляются в письменном виде с соответствующим обоснованием и указанием требуемой суммы возмещения. Претензия предъявляется по каждой отправке в отдельности: отправителем — к дороге отправления, получателем — к дороге получения груза. Допускается предъявление одной претензии по нескольким отправкам только в том случае, если по всем составлен один коммерческий акт.

Претензии о возврате сумм, уплаченных по договорам перевоз­ки, могут быть предъявлены только тем лицом, которое произвело данный платеж, и только к той национальной железной дороге, которая взыскала эти суммы (п.36 ст.29 СМГС). Не подлежат удовлетворению и не предъявляются претензии юридических лиц на сумму менее 23 швейцарских франков и физических лиц на сумму менее 5 швейцарских франков.

Претензии предъявляются для рассмотрения компетентными органами железных дорог, а именно — в территориальные управления железных дорог пунктов отправления или прибытия грузов. Согласно п.7 ст.29 СМГС основаниями для предъявления претензий служат полная или частичная утрата, повреждение, порча или снижение качества груза, просрочка в доставке груза, пе­ребор провозных платежей. Наиболее часто претензии предъяв­ляются по первым двум основаниям.

При подаче претензии отправитель обязан предъявить дубли­кат накладной и коммерческий акт. Все прилагаемые к претензии документы должны быть оригиналами. В случае утраты оригина­лов документов заменяющие их копии могут быть приложены к претензии на основе соответствующих отметок, изложенных в коммерческом акте. К претензии должен быть приложен счет иностранного поставщика, удостоверяющий фактическую стои­мость утраченного товара или его части, или выписка из этого счета, заверенная в порядке, предусмотренном в стране предъяв­ления претензии.

Железная дорога обязана в 180-дневный срок со дня предъяв­ления претензии, подтвержденного почтовым штемпелем пунк­та отправления или распиской администрации железной дороги в получении непосредственно предъявленной претензии, рас­смотреть ее, дать ответ подателю претензии и при полном или частичном признании требования уплатить ему причитающую­ся сумму (п.8 ст.29 СМГС).

Если железная дорога отклоняет претензию, она обязана возвра­тить все приложенные к претензионному заявлению документы и дать мотивированное объяснение отказа в требовании (п.11 ст.29 СМГС). В противном случае все приложенные к претензионному заявлению документы остаются у железной дороги.

Если груз приходит на станцию назначения с коммерческим актом страны, не являющейся участницей СМГС, порядок ве­дения исково-претензионной работы значительно усложняется. Требования по грузу, претензии и иски должны быть предъяв­лены к соответствующим компетентным органам национальных железнодорожных администраций стран, оформивших соответ­ствующие коммерческие акты. Рассмотрение таких дел осуще­ствляется согласно нормам применимого права этих государств и положений КОТИФ — Международной конвенции по перевозкам грузов железнодорожным транспортом.

Право предъявления иска, основанного на договоре перевоз­ки, согласно п.1 ст.30 СМГС принадлежит лицу, которое имеет право предъявить претензию к железной дороге. Иск может быть заявлен только после отклонения рассмотренной претензии. Иск предъявляется только к той национальной железной дороге, которой была заявлена претензия. Основанием для предъявле­ния иска служит неполучение подателем претензии ответа на нее в течение 180 дней (п.2 ст.30 СМГС).

Иск может быть предъявлен только в надлежащем суде той страны, железным дорогам которой была предъявлена претензия (п.3 ст.30 СМГС).

Претензии и иски к железным дорогам по договору перевоз­ки, а также иски железных дорог отправителям или получате­лям могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке грузов, для предъяв­ления которых установлен двухмесячный срок (п.1 ст.31 СМГС).

Сроки исчисляются: для претензий о возмещении за частичную ут­рату груза, недостачу, повреждение, порчу или снижение качества гру­за, а также за просрочку в доставке — со дня выдачи груза получателю; для претензий о возмещении за полную утрату груза — с 30-го дня с момента истечения срока доставки груза, исчисленного в соответствии с правилами, указанными в ст.14 СМГС; для претензий о дополнитель­ных платежах или возврате уплаченных ранее сумм — со дня уплаты, или если уплата не была произведена — со дня выдачи груза; для пре­тензий о выплате сумм оставшихся от реализации груза — со дня реа­лизации груза; для всех других требований — со дня установления об­стоятельств, послуживших основанием для их предъявления.

День начала течения срока давности в срок не включается, (п.2 ст.31 СМГС). Предъявление отправителем или получате­лем письменной претензии к железной дороге приостанавливает течение срока исковой давности. Течение сроков исковой дав­ности продолжается с того дня, когда железная дорога сообщила подателю претензии о полном или частичном отклонении его претензии. Днем отклонения считается дата, указанная на поч­товом штемпеле пункта отправления, или день, в который пода­тель претензии своей распиской подтвердил получение сообщения об отклонении. Представление доказательств об отправлении претензии и ответов на нее возлагается на сторону, ссылающуюся на эти факты.

Повторные претензии, содержащие ранее предъявленные, но отклоненные требования, не приостанавливают течение срока исковой давности (п.3 ст.31 СМГС). Согласно п.4 ст.31 СМГС претензии и требования, по которым, истек срок давности, не могут быть предъявлены в виде исков.

 

Порядок транспортировки грузов в страны Западной Европы

 

Страны Западной Европы являются участницами Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам — МГК. Это одно из старейших соглашений в Европе было заклю­чено в 1890 г. в Берне (Швейцария) и потому его часто называют Бернской конвенцией.

Первоначально в ней участвовало 9 европейских государств. В настоящее время ее участниками выступают 33 го­сударства — страны Европы, ряд стран Азии и Северной Африки.

Международная конвенция — это межправительственное со­глашение. Для решения вопросов, возникших по Конвенции, один раз в пять-шесть лет созывается специальная конферен­ция. При перевозке грузов применяется накладная единого образца — накладная CIM, реквизиты которой аналогичны накладной СМГС.

В 1980 г. в Берне проходила конференция по пересмотру Кон­венции, которая приняла Соглашение о международных железнодо­рожным перевозках (КОТИФ). В части, касающейся организации пере­возок, оно базируется на положениях МГК, за исключением отдельных вопросов. Так, упрощён порядок применения правил о группировке партий грузов, несколько сокращены сроки доставки грузов, введе­ны специальные положения о порядке предоставления к перевозке мелких отправок.

Поскольку страны СНГ не являются участниками КОТИФ, перевозки между ними и западноевропейскими странами в прямом международном железнодорожном сообщении невозможны. Перевозки осуществляются при помощи посредников, которые занимаются переотправкой внеш­неторговых грузов и составлением на пограничных станциях новых перевозочных документов. В соответствии с СМГС функ­ции посредников взяли на себя железные дороги стран-участниц СМГС, которые участвуют в КОТИФ: Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния.

При отправке экспортных грузов в западноевропейские стра­ны грузоотправители стран СНГ выписывают наклад­ную СМГС и адресуют ее начальнику выходной пограничной стан­ции названных стран. На пограничной станции происходит пере­отправка груза по адресу получателя и выписывается новый документ — накладная CIM, по которой груз следует до станции назначения. Все сведения из накладной СМГС переносятся в накладную CIM. Аналогичный способ оформления перевозочных документов применяется в обратном направлении.

Поскольку перевозки в сообщении СМГС осуществляются на основании двух самостоятельных договоров перевозки, при сле­довании грузов по территории стран-участниц СМГС ответственность железных дорог возникает по правилам этого Согла­шения, а в дальнейшем — по правилам КОТИФ. Соответствен­но претензии ириски к железным дорогам должны предъявлять­ся отдельно по каждому из этих договоров, и притом только их участниками.

 

2. Организация и управление транспортировкой на автомобильном транспорте

 

В течение длительного времени участие автомобильного транспорта в перевозке грузов сводилось к подвозу груза к железным дорогам и доставке его с железнодорожных станций получателям. В 60-е годы автомобильный транспорт постепенно начал играть большую роль в обеспечении перевозки грузов. А в международных перевозках и в торговле с некоторыми странами Западной Европы он занял ведущее положение.

Исходя из стоимости грузов международной торговли автомо­бильный транспорт осуществляет 28% международных перевозок, железнодорожный — 24%. По объему на долю автомобильного транс­порта приходится 4% перевозок, на железнодорожный — 50%. Столь небольшой процент объясняется тем, что автомобильный транспорт используется почти исключительно для перевозки готовой продук­ции, а ее масса невелика. Если взять стоимостной показатель рабо­ты автомобильного транспорта в международных сообщениях, то его доля окажется существенно выше.

Акционирование и приватизация в сфере автомобильного транс­порта проводились более высокими темпами, чем на других видах транспорта. В основном благодаря тому, что активы автомо­бильного транспорта уступают активам, задействованным на других видах.

Основную долю перевозки грузов во внутреннем и международ­ном сообщении осуществляют специализированные автотранспорт­ные предприятия. Автомо­бильные перевозки осуществляются многими экспедиторскими организациями.

Возможно осуществление перевозок, в том числе и междуна­родных, собственным автотранспортом предприятий. В органи­зации и осуществлении международных автомобильных перево­зок участвуют иностранные автомобильные предприятия.

 

Основное содержание договора на автомобильную перевозку

 

Независимо от того казахстанская или иностранная компания осуществляет автомобильную перевозку, отношения с ней стро­ятся на основании договора. Договор может быть заключен с перевозчиком, как отправителем, так и получателем товара.

Основным обязательством перевозчика по договору является доставка товара в указанное отправителем место и в обуслов­ленные сроки. Указываются сроки предъявления заявок на под­вижной состав. Заказчик обязан подать в оговоренные сроки за­явку на автотранспортное средство, предъявить обусловленное количество груза и оплатить стоимость перевозки. Еще одной обязанностью грузовладельца является необходимость своевре­менной загрузки и разгрузки автотранспортных средств.

Важный фактор — стоимость перевозки и порядок оплаты. В договоре, как правило, приводится фиксированная сумма оп­латы каждой конкретной перевозки. Оплата производится про­тив счетов, которые выставляет перевозчик заказчику. Если кли­ент новый для данной транспортной компании, то обычно пере­возчик ставит условие о предоплате или выплате аванса.

Тарифы, за перевозку устанавливаются по принципу базовой рас­четной ставки и надбавок. Базовым считается автомобиль грузоподъ­емностью 23 т объемом кузова 68 м3. Надбавки применяются:

- за использование специального подвижного состава (надбавка за рефрижератор – 10-25% к базовой цене);

- за использование состава повышенной кубатурности (полупри­цеп «Джумбо» — надбавка 10-15%);

- за использование автомобильных платформ-низкорамников (надбавка 70%, так как вероятность обратного груза очень мала и требуется разрешение на проезд по отдельным участкам дорог);

- за негабаритность и тяжеловесность груза;

- за срочность перевозки, вплоть до 50%, если подача подвиж­ного состава должна произойти за 24 часа с момента подачи заявки.

При расчете провозной платы расстояние исчисляется по крат­чайшему маршруту, за исключением тех случаев, когда это невоз­можно по дорожным условиям или обстоятельствам. Ставки тарифов при международных автомобильных перевоз­ках регулярно пересматриваются предприятиями. На их величи­ну влияют различные факторы, в том числе и общеэкономичес­кого характера: инфляция, положение на рынке автоперевозок, конъюнктура рынка и пр. В тарифах могут устанавливаться размеры штрафов, например, за неправильное оформление то­варно-транспортной накладной и другие нарушения условий перевозки.

Стороны несут материальную ответственность за несоблю­дение условий договора. Каждая из сторон должна точно и свое­временно исполнять условия договора и способствовать его вы­полнению другой стороной.

Перевозчик несет ответственность за убытки, причиненные заказчику вследствие ненадлежащего вы­полнения договора, а также при полной или частичной утрате, повреждении груза, ухудшении его качества и несоблюдении срока доставки.

Заказчик несет ответственность за убытки, причиненные пе­ревозчику вследствие ненадлежащего исполнения договора, за невыполнение условий конкретных договоров перевозки и за необоснованный отказ в оплате.

Претензии по договору должны подаваться в установленном сторонами сроки. Датой предъявления претензии является дата штемпеля почтового отправления. Сторона, получившая претен­зию, должна рассмотреть ее и оповестить о своем решении парт­нера в сроки, определяемые договором. При отклонении пре­тензии заявляющая сторона имеет право обратиться в арбитраж­ный суд. Решение арбитражного суда обязательно для обеих сторон.

Прочие условия договора касаются в основном времени вступ­ления его в силу, сроков действия и окончания, а также растор­жения по инициативе какой-либо из сторон. Все изменения и до­полнения к договору действительны только в случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченны­ми на это лицами.

При заключении договора с автотранспортной компанией заказ­чик должен руководствоваться Конвенцией о договоре дорожной перевозки груза (КДПГ), и содержание договора не должно проти­воречить ее основным положениям. Вопросы пересечения авто­транспортом границ решаются Таможенной конвенцией о меж­дународной перевозке грузов с применением Книжки Междуна­родной дорожной перевозки (МДП).

 

Основные условия осуществления

международных автомобильных перевозок

 

Казахстанский автомобильный транспорт достаточно активно участвует в международных перевозках внешнеторговых грузов. На начало 2003 г. рынок автомобильных международ­ных перевозок оценивается на уровне 3 млрд. долл.

Но существует ряд проблем, не позволяющих автотранспорту активнее работать на этом рынке. Причины потерь в следующем:

— существующая правовая база по налогам и другим требо­ваниям позволяет иностранным перевозчикам иметь меньшие издержки при перевозке внешнеторговых грузов, чем эти издержки несут отечественные компании;

— простои автотранспорта из-за необустроенности и отсут­ствия должной координации в работе пограничных переходов огромны;

— наличие разного рода сборов за использование инфра­структуры, административные ограничения, сложности с визовым оформлением, страхованием, ограничения дорожного дви­жения, запрет на движение в определенные дни и время суток, ограничения по полной массе и габаритам автотранспортных средств;

— старение подвижного состава, поскольку 60% автопарка международных перевозок не соответствует европейским нор­мам. Это приводит к падению рентабельности, увеличению зат­рат на ремонт и обслуживание, отсутствию гарантий безопасно­сти, нарушению сроков доставки и снижению качества обслу­живания.

Международные правила предъявляют особые требования при международных перевозках к подвижному составу (нормы «Евро-3»). Вследствие отставания отечественной промышленности по выпуску автомобилей, отвечающих нормам «Евро-3», пока допускается регист­рация по нормам «Евро-2», а автомобили с более низкими показате­лями уже не допускаются к перевозкам.

Международные автомобильные перевозки грузов в европей­ских странах, включая многие страны СНГ, осуще­ствляются на основе положений Конвенции о договоре меж­дународной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в Женеве в 1956 г. В латинском написании Кон­венция звучит как Конвенция CMR.

Конвенция CMR применяется ко всякому договору о междуна­родной автомобильной перевозке грузов, когда место погрузки груза и место доставки, указанные в контракте, находятся на террито­рии двух стран, из которых по крайней мере одна является участ­ником Конвенции.

Если на части маршрута перевозки автотранспортное сред­ство транспортируется вместе с перевозимым им грузом по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или по воздуху, на­стоящая Конвенция CMR применяется ко всей перевозке в целом.

По положениям Конвенции CMR автоперевозчик отвечает как за свои действия и упущения, так и за действия и упущения сво­их агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки.

Договор перевозки устанавливается международной товарно-транспортной накладной, называемой в оперативной терминологии накладной ЦМР (CMR), по латинской аббревиатуре названия самой Конвенции. Форма накладной ЦМР приведена в Приложении 3.

Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частно­сти, требовать от перевозчика прекращения перевозки, измене­ния места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной.

Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее в промежу­ток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей по­лучателю. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если его вины нет или имели место обстоятельства, избежать ко­торых перевозчик не мог. Перевозчик не может ссылаться на де­фекты автотранспортного средства с целью сложения с себя от­ветственности.

Правомочное по договору лицо может считать груз поте­рянным, если он не был доставлен в течение 30 дней по проше­ствии установленного в накладной срока доставке. Если же срок не был определен, то в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком. Правомочное по договору лицо может при по­лучении им возмещения за утраченный груз просить в пись­менной форме о его немедленном возвращении в том случае, если груз будет найден в течение года, следующего за уплатой возмещения.

Когда перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный пол­ной или частичной потерей груза, размер подлежащей возме­щению суммы определяется на основании стоимости груза в ме­сте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, текущей ры­ночной цены или обычной стоимости товара такого же рода и качества.

В соответствии с Конвенцией размер возмещения не может пре­вышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается т.н. золотой франк весом 10,31 г золота 0,900-й пробы.

Кроме того, подлежат возмещению плата за перевозку, сборы и пошлины, а также прочие возможные расходы, связанные с перевозкой. Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный про­срочкой в доставке, если будет доказано, что просрочкой нане­сен ущерб. В случае повреждения груза перевозчик выплачивает сумму, соответствующую обесценению груза. Если получатель принял груз и не установил состояние груза в присутствии пере­возчика, а впоследствии были определены заметные потери или повреждения, то считается, что груз был принят получателем в должном состоянии, описанном в накладной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.