КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Тема - Логистический подход к организации и управлению доставкой грузов. 5 страница
Уровень сервиса можно оценить, также сопоставляя фактическое время на выполнение определенных логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг.
Показатели работы предприятия, используемые в качестве критериев логистического сервиса
Для оценки уровня логистического сервиса поставщика товаров применяют следующие критерии: - надежность поставки; - полное время от получения заказа до поставки партии, товаров; - гибкость поставки; - наличие запасов на складе поставщика; - возможность предоставления кредитов, а также ряд других. Надежность поставки — это способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах. Гибкость поставки означает способность поставщика учитывать особые пожелания клиентов: изменение формы заказа, изменение тары и упаковки, получение клиентом информации о состоянии заказа и др. Для каждого отдельного сервисного предприятия набор критериев качества логистического сервиса различен. Например, уровень логистического сервиса магазинов самообслуживания можно оценить всего по двум критериям: • ассортимент товара; • скорость кассового обслуживания покупателей. При этом показатели уровня сервиса будут выглядеть следующим образом: - уровень сервиса по ассортименту товаров: · m1 — количество наименований товара, предлагаемого данным магазином; · М1 — количество максимально возможных наименований товара; - уровень сервиса по скорости кассового обслуживания: · m2 — количество одновременно обслуживающих кассовых аппаратов; · М2 — общее количество кассовых аппаратов в данном магазине или максимально возможное количество аппаратов в таких магазинах.
Скорость обслуживания можно определить также как среднее время обслуживания одного покупателя, но для этого необходимы соответствующие измерения. Для транспортного предприятия критериями уровня логистического сервиса могут быть надежность поставки, время транспортировки груза, количество сопутствующих услуг и др.
Определение оптимального объема логистического сервиса
При повышении уровня логистического сервиса растет объем продаж компании, а следовательно, и доходы. С другой стороны, расширение сферы услуг влечет за собой увеличение затрат предприятия. Поэтому важной задачей логистики на предприятии является поиск оптимального уровня сервиса. Кривая затрат на обеспечение логистического сервиса имеет экспоненциальный характер, т.е. при прохождении определенной точки затраты на сервис резко возрастают, поскольку начальный уровень сервиса определяется небольшими вложениями. Однако по мере того как потребности рынка растут, предприятие вынуждено идти на дорогостоящие мероприятия. Кривая дохода от реализации имеет S-образную форму, что объясняется двумя основными причинами: - большинство рынков требует от продавца наличия минимального уровня сервиса. В противном случае предприятие не будет принято рынком; - после достижения определенного уровня сервиса рынок становится нечувствительным к его дальнейшему увеличению. Кривая доходов определяется реакцией рынка, и при совершенной конкуренции компания, как правило, не может повлиять на ее изменение, однако компания может повлиять на кривую расходов. Улучшить уровень сервиса посредством выполнения максимального числа заявок можно двумя способами: • увеличить размер запасов; • наладить быструю систему получения заявки и доставки заказа.
Первый путь — экстенсивный и требует роста затрат, связанных с содержанием запасов. Второй путь не требует пополнения запасов, конкурентоспособность здесь возрастает за счет четкой логистики продвижения информации и материалов. Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный потоки переходят через границы ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы предприятия. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
Информационный поток при транспортировке груза от поставщика к потребителю
Рассмотрим этапы прохождения логистического информационного потока при перевозке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном. При перевозках по железной дороге используются следующие документы: - накладная, являющаяся договором перевозки на железнодорожном транспорте; - дорожная ведомость (документ, сопровождающий груз на всем пути следования); - корешок дорожной ведомости (остается на станции отправления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок); - квитанция о приеме груза (важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя); - вагонный лист (составляется на каждый загруженный вагон). В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и отделение перевозок назначения, и трассу к пункту назначения, наименование отправителя и получателя, число мест груза, род упаковки, техническую норму загрузки вагона, массу груза. Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости, квитанцию о приеме груза. При перевозке грузов на морском транспорте различают линейную и нелинейную (трамповую) форму судоходства. В первом случае суда работают между определенными портами по заранее объявленному расписанию и единым для всех фрахтовым ставкам. При данной форме судоходства договором перевозки является коносамент. Договором морской перевозки при нелинейных формах судоходства является чартер. А коносамент в данном случае также оформляется, но выполняет другие функции: он служит как подтверждением наличия чартера, так и принятия груза к перевозке, а также товарораспорядительным документом.
Погрузка груза на морском транспорте оформляется поручением на отгрузку экспортного груза или грузовым поручением. Выгрузка груза в российским портах оформляется генеральным актом. Если имеются расхождения по количеству и качеству груза между данными коносамента и генерального акта, то заполняется акт-извещение, в котором фиксируются все несоответствия. На речном транспорте перед открытием навигации отправители заключают навигационные договоры на перевозку и буксировку плотов. Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоотправитель обязан передать порту (пристани) отправления накладную, которая является основным документом, сопровождающим груз на всем пути следования. Для перевозки на автотранспорте оформляется договор. Водителю при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является первичным документом работы. Перевозки грузов должны производиться при обязательном оформлении товарно-транспортного документа — накладной. Товарно-транспортная накладная служит основанием для расчета заказчика с автотранспортной организацией. Из определения логистики вытекают основные операции: - организация перевозки товаров или собственно перевозка; - установление цены перевозки (тарифная политика); - определение требований к упаковке и осуществление упаковочных работ; - погрузка, разгрузка, перегрузка или организация этих работ; - формирование и управление запасами; - учет и обработка заказов на осуществление работ, связанных с логистикой; - обеспечение должного уровня удовлетворения потребностей клиентов в отношении логистических операций; - прогнозирование объемов работ, связанных с логистическими операциями; - организация и обеспечение доставки закупаемого сырья и полуфабрикатов; - организация и обеспечение доставки готовой продукции на склады или в розничную сеть;
- организация и обеспечение размещения товаров на npoизводственных складах предприятия; - организация и обеспечение перемещения продукции в рамках внутрифирменного производственного цикла; - ведение претензионной работы по логистическим операциям; - контроль расходов, связанных с осуществлением логистических операций; - мониторинг логистических операций и выявление способов и методов их совершенствования; - информирование клиентов о всех этапах и процессах движения товара и осуществления логистических операций. Кроме того, возможны организация и осуществление широкого круга самых неожиданных действий, обусловленных необходимостью обеспечения логистических операций, в первую очередь по доставке товара. Функции логистики в различных сферах бизнеса: - транспортировка; - складирование; - упаковочные работы; - обработка груза (погрузка, разгрузка, перегрузка); - обработка заказов клиентов; - управление запасами; - производственные операции; - операции по закупке; - маркетинг и прогнозирование конъюнктуры товарных рынков; - размещение производственных мощностей и ряд других. Логистическая система — это система доведения материального потока до потребителя. Главным в логистической системе является системный подход, предполагающий проектирование и структурирование системы с целью наиболее эффективного использования пространства и времени при организации движения материальных и информационных потоков. Выполнение этого требования реализуется путем создания эффективных логистических систем, охватывающих снабжение, производство, сбыт, вопросы транспортировки и складирования. Проследим движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления. Для этого рассмотрим схему перемещения сырья, а затем и товара от добывающего предприятия через его переработку, сеть оптовых баз и магазинов до конечного потребителя (рис. 2.1). Для управления движением материального потока необходимо прежде всего рассмотреть различные способы воздействия на материальный поток: - выбор транспортного средства для перевозки товаров; - выбор оптимального маршрута перевозки сырья от добывающего предприятия на перерабатывающее, а готовой продукции на оптовый склад и в магазины; - определение оптимального уровня запасов на складе сырья, готовой продукции; - выбор количества и территориального расположения оптовых баз; - определение оптимального размера расфасовки готовой продукции и др. Основной целью оптимального управления движением материального потока является повышение конкурентоспособности предприятий за счет: снижения расходов по продвижению грузов; оптимизации запасов на всем пути следования; сокращения времени прохождения товаров от первичного источника к потребителю; повышения качества сервисного обслуживания потребителей.
Предприятие №2
Рисунок 1 - Движение материального, информационного и финансового потоков
Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среду системы, а также вход и выход (рис.2.2.).
Управляющий элемент системы
Рисунок 2 - Схематическое представление объекта в виде системы
Если имеют место материальные потоки, то всегда имеется какая-то товаропроводящая (логистическая) система. Рассмотрим признаки и свойства, присущие логистической системе: 1) элементами логистической системы являются: - транспортные предприятия, - склады, - предприятия оптовой и розничной торговли, - перегрузочная и перевозочная техника и др. Причем элементы логистической системы можно рассматривать на макро- и микроуровне (рис.2.3, 2.4); 2) квалифицированный персонал обеспечивает связи между отдельными элементами. Так, на макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями; 3) связи между элементами более или менее упорядочены; 4) логистическая система обладает качествами, которыми не обладает ни один элемент в отдельности. Это, во-первых, способность поставить нужный товар в нужное время и место, необходимого качества с минимальными затратами, во-вторых, способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Логистические системы делят не макро- и микрологистические. Макрологистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских связей.
Рисунок 4 - Схема логистической системы при поставке зерна из Республики Казахстан в Республику ИРАН Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и являются подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом критерии оптимизации у макро- и микрологистических систем различны. Для предприятия в качестве критериев оптимизации его функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максимальной доли рынка и др. В макрологистических системах зачастую критериями являются экологические, социальные, военные цели, хотя критерий минимальных издержек также используется. Кроме того, в зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем (рис. 2.5.): 1) система с прямыми связями: материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. В настоящее время встречается редко; 2) эшелонированная система. В таких системах имеется хотя бы один посредник; 3) гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Каналы распределения товаров
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды: • сокращение объема работ по распределению продукции; • экономия финансовых средств на распределение продукции; • продажа продукции более эффективными способами; • обеспечение широкой доступности товара. Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при доставке. Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности ни него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 2.6.
А) система с прямыми связями
Рисунок 5 - Виды логистических систем в зависимости от наличия посредников
Каналы распределения, показанные на этом рисунке, состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, которое, старается извлечь максимальную прибыль. При этом ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, т.е. все предприятия действуют разрозненно, не организованы в систему. Такие каналы распределения называют горизонтальными.
2) одноуровневый канал
3) двухуровневый канал
4) трехуровневый канал
Рисунок 6 - Каналы распределения товаров разных уровней Выделяют также вертикальные каналы распределения, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний либо представляет им определенные привилегии.
Структура канала распределения
Под структурой канала понимается количество уровней и конкретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: • от чьего имени работает посредник; • за чей счет посредник ведет свои операции. Возможно выделение четырех типов посредников (табл. 1).
Таблица 1 - Типы посредников в каналах распределения
Логистический подход к транспортировке
Существует два основных подходы к организации транспортного процесса: - традиционный; - логистический с участием оператора мультимодальной перевозки. При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия. Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис. 2.7. При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса – единый оператор мультимодальной перевозки. Наличие единого оператора создает возможность планировать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе. Логистический подход к смешанной перевозке представлен на рис. 2.8. Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок приведена в табл. 2.2.
Рисунок 7 - Традиционная организация перевозки с участием нескольких видов транспорта
Рисунок 8 - Логистическая организация перевозки с участием нескольких видов транспорта
Таблица 2 - Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации перевозки
Критерии выбора видов транспорта для конкретной перевозки
Основным критерием выбора того или иного вида транспорта выступает экономическая целесообразность и техническая возможность обеспечить транспортировку конкретного груза в срок и без потерь. В то же время различные виды транспорта взаимозаменяемы, и здесь уже все зависит от выбора грузовладельца. Использование различных видов транспорта зависит от огромного количества факторов: географические и сезонные условия; степень разновидности инфраструктуры; возможность соблюдения требуемых сроков перевозки и обеспечения сохранности груза в пути; политика государства; политическая ситуация в регионе; наличие нормативной и законодательной базы и множество других. Кроме того, на выбор того или иного вида транспорта влияет проблема альтернативности маршрута доставки, а следовательно, использование прямого или смешанного сообщения. Следует различать экономические и неэкономические критерии выбора вида транспорта. Например, такой фактор, как наличие или отсутствие выхода к морю, определяет выбор вида транспорта. На выбор транспорта большое влияние оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов — совокупность его физических и химических свойств, определяющих условия и технику перевозки, погрузки, выгрузки, перегрузки, хранения, складирования и т. д. Очень важный критерий — величина провозной платы.
Лекция13. Тема - Базисные условия поставки. Содержание - Инкотермс 2000.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |