Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения школьников чтению чертежей




Одной из основных задач курса черчения является обучение школьников чтению и выполнению чертежей.

Программами общеобразовательных школ по черчению МО РФ (автор: проф. В.А. Гервер, В.В. Степакова) рекомендуется изучение раздела «Чтение и выполнение чертежей деталей» после изучения раздела «Методы проецирования и способы построения изображений». На изучение раздела отводится 8 часов. В этот раздел входит изучение дидактических единиц: формообразование предметов, анализ геометрической формы предметов; способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы; нахождение на чертеже вершин, ребер, граней; определение необходимого и достаточного количества изображений на чертеже; выбор главного вида; нанесение размеров на чертеже; выполнение чертежей с использованием геометрических построений.

Программой по черчению МО РБ такой раздел отдельно не выделен.

Формирование умений читать чертеж происходит при изучении тем:

· Анализ геометрической формы предмета

· Проецирование геометрических тел

· Моделирование геометрических тел

· Сечения и разрезы

· Соединения деталей

· Сборочные чертежи

· Ознакомление со строительными чертежами.

Прочитать чертеж – это значит, по условному изображению представить пространственную форму, размеры изображенного предмета и определить все данные, необходимые для его изготовления и контроля.

Чтение чертежа – особый процесс, имеющий свою, только ему присущую специфику, связанную с речемыслительной деятельностью людей.

Процесс чтения чертежа неразрывно связан с умением устно характеризовать предмет и с умением выполнять чертеж.

Выработка умений и навыков чтения чертежа складывается из:

1.умения представлять объемную форму предмета по его изображениям

2.наличия знаний об условностях и упрощениях, применяемых при выполнении и оформлении чертежей

3.умения давать словесную характеристику изображаемого предмета в определенной последовательности.

Для выработки умений и навыков чтения чертежей необходимы специальные упражнения. При этом можно выделить несколько стадий обучения чтению чертежей:

I стадия – широкое использование реальных предметов (моделей, деталей) при выполнении таких упражнений как:

· нахождение предмета по чертежу

· анализ геометрической формы предмета (расчленение на геометрические тела) по чертежу

· сравнение деталей с чертежами заготовок, на которых нанесена разметка частей, подлежащих удалению.

II стадия – реальные предметы заменяются наглядными изображениями. Применяются следующие упражнения:

· определение соответствия рисунка чертежу

· определение правильного сочетания геометрических тел, образующих заданную форму детали

· найти по чертежу наглядное изображение предмета, показанного в разном пространственном положении

· отыскать чертеж предмета по изображению его заготовки с разметкой частей, подлежащих удалению

· по наглядным изображениям найти главный вид и вид сверху деталей

· найти элементы детали на чертеже и на наглядном изображении.

III стадия – отказ от моделей и наглядных изображений. Выполняются следующие упражнения:

· моделирование по чертежу

· нахождение третьего вида детали по двум заданным

· определение правильно выполненного сечения

· соединение половины вида и половины разреза детали.

Одним из методов обучения учащихся чтению чертежей является моделирование. Полезно выполнение предмета, изображенного на чертеже, из пластических материалов (пластилин, глина), проволоки, бумаги.

Сборка предмета по чертежуиз набора деталей – это также один из вариантов моделирования. Его часто называют конструированием.

IV стадия - формирование навыков чтения чертежей в определенном порядке. Учащиеся устно отвечают на вопросы, поставленные к чертежу:

· как называется изображенная на чертеже деталь?

· В каком масштабе выполнены изображения и каковы габаритные размеры детали?

· Какие изображения даны на чертеже?

· Какова общая форма детали и форма ее частей?

· Какие условные знаки, надписи имеются на чертеже?

Таким образом, при обучении учащихся чтению чертежей сначала преобладают методы, обеспечивающие практические действия с моделями, затем с сопоставлением наглядных изображений с чертежами, моделированием по чертежу. В заключение переходят к методам, требующим по чертежу давать словесную характеристику предмета.

Первые упражнения по каждой теме целесообразно давать фронтальными, с использованием диапроекторов. Такие изображения на экране получаются большого размера и хорошо видны всем учащимся. Фронтальные упражнения, выполняемые перед графическими работами, позволяют учащимся лучше понять задание и ускоряют выполнение индивидуальных заданий.

13. Методика проведения уроков по теме «Технический рисунок».

Технический рисунок имеет прикладной характер, т. е. является средством изображения при архитектурном проектировании, при проектировании машин и др. изделий. Широко применяется в художественном конструировании и промышленной эстетике. Такие рисунки сравнительно легко читаются и дают возможность представить конструкцию и форму изображенного предмета.

Изучение технического рисунка становится необходимым только после изучения темы «Аксонометрические проекции».

Программами общеобразовательных школ по черчению МО РФ для изучения этой темы отводится 2 часа. Программой по черчению МО РБ – 1 час.

В эту тему входит изучение дидактических единиц: технический рисунок; особенности и приемы выполнения технического рисунка.

Выполнять наглядное изображение от руки быстро и правильно учащимся помогут тренировочные упражнения на овладение техникой рисунка. Цель этих упражнений – развитие глазомера, приобретение навыков свободных и плавных движений руки рисующего при нанесении линий на бумагу во всех направлениях. Надо вырабатывать у школьников навыки проведения линий сразу одним движением. Технические рисунки удобно выполнять на бумаге в клетку, хотя подготовительные упражнения и рисунки необходимо выполнять на обычной бумаге от руки и на глаз.

Особое внимание обращается на проведение аксонометрических осей, т. к. с этого начинается построение любого предмета. В учебнике черчения для средней школы (автор Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. и др.) показаны приемы построения осей по клеткам. Учителю следует продемонстрировать построение технического рисунка детали на классной доске.

В процессе самостоятельной работы учащихся учитель должен следить за правильным положением их корпуса и рук, обращать внимание на композицию рисунка и на последовательность его выполнения.

Выполнение технического рисунка не ограничивается только контурным рисунком. Для придания ему объема, большей наглядности и выразительности применяют нанесение светотени несколькими способами: штриховкой, шрафировкой, точечным методом. Объяснение приемов нанесения штриховки на различные по форме поверхности целесообразно проводить непосредственно на классной доске, используя при этом и учебные таблицы. Учителю следует объяснить, что условно принято считать источник света помещенным сверху и сзади рисующего. Таким образом, свет в техническом рисунке обычно бывает слева, а тень – справа. Рельефность предмета достигается с помощью изображения на нем света и тени.

Можно предложить учащимся следующие задачи:

1. В детали 1 удалена часть, в результате чего получилась деталь 2. Учащиеся должны выполнить технический рисунок удаленной части.

2.опираясь на чертеж детали, выполнить ее технический рисунок с вырезом ¼ части при условии, что фигура сечения задана.

Главным является чтение наглядных изображений и выполнение технических рисунков деталей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.