Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Разрезы через тонкие стенки и спицы




Показываем целесообразность отступления от правил простых разрезов:

1. Исключить первое, ложное впечатление о действительной форме предмета (легкая по конструкции деталь представляется при заштрихованной стенке чрезмерно массивной; спица создает впечатление диска);

2. Свести до минимума трудоемкость чертежа, не утомлять глаз обилием заштрихованных участков, снижающее объемное представление о детали и ее составных частях.

3. В сборочных чертежах, где не всегда выявляются формы каждой детали, штриховка ребер, перегородок, спиц в разрезе можно ввести в заблуждение.

Фронтальное задание- разрез ч/з тонкие стенки, и разрез ч/з спицы.

Упражнение по чтению чертежей- краткий устный анализ типовых чертежей.

VII. Сложные разрезы:

Общие понятия. Отличие от простых. Целесообразность применения.

Плакаты: 1) ступенчатый разрез; 2)ломаный.

Типичные ошибки при выполнении ступенчатого разреза:

1) на разрезе изображается сплошная линия мнимой секущей плоскости в месте перехода от одной заданной секущей плоскости к другой, ей параллельной.

2) Неудачный или неправильный выбор перехода, связывающего заданные направления секущих плоскостей;

3) Неправильное, небрежное обозначение линий сечения и надписей, либо отсутствие их.

Ломаные разрезы - показать на чертеже детали типа диска или изогнутого рычага. Фронтальное упражнение на ступенчатый и ломаный разрезы.

VIII. Практические задания.

1. Построить третий вид по двум данным с применением полезных разрезов и сечений;

2. Построить 2-3 прямоугольные проекции по заданному аксонометрическому изображению с применением полезных разрезов и сечений

3. Выполнить сечения и разрезы на проекции детали с натуры (можно эскиз)

4. Анализ рабочих чертежей, содержащих различные виды сечений и разрезов.

 

 

17. Внеклассная работа по черчению, её значение в обучении, развитии,

воспитании школьников, развитие технического творчества учащихся.

Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом всего учебно-воспитательного процесса. Под внеклассной работой понимают совокупность не­обязательных занятий учителя с учащимися во внеуроч­ное время. Обязанность учителя черчения - вести не только уроки, но и организовывать различную вне­классную работу с учащимися.

Внеклассные занятия способствуют более полному выявлению личности ученика, удовлетворению его за­просов. Этот вид занятий по черчению, как и по другим предметам, сплачивает ученический коллек­тив, пробуждает инициативу школьников и имеет большое значение в развитии их творческих способно­стей. Вот почему в школах необходимо организовывать и проводить внеклассные мероприятия, которые помо­гают совершенствовать графическую подготовку уча­щихся, способствуют развитию пространственных представлений и расширяют общий политехнический кругозор школьников.

Внеклассная работа по черчению преследует сле­дующее:

1. Развитие интереса у учащихся к предмету "Черчение", его применению к практической деятельности -чело­века.

2. Углубление знаний учащихся, расширение их поли­технического образования, знаний о рабочих профес­сиях и др.

3. Обучение учащихся некоторым навыкам научных ис­следований, самостоятельной работы с книгой, поис­ковой деятельности, конструкторской работы. Рас­крытие потенциальных возможностей детей, выявле­ние их индивидуальных способностей.

4. Развитие графических умений и навыков учащихся.

Следует помнить, что внеклассная работа позволя­ет сформировать ученический актив, способный оказать учителю помощь в организации учебного процесса по черчению - изготовить наглядные пособия, оформить кабинет. Кроме того, можно выявить педагогические склонности и способности учащихся, которые могут за­ниматься с отстающими.

Внеклассная работа дает возможность разумно ор­ганизовать досуг учащихся, рационально использовать их свободное время.

Все внеклассные и внешкольные занятия должны строиться на принципе добровольности. Необходимо, чтобы вся внеклассная работа по черчению была орга­нически связана с учебными задачами школьного курса. Она должна обобщать уроки, быть связующим звеном с жизнью, трудовым обучением учащихся.

Формами организации внеклассной работы по черчению в школе могут быть:

1) тематические вечера по черчению;

2) производственные экскурсии (в конструкторские бю­ро, цеха завода, мастерские и т.п.);

3) кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса, общешкольные);

4) олимпиады (классные, школьные, районные, област­ные), конкурсы и викторины;

5) выпуск стенгазет, оформление витрин, и пр.;

6) организация выставок;

7) написание рефератов, сочинений и пр.

Таким образом, все формы внекласснойработы по черчению можно разделить на:

• массовые (вечера, конференции, олимпиады и др.);

• групповые (кружки, стенная печать и пр.);

• индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.).

Часто к внеклассной работе относят и работу с от­стающими учащимися.

В методику организации внеклассной работы по черчению в школе входят определение целей и содержа­ния той или иной формы работы, подготовка к прове­дению этого вида работы и т.п. Так, проводя вечер, не­обходимо заранее определить задания для учащихся: кто будет выступать, кто будет за что отвечать, какими занимательными моментами будет насыщен вечер (игры, викторины, конкурсы и пр.).

В какой бы форме ни проводилась внеклассная ра­бота, она должна быть живой, интересной и увлека­тельной. Дадим краткую характеристику основных форм внеклассной работы.

Кружок по черчению. Нужно отметить, что цемен­тирующим началом во всей внеклассной работе по чер­чению является кружок.

Основное назначение кружка - развитие интереса и способностей учащихся. Программа занятий кружка разрабатывается на полгода или на весь год. Кружков­цы помогают учителю в изготовлении наглядных посо­бий, выпускают специальную газету, являются инициа­торами проведения вечеров, конкурсов и т.п.

Рассмотрим вопрос организации работы кружка черчения и дадим некоторые методические советы к проведению кружковых занятий. Тематика занятий, комплектование кружка черчения и планирование его работы должны быть всесторонне обдуманы учителем. При комплектовании кружка следует, прежде всего, учи­тывать, какие задачи будут решаться в кружке, какое количество учеников может принять участие. Вместе с тем нужно подумать о том, как часто будут проходить занятия, какое оборудование и какие материалы необ­ходимо иметь для проведения занятий. Кроме того, те­матика работы кружка зависит от условий, в которых находится школа, личных интересов и склонностей учащихся. Изученный опыт работы учителей черчения многих школ дает возможность ответить на поставлен­ные вопросы.

Занятия каждой подгруппы целесообразно прово­дить один раз в неделю, в течение двух академических часов, не более, так как в школе осуществляется целый ряд других мероприятий. При установлении дня заня­тий и определении часов работы кружка учителю следу­ет принять во внимание пожелания самих учащихся, так как им лучше, чем кому-либо, известно, какой день не­дели является для них наиболее трудным. Установленное время и тематику занятий кружка следует согласовать с учебной частью школы. Важно всегда помнить, что при организации работы кружка нужно исходить из реальных возможностей данной школы (посещения, интенсивности учебной работы).

Ставя задачу организовать в школе кружок черче­ния, учитель должен помнить, что на детский коллектив чрезвычайно влияет четкость и регулярность занятий по хорошо продуманному плану, включающему вопросы дальнейшего совершенствования знаний, умений и на­выков учащихся. При соблюдении этих условий можно достигнуть неплохих результатов в работе кружка.

Разнообразие тематики занятий повышает интерес учащихся к работе в кружке, пробуждает их фантазию и воображение, развивает инициативу в изготовлении чрезвычайно интересных учебных пособий по предмету. Созданные руками детей пособия находят применение на уроках, что в целом влияет на успеваемость по чер­чению. Таким образом, занятия в кружке имеют не только познавательное, но и воспитательное значение.

На занятиях кружка предусматривается выполне­ние эскизов, чертежей и технических рисунков машино­строительных деталей, изучение машиностроительных чертежей. Сборочные чертежи можно изучать в связи с выполнение кружковцами чертежей изделий для мас­терских школы, конструированием моделей для физиче­ского, химического и зоологического кружков. Инте­ресно можно организовывать занятия по выполнению чертежей-иллюстраций. Сюда включается разработка и выполнение орнаментов в цвете, эскизирование орна­ментов местных архитектурных сооружений, оград, пе­рил мостов и т.п. То есть перед каждым учеником ставятся более интересные задачи, решение которых требует организованности и совершенствования волевых качеств школьника. Хорошо, когда учащиеся, работая в кружке, сознают общественную полезность своего труда, видят, что их работа не простое развлечение, а нуж­ное и полезное дело. С этой целью следует привлекать их к выполнению чертежей для школьных мастерских, других школьных кружков, составлению технологических карт на изготовление моделей, изготовлению таб­лиц для различных школьных кабинетов и др.

На первом занятии учителю следует внимательно отнестись к изучению состава учащихся, изъявивших желание заниматься в кружке, скомплектовав группы даже в том случае, если количество участников кружка будет небольшим. Затем необходимо ознакомить уча­щихся с планом занятий, который ученики должны за­писать в своих тетрадях. При обсуждении плана нужно обязательно учесть все замечания и пожелания, которые будут высказаны учащимся, а наиболее интересные из них включить в план.

Важно предупредить учеников кружка о том, что все кружковые задания будут по своему содержанию и объему значительно выше тех, которые выполняются на уроке. Это следует сделать для того, чтобы повысить стимул к участию в кружке. В противном случае уча­щиеся потеряют интерес к предстоящим занятиям, и кружок перестанет существовать.

Особое место в работе кружка должно занимать решение задач. Оно должно проводиться систематиче­ски на протяжении всего периода работы кружка. Поч­ти на каждом занятии для этой цели можно найти не­сколько минут. Наибольший интерес ребята проявляют к занимательным задачам. В решение таких задач мож­но вносить элементы соревнования. На занятиях круж­ка используются и игры: чертежное домино, лото и др.

Итогом работы кружка является выставка работ учащихся..

Олимпиады по черчению - это форма вне­классной работы, основанная на элементах соревнова­ния. Олимпиады стимулируют учащихся углублять и расширять свои знания, воспитывают настойчивость, способствуют развитию таких качеств, как - сосредото­ченность, внимания, наблюдательность, воображение, волю и пр.

В последнее время олимпиады по черчению стали проводиться на различных уровнях: школьные, городские, районные, республиканские. Олимпиаду можно рассматривать как мероприятие, ко­торое подводит итог совместной работы учителя и уча­щегося, позволяет выявить качество знаний последнего.

Общешкольные олимпиады следует проводить от­дельно для 8-9 классов. Это позволяет более точно оце­нить умения учащихся с учетом их возраста. Тематика заданий определяется самим учителем (выполнение и чтение чертежей, анализ геометрической формы дета­лей, занимательные задачи, построение сечений и разре­зов, чтение сборочных чертежей и пр.). Для олимпиады можно использовать задачи из имеющейся учебной ли­тературы. Материал к олимпиаде может быть подго­товлен и на занятиях кружка по черчению.

За несколько дней до начала олимпиады вывеши­вается объявление, в котором сообщается день и час проведения олимпиады, указываются материалы и при­надлежности, которые должны иметь с собой ученики. Тут же указывают тематику вопросов и задач, которые могут быть предложены учащимся.

Другие уровни олимпиад проводятся по такому же принципу.

Тематические вечера - одна из наиболее массовых форм внеклассной работы по черчению. Те­матика их самая разнообразная: по отдельным разде­лам программы, занимательное черчение и др. Можно провести вечера по следующим темам: "Знаешь ли ты язык техники?", "От первобытного рисунка к современ­ному чертежу", "История русского чертежа и чертежно­го искусства", "Познакомимся с учеными-графиками", "Замечательные кривые" и др.

Материал к таким вечерам подбирают сами уча­щиеся под руководством учителя черчения. Это требует от него большого труда по подготовке и проведению вечера. При подготовке к тематическим ве­черам по черчению учитель может воспользо­ваться рядом литературных источников, в которых с достаточной полнотой освещены вопросы истории раз­вития отечественной и зарубежной графики. Задолго до вечера следует уточнить темы выступлений, определить участвующих в вечере, поручить отдельным учащимся подготовить занимательные задачи, опыты и т.п.

Каждый такой вечер в школе должен быть настоя­щим праздником. На вечер приглашаются родители, учащиеся и учителя черчения из других школ. Нужно отметить, что учащиеся всегда с большим инте­ресом относятся к организации вечеров по черчению и сами вносят много нового в их проведение.

Производственные экскурсии позволяют ознако­мить учащихся с реальными предметами в их естествен­ном окружении, назначением, работой и технологией производства изображаемых деталей, применением чер­тежей в современном промышленном производстве. Та­кие экскурсии могут быть организованы на заводы, фабрики, строительные площадки, в проектные организации и так далее. Поэтому экскурсии служат одним из средств приближения школы к производству и осущест­вления принципа единства теории и практики в обуче­нии черчению. Глубоко продуманные и тща­тельно подготовленные экскурсии значительно расши­ряют и углубляют знания учащихся по предмету и во­очию убеждают их в тесной связи черчения с жизнью и производством.

Экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические - экскурсии по определенным разде­лам программы или отдельно выбранной теме. Обзор­ные экскурсии предполагают знакомство с производст­вом в целом или с работой техников, инженеров и т.п.

К проведению экскурсий должны быть готовы как учитель, так и учащиеся. Учитель должен ясно опреде­лить тему и программу экскурсии, хорошо познако­миться сам с объектом экскурсии, подготовить задания для самостоятельной работы учащихся. На вводной бе­седе в классе учителю следует познакомить учащихся с темой и объектом экскурсии, дать вопросы по материа­лу экскурсии, на которые учащиеся должны потом от­ветить.

В том случае, если учитель не сам проводит экскур­сию, он должен заранее договориться с экскурсоводом о круге вопросов, интересующих его, познакомить экс­курсовода с общеобразовательной и политехнической подготовкой учащихся. Хорошо, когда во время экс­курсии учащимся встречаются детали, чертежи и эски­зы, которые выполнялись ими в школе; учащиеся при этом наглядно видят связь школьного курса черчения с производством. После проведения экскурсии учащиеся сдают учи­телю на проверку письменный отчет. Отдельным ученикам можно поручить выпуск газеты, посвященной экс­курсии, или специального стенда, изготовление таблиц и так далее. На одном из уроков черчения учитель подводит итоги экскурсии. На результаты про­веденных экскурсий учитель может не раз опираться при прохождении программного материала на уроке.

Экскурсии по черчению должны пресле­довать не только общеобразовательную цель. Важное воспитательное значение имеет знакомство с передовой современной техникой, которой оборудовано предпри­ятие. Все это должно сыграть немалую роль в выборе учащимися будущей профессии.

Примерный перечень тематических экскурсий:

1) роль чертежей в современном производстве;

2) техника выполнения чертежей;

3) чтение строительных чертежей;

4) размножение чертежей;

5) процесс изготовления деталей по чертежу;

6) процесс сборки изделий по чертежу;

7) выполнение чертежей на графопостроителе и др.

Выставки. Организация выставок - важный эле­мент деятельности учителя черчения, позво­ляющий повысить интерес учащихся к изучению пред­мета, рационально использовать свободное время школьников и пр. Учащиеся всегда с увлечением участвуют в органи­зации и оформлении выставок лучших чертежей, на­глядных пособий и моделей, сделанных руками круж­ковцев. Обычно выставки готовятся к концу учебного года и служат не только итогом работы всех учащихся или кружка, но и своеобразным отчетом перед родителями о проделанной работе за год.

Витрины в отличие от стендов чаще меняются и обновляются. Материал, помещенный на витрине, мо­жет быть самого различного содержания. Например, на витрине могут быть помещены вырезки статей и фото­снимков из различных газет, в которых есть соответст­вующая курсу черчения тематика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.