Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминология в курсе черчения




 

Термин - слово или словосочетание - название определенного понятия из области науки, техники, искусства.

Терминология - совокупность, система терминов.

Важнейшим элементом системы информационного обеспечения учащихся на уроках черчения является информационно - терминалогический язык, который отражает собою смысловую и содержа­тельную систему геометрических, проекционных, конструктивно-технических, технологических и других.понятий, конкретно связанных с тематикой обучения.

Информационно-терминологический язык или терминология обычно состоит из лексики (словарного запаса), грамматики (пра­вил образования) и правил применения (правил приложения к кон­кретным действиям либо объектам).

Терминологическая лексика, употребляемая на уроках черчения. в школе, создана на основе лексики естественного геометрического и технического языка.

Можно сказать, что вся специальная терминология, употребля­емая в обучении учащихся черчению, конкретно связана либо с гео­метрическими понятиями (построение двух параллельных линий), либо с проекционными (построение третьей проекции по двум дан­ным), либо с конструктивными (изображение чертежа планки с дву­мя отверстиями), либо с техническими (изображение чертежа болта с навернутой на него гайкой), либо с технологическими (на изобра­женном на чертеже валике за буртиком требуется начертить галтель).

Также как наименования деталей связаны с конкретными гео­метрическими образами, так и геометрическо - проекционные и кон­структивно-технические понятия, которыми учитель оперирует в процессе обучения черчению, постепенно формируют в сознании учащихся устойчивые смысловые условия к отождествлению обра­за-представления и термина.

Условно вею терминологию, применяемую на уроках черчения учителем, можно разделить на две равные по значимости и по объёму области:

а) учебную;

б) конструктивно-техническую.

Рис. 1. Конструктивные и технологические элементы ступенчатого вала.

Учебная терминология базируется в основном на двух науках: геометрии (стереометрии) и начертательной (проективной) геомет­рии, а также терминах и определениях, установленных Государствен­ными стандартами ЕСКД, в той их части, которая устанавливает правила оформления чертежей деталей и сборочных чертежей (в рамках учебной программы).

Конструктивно-техническая терминология отражает принятые в технической документации и на производстве конструктивные и технологические понятия.

Чтобы пояснить это положение, приведем пример:

На рисунке 1. дан чертеж ступенчатого вала коробки скорос­тей с конструктивными и технологическими элементами.

Основными элементами вала являются: фаски 1, шейки для зуб­чатого колеса и подшипников 2, проточки 3, бурт 4, шпоночный паз 5, центровые отверстия на торцах вала.

Шейки, бурт и шпоночные пазы сопрягаются (соедетяются) с соответствующими элементами других деталей сборочной единицы. Их размеры, форма и местоположение согласованы с сопряженны­ми деталями и установлены исходя из расчетных конструкторских соображений, определяемых назначением и работой изделия. Такие элементы принято называть конструктивными.

Возникновение других элементов - фасок, проточек, центровых отверстий - обусловлено технологическими требованиями удобства изготовления детали и сборки ее с другими. Так, фаски на детали необходимы для удобства сборки изделия. Про­точки :нужны для выхода, шлифовального круга при шлифовании шеек вала, а центровые отверстия служат базой при обработке вала (вал обычно устанавливается на станке в центрах). Элементы дета­лей, связанные с операциями их изготовления, называют техноло­гическими.

Эта область терминологии связана, как указывалось выше, с устоявшимися в науке и технике понятиями, а также регламентиро­вана специальными стандартами.

Например, стандарты ЕСТД (Единая система технологической документации)ГОСТЗЛ109 - 81 "Термины и определения основ­ных понятий" устанавливают единую технологическую терминоло­гию для всей технико-технологической документации.

Таким образом, специальная терминология - неотъемлемая часть объяснений учителя на уроке, формирующая наглядно-образ­ное мышление и способность к обобщению, то есть к выделению и фиксации относительно устойчивых свойств предметов.

Умение владеть терминологией - один из показателей мастер­ства и грамотности учителя, и его владение искусством умеренно и по теме вводить новые термины и определения при обучении черчению.

К сожалению, иногда случается и так, что в школах учитель в погоне за дешевым успехом или из-за дилетантства вместо терми­нов пользуется просторечной лексикой, употребляя такие слова "штуковина", "дырка" вместо "отверстие", "пришпандорить" - вме­сто "присоединить" и т.п.

Однажды от двух нерадивых студенток-первокурсниц на зачете по черчению нам довелось услышать, как одна из них "спутала" "шпильку" со "шпулькой", а вторая - "шайбу" с "шайкой".

Еще раз подчеркнем; что учитель обязан следить за речью учащихся их ответах, которую надо поправлять и даже оценивать.

Техническая терминология - язык общения технически гра­мотных людей и поэтому в учебнике по черчению для IX класса этой проблеме выделена целая седьмая глава - "Техническая тер­минология".

 

 

11. Методика проведения уроков по теме: «Аксонометрические проекции»

Программами общеобразовательных школ по черчению МО РФ (автор: проф. В.А. Гервер,В.В. Степакова) рекомендуется на изучение раздела «Аксонометрические проекции»затрачивать 3-4 часа. Уроки проводятся по темам:

· получение аксонометрических проекций

· построение аксонометрических проекций

· аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

· технический рисунок.

Теоретический материал по данным темам достаточно полно изложен в школьных учебниках (авторы Ботвинников А.Д. и др., Ройтман И.А.) В школьном курсе черчения нет необходимости подробно излагать суть способов получения аксонометрических проекций. Учащиеся должны знать, что они будут использовать проекции, установленные стандартом. Эти проекции имеют то или иное расположение осей и соответствующие коэффициенты искажения.

Для воспитания у школьников способности к обобщению материала, необходимо указать на общее в построении различных аксонометрических проекций. Поэтому изложение способа построения того или иного вида аксонометрии надо давать в параллельном сопоставлении.

На левой части доски строится фронтальная диметрическая проекция, в правой – изометрия той же детали. Учащиеся должны понять, что 1-й, 3-й и 4-й этапы построения аксонометрических изображений полностью совпадают. Отличие во втором этапе построения заключается в откладывании величины отрезков вдоль оси Y.

К построению аксонометрических изображений предмета ученики приступают после ознакомления с расположением осей x, y,z для фронтальной диметрической и изометрической проекций. Рассматривается способ построения осей в тетрадях в клетку.

Также школьникам дается материал для сопоставления изображения и сравнений. Например, проведение осей фронтальной диметрической и изометрической проекций с помощью треугольников производится одинаково, только треугольники берутся с разными углами.

Далее необходимо объяснить выполнение аксонометрий плоских фигур (оснований, граней и пр.).

Приступая к объяснению построения аксонометрий предметов, учитель должен указать на существование нескольких способов их построения (по Вышнепольскому и Ботвинникову):

1. Способ построения «от формообразующей плоской фигуры»:

· Обнаружение и воспроизведение формообразующей грани;

· Определение направления третьего измерения и величин ребер

· Выявления толщины изображенного предмета.

2.способ «наращивания частей»:

· выделение и построение изображения наиболее крупной части предмета;

· наращивание частей предмета (в начале призматической, а затем цилиндрической формы)

3.способ «удаления частей»:

· построение изображения обобщенной формы предмета – заготовки

· удаление призматических и цилиндрических частей (сначала внешних, а затем – внутренних).

4.Комбинированный способ:

· Представляет собой сочетание двух или более способов

· Порядок действий определяется формой изображенного предмета.

Внимание учащихся должно быть направлено на выявление последовательности и характера действий в соответствии с формой и пространственным положением заданного предмета. Это достаточная методическая основа для успешного формирования эффективных приемов построения аксонометрических проекций.

Последовательность, характер действий и их зависимость от особенности пространственных свойств предметов заключается в следующем:

1. если многогранник имеет постоянную толщину, то аксонометрическое изображение его целесообразно строить способом «от формообразующей фигуры».

2.Способ «наращивания частей» удобно применять при изображении предметов с выступами, форма которых четко расчленяется на составные части и передние грани двух соседних частей не лежат в одной плоскости.

3.В тех случаях, когда обобщенная форма предмета в виде простой геометрической фигуры сохраняется и имеются отверстия, вырезы, углубления, которых не нарушают контуров ее проекций, следует применять способ «удаления частей».

4.При выполнении аксонометрических изображений предметов, имеющих одновременно углубления, вырезы, срезы и выступы, рационально применять «комбинированный» способ.

Учащимся предлагают задания:

· построить оси аксонометрических проекций

· отложить размеры отрезков вдоль аксонометрических осей

· построить изометрическую (или аксонометрическую) проекцию плоской фигуры, многогранника, детали

· построить овалы, соответствующие проекциям окружностей, в изометрической проекции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.