Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение выполнению эскизов деталей с натуры




 

На обучение учащихся выполнению эскизов деталей снатуры следует отвести не менее двух уроков. Учащиеся приступают к изу­чению этого раздела, владея достаточными представлениями и навыками выполнения проекционных изображений, полученными при выполнении практических упражнений и обязательных работ. Но если в качестве оригиналов ранее использовались рисунки и черте­жи, то теперь предстоит выполнить проекции по объемной модели и сопроводить эскиз размерами, снятыми с нее с помощью измерительных инструментов.

У подобной работы имеется целый ряд особенностей, причем некоторые из них, как правило неохотно воспринимаются учащимися, так как им кажется, что они противоречат приобретенным ра­нее навыкам. В первую очередь это откосится к практике выполне­ния эскизов от руки и соблюдению глазомерного масштаба. При этом учащиеся склонны сначала снимать размеры с модели, а затем стро­ить изображения с соблюдением масштаба и с помощью чертежных инструментов. Вот почему убедительные и подробные комментарии учителя по этим вопросам, примеры, приведенные из практики, дол­жны рассеять естественные предубеждения учащихся.

Сначала учителю следует продемонстрировать классу учебный плакат, на котором показано поэтапное выполнение эскиза с нату­ры, подчёркивая, что именно такая последовательность работы над заданием является закономерной. Затем учитель на классной дос­ке, а учащиеся в рабочих тетрадях должны последовательно выпол­нить эскизы крупной демонстрационной модели, изготовленной из дерева, картона или пластмассы. При этом учитель постоянно должен обращать внимание на требования, которым должна будет отвечать самостоятельная ра­бота учащихся по выполнению эскиза с натуры. Точное соблюдение этих требований предупредит возможные ошибки. Особо подчеркивается значение предварительного анализа геометричес­кой формы детали.

Конструктивные формы деталей образуются сочетаниями различных геометрических поверхностей. Размеры, фор­ма и расположение этих элементов не случайны, а согласованы с другими деталями, которые связаны с данной единством выполняемой рабочей функции и определены, исходя из расчетных, конст­руктивных и технологических соображений.

Лишь после такого анализа можно приступать к определению количества необходимых видов и выбору главного, по отношению к которому располагаются и остальные проекции. Для этого учитель может привести следующие рекомендации:

а) детали, форма которых содержит тела вращения и кото­рые изготовляются на токарных станках (валики, шпин­дели, втулки и др.), на главном виде следует изображать с горизонтальным или вертикальным положением осей независимо от их рабочего положения. Здесь следует ого­вориться, что в последнее время появилось много новых методов механической обработки, при которых тела вра­щения изготовляются с вертикально расположенной осью. Поэтому существовавшие ранее и еще встречаю­щиеся в учебно-методической литературе рекомендации о том, что Детали типа валика, втулки должны изобра­жаться с горизонтальным расположением осей вращения (параллельно основной надписи), являются данью ста­рой традиции;

б) детали из листового материала (скобы, крючки, кулачки, прокладки, диски, фасонные детали и пр.) на главном виде удоб­нее располагать так, как их видит рабочий при обработке на столе пресса. Так же располагают и другие детали (шатуны, рычаги, гаечные ключи и др.), изготавливаемые на молотах, прессах, штампах и т. д.;

в) делали, изготавливаемые литьем, корпусные детали (кронш­тейны, корпуса кранов, вентилей, подшипников скольжения плиты, крышки и т. д.) принято изображать на главном виде в рабочем положении.

Несмотря на то, что на первых порах учащиеся выполняют эс­кизы простых деталей, приведенные выше рекомендации пригодятся им в профессиональной деятельности.

Далее следует предложить учащимся подумать, как сориенти­рованную деталь расположить относительно фронтальной плоско­сти проекций. Ведь от того, какое будет принято расположение детали относительно фронтальной плоскости, зависит, количество необходимых в этом случае изображений.

Учитель у доски может рассмотреть возможнее варианты рас­положения любой модели относительно фронтальной плоскости проекций, объяснить недостатки и достоинства каждого из них и, останавливаясь на оптимальном варианте, сделать вывод предмет необходимо располагать относительно фронтальной плоскости про­екций так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное пред­ставление о форме и размерах предмета.

Следующий этап в обучений выполнению эскиза - это выбор необходимого количества изображений, причем это количество должно быть наименьшим, но достаточным для того, чтобы по ним мож­но было однозначно представить форму изображаемой детали. Наличие же лишних изображений только создаст ненужную работу и усложнит процесс чтения эскиза (чертежа). Для правильного и полного изображения на чертеже простых гео­метрических тел, таких, кик призма, пирамида, цилиндр, конус, шар и тор (см. рис. 3.22 в учебнике), необходимо в основном не больше двух видов или видов и знаков, заменяющих вид. ГОСТ 2.307-68 устанав­ливает условные знаки и надписи, характеризующие геометрическую форму предметов и позволяющие нанести все необходимые для их из­готовления размеры. Умелое использование этих знаков и надписей во многом упрощает процесс выполнения эскизов и чертежей.

Размеры изображений на эскизах должны быть по возможности ближе к размерам натуры. Но при выполнении эскизов крупных деталей их следует изображать в уменьшенном виде (в разумной мере), а мелких - в увеличенном.

На заключительном этапе, после сообщения общих сведений о начертании эскизов деталей с натуры, учитель поэтапно делает эс­киз мелом на доске с тем, чтобы учащиеся выполнили те же пост­роения в своих, тетрадях.

Нередко учащиеся на первых этапах работы над эскизом испыты­вают затруднения, связанные с выбором правильного соотношения между размерами отдельных элементов детали на эскизе, и пытаются замерить деталь и выполнять эскиз сразу же по снятым размерам.

Учитель должен предусмотреть эту грубую ошибку учащихся и лишний раз подчеркнуть, что обмер детали следует начинать лишь пос­ле полного завершения работы. Над изображением детали. Только пос­ле этого на эскизе наносятся выносные, размерные линии и стрелки на тех элементах изображения детали, которые подлежат измерению.

Перед тем как переходить к обмеру детали, необходимо вкрат­це остановиться на технике измерения и продемонстрировать на­выки пользования измерительными инструментами (масштабной линейкой, кронциркулем, нутромером, штангенциркулем). При этом следует обратить внимание учащихся на отработку навыков правильной установки инструмента на измеряемой поверхности, производить равномерный нажим измерительными поверхностями инструмента и т.д. Эти навыки достигаются только при много­кратном повторении действий.

Рассматривая погрешности измерений, учителю надо разобрать причины их возникновения и продемонстрировать, как неправиль­ная установка инструмента относительно измеряемой детали влия­ет на показания измерений. Учащиеся должны научиться уменьшать влияние случайных погрешностей и повышать точность измерения, путем определения средней величины результатов нескольких за­меров.

Практическая деятельность человека привела к созданию большого количества измерительных инструментов и приборов, позво­ляющих производить измерения с различной степенью точности. В школьной практике учащиеся знакомятся лишь с простейшими из­мерительными приборами. Однако приветствуется возможность. Продемонстрировать с помощью учащихся производственные изме­рительные инструменты и приборы.

После обмера детали учащиеся смогут нанести на эскиз число­вые значения размеров элементов детали. Размерные числа должны быть нанесены четко и правильно согласно требованиям стандарта. Учащиеся должны показать умение пользоваться условностями, применяемыми при нанесении размеров. В случае затруднения отдельным учащимся следует предложить вновь проработать соответствующий теоретический материал.

При всех своих достоинствах эти упражнения не могут заменить упражнений по выполнению эскизов деталей с натуры. В учебнике такие упражнения приведены для того, что в классе обязательно ока­жется категория учащихся, которая в силу различных причин про­пускает занятия. Для самостоятельного обучения таким ученикам нужно на что-то ориентироваться и получать практические навыки.

В средней школе разумно первые два упражнения провести в классе путем опроса учащихся, а следующие два можно заменить выполнением эскизов с подготовленных для этого натуральных де­талей. Основываясь на предыдущем примере, который выполнялся всем классом, и справочном плакате, учащиеся, направляемые учи­телем» смогут выполнить задание самостоятельно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.