Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав выдыхаемого и альвеолярного воздуха и извлечение 02 кровью




 

 

Возраст о2, % С02, %
альвео­лярный выдыха­емый извлечение 02 кровью альвео­лярный выдыха­емый
1 мес 6 мес 1 год 3 года 6 лет 10 лет 14 лет Взрослые 17,8 17,3 17,2 16,8 16,5 16,1 15,5 14 18,4 18,1 17,9 17,6 17,4 17,1 2,5 2,8 2,9 3,3 3,5 3,8 4,9 2,8 3,6 3,9 4,2 4,9 5,5 2,0 2,2 2,4 2,8 2,0 3,1 3,5 4,5

Например, у 3-летнего ребенка этот показатель равен 3 %, у взрослого — 4,9 %, что объясняется меньшей кислородной,емко­стью крови детей. Однако дети не страдают от недостатка кисло­рода, что объясняется особенностями транспорта газов в этом возрасте.

Особенности регуляции дыхания у детей определяются незре­лостью ЦНС и дыхательного центра, а также незрелостью сосуди­стых рефлексогенных зон, и в первую очередь аортальной и сино-каротидных. Возбудимость дыхательного центра у детей снижена. С годами она повышается и к школьному возрасту становится та­кой же, как у взрослых.

 


Глава 8 СИСТЕМА ПИЩЕВАРЕНИЯ

Пищеварение — это процесс расщепления пищевых структур до компонентов, утративших видовую специфичность и способ­ных всасываться в желудочно-кишечном тракте. При этом пласти­ческая и энергетическая ценность питательных веществ сохраня­ется. Попадая в кровь и лимфу, питательные вещества включаются в обмен веществ организма и усваиваются его тканями. Следова­тельно, пищеварение обеспечивает питание организма и тесно связано с ним.

Антенатальный период. Питание зародыша первых недель раз­
вития осуществляется гистотрофно за счет запасов веществ ци­
топлазмы яйцеклетки, слизистой оболочки матки и желточно­
го мешка. Со 2 —3-го месяца внутриутробного развития, когда
образуется плацента, основным типом питания является гемо-
трофное, или трансплацентарное, питание, при" котором пита­
тельные вещества из крови матери к плоду поступают через пла­
центу. Гистотрофный и гемотрофный типы питания не требуют
расщепления питательных веществ, но некоторые вещества кро­
ви усваиваются плодом после их гидролиза ферментами пла­
центы. *

С 4 —5-го месяца внутриутробного развития начинается дея­тельность органов пищеварения и наряду с гемотрофным появля­ется амниотрофное питание. Оно заключается в поступлении око­лоплодных вод (амниотическая жидкость) в пищеварительный тракт плода, где их питательные вещества частично переварива­ются и всасываются в кровь. Поступление амниотической жидко­сти в пищеварительный тракт обеспечивается дыхательными, со­сательными и глотательными движениями плода. Переваривание питательных веществ амниотической жидкости происходит за счет се ферментов (аутолический тип пищеварения), а позже и фер­ментов пищеварительного тракта плода (собственный тип внут­риклеточного и внеклеточного полостного и пристеночного пи­щеварения). С увеличением срока внутриутробного развития, повышением функциональных возможностей секреторного, мо­торного и абсорбционного аппаратов пищеварительного тракта и Ферментных систем тонкой кишки плода роль собственного пи­щеварения повышается. В этот период основная роль амниотроф-


ного питания и собственного пищеварения состоит в подготовке пищеварительного аппарата к постнатальному молочному (лак-тотрофному) питанию. Во внутриутробный период моторика пи­щеварительного тракта и секреция его желез развиты слабо, регу­лируются посредством местных периферических механизмов. В этот период начинаются формирование эндокринных клеток желудоч­но-кишечного тракта и образование регуляторных пептидов, за­кладываются периферические и центральные нервные механиз­мы регуляции пищеварительных функций.

Постнатальный период. Различают лактотрофное, искусственное и смешанное питание. При лактотрофном типе питания питатель­ные вещества молозива и молока гидролизуются по типу аутолити-ческого пищеварения посредством ферментов молока с последую­щей все возрастающей ролью собственного пищеварения. В раннем постнатальном периоде кишечное внутриклеточное и мембранное пищеварение сформировано в большей мере, чем полостное. Уси­ление секреторной деятельности пищеварительных желез развива­ется постепенно и резко повышается при переходе на смешанное (прикорм) и особенно искусственное питание детей.

Лактотрофное питание — чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Оно обеспечивает растущий организм пластическими и энергетическими веществами, витаминами, физиологически актив­ными веществами, минеральными солями, ферментами и создает иммунную защиту. Грудное молоко матери не может быть полно­стью компенсировано искусственным вскармливанием. В возрасте около 1 года лактотрофное и смешанное питание замещаются де­финитивным с присущим ему собственным пищеварением, в ко­тором гидролиз питательных веществ осуществляется при взаи­модействии полостного, пристеночного и, по некоторым данным, внутриклеточного пищеварения.

Пищеварение в полости рта

JB ребенка грудного возраста сосание является основным ме­ханизмом, обеспечивающим поступление в организм питатель­ных веществ: материнского молока или питательных смесей через соску. Оно является безусловно-рефлекторным актом, который появляется у плода на 4-м месяце и полностью формируется на 5—6-м месяце внутриутробного развития. Оно изменяется в зави­симости от раздражений, механо-, хемо-, термо- и вкусовых ре­цепторов в полости рта. Акт сосания чрезвычайно сложен, требует координированной деятельности ряда мышц и согласования его с дыханием и глотанием. У взрослых людей глотание не может осу­ществляться одновременно с дыханием, что предотвращает попа-


дание пищевого комка в воздухоносные пути. У новорожденных детей сосание, глотание и дыхание могут происходить одновре­менно и молоко не попадает в гортань из-за более высокого рас­положения входа в нее, чем у взрослых. У ребенка во время корм­ления дыхание сменяется со смешанного типа на грудное, а при выключенном брюшном дыхании и опущенной диафрагме моло­ко легче проходит по пищеводу в желудок.

С переходом на прием плотной пищи особое значение приоб­ретают ее размельчение, смачивание и формирование пищевого комка, что достигается с помощью жевания.

Жевание становится эффективным сравнительно поздно — к \Д—1 годам. В первые месяцы после рождения зубы находятся под ■""слизистой оболочкой десен. Прорезывание молочных зубов про­исходит с 6 до 30-го месяца в определенной последовательности для разных зубов. Молочные зубы заменяются постоянными в пе­риод с5—6 до 12 —13 лет. При прорезывании молочных зубов же­вательные движения слабые, аритмичные, с увеличением числа зубов они становятся ритмичными и по силе, длительности, ха­рактеру приводятся в соответствие со свойствами пережевываемой пищи.

В пубертатном периоде развитие зубов заканчивается, за ис­ключением третьих коренных (моляры, зубы мудрости), которые прорезываются в 18—25 лет (табл. 12).

Таблица 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.