Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы актуализации изобразительного искусства в современном культурном пространстве




Исследование состояния современных презентационных форм изобразительного искусства не возможно без анализа истоков происхождения этого явления. Возникновение изобразительного искусства неотделимо от его представления, при котором, акт показа или презентации изобразительного искусства включает в себя обязательное взаимодействие тесно связанных компонентов; произведение — художник - зритель. Обращаясь к истории, можно увидеть, как меняли свои функции постоянные компоненты; произведение - художник — зритель, взаимодействуя между собой по-разному в различные эпохи. Первые отображения окружающего мира - «мир реальностей»[1]. В этот период искусство и его формы показа растворяются в сложном синкретическом духовном комплексе, где зритель, слушатель (потребитель) и исполнитель сливаются в одном лице — все являются активными участниками художественного прогресса.

Со временем показ изобразительного искусства необходимо рассматривать не только как «одно из средств общения между людьми», а значительно шире: «...искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существования»[2]. В движении художественной эволюции творчество утрачивает универсальный характер и становится самостоятельным видом деятельности, включающим широкий спектр различных человеческих функций: общественную, идеологическую, политическую, религиозную, магическую, познавательную, эстетическую. Происходит процесс, при котором искусство и воспринимающий его человек начинают существовать раздельно. Получив независимость, изобразительное искусство является свободно избираемой профессией, где автор (художник) постепенно перестает быть безликим. Картина, или другое художественное произведение становятся объектом исследования, в котором область познания в искусстве приобретает качество самопознания: «Истина открылась человеку впервые - в искусстве...- заметил Белинский. Аналогично и формы показа изобразительного искусства меняют свои очертания, становясь активным элементом психологического воздействия на человеческое сознание. При этом цели воздействия могут быть различны в зависимости от состояния общества.

В настоящее время термин «презентация»[3] или показ, в современном понимании, имеет широкий диапазон представления различных видов человеческой деятельности.

Презентация изобразительного искусства, является одной из современных, динамичных и постоянно развивающихся форм представления и актуализации искусства, которая включает в себя целостную систему элементов, способствующих «продвижению» искусства и выполнению функций; исследовательских, коммуникативных, имиджевых, коммерческих, а также репрезентативных. От того, как работает набор этих элементов, как он воздействует на сознание и «неосознанное психофизическое» - можно судить об определенных тенденциях развития изобразительного искусства и состояния культуры в целом.

Чтобы наиболее полно представить развитие современного изобразительного искусства и его презентационных форм в общекультурном пространстве, раскрыть их функции, выявить тенденции и цели, необходимо рассмотреть это явление в общем контексте эпохи постмодернизма. Обращаясь к трудам М.С.Кагана, можно выделить ряд важных особенностей, которые, так или иначе, влияют на развитие культуры и соответственно на понимание механизмов продвижения или позиционирования искусства.

Во-первых, наблюдается преодоление изолированности: «установка культуры Запада на Восток»[4] способствует стремительному развитию и внедрению процесса глобализации. При этом в современных условиях общемирового финансово-экономического пространства, активном развитии Интернет и телевидения, как справедливо отмечает Т.Е. Шехтер: «...ведущим методом культуры становится интерактивность»4', влияющая на мышление и на духовные потребности общества, искусство старается использовать весь набор современных средств для своего позиционирования. В этих условиях презентационные формы изобразительного искусства приходят к единому модулю или общему набору элементов, способствующих продвижению того или иного проекта. Как правило, в настоящее время, выставочные проекты сопровождаются информационным буклетом или каталогом, публикациями в различных печатных изданиях, информацией в СМИ, телепрограммах, Интернет-сайтах. Открытие и время работы экспозиции используется для привлечения посетителей с помощью различного рода представлений и мероприятий; к примеру, это могут быть мастер-классы с привлечением посетителей и «интерактивной игрой» в сотворчестве с выставляемыми авторами, это могут быть и ярмарки-продажи выставленных произведений, а также различные развлекательные программы.

Во-вторых, проявляется тенденция на устойчивость и противостояние культурному распаду. В своих трудах по изучению проблемы постмодернизма Н.Б.Маньковская рассматривает сложившуюся ситуацию как осуществление движения к новым художественным формам на основе самобытного осмысления художественных ценностей и переработки традиций[5]. Более того, как замечает Т.Е.Шехтер, именно на традиции возлагается особая роль: «они могут стать опорой при формировании новой системы ценностных критериев»[6]. Доказательством вышесказанного является возросший интерес выставочных проектов к содержательности произведений, возврат к фигуративному и монументализму.

Возник новый образ жизни, неотделимый от новых технологий, активно влияющих на человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное. В настоящее время, можно отметить характерную особенность — презентационные формы изобразительного искусства активно воздействуют на сознание зрителя (потребителя), используя опыт традиционного представления и находя новые формы презентации изобразительного искусства.

Из вышесказанного следует рассмотреть четвертую особенность нашего времени - раздвоение культуры на «элитарную и массовую»[7]'. Такая ситуация возникала и ранее. К примеру, Н.Бердяев, говорил об утрате высшего смысла и глобальных ценностей, влияющих на массовое сознание: «массы легко усваивают себе вульгарный материализм и внешнюю техническую цивилизацию, но не усваивают себе высшей духовной культуры, они легко переходят от религиозного миросозерцания к атеизму»[8].

В настоящее время вопрос влияния массового сознания и вкуса на современную культуру стоит наиболее остро. В данном контексте изобразительное искусство и его презентация являются ярким отражением современной действительности.

Исследуя эту проблему, Н.Суворов отмечает: «Массовое сознание останавливается на суждениях вкуса (нравится - не нравится), но подобные оценки задевают лишь верхний слой произведения, не достигают слоя эстетической ценности»[9]. Общая установка на зрелищность и шоу, диктует появление произведений низкого «вкусового» качества, при этом ведущую роль играет аспект моды[10] и личного вкуса. Выставки и выставочные проекты становятся частью зрелища, где зритель оказывается в «содвижении» не только как зритель, но может стать соавтором. Складывается впечатление легкости и доступности процесса творчества. Укоренению этого мнения активно способствуют бурно развивающиеся современные технологии, при помощи которых взаимопроникновение зрителя и его непосредственное участие в создании произведения подменяет автора, порождая дилетантизм. Современные технические возможности средств информации, масс-медиа создают иллюзию большей истины, чем сама истина, где, по словам Ж.Бодрийяра, в сознании осуществляется «устрашение реальности гиперреальностью»[11]. В этой ситуации происходит процесс преображения реальности в гиперреальность стимулятором, которого является симулякр.

Изучая данную проблему, Ж.Делез писал: «Симулякр включает в себя дифференциальную точку зрения; наблюдатель сам оказывается составной частью симулякра, который меняется и деформируется вместе с изменением точки зрения наблюдателя. В симулякре наличествует безумное становление, неограниченное становление... вечно иное становление...»[12]. Такое воздействие на массовое сознание становится разрушительным и ведет к торжеству безвкусицы и банальности повседневной культуры.

Поэтому, на фоне обозначенных проблем, процесс представления изобразительного искусства в современной ситуации довольно сложен, неоднозначен и является постоянно изменяющейся формой, чутко реагирующей на требования и изменения современной ситуации. В настоящее время можно выделить следующие виды презентаций современного искусства;

По форме восприятия их можно разделить на две группы:

· исторически сложившиеся и устойчивые традиционные формы, представляющие искусство через прямой контакт со зрителем (различные виды выставок, фестивали, ярмарки, аукционы)

· опосредованные формы презентаций, представляющие изобразительное искусство посредством текстового, зрительного, слухового восприятия (печатные издания; каталоги выставок и отдельных художников, периодические издания, теле и радио-проекты, интернет-сайты).

По организации и социальному статусу презентации могут быть:

· государственными (когда показом изобразительного искусства занимаются государственные учреждения в лице музеев, муниципальных выставочных залов и других государственных институтов)

· частными (презентации проводятся независимыми от государства институтами, галереями, меценатами и другими частными лицами)

· объединенными (когда государственные институты объединяются с частными структурами).

По экономическому аспекту:

· коммерческие (галерейные выставки-продажи, ярмарки, аукционы и пр.)

· некоммерческие, просветительские (музейные экспозиции, различные некоммерческие выставки)

· смешанные (совмещены элементы двух других групп; это могут быть фестивальные проекты, масштабные выставки на конкурсной основе и др)

Презентации изобразительного искусства могут основываться на видах и жанрах искусства, а также определенной заданной теме (выставки живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, Биеннале акварели, пастели, выставка натюрморта, пейзажа или одной картины, а также современные выставочные проекты фото-видео направлений, медиа-арта, перформанса и др.)

Презентации могут иметь широкий географический диапазон:

· городской

· региональный

· международный

Велико и разнообразно количество опосредованных презентационных форм; это могут быть и каталоги выставок, монографии творчества отдельных художников, и периодические издания специализированного как научного, так и более общего просветительского или коммерческого характера, а также различные теле и радио-проекты.

Наконец, одну из ведущих ниш в нашей современной жизни занимает Интернет. Эта мировая система содержит огромное количество информации; сайты музеев, галерей, персоналии художников, обширные данные о выставках, аукционах, ярмарках, здесь заключаются сделки, проводятся прямые продажи и заказы на выполнение произведений искусства, размещается информация о публикациях, посвященных той или иной теме в различных изданиях. Интернет как глобальный мировой объект, постоянно развивающийся и модернизирующийся, безусловно, играет одну из ведущих ролей в получении информации о различных событиях в области презентаций изобразительного искусства по всему мировому пространству. Однако необходимо заметить, что эта система имеет ряд серьезных проблем

· Во-первых, проблема поиска. В глобальной системе Интернета, весьма объемной и хаотичной, довольно сложно находить нужную информацию, систематизировать ее и составлять объективную картину

· Во-вторых, существует проблема качества информационного материала, который можно рассматривать скорее как ознакомительный текст, несущий чаще всего рекламный характер. Исследуя характер воздействия информации на массовое сознание, Ж.Бодрийяр отмечал возникновение необратимых процессов, когда: «Масса впитывает всю социальную энергию, и та перестает быть социальной энергией. Масса вбирает в себя все знаки и смыслы, и те уже не являются знаками и смыслами. Она поглощает все обращенные к ней призывы, и от них ничего не остается. На все поставленные перед ней вопросы она отвечает совершенно одинаково»[13]. И в этой ситуации, как отмечал ученый, «вместо того чтобы трансформировать массу в энергию, информация осуществляет дальнейшее производство массы», когда «любое воздействие на массу, попадая в поле ее тяготения, начинает двигаться по кругу: оно проходит стадии поглощения, отклонения и нового поглощения»[14].

· Третий аспект тесно связан с предыдущим и представляет собой ложное визуальное восприятие, при котором представляемый объект или произведение искусства воспринимаются в искаженном виде. Например, часто возникает ситуация, когда произведение того или иного автора, высылаемое в электронном виде, благодаря техническим возможностям (фотосъемка, компьютерная обработка и пр.) в своем оригинале проигрывает его электронной версии.

Поэтому, дать однозначную оценку современным процессам в художественном мире на настоящем этапе довольно сложно.

И хотя, как замечает Н.Б.Маньковская, о том, что эстетические ценности не отвергаются, а предлагаются в новом качестве, в настоящее время происходит коренное изменение устоявшихся идеалов. К примеру, эстетическое осмысление красоты представляется «уже чисто социальным явлением»[15], идея «синтеза божественного и земного»[16], соединения «элементов духовного и материального»[17] вытесняется функциональной, бытовой потребностью. Возникает очевидное напряжение между миром идеалов и повседневным существованием.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что отношение к изобразительному искусству претерпевает коренные изменения, на фоне которых и выставочные проекты несут качественно другие функции.

Следует подробнее рассмотреть, что произошло с традиционными формами представления изобразительного искусства, где основным и наиболее популярным видом остается выставка.

Выставка представляет собой одну из форм презентаций изобразительного искусства, определенного конкретным местом и временем проведения, заданной концепцией или определенной тематикой. Основной отличительной чертой этой формы является ее прямое, эмоциональное и смысловое воздействие на посетителя, живой контакт с ним.

Цели и задачи современных выставок могут быть различны; они могут решать как просветительные и эстетические, так и материальные задачи, быть массовой, зрелищной общедоступной формой показа или элитарной, не ориентированной на широкий спектр публики «закрытого общеста». В современной ситуации можно наблюдать определенную метаморфозу или перерождение выставки в социальное явление, к которому применимо понятие «вернисажа»

Чтобы лучше понять современную ситуацию и развитие выставочных проектов необходимо обратиться к истории выставочной деятельности в Москве и проанализировать ситуацию рубежа 80-х, 90-х годов на примере опыта работы: Союза Художников, музеев, галерей. При этом можно увидеть поступательное движение и развитие этого процесса соответственно с изменением самосознания в условиях нового времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.