Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности Биеннале графики как независимой фестивальной формы. 2 страница





производственным конвейером. Конечно, эту проблему нельзя рассматривать однозначно, она более сложна и имеет различные модификации. Исследуя данный аспект, М.С.Каган, выделял результат опредмечивание искусства выходом произведения в самостоятельное «квази-субъективное» существование[68]. Что же касается временной ситуации, то, по словам Т.Е. Шехтер: «Время — живои динамический материал» ~, в котором «Настоящее — это способ и место встречи Прошлого и Будущего в потоке постоянного движения. Оно творится, происходит постоянно, меняясь каждую секунду, каждый раз предрекая то, что будет...»[69]. Тем более, в этом ускорительном потоке усложняется комплекс актуализации современного искусства, требующий творческого мышления, инновационных решений и ярких открытий. Примером может служить IV Международная Биеннале графики (БИН-2008), обозначившая определенное направление и тему - «Искусство < 329 книги с разделом станковой графики». Переработав предыдущий опыт и сохраняя общую наработанную структуру, состоящую из конкурсного раздела и внеконкурсных экспозиций, проект 2008 года не остановился на достигнутых разработках, и приобрел новые очертания: - во-первых, важным моментом стало объединение и партнерские взаимоотношения организаторов Биеннале и ряда независимых творческих


и коммерческих институтов[70], заинтересованных в проведении проекта и сохранении истинных культурных традиций, во-вторых, обозначенная главная линия Биеннале, позволила наиболее ярко представить характерную особенность настоящего времени, а именно, его синтетическую составляющую. В этой ситуации выдвинутая тема «Искусство книги с разделом станковой графики», стала ярким примером взаимопроникновения различных областей; изобразительного искусства, прикладного мастерства авторского переплета, текста и издательской деятельности, а также предметной промышленной области типографического и бумажного производства. Более того, эта тема вызвала живой интерес и вскрыла существующие социальные проблемы в областях образования и воспитания. в-третьих, обобщающая ситуация искусства книги и различных направлений графики в целом, а также письма и слова в залах одной из ведущих библиотечных систем, положило началу формирования общей коллекции для создания городского музея книги и графики. Потребность в таком институте уже давно сформировалась благодаря традиционной школе и активно развивающемуся современному искусству графики. Таким образом, если подвести итоги состоявшихся выставочных проектов 2002, 2004, 2006, 2008 годов, можно отметить, что, пройдя поэтапное развитие от одной из частей фестивальной формы, Биеннале графики сформировалась в независимый самостоятельный проект, имеющий собственную структуру и историческую базу: Биеннале 2002 года, еще не имея собственной независгшой ситуации и оставаясь частью Международного фестиваля искусств «АртОктябрь»выделила графическую ситуацию из общего контекста Москваской культуры и заявила о возможности этого явления именно в Москве, Биеннале 2004 года, став независимой формой, заложила хороший базовый опыт на основе исторических традиций и современной ситуации в мире графики на широком пргмере творчества художников России и представителей других стран мира. Нельзя отрицать присутствие некой «сумбурности» ситуации и чрезмерного объема информации, однако, и эти проблемы стали хорошим опытом для дальнейшей работы над развитием проекта. Биеннале 2006 года, закрепила сложившуюся ситуацию, заняв свое независимое место в ряду других выставочных проектов. Более того, Биеннале 2006 года предстала на качественно новом международном уровне, укрепила интернациональные позиции в качестве равноценного партнера ведущих международных лидеров в области графического искусства. Биеннале 2008 года, переработав весь накопленный опыт проведения предыдущих проектов, превратилась в упорядоченную и хорошо выстроенную структуру с широкой тематической и. видовой направленностью, сохраняя общее единство и стилистику> проекта. Именно Биеннале 2008 года объединила в себе весь опыт проведения предыдущих проектов, в котором важными достижениями стали: Объединение и партнерские взаимоотношения с аналогичными как российскими, так и международными организациями, Показ образа книги и графики как общей синтетической составляющей в различных областях человеческой эюизнедеятельности, Формирование коллекции и базы для основания музея книги и графики. Таким образом, можно сказать, что Международная Биеннале графики в Москве, будучи некоммерческой и независимой формой презентации изобразительного искусства, не только доказала свою жизнедеятельность, но стала масштабным событием — смотром графического искусства, позволяющим проследить тенденции его развития, обнаружить уникальные технические возможности, открыть новые имена и определить лидеров в этой области. На этом основании можно утверждать, что именно такая форма презентации способна взять на себя особую ответственность за формирование и создание новых ценностных критериев. 2.3. Международный Фестиваль Графического искусства в системе Биеннале графики в Москве. Выставочные проекты Международной Биеннале графики в Санкт- Москвае в силу своего масштаба, постоянных открытий и обновления требовали определенного закрепления достигнутых результатов, более широкого показа и изучения уникальных и ярких достижений каждого проекта. И чтобы зафиксировать ситуацию и выявить определенные тенденции направленности графического искусства, его развития в настоящее время, возникла необходимость в создании принципиально новой формы презентации графики. Более того, проведение первых двух Биеннале показало, что двухгодичный промежуток между проектами нуждается в его логическом заполнении и углубленному раскрытию ситуации. Такой дополняющей формой стал Международный Фестиваль Графического Искусства (ФГИ) как открытая площадка современной графической лаборатории. Фестиваль имеет свои отличия от Биеннале графики: - в противоположность Биеннале фестиваль не является глобальной по своему масштабу формой показа графического искусства, скорее наоборот, он закрепляет и выявляет яркие достижения и открытия Биеннале, аналитически продолжая работу выставочного проекта. Поэтому состав и программа Фестиваля формируются сразу после проведения Биеннале, в основном на кураторских проектах и персональных выставках, Так как основой Фестиваля являются кураторские экспозиции российских и зарубежных авторов и в широком масштабе, этот выставочный проект не основан на конкурсном разделе[71], Фестиваль использует большое количество выставочных площадей, причем не только профессиональных выставочных залов, но и залов Библиотечной системы. Таким образом, во время проведения проекта расширяется культурное пространство и привлекается дополнительный зритель (не только из художественной среды), Помимо пресс-конференций, встреч, мастер-классов и круглых столов, ставших неотъемлемой частью Биеннале, равноправной составляющей Фестиваля графики стали музыкальные, театральные и поэтические программы, являющиеся не просто дополнением или зрелищным оформлением открытия экспозигщи, а равнозначным и полноправным элементом Фестиваля. Такая синтетическая ситуация является актуальной и востребованной в общем культурном контексте современности. Связь Биеннале - Фестиваль стала основой формирования нового культурного пространства, при этом такой тандем позволил выработать определенную стратегию, направленную на выявление живого действительного процесса современной графической ситуации. ■ Свое историческое развитие первый Фестиваль Графического Искусства начинает с 2005 года, после проведения второй Международной Биеннале графики, где лауреатами стали два самобытных художника: Алесь Фалей и Ринат Миннебаев '. Их персональные выставки были показаны в программе Фестиваля Графического Искусства 2005 года, более подробно раскрывая яркое индивидуальное творчество, вызвавшее интерес у Москваского зрителя. Каждая работа белорусского художника Алеся Фалея становится поиском новой, своей формулы бытования, где темы города, портреты или фантастические композиции находятся в постоянном движении-поиске. Свой путь, свою дорогу художник возводит в степень знака, символа, вынуждая \ каждого на уровне подсознания ощутить этот путь, тревожный и радостный, волнующий и манящий. Алесь от природы наделен удивительной жаждой творчества, «фонтанирующая» энергия и постоянный поиск новых образных решений в его работах притягивает и не оставляет без внимания. Поэтому не случайно он стал лауреатом Первой Премии Международной Биеннале графики в Москве в 2004 году и был представлен уже персональной выставкой на Фестивале Графического Искусства. В противоположность Фалею, выставка известного молодого художника из Башкортостана, Рината Миннебаева, показала сложный и удивительно притягательный мир древних образов востока в серии авторских работ из бумаги ручного литья с элементами коллажа. Ринат, известный экспериментатор в области сложных печатных технологий всегда ставит, сложные задачи; осознание природных форм через различные знаковые системы, соединение этнографических признаков с современными "33 Алесь Фалей (Беларусь) - Лауреат Первой Премии Международной Биеннале графики в Санкт- Москвае (2004 год) по номинации «станковая графика». Персональная выставка художника прошла на площади Централизованной Библиотечной системы им. М.Ю.Лермонтова в рамках первого Фестиваля графического искусства (2005г). 331 Ринат Миннебаев (у.Уфа, Башкортостан) - Лауреат Первой Премии Международной Биеннале графики в Москве по номинации «». Персональная выставка художника прошла на выставочной площади павильона «Чайный домик» в Летнем Саду при содействии Санкт-Москваского Общества Поддержки художников. элементами и дальнейшую их трансформацию в собственный авторский образ. И конечно такой подход делает его творчество индивидуальным и запоминающимся. Другим интересным опытом Фестиваля стала идея показа развития графического искусства в сфере творческих Вузов. В поддержании этой идеи откликнулась кафедра графики института Декоративно-Прикладного Искусства представившая проект выставки работ педагогов и студентов кафедры в рамках общей программы «Мастер и ученик». Этот живой опыт наглядно продемонстрировал современную ситуацию в области печатных техник, когда состоявшийся мастер-педагог работает вместе со студентами в мастерской, показывает сложные приемы работы в линогравюре, офорте, литографии, инкорели. В такой совместной творческой лаборатории рождается нестандартное мышление, воспитывающее не просто технически обученного и грамотного специалиста, а индивидуальность, творческую личность. Более того, ситуация фестиваля стала уникальной и с точки зрения более углубленного показа творчества художников различных городов России и стран мира, которые представляли свои работы в конкурсном разделе Биеннале. Так, к примеру, характерной особенностью Биеннале 2004 335 года стало открытие творчества художников из городов Сибири. Эта линия более широко была показана как персональными, так и групповыми выставками в фестивальных рамках 2005-2006 годов. Дополнили фестивальные экспозиции; необычный выставочный проект по теме «Думская башня», специально составленный по заказу 336 Москваского коллекционера Кирилла Авелева и выставка книжного знакег[72] из коллекции Вениамина Худолея. > 1 Такгш образом, если подвести итог первого Фестиваля графики, то молено сказать, что была сформирована уникальная, отличная от Биеннале ситуация, более углубленно показывающая пути развития и формирования графического процесса не только в Москвае, но и в целом по России. Эту работу продолжил и вывел на международный уровень Второй Фестиваль Графического Искусства 2006 года, закрепляя яркие открытия и достижения Биеннале. Если более подробно рассмотреть ситуацию Биеннале 2006 года и последовавший за этой выставкой проект Второго Фестиваля графического Искусства, то можно выделить следующие особенности; яркой и запоминающейся частью Биеннале 2006 года явился раздел Международной Краковской Триеннале печатной графики «Еврографик Краков — Санкт-Москва 2006 — мост интеграции европейской 338 культуры». Объединение двух графических структур, обмен художественными идеями, показ новых форм и технологий — все это стало настоящим открытием для Москваского зрителя. Как продолжение этой темы в программу Графического фестиваля вошла персональная выставка известного польского художника, профессора Познаньской академии художеств, Петра Шурека, предоставленная Генеральным консульством Республики Польша в Москве. Сложные по своему техническому исполнению, крупного формата офорты, непрерывной серией вошли в экспозицию в Большом зале Выставочного центра Союза Художников. В этом же пространстве, ведя взаимный диалог, была размещена выставка «Арт-мост Москва - Краков» с работами Москваских ТОЛ художников. Собственное видение польской культуры, как и постоянные дискуссии взаимовлияния, Запад - Восток, нашли интересное воплощение в работах наших мастеров. В дальнейшем более объемная по составу
\ участников и разнообразию графических направлений выставка «Еврографик 340 Санкт-Москва - Краков: печатная графика Москваских художников» была представлена в рамках государственной программы «Дни Москвы в Кракове». С 2006 года Фестиваль отработал и закрепил начатую ранее программу важного проекта - показ графических достижений в области учебного процесса на примере творческих Вузов Москвы3^. На этот раз, при партнерской поддержке издательства «Вита-Нова», Фестиваль не только представил лучшие работы студентов старших курсов, но и провел Конкурс среди участников. Анализируя общую ситуацию и дальнейшее развитие биеннального движения, в качестве примера можно рассмотреть последующий ряд фестивальных выставок; - Так, ярким открытием Биеннале графики 2006 года стал целый комплекс израильского графического искусства, совершенно справедливо отмеченный Жюри[73] конкурсной части выставки, и в рамках Третьего Фестиваля Графики 2007 года была представлена наиболее характерная графическая ситуация Израиля - от школы детской печатной графики, работ студентов Академии искусств Бецалель, до произведений сложившихся и известных мастеров[74], а также персональная выставка Лауреата Биеннале - Ильи Богдановского341, работы которого отличаются изысканностью и сложной техникой печати.
- В фестивальных рамках 2007 года состоялся проект «Арт-мост Иерусалим - Москва»343. Четвертый Фестиваль Графического Искусства 2008 года, не 346 только представил уже сложившуюся программу, закрепил выставочные достижения Биеннале, но и стал уникальным событием в сфере культуры: Фонд развития графики «Современная графика» совместно с издательством «ВИТА НОВА» провел акцию передачи произведений известных российских и зарубежных мастеров в дар Библиотечной Системе им. М.Ю. Лермонтова для формирования государственного музея эстампа и книги. Таким образом, выборочный показ не только определенных мастеров, ярких направлений, но и анализ сегодняшней школы, выявление современной специфики и закрепление уникального материала формированием музейного собрания, позволяет Фестивалю Графического Искусства наиболее полно раскрыть ситуацию, происходящую не только в мире графики, но и в общекультурной ситуации. Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать основной вывод: в настоящее время в Москваской культуре сложилась уникальная ситуация в которой проекты Биеннале и Фестиваль Графического Искусства стали единым «организмом», служащим поддержкой культуры в жестких финансово-экономических условиях современного рынка, не преследуя коммерческих целей и не извлекая прибыли, формируя новую ответственность за создание ценностных критериев. ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЕННАЛЕ И ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА МОСКВЫ. 3.1. Проблемы организации и проведения выставок и фестивалей в Москве. Исследуя современное состояние Биеннале и Фестиваля графики нельзя не отметить проблемы, связанные с организацией и проведением крупномасштабных выставочных проектов. В современных условиях рыночной экономики эти вопросы приобретают особенно острый характер. В настоящее время происходит очевидный процесс обновления сложившихся традиционных выставочных форм презентации изобразительного искусства, а также стремительное внедрение в эту область новейших технологий предпринимательской деятельности. Все эти аспекты предназначены, прежде всего, на создание «произведений искусства» или, проще говоря, товара массового потребления. Искусство в современных условиях арт-рынка, так или иначе, подчиняется его экономическим законам. Здесь можно рассмотреть несколько характерных особенностей этой ситуации: во-первых, происходит процесс вовлечения среднего человека в различные области культуры посредствам зрелищности и развлекательности, часто провокации и шока. В этой ситуации произведения искусства утрачивают свою глубину, становятся поверхностными и ничем не отличающимися от предметов быта. во-вторых, стремительное развитие современных технологий и общая доступность к ним породило обманное представление о возможной легкости творческого процесса и лишило его изначального сакрального таинства. Такое отношение поспособствовало развитию и расцвету дилетантизма. И, в-третьих, можно отметить, что массовое сознание вырабатывает и переносит во все сферы культуры определенные мыслительные штампы, образы стандартов, сложившихся рекламных «логотипов». Изучая данную проблему, Н.Суворов справедливо отметил: «...произведения массового искусства для достижения задач успешного функционирования должны стать ходким товаром и приносить прибыль»[75], более того, сложилась определенная ситуация в которой «авторство произведения массовой художественной культуры принадлежит не только создателю идеи, но и продюсеру, режиссеру, постановщику, издателю, арт- директору и т.д. Произведение искусства может стать частью массовой культуры лишь с помощью солидного тиража, или публичной многоразовой -т-г. 348 постановки, или выхода на широты ТВ, аудио и видео». Конечно, современную ситуацию нельзя воспринимать узко и односложно. Есть художники, несущие собственную ответственность за создание произведения, которые продолжают работать «вне» законов рынка. Такие яркие творческие индивидуальности становятся открытием и украшением различных экспозиций и выставочных проектов. Поэтому выставочный вопрос, как сохранить должный уровень и качество представляемых произведений в фестивальных и биеннальных проектах при исключительно жесткой экономической ситуации, не превращая искусство в товар бытового потребления, является самым сложным и противоречивым. В современном культурном процессе, где существуют и постоянно возникают различные выставочные проекты, в качестве решения устройства и организации можно привести пример проведения выставок Биеннале графики и Фестиваля графического искусства. В данной ситуации, организаторам приходится решать ряд трудных задач, где, одним из аспектов является личная ответственность набора участников проекта, качественных произведений, а также личный контроль за проведением всех сопутствующих мероприятий, а другим, сложная экономическая проблема, разрешением которой стало создание Фонда развития графики «Современная графика».[76] Если первый аспект ставит вопрос роли произведения искусства в современной ситуации, где любое произведение можно рассматривать как предмет быта или товар, приносящий прибыль, удовлетворяющий эстетические и духовные потребности. И, как уже отмечалось ранее, уровень и качество современных произведений являются проблемной стороной современной культуры. То, что касается Международной Биеннале и Фестиваля графики в Москве, одной из основных задач эти проекты ставят сохранение высокого уровня подачи материала и живой интерес для широкого круга зрителей. При этом их организационная деятельность с одной стороны поддерживается материально Комитетом по Культуре Правительства Москвы, который выделяет определенные суммы на проведение проектов, а с другой стороны источником финансирования становятся независимые частные организации, заинтересованные в осуществлении проектов и сами участники выставок. Такая ситуация позволяет вести независимую политику и является новой формой организации выставок изобразительного искусства, обладающей новым типом экономической структуры и новым характером творческих поисков. Можно отметить, что важным решением экономических проблем и общего выживания проектов в современном культурном пространстве для устроителей проектов Биеннале и Фестивалей стало; Объединение и обмен художественными идеями с партнерскими институтами. Такое решение позволяет соединить различные российские и международные организации для достижения максимального эффекта воздействия и долгого существования того или иного выставочного проекта, в частности, это: общее участие в совместных культурных проектах, совместная реклама, поощрительные призы и подарки от партнеров и др. Проблема сотрудничества различных организаций стоит особенно остро в современных условиях эпохи глобализации и формирования единого мирового культурного поля. На примере Биеннале и Фестиваля графики Москвы можно проследить удачную консолидацию с аналогичными институтами, где по ряду вопросов произошло объединение с: 350 - Международной Краковской Триеннале печатной графики. В 2006 году, перед открытием очередной Международной Биеннале графики в Москве, Общество Международное Триеннале Графики в Кракове и Фонд развития графики «Современная графика» заключили соглашение о сотрудничестве в рамках общих проектов. На Москваском Биеннале польская сторона представила более 200 произведений из коллекции краковской Триеннале печатной графики; это был широкий диапазон работ, выполненных в различных видах графических техник от 100 художников-призеров Триеннале за все время ее существования. Аналогичные совместные выставки, организованные по инициативе Международного Общества Триеннале в Кракове, практиковались в Москве и Киеве (общее название проекта: «Мост интеграции европейской культуры»), но только Москваский проект имел продолжение. Так, в 2007 году, в рамках государственной программы' «Дни Москвы в Кракове», в национальном музее города Кракова, состоялась ответная выставка Москваских художников «Еврографик Санкт-Москва — Краков 2007» печатная графика Москваских художников В данной ситуации хотелось бы отметить, что помимо своей синтетической основы, когда экспозиционное пространство явилось одновременно концертной площадкой, совмещая в себе художественные произведения и музыкальную составляющую, выставочный проект способствовал развитию ситуации дипломатической. Продолжая намеченную программу объединения и сотрудничества для более полноценного развития проектов Биеннале и Фестиваля графики в Москве, Фонд развития графики «Современная графика» способствовал заключению партнерского соглашения с - печатными мастерскими независимого творческого союза художников Израиля. Данная консолидация имеет развитие благодаря Международной Биеннале графики в Москве 2006 года. Именно в этом выставочном проекте, впервые были представлены графические работы израильских художников, которые вызвали живой интерес у публики и высокую оценку Жюри конкурсной выставки Биеннале[77]. В дальнейшем работу и показ различных направлений школы печатной, уникальной и книжной графики Израиля, в более широком диапазоне, представил III Международный Фестиваль Графического Искусства (2007г.). Для более успешного проведения очередного проекта Фестиваля и обменных, международных выставок, Фонд развития графики «Современная графика» и Объединение Профессиональных художников Израиля разработали 354 совместную художественную программу, направленную не только на широкий показ произведений российских и израильских авторов, но также на исследование и определение места и роли их творчества в мировой художественной культуре. Исходя из этих принципов, задачами Фестиваля 2007 года стали; показ графического творчества сложившихся мастеров Израиля, в частности, персональная выставка печатной графики Лауреата Первой Премии Третьей Международной Биеннале графики в Москве, Ильи Богдановского, участие студенческих работ выпускников и учащихся Академии искусств БЕЦАЛЕЛЬ в конкурсном разделе «Мастер и ученик», а также представление детского раздела студии печатной графики, формирование совместной выставки «Арт-мост Москва - Иерусалим»[78]. Таким образом, становится очевиден следующий аспект; консолидация Фонда развития графики «Современная графика» с аналогичными творческими организациями способствует выявлению графических форм изобразительного искусства, как наиболее актуальных и мобильных в условиях современной мировой культуры, способных к универсальному и быстрому моделированию в любых пространственных условиях и географических условиях. Из аналогичных совместных проектов и творческого содружества можно выделить: - Литовскую Биеннале современного искусства печатной графики. Данное сотрудничество возникло на базе участия Москваских художников, работающих в современных техниках печатной графики в литовской Биеннале «Новое искусство - новое будущее» (2006г.), проходившей по городам: Вильнюс, Каунас, Клайпеда. Работы Москваских участников были отобраны заранее куратором Биеннале Игнасом Казакевичусом, одновременно, Фонд «Современная графика» рассмотрел предложение участия литовского проекта в рамках биеннальной программы 2006 года и предоставил литовской стороне определенную выставочную площадь на территории Центрального Выставочного зала «МАНЕЖ»[79]. Таким образом, помимо независимых участников Биеннале, было показано несколько крупномасштабных проектов, позволяющих увидеть картину развития графического искусства в более полном объеме и составить представление о его состоянии на данном этапе. Более того, по результатам голосования Жюри Конкурсной части выставки, литовский художник (Юрате "3 со Рекевичуте) получила почетный приз от партнеров Биеннале 359 Международного фестиваля искусств «Мастер-класс». «Идея ежегодного фестиваля искусств в Москве родилась в 1993 году. Вот несколько принципов, лежащих в основе «Мастер класса»: Фестиваль призван пропагандировать современную культуру России, В проекте участвуют профессиональные художники, музыканты, театральные деятели, модельеры, журналисты, Участие авторов не ограничено возрастным цензом, Художественным советом выступает Совет Мастеров»[80]. Цели и задачи фестиваля «Мастер класс» оказались близки основным принципам Международной Биеннале графики в Москве, поэтому сотрудничество этих двух проектов стало полноценным и внесло значительный вклад в общее развитие культуры Москвы. Другим, партнером как Биеннале, так и Фестиваля Графического Искусства, является издательство «Вита-Нова»[81], не только постоянно принимающее участие в выставочной деятельности Биененале и Фестиваля, но и учреждающее собственные премии и призы, внося личное финансирование в проекты. Ситуация сотрудничества с данным институтом является уникальным и раскрывает дополнительные возможности для проведения совместных выставочных проектов; Во-первых, издательство выбирает художника для работы над определенным произведением, причем процесс иллюстрирования полностью является авторским замыслом художника, без вмешательства со стороны издателей. При таком подходе конечным результатом служит серьезное литературное издание, совмещающее в себе равнозначный творческий подход художника, Во-вторых, условием издательства является следующее; все иллюстрации, выполненные для того или иного литературного произведения остаются в коллекции у издателей. Дополнительно каждый художник выполняет один или несколько сюжетов в любой печатной технике и изготавливает тираж, который в дальнейшем распространяется вместе с первыми экземплярами книги, что делает такое издание уникальным и неповторимым. Дополнительно издательство создает папку с работами художников, иллюстрировавших литературные произведения, В-третьих, «Вита Нова» постоянно занимается экспозиционной деятельностью и устраивает персональные или тематические выставки художников совместно с презентациями изданных книг. В контексте представленной ситуации издательство «Вита Нова» с 2004 года, принимает участие в проектах Биеннале и Фестивалей Графического Искусства не только как партнер, но и как член Оргкомитета и Жюри, что полным образом раскрывает удачный синтез литературы и изобразительного искусства. Другим, постоянным партнером Фонда развития графики «Современная графика», поддерживающим и помогающим в осуществлении проектов Биеннале и Фестиваля, является фирма «КвалиВуд», в состав 362 которой входит Салон Москваских художников «АКТерия». Этот институт, по сравнению с предыдущими, принимает участие не только в выставочной деятельности проектов Биеннале и Фестиваля, но и выполняет ряд административных функции: занимается РЯ рекламой, в частности поддерживает и наполняет новой- информацией Web-сайт, издает электронный вариант мероприятий на СД-дисках, занимается предпечатной подготовкой каталога и сдачей его в полиграфию, а также изготовлением постеров с произведений художников. Такая консолидация позволяет более широко представить проект в современном культурном пространстве. Другим не мене важным экономическим аспектом сотрудничества с Фондом «Современная графика», стало постоянное участие в выставочных проектах крупных компаний-производителей бумажной продукции: фирм «Берег», «Косима»36*. Эти организации оказывают значительную финансовую помощь, предоставляя бумагу для издания сводного каталога Биеннале, что значительно удешевляет его себестоимость. Также, хотелось бы отметить, что помимо поддержки в изготовлении каталога, бумажные компании собирают свою коллекцию произведений, выполненных на бумаге с которой они работают, и эта коллекция была выставлена в проекте Биеннале. Таким образом, можно практически убедиться в том, что графическая Биеннале в Москве является наиболее актуальноймобильной, синтетической формой презентации современного искусства, объединяющей не только художественные направления, но и крупные коммерческие предприятия, а также совмещая, политические и дипломатические функции. Эта стратегия позволила создать ситуацию, в которой можно проследить живой, постоянно развивающийся процесс актуализации современного искусства, который быстро реагирует на любые изменения в современных условиях и позволяет показать комплексную ситуацию графического искусства, включающую как историю и традиции, так и новейшие формы и перспективы их развития. ' Рассматривая данную проблему, можно сделать вывод:: (. что благодаря объединению и партнерству с аналогичными организациями, поддерживая качественный уровень выставляемого материала, проекты Биеннале и Фестиваля графического искусства стали единым «организмом», созданным для поддержки культуры в жестких финансово-экономических условиях современного рынка. Более того, эта единая форма (Биеннале - Фестиваль) стала наиболее устойчивой моделью, способной существовать в современных условиях рыночных отношений, объединяя в себе художественные, административные, коммуникативные, дипломатические и другие аспекты. Являясь мобильной формой актуализации современного искусства, эти проекты не преследуют коммерческих целей и не извлекают прибыли, а ставят основной задачей формирование новых культурообразующих и культур о созидающих ценностных критериев. 3.2. Художественное руководство проектом Одним из главных факторов не только проведения проекта, но и его дальнейшего успешного существования, является его общее руководство. В современном контексте художественной культуры одной из главных особенностей проведения выставочного проекта можно выделить его социальный статус, причем в зависимости от масштаба того или иного мероприятия, роль этого фактора пропорционально возрастает. Рассматривая ситуацию с точки зрения социального аспекта можно выделить ряд проблем: Так, например, известные фестивали в разнообразных областях культуры рассматривают широкий спектр мероприятий для различных слоев населения; разных возрастных категорий и уровня подготовленности, ориентируя, тем самым, программу проекта на «массовый уровень» восприятия. Но для поддержания длительной заинтересованности и долговечности существования проекта необходимо качественное представление материала. Совместить эти две составляющие довольно сложно; - с одной стороны, можно создать поверхностную ситуацию, рассчитанную на краткосрочное массовое зрелище, с другой стороны, если углубиться в элитарную, замкнутую концепцию, предназначенную только для узкого круга специалистов, то такой проект может очень быстро исчерпать свой ресурс и исчезнуть. Именно объединение этих двух задач было поставлено основной целью руководства проектов Биеннале и Фестиваля графики Москвы. Примерами решения этой проблемы могут служить проекты детского творчества, ставшие неотъемлемой частью основной экспозиции. Так в Биеннальных выставках имеется постоянный раздел Малого детского Биеннале, а в рамках программы Фестиваля постоянно показываются детские экспозиции с мастер-классами и концертами. Другой особенностью современной художественной ситуации является расширение географии и территорий выставочных проектов. В этом случае организаторы используют не только пространство профессиональных выставочных залов, но и другие публичные места, например, библиотечные площади[82], концертные залы и пр. Такой подход позволяет увеличить круг зрителей и представить проект не только профессионалам, но и другому слою населения. Однако, при всей ситуации, основная Конкурсная выставка, проходящая в рамках Биеннале, всегда отличается высоким художественным качеством и является центральным событием всего проекта. Рассматривая на практике проблему организации и руководства выставочных проектов, очевидным становится то, что центральным звеном в этой многоуровневой системе является фигура руководителя проекта. На примере существования Международной Биеннале графики в Москве можно определить значение и роль личности куратора проекта, раскрыть основные тактические и стратегические моменты управления. В представленной ситуации организации и проведения Биеннале произошло совмещение двух основных аспектов; художественное руководство и административное управление проектом. В плане художественного руководства можно выделить основные направления: формулировка общей концепции или идеи мероприятия, обдумывание образа проекта, при этом, куратор руководствуется неожиданными, новаторскими решениями и не боится разрушить общепринятые стандартные нормы, что позволяет выделить данный проект из ряда других, выделение главной темы «интриги», позволяющей сделать проект ярким и запоминающимся, выделить его отличительные качества, подготовительная работа; система отбора материала и его дальнейшее определение в решках проекта, составление экспозиционного плана объемно-пространственное построение всех выставочных площадей, инновационное решение экспонирования произведений, отбор лучших произведений по качественным профессиональным принципам, неординарным и самобытным решениям и награждение авторов, характеристика и анализ ситуации по окончанию проведения проекта с целью его продолжения в следующий период. Такой комплексный подход является новаторским и позволяет создать живой перспективный выставочный проект посредствам, которого можно сделать анализ современной художественной ситуации и определить пути ее дальнейшего развития. Более того, эксперимент, как форма художественного проектирования выставочного пространства позволяет зрительно заострить внимание на достоинствах того или иного произведения. Решая творческие проблемы, связанные с отбором материала и построением экспозиции, на руководителя возлагается целый ряд организационных проблем, связанных с хозяйственной и маркетинговой деятельностью. В настоящее время каждая организация является системой и любая организация может быть эффективной лишь настолько, насколько это позволяют элементы ее системы, при этом, чтобы данный механизм работал, важен «человеческий фактор». В этой ситуации особенно важен личный план руководителя, который координирует управленческие действия, превращая их в успешную практическую работу, где достигаются основные целевые задачи: устойчивое развитие проекта, повышение эффективности и качества, популяризация и привлечение более широкого круга обгцественности. Руководителем решаются оперативные задачи: становление проекта по-настоящему транснациональным, при этом происходит расширение присутствия иностранных участников и партнеров на равных правах с российскими, достижение ведущих позиций в области культуры и выставочной деятельности, уменыиение экономических затрат на проведение проекта, задача добиться прогресса в истинной инновационной деятельности, так как простого усовершенствования организации недостаточно. Поэтсшу, чтобы добиться максимального результата и решения целевых и оперативных задач руководитель проводит исследование результатов каждого проведенного проекта, учитывая ошибки и совершенствуя организационный механизм. В данном контексте особую роль для успешного осуществления того или иного проекта играет сама личность руководителя. Правильно руководить людьми, вести их к успеху, в который каждый вносит свою лепту и каждый ощущает себя непосредственным участником общего процесса — это настоящее искусство, где стиль руководства осуществляется посредством харизматических качеств руководителя {авторитет (личный и профессиональный), быстрая реакция, дальновидность, способность принимать решения (решительность, инициативность), способность проникаться интересами и потребностями сотрудников, умение идти на компромисс, способность признавать свои ошибки, специальные (профессиональные) знания). Если подытожить вышеизложенное, то можно сказать, что, начало любого выставочного проекта, связано: с появлением идеи, концепции и воплощением их в жизнь. Так возникает определенный субъект выставочной деятельности, выполняющий эти функции — куратор. Область деятельности куратора и ее границы может быть различна; каждый случай индивидуален и требует особого рассмотрения, но все же, в настоящее время можно выделить два основных вида: - Художественное руководство проектом; авторство создания образа выставки или фестиваля, его идеология, отбор и формирование эстетического пространства. Как правило, такое руководство практикуется в государственных структурах; музеи, муниципальные или другого подчинения выставочные залы, имеющие свои отделы. Роль куратора в данном случае можно сравнить с ролью художественного руководителя. - Руководство в качестве директора проекта, включающее в себя весь предыдущий комплекс, а также создание механизма для воплощения в жизнь того или иного проекта, управление или администрирование этой структурой. Таким образом, можно сделать вывод, что создание выставочных проектов и процесс руководства ими в условиях современной художественной культуры достаточно сложен, неоднозначен и напрямую связан с личностью и опытом его организатора (куратора). Проблему руководства масштабными выставочными проектами можно рассмотреть на примере деятельности автора выставочного проекта Международной Биеннале графики в Москве художника О. Яхнина. В данном случае, на практическом опыте, можно увидеть, что роль куратора становится значительно шире, если не сказать глобальнее, ее можно сравнить с ролью автора-исполнителя и режиссера-постановщика одновременно. В такой ситуации очень важна личность, совмещающая творческое начало и строгий анализ, по сути, как отмечал Р.Барт: «...тип человеческого мышления и творчества, в котором...аналитиков и творцов следует объединить под общим знаком, которому можно было бы дать имя структуральный человек»[83]. Обладая неуемной энергией и творческим потенциалом, художнику не достаточно просто воплощения своих замыслов в холстах, или графике. Он мыслит комплексно, стараясь довести идею до синтетического масштаба, способного отразить силу и глубину монументального замысла, показать определенный срез искусства в нашем времени. Именно в силу этих качеств, художник начинает заниматься организацией художественных экспозиций: Одним из первых проектов художника стала выставка Москваских художников «Восемь версий о России»,[84] открывшаяся в Муниципальном культурном центре «Дворец Белосельских-Белозерских». Экспозиция собрала произведения живописи, графики, керамики восьми Москваских авторов, принадлежащих к разным школам и направлениям в искусстве. Каждый из художников, показавший свою версию о России, был представлен авторским разделом в едином объеме выставочного пространства, по сути, вся экспозиция была составлена из восьми персональных выставок ведущих художников города. Этот проект, скорее акция, нес общую идею, разрешенную через художественные произведения и разные индивидуальности в изобразительном искусстве. Другим выставочным проектом, позволившем выйти на 367 международный уровень, стала выставка «Художники Москвы», экспонировавшаяся в г. Врсале (Франция), в 1994 году. В этой ситуации О.Яхнин выполнял функции художественного руководителя, так как общая организация и финансирование производились Государственным Политехническим институтом[85]. Если рассмотреть этот художественный проект с точки зрения поступательного развития, то можно определить ряд новых направлений, связанных с его организацией в контексте предыдущей выставки «Восемь версий о России»: во-первых, был расширен диапазон представляемых авторов и их произведений (было представлено более 100 работ в живописи и графике (акварель) от 14 авторов Москвы), во-вторых, выставка носила международный характер и вызвала живой интерес зарубежной общественности, в-третьих, на практике данного проекта, художественный руководитель выставочной части имел опыт сотрудничества с государственной структурой (в данном случае, Государственный Политехнический институт). Таким образом, к началу 1990-х годов, Олег Яхнин накопил определенный опыт проведения как городских, так и международных художественных проектов. Учитывая свои практические знания, он начинает свое сотрудничество с Дирекцией международного фестиваля 369 изобразительного искусства «От авангарда до наших дней». Целью фестиваля была заявлена популяризация современной музыки и сочинений как широко известных, так и молодых композиторов XX века. Те же задачи ставились в области изобразительного искусства. Уже в 1993 году в Центральном выставочном зале «Манеж» открывается выставка, подтверждающая название «От авангарда до наших 07л дней», куратором которой становится Олег Яхнин, и с этого же года директором программ по изобразительному искусству всего фестиваля. В дальнейшем выставки приобретают международный характер. Так на фестивальной выставке в Большом зале Союза художников (1996 год) приняли участие мастера из США, Германии, Голландии, Китая, Кореи, Москвы, Москвы. Яхнин постоянно работает над новыми формами экспозиции, позволяющими показать синтез и широту творческого диапазона. Имея богатый практический опыт работы по формированию выставок в залах Союза Художников и Манежа, своих персональных выставок, он переносит его па фестивальные экспозиции. Выставочное пространство становится творческим экспериментом, мастер совмещает монументальную живопись с малыми формами графики[86], наполняет пространство цветом и графическими ритмами. Помимо эксперимента и поиска новых технологий, Олег Яхнин работает и над редкими темами фестивальных выставок, заставляющих более глубоко подойти к определенному жанру или виду искусства. С этой точки зрения интересна экспозиция, развернутая в Большом зале Союза художников «Последние рисунки XX века» Она подводит некий итог, абстрактную черту под понятием «рисунок», вкладывая в него самый широкий и разнообразный смысл. Зрителям был представлен целый ряд интереснейших направлений в рисунке Москваских художников, продолжающих традиции таких мастеров как В.Лебедев, П.Филонов, А.Пахомов, К.Рудаков; представителей Академии художеств, Союза художников, других творческих союзов, а так же художников, не входящих ни в какие союзы и объединения. Выставка затронула «пограничные» вопросы, связанные не только с рисованием и техническим арсеналом рисунка, но и заставила задуматься о его значении и роли в современном искусстве. Рисунок формирует изначальный замысел автора. С подчас примитивного наброска начинается создание сложнейшего произведения искусства. Рисунок в этом случае играет подсобную роль, подчиненную поискам творца (будь то проект гравюры или композиционный набросок для будущей картины), и остается сокровенным и непосредственным произведением искусства. Но чаще рисунок имеет самостоятельное значение. Это может быть маленький, тщательно проработанный лист, и рисунок большого формата, причем выполненный не обязательно на бумаге. Основой может служить и картон, и ткань, и холст, а инструментом - любой материал (уголь, соус, сангина, карандаш, пастель, тушь и пр.). Сама экспозиция представляла широкое разнообразие направлений - от классической штудии (карандаш, бумага) - до всевозможных материалов языка модерна, перформансов, инсталляций, превращавших рисунок в объемное, экспрессивное произведение искусства, в некий «модуль» творчества нашего времени. Выставка «Последние рисунки XX века» стала для ее создателя определенным итогом в проведении тематического блока экспозиций и толкнула на поиски новых форм, как в построении выставочного пространства, так и в самой идее качества его наполнения. Объединяющее начало различных видов искусства, синтез слова и звука, звука и цвета, линии и жеста, знакомство с художниками, музыкантами, литераторами, артистами - все становится одним неделимым целым в программах изобразительного искусства Международного фестиваля «От авангарда до наших дней». Идея синтеза, соединения различных форм подачи для достижения максимального результата зрительного воздействия актуальна и по сей день: «...средства различных искусств совершенно различны. Звук, краска, слово. В конечном внутреннем основании эти средства совершенно одинаковы: конечная цель стирает внешнее различие и открывает внутреннюю 373 тождественность». Необходимость создания новых систем воздействия где «единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех»[87], представляется культурным бесконечным процессом, при котором «синтез •37с есть одновременно финал и процесс». Различные виды искусств, воссоединяясь, образуют «многомерное пространство, где сочетаются и "XIГ спорят друг с другом», независимо от этого, являются неделимым целым эстетическим объемом, подчиняющимся общей идее. Все вышеуказанные качества воплотились в новом цикле выставок молодых художников фестиваля «От авангарда до наших дней» под общим названием «Надежда» Уже на первой выставке из этой серии Олег Яхнин сразу определил ее образ и структуру. Помимо синтетического начала выставка несет в себе и просветительское значение. Экспозиция условно делится как бы на две составляющих; показ творчества молодых художников, выступающих самостоятельно, - раздел «Мастер и Ученик» на основе которого можно проследить развитие ведущих Москваских школ. Начинающие художники Москвы и мастера из Академии Художеств, института Декоративно-Прикладного Искусства, Академии Печати, училища им. Н.Рериха, частных студий представили вместе с кругом своих учеников широкий диапазон творчества: живопись, графику, скульптуру, текстиль, книгу, фото, куклу, моды, арт-объекты, театральные постановки. Первую и последующие выставки из серии «Надежда» можно рассматривать как некое произведение, «пространственный объект», живущий по своим законам; где факт неоднородности экспонируемых произведений, их разный качественный и профессиональный уровень, а также синтетическое соединение различных видов искусства, их построение в экспозиционной среде зала работают на общий замысел куратора. Подход в проведении такого рода мероприятий является таким же творческим актом как написание произведения, а скорее целого цикла работ. Первоначально, где-то в глубине зреет неясный замысел, затем он приобретает определенные очертания, формируется в конкретные образы, которые творец оттачивает, отсекает лишнее, придает неповторимый и законченный вид. Однако если со своим замыслом художник работает один на один, то в данной ситуации от куратора необходимо знание целого комплекса сложнейших механизмов: социальных, психологических, подвижного, гибкого мышления и мобильного владения ситуацией, что дано далеко не каждому: «Кураторский проект выходит за границы искусства, т.к. требует места, времени, средств и права на свою реализацию. Следовательно, он вторгается в общественную, экономическую и политическую реальность, превращаясь в прокуратора (дословно — управляющий хозяйством), что требует исполнения самых различных ролей: юриста, художника, котировщика, игрока, менеджера, знатока философских стратегий и 378 т.д....фигура куратора становится равноправным моментом искусства». Как было отмечено ранее, исходя из практического опыта, только глубоко творческая личность способна наиболее объективно составить полную картину происходящего в нашей действительности. И если рассмотреть художественную ситуацию в историческом контексте, когда, как замечал русский философ Н. Бердяев, все процессы, возникающие в русском искусстве, умудряющимся существовать в различные эпохи «смутных» царств и «тоталитарных» режимов, всегда вопреки, а не благодаря, в силу «загадочности русской души», вызывали и вызывают живейший интерес, дискуссии и споры, среди которых проблемы творчества, особенно молодых художников наиболее очевидны. Выставочные проекты из серии «Надежда», проводящиеся и в 379 настоящее время, позволяют рассмотреть целый срез современного искусства, оценить сложность и разнообразие творчества, сопоставить работы молодых авторов с образцами классической школы и увидеть неожиданные, иногда откровенно вызывающие, ультрасовременные поиски начинающих художников. Эти экспозиции знакомят зрителя с уникальным разделом «Мастер и ученик», представляющим работы не только молодых авторов, но и произведениями известных, ведущих преподавателей, мастеров Москвы, России и других стран[88]. Если рассмотреть современную художественную ситуацию Москвы в целом, то можно увидеть проблему недолговечности существующих фестивалей, выставок, Биеннале и др. Одни становятся несостоятельными и отмирают, другие видоизменяются, расширяя границы своей деятельности, приспосабливаясь к условиям современного рынка, становясь сугубо зрелищными и теряя общее качество и глубину восприятия экспозиционного материала. Такое положение культуры обусловлено, прежде всего, современным экономическим состоянием общества. И в этом контексте авторские художественные проекты, проводимые Олегом Яхниным, являются культурным феноменом Москвы, доказывающим свою жизнеспособность в жестких условиях рынка. В этой ситуации, очевидным становится тот факт, что любой выставочный проект и его успешное существование, в первую очередь, зависит от личности его руководителя, выступающего в качестве автора, куратора и администратора проекта. На практическом примере можно рассмотреть деятельность по руководству и проведению Международной Биеннале графики в Санкт- Москвае. В этой ситуации выделяется два основных элемента: художественное и административное руководство. Процесс художественного руководства всегда мобилен и находится в постоянном развитии. Наглядным примером может служить поэтапное развитие Биеннале графики, от художественного руководства выставкой в рамках Международного фестиваля «АртОктябрь»до самостоятельного, самодостаточного проекта. Так, Биеннале 2002 года, можно сказать, была первым пробным экспериментом куратора выставки, в котором художник попытался выявить общее состояние графического искусства и определить его пути развития, для дальнейшего формирования крупномасштабной графической экспозиции. Прежде всего, была определена основная концепция Биеннале — «Бумажный носитель». Такая формулировка значительно облегчала задачи организаторов по представлению широкого диапазона графического искусства, его различных областей и направлений. Более того, идея «бумажного носителя» снимала существующие споры о соотнесении того или иного произведения к области живописи или графики, а также позволяла выстроить систему конкурсных номинаций. На первой модели Биеннале автор разработал свою особую систему представления художественных произведений в экспозиционно-выставочном пространстве: Во-первых, вся выставка делилась на Конкурсную и внеконкурсную части, соединенные в одном зале, Во-вторых, для более полного восприятия творчества участников Конкурса, Олег Яхнин разместил работы художников определенными блок- модулями, выстроив их в заданной ритмической последовательности. Несмотря на большой объем информации, такое пространственное решение позволило достойно представить каждого участника и в дальнейшем «блочная система экспозиции» применялась в последующих выставочных проектах. Уже по окончанию Фестиваля «АртОктябрь»стал очевиден факт самодостаточности новой выставки и, проанализировав ситуацию, было принято решение о создании самостоятельного, независимого художественного проекта Международной Биеннале графики в Москве. Такой проект требовал от его автора смелых и новаторских разработок, позволяющих выделить Биеннале в общехудожественном культурном пространстве, сделать ее событием ярким и запоминающимся, привлечь внимание общественности. Разрешением этих проблем стали выставочные проекты Биеннале 2004-2006 годовш. Учитывая предыдущий опыт, Олег Яхнин оставил основную идею выставки («Бумажный носитель») и расширил число конкурсных номинаций, что послужило увеличению объема экспозиционного материала и дало возможность более полноценно показать различные инновационные технологии графического искусства, а также его классические, традиционные формы. Конечно, при проведении выставок, встал определенный ряд проблем, в частности, если рассмотреть проект 2004 года, то можно заметить, что в этой ситуации (на всей территории Центрального Выставочного зала «Манеж» и выставочных площадях Союза художников) было сложно отследить качество представленного материала. Поэтому в проекте Биеннале 2006 года был учтен предыдущий опыт и экспозиционный объем формировался более тщательно и был ограничен территориально (только Центральный Выставочный зал «Манеж»). Сосредоточение Конкурсного раздела и кураторских проектов в одном месте дало возможность выработать стройную экспозиционную структуру и представить выставочный материал в определенной логической последовательности. Аналогичная ситуация складывалась и с изданием сводного каталога выставок, где можно наблюдать схожее поступательное развитие; если изначально, первый каталог (2002 г.) представлял собой ситуацию, в большей степени, Москваского графического искусства, то последующие издания затронули российский и международный срез. Более того, каталог явился дополнительным конкурсным механизмом, определяющим' уровень и значение творчества художников (в зависимости от размера публикации). Выработав определенную систему стратегии и тактики в проектах 2004-2006 гг., автор проекта Биеннале применяет ее на практике в 2008 году. Биеннале 2008 года выделяется из ряда предыдущих проектов своей цельностью и уникальной тематикой — «Искусство книги». В рамках проекта были представлены не только конкурсные работы художников со всего мира, но и частные коллекции, собрания издательств, ретроспектива книжной иллюстрации. В таком контексте на Биеннале в полном объеме был представлен синтетический образ современной художественной культуры; единства слова, текста и графической составляющей, общие интересы издателей и художников. Таким образом, на примере поэтапного развития Биеннале графики, можно проследить, как автор проекта формирует и воплощает свои идеи, направленные на развитие и укрепление сложившейся ситуации. И если изначально речь шла о выставочной экспозиции, то со временем Биеннале графики превратилась в сложный многоуровневый инновационный институт, заключающий в себе сложный комплекс; работы Оргкомитета, Жюри Конкурса, партнерских организаций и пр. Более того, с развитием и перспективным ростом проекта, возникла необходимость в проведении планомерного административно - экономического руководства. Разрешением этой проблемы стало создание ведущей, базовой организации, работа которой направлена на укрепление и поддержание выставочных проектов Биеннале и Фестиваля Графического Искусства, а также ряда других выставочных проектов[89]. Такой административной формой стал Фонд развития графики «Современная графика», выполняющий определенные функции: поиск выставочных площадей и заключение договорных отношений аренды, финансирование проектов (подача документов на государственные субсидии, заключение соглашений и договоров со спонсорами), ведение международных переговоров, подбор кадров для работы над очередным проектом, подготовка и печать полиграфической продукции (сводный каталог Биеннале, Фестиваля, заключение договоров с типографиями, издательствами и пр.), ведение РЯ-рекламы проекта (подача информации в печатные издания, на Интернет-сайты, работа с теле и радио информацией и др.), общий контроль за проведением проекта на протяжении всего периода его существования. анализ ситуации в целом и дальнейшее планирование. В таком составе, выверенном на практическом опыте, соединяя в своей структуре художественное и административное управление, Биеннале графики существует в настоящее время. Причем, уникальность ситуации заключается в том, что нельзя провести четкого разделения между этими двумя видами деятельности, более того, как художественная, так и административная линии тесно взаимосвязаны и совместно служат развитию и поддержанию выставочных проектов Международной Биеннале графики и Фестиваля Графического Искусства. В этой ситуации, исследуя и анализируя каждый состоявшийся проект, руководитель нарабатывает опыт, позволяющий дальнейшее совершенствование и рост проекта. Таким образом, анализируя современное состояние в области организации выставок, можно сказать, что руководитель или куратор проекта играет ключевую роль ведущего организатора, профессионала, харизматической личности в целом, от которого зависит удачное проведение и дальнейшая перспектива развития проекта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Заключении, подводя основные итоги диссертационного исследования, на основе практического опыта проведения выставочных проектов Международной Биеннале графики в Москве и Международного Фестиваля Графического Искусства, можно рассмотреть их значение и положение в современной художественной культуре. Диссертационное исследование позволило выделить ряд особенностей и преимуществ данных форм актуализации искусства: 1. Анализируя основные виды презентации современного искусства и, опираясь на практический опыт, в работе делается вывод, что Биеннале и Фестивали графического искусства представляют собой особый тип художественной формы актуализации современного искусства. Эта модель объединяет в себе все репрезентативные виды представления произведений искусства в едином выставочном проекте. На примере проведения выставок Биеннале и Фестиваля графики можно увидеть комплексное взаимодействие опосредованных и виртуальных форм презентаций; зрительное воздействие произведений, непосредственно в выставочном пространстве, текстовое содержание и структура сводного каталога, публикации в периодических изданиях, теле- и радиопередачи, а также виртуальные информационные формы в сети Интернет, все эти элементы, собранные в единое целое и позволяют художественным проектам Биеннале и Фестивалей успешно развиваться в современных условиях и быть наиболее новаторской, динамичной формой актуализации современного искусства. Являясь формой художественно-коммуникативного зрелища, Биеннале и фестивали вскрывают проблемы взаимодействия современного искусства и социальной среды. Используя комплексную систему опосредованных, виртуальных форм презентации современного искусства и прямое общение, как со зрителями, так и с участниками выставочных проектов, происходит прямое взаимодействие всех элементов системы - произведение - художник — зритель. 2. На примере выставочных проектов Биеннале графики и Фестиваля Графического Искусства в диссертационном исследовании показан синтетический характер этого явления. В этом контексте можно выделить несколько аспектов, характеризующих многоуровневости синтетического культурно-эстетического и художественного феномена; в частности, Международная Биеннале графики в Санкт- Москвае, изначально, была сформирована на базе музыкального фестиваля (Международный фестиваль искусств «От авангарда до наших дней»), представляющего не только музыкальные произведения современных авторов-исполнителей, но и театральные проекты, литературные вечера, сопровождающиеся художественными экспозициями. Выделившись в самостоятельный выставочный проект, Биеннале графики использует опыт соединения разных художественных форм в едином культурном пространстве. другим аспектом, характеризующим Биеннале и Фестивали как синтетический феномен, является соединение в Биеннальной и фестивальной форме двух типов представления и воздействия изобразительного искусства; а) представление локальных авторских произведений или проектов в качестве одного объекта (это может быть любое произведение живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, а также объект, инсталляция, перформанс и пр.). б) представление широкого спектра выставочных проектов на единой территории Биеннале, Фестиваля создает ситуацию глобальности и общего масштаба.' Биеннале и Фестиваль Графического Искусства соединяют в общий комплекс обе формы представления художественных, произведений, что
формы актуализации современного искусства. 3. Исследуя развитие Международной Биеннале в Москве, в диссертационной работе выделяется. несколько особенностей, свойственных этим художественным проектам. 1 • Во-первых, выявляется закономерность возникновения масштабных графических выставок Биеннале именно на почве художественной культуры Москвы (исторический опыт, сохранение традиций и школы графического искусства, близость Москвы к аналогичным центрам в Европе), позволяет проекту успешно развиваться и находить нов! Во-вторых, Биеннале, как и Фестиваль Графического Искусства, представляют независимую форму актуализации современного искусства, не преследующей коммерческих и идеологических целей. Основной задачей проектов является показ и исследование среза современного художественного процесса в искусстве графики, изучение направлений и развития этого вида искусства. Поэтому выставочные проекты сочетают в экспозиционной форме, как традиционные направления, так и инновационные технологии различных видов печатных техник и авторские эксперименты, что позволяет проанализировать художественную ситуацию и ее развитие в целом. В-третьих, Биеннале и Фестивали Графического Искусства в Санкт- Москвае стали единым «организмом», позволяющим разносторонне представить современную художественную ситуацию в области графики и поддерживать культуру в жестких финансово-экономических условиях современного рынка. 4. На примерах практической деятельности и анализе совместных выставочных проектов (Интернациональная Триеннале печатной графики в Кракове, Биеннале новейших печатных технологий в Литве, графическая Биеннале в Риге, выставки Израильской школы печатной графики и др.),
диссертационное исследование раскрывает значение Биеннале и Фестивалей искусства в контексте современных форм международной практики. В работе делается вывод, что в условиях современной глобализации общества выставочные проекты Биеннале и фестивалей объединяясь с аналогичными зарубежными системами, создают единое мировое культурное пространство. 5. На примере проведения Международных выставок Биеннале и Фестиваля Графического Искусства в Москве, в диссертации рассматривается общая ситуация и особенности организации выставочной деятельности, имеющей две основных составляющих: административное управление и художественное руководство проектом (или деятельность куратора). В контексте административного руководства выделен ряд особенностей, позволяющих заранее планировать проведение Биеннале и Фестиваля (экономическая и материально-техническая составляющая), раскрывается ситуация сотрудничества, партнерства и взаимообмена с аналогичными институтами. Исследование явлений Биеннале и фестивалей затрагивающее проблему их организации, не может быть полноценным без определения роли и значения ключевой фигуры куратора или руководителя художественных проектов. В диссертации на практическом примере доказывается, что для удачного осуществления масштабного выставочного проекта недостаточно быть просто художественным руководителем и работать с экспозиционно- выставочным материалом. Современные условия требуют от личности руководителя более глобального подхода, который включает в себя как абсолютное профессиональное знание материала, так и административное умение управлять процессом экономики и хозяйствования. Таким образом, раскрыв и проанализировав общее состояние Международной Биеннале графики и Фестиваля Графического Искусства в Москве, в диссертационном исследовании, можно сделать основной вывод: в настоящее время Биеннале и фестивали являются уникальной, востребованной актуализационной моделью современного искусства, формирующей новую ответственность за сохранение и создание эстетических и гуманистических ценностей культуры. БИБЛИОГРАФИЯ Литература Андреева Е.А. Все и ничто. СПб., 2004. Абрамова А., Фейгин М. Дом творчества «Челюскинская». Л., 1974. 76с. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994. 224с. Архипова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.