Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговый механизм




Для реализации выработанной налоговой политики необходим со­ответствующий налоговый механизм, представляющий совокупность


Форм и; методов налоговых отношений государства и налогоплатель­щиков.1'Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм включает прогно­зирование, регулирование, контроль.

Налоговое прогнозирование является основой для разработки со­циально-экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период времени. Именно налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы налоговых доходов на разных уровнях. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффектив­ную налоговую и бюджетную политику страны. В ходе налогового прогнозирования возможно более четкое обоснование предложений по использованию конкретных налогов, их ставок, льгот по их приме­нению.

В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регу­лирования налоговых взаимоотношений между центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами, муници­пальными образованиями. Особенно много проблем возникает в рас­пределении налоговых доходов между центром и субъектами Федера­ции. В условиях жесткой планово-административной системы управ­ления действовал принцип максимальной концентрации всех доходов в централизованный котел с последующим перераспределением. В рыночной экономике подобный принцип межбюджетных отноше­ний малоэффективен. В период становления налоговой системы за­метно возросла доля налоговых доходов, оставляемых в распоряжении регионов. В 1999—2002 гг. имела место тенденция повышения доли федерального бюджета в распределении налоговых доходов. В настоя­щее время разделение доходов между федеральным бюджетом и бюд­жетами субъектов Федерации соотносится в примерной пропорции 50: 50.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой, практика россий­ских экономических преобразований в 90-е гг. свидетельствуют о том, что в ближайшей перспективе нет необходимости вносить крупные изменения в эту пропорцию. И в условиях отхода от жестких админи­стративных методов управления государство несет весомый груз рас­ходов по обороне, поддержке отдельных отраслей, образования и ауки, экологии, социальной и других сфер. Вместе с тем следует око использовать возможности налогов и с учетом конкретной си-'ации менять соотношения доходов отдельных бюджетов. Налоговый еханизм призван обеспечить оптимальный перечень федеральных, Региональных и местных налогов, уровень ставок, коэффициентов их Распредел е н ия




 


Особое место в налоговом механизме принадлежит контролю. На­логовый контроль призван обеспечить полноту поступлений налого­вых доходов в бюджет. Уже на ранних стадиях появления налогов го­сударство создавало систему контроля за сбором налогов. Налоговый контроль должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы вос­производства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Для повышения эффективности налогового контроля большое значе­ние имеют не только действия налоговых и иных органов, занятых налоговым контролем, но и формирование соответствующей норма­тивно-правовой среды. Имеется в виду создание земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.

Важная роль принадлежит организации налогового контроля. На­логовый кодекс РФ определил его основные формы. Основой налого­вого контроля является постановка налогоплательщика на учет в на­логовых органах, присвоение ему идентификационного номера. Одним их главных звеньев налогового контроля является налоговая проверка. Немаловажная роль принадлежит созданию эффективного механизма взыскания недоплаченных налогов, штрафов, пени за не­исполнение налогового законодательства.

Все элементы налогового механизма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одного звена другие звенья также оказываются малопродуктивными. Так, ошибки в налоговом прогнозировании способствуют появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней.

На микроуровне важным компонентом налогового механизма является налоговое планирование, призванное обеспечить оптими­зацию налоговых платежей предприятия без нарушения действую­щего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы с целью более эффективного их использова­ния. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплательщики осуществляют в макроэкономичес­кой среде.

С учетом конкретной экономической ситуации государство может вносить либо частичные изменения в налоговую систему, либо карди­нально менять ее, т.е. осуществлять налоговую реформу. Нынешний этап характерен для России проведением налоговой реформы. Глав­ными принципами ее осуществления являются снижение налогового бремени, особенно для малого бизнеса, упрощение налоговой систе­мы, повышение качества администрирования, выравнивание условий


налогообложения для всех налогоплательщиков. Осуществление на­логовой реформы призвано способствовать экономическому росту, развитию предпринимательства.

Исключительно важная роль в отладке налогового механизма при­надлежит созданию соответствующего законодательства. Налоговый ме­ханизм регламентируется многими законодательными актами — Кон­ституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Таможенным, Водным, Зе­мельным и другими кодексами и нормативными актами. Основным нормополагающим актом призван стать Налоговый кодекс РФ. Именно Налоговый кодекс РФ должен гармонизировать взаимоотношения го­сударства и налогоплательщиков, обеспечивать стабильность налого­вой системы, единообразное толкование конкретных налоговых си­туаций. С принятием Налогового кодекса РФ должны кануть в лету имевшие место в российской практике частые, нередко необоснован­ные, изменения в законодательных и нормативных актах по налогам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.