Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические и социальные внебюджетные фонды




Первоначально по функциональному назначению внебюджетные фонды подразделялись на экономические, т.е. образованные для реше­ния важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация до­рожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие тамо­женной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституци-


онных социальных прав граждан России (пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинское обслуживание). Экономические фонды формируются за счет:

• специальных налогов (например, плата за использование доро­
гами, как источник дорожного фонда);

• добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий,
учреждений и организаций на соответствующие цели;

• сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерацио­
нальное использование природных ресурсов и другие нарушения при­
родоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а
также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.
Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение приро­
доохранительных и оздоровительных мероприятий;

• сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного
наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответству­
ющих органов власти, за другие нарушения законодательства об охра­
не этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный
при этом ущерб, и т.п.

Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюд­жетные средства не должны перечисляться во внебюджетные эконо­мические фонды, так как последние имеют свои собственные ис­точники формирования доходной базы. Но неиспользованные сред­ства некоторых фондов могут поступать в доходы соответствующих бюджетов.

Представительный орган власти вправе принимать решения об об­разовании валютного фонда в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утвержда­ется соответствующим представительным органом власти.

Средства внебюджетных и валютного фондов находятся на специ-шьных счетах, открываемых исполнительным органом власти, орга­ном управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назна--нием, определяемым утвержденным представительным органом ласти положением о фонде, исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом.

В орган управления внебюджетного фонда в случаях, в порядке и Условиях, определяемых положением о фонде, могут входить пред-тавители законодательных и исполнительных органов власти, заин-Ресованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинте­ресованные физические лица.




 


3. Целевые бюджетные фонды

Экономические внебюджетные фонды, вначале не входившие в бюджетную систему, подразделялись на федеральные, республикан­ские и местные. Однако вскоре решением Правительства РФ внебюд­жетные федеральные экономические фонды были переведены в раз­ряд целевых бюджетных фондов. В настоящее время на федеральной уровне существует лишь Фонд Российской Федерации по атомной энергии. Другие целевые бюджетные фонды сохранились только в со­ставе территориальных бюджетов.

В составе государственных целевых бюджетных фондов прежде значились: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; территориальные Дорожные фонды субъектов Российской Федера­ции; Федеральный экологический фонд Российской Федерации; эко­логические фонды субъектов Российской Федерации; Российский фонд технологического развития, а также фонды федеральных орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ком­мерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.

Субъекты Российской Федерации имеют право включать в соот­ветствующие бюджеты средства внебюджетных фондов, образованных в соответствии с решениями законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений.

Преобразование части внебюджетных фондов в целевые бюджет­ные было вызвано массовой практикой неэффективного использова­ния средств внебюджетных фондов на местах и в центре. Был ослаблен контроль за их деятельностью, и нередко средства внебюджетных фон­дов тратились на решение проблем, не имеющих отношения к задачам и назначению внебюджетных фондов, а иногда они просто расхища­лись. По мнению некоторых экономистов, в современных условиях более оправданно объединить все внебюджетные фонды в соответству­ющих бюджетах и поставить их под централизованный контроль. Сам процесс преобразования значительной части внебюджетных фондов в бюджетные целевые, а затем резкое сокращение количества этих целе­вых фондов, по крайней мере на федеральном уровне, говорят о том, что принцип единства системы государственных финансов пробивает себе дорогу и в условиях рыночного хозяйства. Не должно быть множе­ства фондов государственных финансовых ресурсов, все ресурсы долж­ны быть по возможности сосредоточены в рамках единого государст-


нного бюджета. Отклонения от этого принципа могут быть только фактическими и носить временный характер.

По размеру финансовых ресурсов социальные внебюджетные фонды

етн0 превосходят целевые экономические фонды. В условиях ры­ночной экономики вполне оправданна более высокая доля участия государства в социальном обслуживании населения, нежели доля его участия в системе мер по оказанию производственным структурам экономической помощи.

Становление реального, а не мнимого рынка в России неизбеж­но требует от его участников самостоятельности в принятии произ­водственно-хозяйственных решений и, как следствие, полной мате­риальной и финансовой ответственности за их конечные результаты. Естественно, что это условие ведет к резкому сокращению экономи­ческого патернализма со стороны государства в отношении хозяйст­венных структур. Однако это обстоятельство отнюдь не означает снижения роли государства в экономическом развитии страны. Роль государства в хозяйственных процессах в нынешних условиях долж­на расти, но в иных формах по сравнению с социализмом. Вмеша­тельство государства в экономику не может сводиться только к сбору и бесплатной раздаче денег. Его главные задачи в рыночной экономике: разработка правовой базы, информационное обеспече­ние участников рынка, создание необходимой производственной и рыночной инфраструктуры.

Эти рассуждения в определенной мере справедливы и в отноше­нии участия государства в социальном обслуживании населения. Од­нако есть и некоторые различия. Функция государства — гарантиро­вать определенный нормативный уровень потребления социальных услуг — сохраняется за ним при всех условиях, а для этого необходи­мы значительные государственные финансовые ресурсы. В настоящее время эти ресурсы формируются и предоставляются населению через внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, а также Федеральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования. Кроме того, к социальным внебюджетным фондам следует отнести Республиканский (федеральный) фонд соци­альной поддержки населения.

Несмотря на то что формально внебюджетные фонды функциони­руют автономно, тем не менее очевидна их взаимосвязь и взаимодей­ствие с бюджетом. Вплоть до 2001 г. взносы во внебюджетные фонды носили обязательный характер и имели самостоятельный статус. - принятием части второй Налогового кодекса Российской Федера-ии платежи в отдельные внебюджетные фонды утратили статус само-




 


стоятельного платежа и стали выполнять роль вспомогательного нор­матива распределения введенного единого социального налога между тремя сохраненными внебюджетными социальными фондами: Пен­сионным фондом РФ, Фондом государственного социального страхо­вания и Федеральным и территориальными фондами медицинского страхования. Тем не менее их связь и взаимодействие, по существу, сохранились.

Изменение нормативов, в роли которых ныне выступают бывшие страховые платежи во внебюджетные фонды, подчеркивает единство финансовой базы всех расходов государства и, прежде всего, дейст­вующей системы налогов, независимо от того, относятся они к специ­фическим социальным налогам или нет. Всякое решение об измене­нии уровня социальных нормативов принимается при учете совокуп­ного уровня обложения налогоплательщиков. Единый социальный налог, будучи обязательным платежом, включается в себестоимость производимой продукции и услуг. На его величину уменьшается нало­гооблагаемая база при взимании платежей из прибыли. Эти измене­ния оказывают прямое воздействие на величину всей суммы налого­вых платежей. Законодательные изменения в размере и условиях предоставления социальных выплат и оказания социальных услуг не­избежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет и увеличивают его расходную часть, а тем самым могут способствовать возникнове­нию бюджетного дефицита. Кроме того, бюджет по условиям финан­сирования пенсионного обеспечения обязан возмещать Пенсионному фонду расходы на выплату пенсий отдельным социальным группам (военнослужащие срочной службы, люди, достигшие пенсионного возраста и не имеющие трудового стажа). Таким образом, и при ны­нешнем порядке формирования Пенсионного фонда бюджет несет большие расходы по пенсионному обеспечению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.