Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система России




Налоговая система — это совокупность предусмотренных законо­дательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления. История становления нынешней российской налого­вой системы насчитывает несколько этапов. Основные ее контуры во многом были обоснованы и введены в действие в начале 1990-х гг. Сильное влияние на формирование налогов того периода оказал эко­номический кризис, что не могло не отразиться на их количестве, структуре, ставках. Характерным был крен в сторону гипертрофиро­ванного усиления фискальной функции налогов, так как в условиях бюджетного дефицита, резкого падения объемов производства, высо­кой инфляции велик был соблазн все экономические проблемы госу­дарства решать путем увеличения количества налогов и повышения их ставок. Поэтому характерным для рассматриваемого этапа было чрез­мерное количество налогов, завышенные ставки, частая, нередко в те­чение года, смена налогов и их ставок. Следствием этого были массо­вые попытки налогоплательщиков уйти от уплаты налогов, рост недо­имки в бюджеты всех уровней.

Налоговая система начала 90-х гг. по форме во многом соответст­вовала налоговым системам зарубежных стран. Однако при установ­лении конкретных налогов не были учтены особенности переходного Периода, который переживала экономика России. Налоги оказались чрезвычайно тяжелым бременем для многих предприятий, экономи-



ческое положение которых и без того было подорвано непродуманны­ми мерами в области цен и приватизации.

Новый этап совершенствования налоговой системы обусловлен разработкой и принятием Налогового кодекса Российской Федера­ции. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая (Общая) часть Налогового кодекса РФ. Принятие Кодекса, несомненно, способство­вало упорядочению налоговой системы, гармонизации взаимоотно­шений налогоплательщиков и государства и в конечном счете по­вышению собираемости налогов.

С 1 января 2001 г. была введена в действие вторая (Специальная) часть Кодекса с последующими дополнениями в 2002—2003 гг. В этой части отражены вопросы конкретного применения отдельных нало­гов. Пока приняты не все главы, в результате в сфере налогообложе­ния сложилась своеобразная переходная ситуация, когда по отдель­ным налогам действуют ранее принятые законы, а по другим (налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль и др.) — положения, за­крепленные в Налоговом кодексе РФ.

Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:

• законодательство Российской Федерации;

• законодательство субъектов Российской Федерации;

• нормативные правовые акты представительных органов мест­
ного самоуправления;

• нормативные правовые акты органов исполнительной власти,
исполнительных органов местного самоуправления и органов госу­
дарственных внебюджетных фондов.

Согласно Кодексу налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации, или регио­нальные, и местные. Федеральными признаются налоги и, сборы, устанав­ливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей российской территории. К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом, а также законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов. К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые ко­дексом и правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территориях соответствую­щих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.


К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) налог на доходы физических лиц;
, 6) единый социальный налог;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

 

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и вод
ными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость; '■

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж1;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

^ При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на соответствующей территории налога на имущество орга­низаций, налога на имущество физических лиц и налога на землю. К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

лей УЖ6 отмечалось' в Уровнях переходного периода перечень

иствующих налогов не в полном объеме соответствует Налоговому

одексу рф. Несмотря на достаточно обширный перечень налогов,

Действует до 1 января 2004 г




 


для бюджетной системы наибольший интерес представляют 4—5 на­логов.

Из данных табл. 6.3 видно, что главным источником консолидиро­ванного бюджета является налог на добавленную стоимость. Его доля в структуре доходов в 2002 г. составила 22,9%, по сравнению с предыдущим годом доля налога на добавленную стоимость несколько снизилась. Второй по важности источник — налог на прибыль — 19,9%. Налог на доходы физических лиц и акцизы играют примерно одинаковую роль в пополнении консолидированного бюджета, соот­ветственно 11,8 и 11,1 %. За последние годы быстрыми темпами растет удельный вес платежей за пользование природными ресурсами.

Таблица б.з. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %

 

 

 

Годы Всего поступило налогов и сборов В том числе:
налог на прибыль налог на до­бавленную стоимость акцизы платежи за пользование природными ресурсами налог на доходы физичес­ких лиц Другие налоги и сборы
2000 2001 2002 100,0 100,0 100,0 100,0 25,1 27,9 26,3 19,9 25,6 24,6 24,4 22,9 11,4 10,9 11,7 11,1 5,4 5,7 7,6 14.4 13,2 12,1 13,1 11,8 19,3 18,8 16,9 19,9

Таблица 6.4. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет, %

 

 

 

Годы Всего поступило налогов и сборов В том числе:
налог на прибыль налог на добавленную стоимость акцизы платежи за пользование природными ресурсами налог на доходы физичес­ких лиц другие налоги и сборы
1999 2000 2001 2002 100,0 100,0 100,0 100,0 22,9 28,1 21,7 15,0 44,6 42,2 48,4 46,3 21,0 19,0 19,2 18,3 2,9 2,9 5,0 18,6 5,5 4,3 0,3 3,1 3,5 5,4 1,8

Данные табл. 6.4 свидетельствуют о том, что главными дохо-дообразующими налогами для федерального бюджета являются налог на добавленную стоимость (46,3%), платежи за пользование природными ресурсами (18,6%) и акцизы (18,3%). В 1999—2002 гг.


поля налога на добавленную стоимость возросла на 1,7 процентных пункта, резко возросла доля платежей за пользование природными ресурсами.

Таблица 6.5. Структура налоговых поступлений в бюджеты территорий, %

 

 

 

 

Годы 2000 2001 Всего поступило налогов и сборов В том числе:
налог на прибыль налог на добавленную стоимость акцизы платежи за пользование природными ресурсами налог на доходы физичес­ких лиц Другие налоги и сборы
100,0 100,0 100,0 100,0 26,5 27,8 30,9 24,6 12,4 10,5 4,8 4,4 4,1 4,2 7,1 8,0 10,3 10,2 18,5 18,4 26,1 30,3 30,7 30,9 28,6 30,7

Структура налоговых поступлений в бюджеты территорий (табл. 6.5) существенно отличается от доходов федерального бюджета. Главную роль играет налог на доходы физических лиц, доля которого в структуре доходов имеет тенденцию к росту и составила в 2002 г. 30,3%. Удельный вес налога на прибыль также достаточно высок (24,6%). Характерным является рост доли платежей за пользование природными ресурсами (10,2%).

При формировании налоговой системы, обосновании конкрет­ных видов налогов и нормативов их распределения исключительно важную роль играет определение общей пропорции соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий. Этот показатель на­ходится под большим влиянием социально-экономических процес­сов, происходящих в стране. В 2002 г. соотношение поступления налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджеты территорий со­ставило 49,3: 50,7 (табл. 6.6), т.е. наметилась тенденция повышения доли федерального бюджета в распределении налогов. Так, в 1999 г. это соотношение было 41: 59, в пользу бюджета территорий. В ус­ловиях переходной экономики повышение доли федерального бюд­жета в распределении налоговых доходов следует рассматривать как положительное явление. Опыт стран с развитой рыночной экономн­ой свидетельствует о том, что и в условиях отхода от жесткой ад-Шистративной системы управления государство несет весомый РУз расходов по поддержке отдельных секторов производства, уки и техники, социальной, экологической и других сфер. Без со-


 



 




 


ртветствующего финансового базиса успешно решить эти, проблемы

НеВОЗМОЖНО, -t. ■,;.,-,,-,-.,..,.-.-,, ■,,:.,,■,.);•..,■*■. г-,; O-JOrWI'bSO 1

Таблица 6.6. Распределение поступлений основных видов налогов и сборов в 2001г.

 

 

 

      В том числе:  
  Поступило в в федеральный в бюджеты
■■-'"■. ' ■ •■■' ■'■■■■■ консолиди- бюджет 1 территорий
.. ■.;■■„):,■!, рованный        
       
, - ■ ■.■..,..-,.-. бюджет     .,%к
  всего, млрд всего, общему всего, общему
  руб. млрд объему млрд объему
    руб. поступ- руб. поступ-
      лений   лений
Поступило налогов и сборов 2327,93 1148,53 49,3 1179,39 50,7
В том числе:          
налог на прибыль * 462,68 172,19 37,2 290,49 :*2,8
налог на добавленную стои­мость 531,93 531,93, 100,0    
Акцизы 259,61 ■,■!■■ ' 210,51 81,1 49,09 18,9
Из них: - ' -•. 1 ' ', ■ - - . ■:,-. ■■ ■■ ■ ■        
алкогольная продукция 48,84' ■24,50;"; ' 50,2 ' 24,34 49,8
и спирт этиловый. ::.. ';. ■        
бензин автомобильный 40,77 40,77 100,0    
легковые автомобили и мото- .:■>■0,35 0,35 100,0    
циклы          
природный газ 129,47 129,47 100,0    
нефть, включая стабилизиро- . ■...-1,33 -1,33 1Q0.0    
ванный газовый конденсат        
дизельное топливо 15,05 15,05 100,0    
моторные масла для дизель- 1,71 1,71 100,0    
ных и карбюраторных двига-          
телей          
Платежи за пользование при- 334Л7-- 214,04 61,1 120,12 35,9
родными ресурсами          
Налог на добычу полезных, ис- 275,05 204,58 74,4 70,47 25,6
копаемых          
Налог на доходы физических 357,07 ■■.чч   357,07 100,0
лиц          
Прочие налоговые сборы и дру- 382,48 19,87 5,2 362,62 94,8
гие поступления          

Вместе с тем чрезвычайно опасно значительное завышение доли фе­дерального бюджета относительно доли бюджета территорий. Повыше­ние доли центра в бюджете до известных показателей, имевших место в бывшем СССР, может стать тормозом развития рыночных отношений, экономического роста, социального прогресса. Думается, что доля феде­рального бюджета в консолидированном бюджете может быть в преде­лах 40—60% в зависимости от конкретных условий финансового года. Конкретное соотношение между бюджетами формируется при по­мощи отладки инструментария обоснования федеральных и регио­нальных налогов, а также нормативов отчисления от федеральных на­логов и законодательно закрепляется на каждый финансовый год. Так, например, на 2003 г. запланировано поступление доходов от фе­деральных налогов и сборов по нормативам отчислений в федераль­ный бюджет РФ, %:

Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный

бюджет................................................................................. 100

Налог на игорный бизнес, зачисляемый в федеральный

бюджет.................................................................................. 100

Налог на добавленную стоимость..................................... 100

Акцизы:

этиловый спирт-сырец из пищевого сырья,

спирт этиловый из пищевого сырья и спирт питьевой 50

этиловый спирт-сырец из всех видов сырья и спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого.. 100

спиртосодержащие растворы....................................... 10

водка (при реализации производителями на акцизные

склады)............................................................................. 50

бензин автомобильный.................................................. 40

легковые автомобили и мотоциклы.......................... 100

природный газ.............................................................. 100

дизельное топливо........................................................ 40

моторные масла для дизельных и карбюраторных

двигателей..................................................................... 40

Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым

на территорию Российской Федерации............................. 100

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платеж­
ных документов, выраженных в иностранной валюте.... 60

Налог на операции с ценными бумагами.......................... 100

Платежи за добычу углеводородного сырья:

на территории автономного округа, входящего в состав края

или области................................................................... 20

на остальных территориях............................................ 40




 


Платежи задобычу подземных вод.................................... 40

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья, взимаемый:

на территории автономного округа, входящего в состав

края или области........................................................ ! 74,5

на остальных территориях............................................ 80

Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

и общераспространенных полезных ископаемых)............. 40

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой

базы, зачисляемые в федеральный бюджет...................... 100

Государственная пошлина с исковых и иных заявлений

и жалоб, подаваемых в арбитражные суды, Верховный Суд РФ

и Конституционный Суд РФ............................................ 100

Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе

слов и словосочетаний....................................................... 100

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный

бюджет.................................................................................. 100

Прочие налоговые платежи и сборы (в части погашения

задолженности по отмененным федеральным налогам

и сборам)............................................................................. 100

Кроме того, предусмотрено поступление в федеральный бюджет следующих доходов от налогов и сборов:

• единого налога, взимаемого в связи с применением упрощен­
ной системы налогообложения;

■ единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативам, уста­
новленным законодательсвом РФ;

• доходов от платежей при пользовании недрами — 40%;

• прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежа­
щих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законода­
тельством Российской Федерации.

На 2003 г. запланировано поступление налоговых доходов в феде­ральный бюджет в размере 1892 млрд руб. Наиболее крупными доход­ными статьями в структуре налоговых поступлений являются налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; акцизы; платежи за поль­зование природными ресурсами.

Итак, налоги играют главную роль в пополнении бюджетов раз­ных уровней. От их собираемости во многом зависит финансирова-


ние жизненно важных расходов государства. Система налогов суще­ственно влияет на экономический рост, на уровень жизни населе­ния. Следовательно, при обосновании конкретных налогов, их видов и ставок необходимо учитывать все многообразие факторов, с тем чтобы они служили интересам государства и населения в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.