Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор, оформление и съемка натурных кадров




На операторе лежит особая ответственность за изобразитель­

ное решение натурной части фильма. Оператор выбирает натур­

ные объекты, место и время съемок, тем самым предопределяя

изобразительную форму эпизодов. Хорошо выбранная натура

позволяет режиссеру и актерам свободно творить в реальной

обстановке, способствуя созданию правдивых образов.

Натура может и должна служить не только фоном, но обяза­

тельным компонентом драматургической композиции фильма,

входящим как действенный элемент в создание образа сцены.

Д л я того чтобы хорошо выбрать натуру, оператор должен

оценить ее типичность, характерность, выразительность, сов­

падающую с общим изобразительным строем фильма, ее киноизо­

бразительные качества и съемочно-постановочные возможности.

«И з своего и чужого опыта я видел, что в кино непосред­

ственное отражение действительности не угрожает нищетой и

поверхностью натурализма. Наоборот, любая самая искус­

ная постройка всегда оказывалась менее выразительной, чем

точно выбранная натура. Мысль должна руководить выбором,

и среди неисчерпаемого богатства действительной жизни режис­

сер всегда найдет то, что совпадает с его художественным

замыслом»1.

Выбор натурных объектов для постановки и съемки сцен

фильма — конкретная операторская работа над киноизобразитель­

ным решением фильма.

Посредством кинокамеры можно зафиксировать любое ес­

тественное состояние природы, неповторимое в своем своеобра­

зии, но для этого необходимо долго и терпеливо, иногда с боль­

шими лишениями и трудностями, искать кадр (т. е. объект) и

освещение.

Поэтому поиски натуры для решения определенной образной

задачи, специфичной для киноискусства, — это ответственная

часть художественно-творческой работы оператора.

Кинематографическое изображение — это достоверное изо­

бражение реально существующей натуры.

1 В. П у д о в к и н, Избранные статьи, стр. 88.

Д л я фильма «Адмирал Нахимов» оператор несколько дней

в штормовую погоду плавал в море для того, чтобы найти и

снять такое состояние моря — «оловянное», которое соответ­

ствовало бы замыслу изобразительно-монтажного решения эпи­

зода «осенний шторм». Кадры «оловянного моря» помогли вырази­

тельно оформить образ адмирала, которого «и море боится».

В фильме «Броненосец «Потемкин» изобразительное решение

знаменитого эпизода «туманы в Одесской гавани» было «наход­

кой на месте». Вот как описывает его режиссер С. М. Эйзенштейн:

«Было туманное утро в порту. Словно вата легла на зеркальную

поверхность з а л и в а... И черные туловища ботов, барж и ком­

мерческих судов, похожие на бегемотов, барахтающихся в

кисее1.

Оператор Э. Тиссэ всегда имел при себе съемочный аппарат

и снял эти кадры». И затем «случайно схваченная и на ходу

эмоционально осмысленная встреча с туманами, подбор деталей,

абрисы кадров тут же собираются в материал траурных пласти­

ческих аккордов, чьи взаимные хитроумные монтажные сплетения

сложатся уже позже на монтажном столе в траурную симфонию

памяти Вакулинчука»2.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что режиссер и

оператор должны в процессе работы черпать вдохновение у при­

роды и выбирать для съемки такой материал действительности,

который бы отвечал образному строю фильма.

Выбрать кадр — это значит среди реальной действитель

ности или в построенной декорации в ы б р а т ь место для

постановки и съемки мизансцены, создать на экране «опти­

ческую картину», выражающую драматургический образ.

Т а к, в натурных кадрах фильма «Сорок первый» был создан

образ природы, враждебной действующим лицам в начале

фильма и расположенной к ним — в кадрах на острове, и вос­

произведена реальная среда, которая позволила актерам убеди­

тельно раскрыть переживания их героев. Это было достигнуто

оператором С. Урусевским точным выбором места и времени

натурных съемок и соответствующим использованием средств

композиции и естественного освещения.

Несколько иную задачу пришлось решать оператору Е. А н -

дриканису при съемках фильма «Отелло».

Творческой фантазией и производственными усилиями по­

становочного, коллектива на экране был создан особый, убеди­

тельный в своей достоверности мир, в котором обитали Отелло,

Дездемона, Я г о и другие персонажи трагедии.

Решение натурных эпизодов «Отелло» может служить при­

мером творческого содружества между режиссером, оператором

и художником.

1 С. Э й з е н ш т е й н, Избранные статьи, стр. 372.

2 Там же, стр. 373.

Кадр из фильма «Иваново детство» (оператор В. Юсов)

На натуре — на развалинах генуэзской крепости в Судаке

(в Крыму), на остатках военных укреплений X V I века не­

подалеку от устья Днепра и на натурной площадке «Мосфильма»

С. Юткевичем, Е. Андриканисом и художниками В. Доррером

и М. Карякиным были выбраны и декоративно оформлены архи­

тектурные фрагменты дворцов и улиц, набережной, крепостных

стен, берега моря и т. д., которым были присвоены названия

«остров Корфу», «Венеция» и другие, соответствующие местам

действия. Затем среди этих съемочных объектов актеры сыгра­

ли написанные драматургом сцены — и все это было снято на

пленку. А на экране игра актеров и обстановка, оформленные

с помощью определенных приемов операторского искусства,

воссоединились в яркие кинематографические образы, выразив­

шие содержание величественной трагедии Шекспира.

Вполне естественно, что оптические картины, зафиксирован­

ные на пленке, должны быть выполнены так, чтобы удовлет­

ворять требованиям выразительности драматургических обра­

зов и живописной формы. На операторе, таким образом, лежит

специфичная для киноискусства работа, которую можно назвать

киноизобразительной.

С. Юткевич так пишет об этой работе: «В чистой натуре

мне хотелось, чтобы где-то прозвучала итальянская нота.

Я понимал, что бытовое правдоподобие разрешало итальян­

ский колорит лишь в венецианских эпизодах. Однако мне каза­

лось, что я не погрешу против художественной истины, если

отблеск пейзажа итальян­

ского Возрождения про­

никнет в некоторые кад­

ры фильма.

Зоркий глаз опера­

тора Е. Андриканиса

высмотрел на Ю ж н о м

берегу Крыма рощу на­

стоящих итальянских пи­

ний, чьи характерные си­

луэты вырисовывались

на синеве далеких гор.

На фоне этих пиний,

соединив их на первом

плане с гроздьями спело­

го винограда, мы и сняли

эпизод, в котором Дезде­

мона беззаботно и ша­

ловливо уговаривает

Отелло вернуть на служ­

бу провинившегося К а с -

сио»1.

Оператор творчески

ощутил замысел режис­

Оператор Е. Андриканис и режиссер

С. Юткевич на съемке фильма «Отелло*

сера и нашел для это­

го конкретное киноизо-

бразительное решение.

Выбор натуры для съемки эпизодов фильма во многом зави­

сит и от жанра и от киноизобразительных и постановочных

задач, которые ставит перед собой творческий коллектив.

При выборе натурного объекта важно учитывать и множе­

ство других факторов, в том числе организационных и произ­

водственных. Среди них обязательными являются съемочные

условия, обеспечивающие возможность постановки и съемки

натурной сцены.

Работа над натурным объектом включает следующие этапы:

осмотр и выбор объекта, т. е. места или сооружения, где

могут быть поставлены и сняты эпизоды и сцены (сценария)

фильма:

производственную подготовку объекта к съемке;

освоение объекта — репетиции, пробы света и т. п.;

съемку поставленных сцен;

просмотр и оценку снятого материала.

Работа над натурным объектом осуществляется в три этапа.

Решение о характере обстановки, в которой должен быть по­

ставлен эпизод, о месте и времени съемки принимается режиссе-

1 С. Ю т к е в и ч, Контрапункт режиссера, стр. 172.

ром совместно с оператором и художником при разработке ре­

жиссерского (постановочного) сценария.

На основе принятого решения выбирается натура, т. е.

географическое место, и оформляется объект, где будут ста­

виться и сниматься кадры эпизода.

Наконец, конкретная композиция кадра осуществляется на

съемочной площадке.

Д л я того чтобы проконсультировать режиссера и окончатель­

но решить возможность съемки натурного объекта, оператор

должен сначала сам оценить качество выбранного места.

Оператор должен определить его п о с т а н о в о ч н ы е

в о з м о ж н о с т и, — т. е. можно ли в данном месте развернуть

актерские мизансцены, вести монтажную съемку, соответствует

ли его природное или архитектурное оформление содержанию

актерской сцены.

Далее, оператору важно выяснить к и н о и з о б р а з и ­

т е л ь н о е и ж и в о п и с н о е к а ч е с т в а о б ъ е к т а —

можно ли выбрать интересные кадры для общих, средних и

крупных планов и для динамической съемки, подходит ли

объект по фактуре и цвету.

Кроме того, необходимо уточнить и с в е т о т о н а л ь н ы е,

к о л о р и с т и ч е с к и е к а ч е с т в а объекта и э к с п о н о ­

м е т р и ч е с к и е у с л о в и я съемки, дать оценку условий

погоды в зависимости о т выбранного с в е т о в о г о р е ж и м а

съемки кадров или отдельных сцен.

Наконец, предстоит продумать с ъ е м о ч н о - т е х н и ­

ч е с к и е и п р о и з в о д с т в е н н ы е у с л о в и я съемки:

размещение осветительной техники, расположение путей

для динамической съемки, применение пиротехники и т. д.

У ж е при разработке постановочного сценария режиссер и

оператор должны уточнить, при какой погоде и при каком осве­

щении будут сниматься каждый эпизод, сцена или даже отдель­

ный кадр фильма.

Натурные объекты по условиям погоды и света следует раз­

бить на следующие виды:

эпизоды (объекты), снимаемые в солнечную погоду в нор­

мальном световом режиме;

эпизоды (объекты), снимаемые в пасмурную (бессолнечную)

погоду;

эпизоды, снимаемые в заданном световом режиме — в су­

мерки, в белые ночи, в темную пасмурную погоду, на рассвете,

на закате;

эпизоды, снимаемые в ночное время.

При выборе мест натурных съемок в первую очередь оператор

оценивает пригодность того или иного натурного объекта для

постановки актерских сцен фильма. Затем оператор решает,

какой пейзаж по своему характеру, по своему рельефу соответст­

вует содержанию сцен. Наконец, оператор определяет, в какое

1 1

календарное время наиболее целесообразнее вести съемки в

данном месте, какие факторы погоды здесь действуют и как они

могут быть использованы для выразительного решения сни­

маемых сцен.

Кроме того, съемочная группа и режиссер обязательно оцени­

вают, насколько данное место подходит для снимаемых сцен с

точки зрения исторической достоверности, удобства построения

актерских мизансцен и производственной рациональности, орга­

низации съемок в данном месте.

Выбранные места съемок утверждаются режиссером-поста­

новщиком и директором картины с учетом экономических, органи­

зационных и технических возможностей проведения съемок.

После утверждения мест натурных съемок группой разраба­

тываются необходимые методы оформления натуры и прово­

дится организационная и техническая подготовка натурной

съемки. Оператор в этот период участвует в работе художника

по декоративному оформлению объекта и готовит операторскую

съемочную технику.

Оператор и его ассистенты также ведут экспонометрическую

подготовку к съемкам. Эта подготовка включает изучение

факторов погоды, характера освещения объекта съемки и съемку

экспонометрических проб.

Оператор определяет возможность решения в условиях натур­

ной съемки тех или иных специальных эффектов, таких, как,

например, съемка в тумане.

Операторская разработка натурных съемок в известной

мере определяет календарный план съемок фильма.

ОСВЕЩЕНИЕ НА НАТУРЕ

1, Источники света

Съемка натурных эпизодов фильма представляет собой сущест­

венную часть творческо-производственной работы оператора

над фильмом.

Съемка на натуре и в павильоне имеет существенные раз­

личия.

В павильоне кинооператор работает светом осветительных

приборов. На натуре оператор выбирает условия естественного

освещения и подсвечивает объект осветительными приборами.

Поэтому оператор должен хорошо разбираться в явлениях атмо­

сферной оптики, источниках естественного освещения, климате

и погоде.

На натуре определение места и времени съемки в первую

очередь зависит от освещения и погоды. Выбор натуры прово­

дится в подготовительный период, чтобы оператор мог заранее

учесть климатические особенности, характерные для данной

местности.

Основным источником естественного освещения является

солнце, свет которого непрерывно изменяется в зависимости

от высоты солнца над горизонтом и состояния атмосферы (по­

годы).

Когда солнечные лучи проходят массу атмосферы, то неко­

торая часть излучения рассеивается, образуя светящуюся сфе­

ру — небо, которое служит вторичным источником естественно­

го освещения. Поверхности объекта, освещенные солнцем и не­

бом, приобретут некоторую яркость, но свет, отраженный ими,

прежде чем достигнуть линз объектива, пройдет сквозь массу

воздуха и также претерпит рассеяние и поглощение. Наконец,

этот свет, частично рассеянный и поглощенный оптической си­

стемой, и нарисует изображение объекта на светочувствительном

слое пленки.

Таким образом, атмосфера (небо) выступает в нескольких

качествах:

как среда, рассеивающая проходящий солнечный свет,

как вторичный источник света, освещающий объект,

как светящаяся физическая среда (дымка), в которую погру­

жен объект съемки и которая снимается и воспроизводится

вместе с объектом на пленке.

Солнце — бесконечно удаленный источник света. Х о т я сол­

нечный диск, наблюдаемый с Земли, и стягивает угол в 0,5 уг­

ловых минут, пучки солнечного света практически параллельны,

и отброшенная тень имеет резкую линию раздела света и тени.

Наибольшая освещенность (плотность светового потока)

будет на тех поверхностях, на которые солнечный свет падает

по нормали. В зенит — это горизонтальные поверхности земли

и воды, утром и вечером — это вертикальные поверхности фигур

и предметов.

Высота солнца для каждого момента съемки зависит от

времени дня и склонения солнца. Высотой солнца (h0) называется

угол, образуемый направлением на солнце с плоскостью гори­

зонта. В момент восхода и захода высота солнца равна 0°, в

зените она равна 90°. Отрицательной высотой или глубиной

погружения обозначается положение солнца ниже линии гори­

зонта в сумерки и ночью.

В любой точке земной поверхности высота солнца в часы

до полудня бывает такой же, как и после полудня. Полдень

определяется как время, когда солнце находится на местном

меридиане.

В течение года высота солнца в полдень изменяется изо дня

в день, но для целей операторской экспонометрии достаточно

данных на 21-е число каждого месяца: 21 июня — день летнего

солнцестояния, когда солнце достигает наибольшей высоты для

данной широты, 21 марта и 21 сентября — дни равноденствия,

и высота солнца в эти дни одинакова, 21 декабря — наиболее

низкое солнцестояние.

11*

По данным табл. 2 оператор может ориентироваться в изме­

нениях высоты солнца по месяцам для разных пунктов терри­

тории С С С Р.

Т а б л и ц а 2

Высота солнца в полдень

в градусах

Широта

Район

21/ХП

21/III и

21/IX

2I/VII

Кушка

Тбилиси

Ялта

Киев

Москва

Ленинград

Норильск

Мурманск




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.