Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зенитное освещение объекта съемки




Контровое освещение объекта съемки

Боковое освещение объекта съемки

Но соотношения освещенности вертикальных и горизонтальных

поверхностей при низком (утреннем) и при высоком (зенит)

солнцестоянии будут различны в зависимости от высоты солнца.

Тени падают от аппарата за предметами и мало видны. Объемы

и рельефы выявляются слабо, свет «плоский», особенно при

низком положении солнца.

Д и а г о н а л ь н о е о с в е щ е н и е возникает тогда, когда

солнечный свет падает на объект под углом 20—60° и несколько

сбоку и сверху. Диагональный свет хорошо обрисовывает пласти­

ческие формы фигур и рельеф местности. При диагональном

освещении удобно пользоваться электрической и отражательной

подсветкой для моделировки форм фигуры и смягчения контрас­

тов светотени. Диагональное освещение при высоте солнца

30—50° иногда называют «пластическим».

П р и б о к о в о м о с в е щ е н и и половина фигуры освещена,

половина находится в тени. Боковой свет редко используется

для съемки крупных и средних планов актеров, но вполне

применим при съемке массовых сцен и пейзажей.

К о н т р о в о е о с в е щ е н и е возникает, если съемка ве­

дется против солнца. В этих случаях на объемах и рельефах

фигур появляется световой контур, а на плоских поверхно­

стях — блеск.

Е с л и солнечный свет направлен на фигуры сзади и сбоку

под углом 45°, тогда на объемах и особенно на лицах возникают

блики — яркие световые пятна.

П р и контровом освещении контраст яркости между света ми

и тенями весьма значителен, так как вертикальные поверхности

фигур, обращенные к аппарату, освещаются северной (более

темной) стороной неба, а на горизонтальных поверхностях, на

которые свет солнца падает сзади, под углами, близкими к зер­

кальным, в результате направленного рассеяния возникает

яркий «блеск».

При цветной съемке следует учитывать фактор двуцветности

контрового освещения. Затененная сторона фигур, обращенная к

камере, воспринимает голубой свет неба, а фоном для фигур

служит южная, наиболее яркая сторона неба, где просвеченная

солнцем дымка имеет теплый красноватый оттенок.

При контровом освещении фигуры обычно подсвечивают

отражательной или электрической подсветкой.

Контровое освещение — весьма эффективный вид освещения

как для актерских сцен, так и для съемки «проходов», «проездов»,

массовых сцен и пейзажей.

При з е н и т н о м о с в е щ е н и и резко выступают кон­

трасты освещенности плоских и вертикальных поверхностей.

При высоте солнца 70° вертикальные поверхности фигур полу­

чат в полтора раза меньше света, чем горизонтальные.

Зенитное освещение бывает на юге С С С Р в июне и начале

июля.

Пейзажи и архитектура при зенитном освещении много

проигрывают: пейзаж смотрится плоским, в архитектуре плохо

выявлен рельеф. Зенитное освещение также мало пригодно для

съемки актерских сцен, так как резкие светотени деформируют

лицо.

ПОДСВЕТКА

Необходимость применения при натурной съемке киноосвети­

тельных приборов и отражателей, а также рассеивателей и зате-

нителей, обусловлена художественными и техническими требова­

ниями к качеству киноизображения.

Съемка актерских сцен производится в продолжение всего

дня, за это время естественное освещение непрерывно изменяется

как по интенсивности, так и по спектральному составу. Поэтому

посредством электроподсветки балансируются освещенности,

смягчаются контрасты, моделируется форма.

Д л я подсветки на натуре применяются киноосветительные

приборы К П Д и К П Л.

Подсветка при съемках актерских сцен применяется при всех

случаях натурной съемки: в нормальное съемочное время, при

низком освещении, в пасмурную погоду, при режимной съемке

в сумерки и при ночных съемках.

При высоте солнца выше 15° свет, направленный по диагона­

ли, хорошо обрисовывает пластические формы лица и фигуры,

но образует слишком резкие контрасты света и тени, которые

можно смягчить подсветкой. Подсветкой общей высветляются

тени на рельефах лица, подсветка глаз помогает подчеркнуть

выразительность актерской игры на крупных и средних пла­

нах.

При подсветке крупных и средних планов осветительные

приборы устанавливаются со стороны, противоположной солнцу.

Подсвечивая, необходимо наблюдать за тем, чтобы на лицах

не получались «ломаные тени» на рельефах. Д л я этого можно

дополнительно применить отражатели-экраны, устанавливая их

вокруг объекта, создавая как бы сплошную равномерную осве­

щенность.

При подсветке лица стараются сохранить светотеневой ри­

сунок солнечного света, регулируя контраст освещенности

между светами и тенями.

Баланс освещенности в светах и в тенях от солнца и от осве­

тительных приборов устанавливается в соответствии с изобра­

зительной задачей. Следует учитывать, что мягкие тени получают

при соотношении освещенностей примерно 1:2,5.

При чистом небе в полуденные часы для смягчения прямого

солнечного света применяют тюлевые или шелковые, но не окра­

шенные рассеиватели, которые могут смягчать освещенность в

светах в 2—4 раза.

При подсветке контролируют соотношение яркости фона неба

и лица. Яркости неба могут быть погашены путем установки

тюлевого рассеивателя за фигурами.

Подсветкой исправляется не только тональный, но и цветовой

баланс освещения.

Так, например, при съемке в солнечную погоду при чистом

небе, бывает необходимо убрать синее окрашивание теней на

лицах и на светлой одежде. Д л я этого на осветительные приборы

ставят соломенно-желтые светофильтры.

При контровом освещении, т. е. при съемке против солнца,

возникает большой контраст между светами и тенями.

При контровом освещении высока яркость плоских поверхно­

стей фона, освещенных солнцем под углами, близкими к зеркаль­

ным; высока яркость неба, так как фигуры проецируются на его

южный сектор, просвеченный солнцем. Лица же находятся в

собственной тени, и их освещенность зависит от светимости

северного участка неба. Если строения или деревья закрывают

горизонт, то фигуры освещены только зенитным участком неба,

освещенности фигур еще более падают, а освещенность плоских

поверхностей фона возрастает.

При съемке на лесных полянах цветные рефлексы могут окра­

сить лица.

Поэтому при контровом освещении применяется как отража­

тельная, так и электроподсветка, для того чтобы не только по­

высить освещенность в теневом ряду, но и создать достаточное

«белое» освещение.

Особенно необходима электроподсветка при съемке актерских

сцен на закрытых площадках. В городе среди строений или в ле­

су на полянах здания и высокие деревья перекрывают свет, исхо­

дящий от нижних секторов неба, уменьшая количество рассеян­

ного света. Свет поступает только от зенитной части неба и, па­

дая на фигуру сверху, освещает головы и плечи и слабо осве­

щает лицо. В этих случаях освещенность плоских поверхностей

фона будет значительно выше, чем освещенность фигур и лица.

УСЛОВИЯ СЪЕМОК НА НАТУРЕ

1. Съемка в пасмурную погоду

Пасмурная погода характерна для осенних дней (сентябрь,

октябрь, ноябрь), когда солнце находится низко над горизонтом

и освещенность его весьма мала.

В пасмурную погоду, как известно, освещенность горизонталь­

ных и вертикальных поверхностей на открытом месте и в местах

съемки, где горизонт перекрыт строениями, лесом или чем-

либо другим, зависит от яркости неба. При съемке в городе осве­

щенность будет в десять раз меньше, чем на открытой площадке,

а освещенность вертикальных поверхностей в 3—4 раза меньше,

чем освещенность горизонтальных. Эти условия не обеспечивают

надлежащего качества освещения для вертикальных фигур,

поэтому, осуществляя, например, городскую съемку в условиях

моросящего дождя, тумана и даже низкой облачности, следует

пользоваться электроподсветкой. Съемка в пасмурную погоду,

морось и дождь характеризуются следующими основными

условиями:

неравномерностью освещенности как для горизонтальных, так

и особенно для вертикальных поверхностей;

постоянством спектрального состава освещающего света

(примерно 5700—6500П° К);

тем, что изображение получается тональным, т. е. построен­

ным только на цвете или цветотональных контрастах;

наличием дополнительной оптической среды, образуемой вла­

гой или каплями дождя (значение этой среды для перспек­

тивы, тона или окраски объекта в глубину такое же, как дымки

и тумана — смягчение контрастов и разбеливание тонов);

образованием на всех поверхностях объекта глянца, состоя­

щего из водяной пленки (блики и рефлексы, даваемые этим

глянцем, позволяют, снимая при меньших освещенностях, все

же получать объем и форму, для чего съемку лучше вести против

светлой части неба);

снижением яркости объекта вследствие наличия оптической

среды влажного воздуха.

Экспонометрический контроль при съемке в пасмурную по­

году должен в первую очередь обеспечить наблюдение за доста­

точностью освещения.

Светосильную оптику, дающую значительное внутреннее

светорассеяние, нужно применять с осторожностью, так как в

кадре уже имеется дымка, смягчающая контрасты и разбеливаю­

щая цветные тона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.