Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рзздвя 2. Мировая кудажественнан культура 6 страница




1 лапа 8, Крыура Европы XIX века

типичных характеров и социальных конфликтов, внима­нии к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. В чем-то художественный реализм даже сблизил­ся с социологией. У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проб­лема «личность и общество». У писателей она выража­лась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового.

■ В конце XIX века возникает веризм — реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Bepvu, Л. Ка­пуста, Г. Деледда), опере (П. Масканш, Р. Леонканалло, Дж. Пуччипи), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца), близкое к натурализму.

■ Символизм — художественное направление в европей­ском и русском искусстве 1870—1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эсге-тические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, ф. Ницше, творчеству Р. Ваг­нера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.

■ Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-им­прессионист пытается зафиксировать на холсте мимо­летные впечатления от сцепы, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление ис­кусства против официального академизма в художест­венном творчество.

■ Постимпрессионизм — художественное течение конца XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция па импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились в принципиаль­ных вопросах. Импрессионизм стремился уловить слу­чайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал по­стоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к фи­лософским аспектам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Их творчество положило начало многим тенденциям изо­бразительного искусства XX века.

Глава 9

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

 

В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине сто­летия возникло массовое (поточное) производство, кото­рое заполнило прилавки магазинов так называемым шир­потребом — предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартиза­ция производства и потребления, вкусы и предпочтения лю­дей все больше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовый автомобиль, массовое сознание, наконец, массовая культура,.

§ 1. Переход от индустриального к
постиндустриальному обществу_____

Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными инди­видуальность и непохожесть людей, предпочтитель­ными ценностями считались политический плю-; рализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелко­серийному и индивидуальному, по соседству с круп­ными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы, от громоздких бю­рократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям.

Наступила эпоха безлюдного производства. Глав­ными героями стали «белые воротнички» — работни­к и, занятые в автоматизированном производстве, на­учных и прикладных разработках, а также в сфере ин­формации. Возникла особая форма занятых — «компь­ютерные надомники», которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потока­ми информации.

Таким образом, первая и вторая полови на XX века — две качественно различающиеся социокультурные эпо-х и. В первой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человече­ского существования, привела к формированию не ви­данного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы — переход наиболее развитых ι тран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом». 11срсональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записываю­щие устройства шагнули из научных лабораторий в по­вседневный быт людей.

Каждый год информация в мире удваивается и ут­раивается, появляются все новые информационные ка­налы.

XX век называют самым динамичным за всю ис­торию человечества. Процессы обновления, или мо­дернизации, затронули все страны мира и каждого че­ловека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники — новый стиль в искус­стве, названный модернизмом.

 

В § 2. Модернизм и постмодернизм __________

Суть модернизации связывают со всемирным рас­пространением по земному шару таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриали­зация. Однако в 80-е годы XX века появился новый тер­мин — постмодернизм. Им начали обозначатьте тенден­ции в современной культуре, которые характеризуют развитые капиталистические обществаво второйполови-не XX столетия, а точнее на рубеже 70—80-х годов, когда


Раздел 2. Мировая художественная кудьтра

эти страны вступили в стадию постиндустриального об­щества. Таким образом, модернизм характеризует пре­имущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствуют рационализм, урбанизация, «искусство для искусства», а постмодернизм обозначаетсовершенно новую культурную ситуацию, сло­жившуюся во второй половине и в конце XX столетия в по­стиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы едино­го для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др. Постмодернизм возник в 70-е годы и представляет собой полную противоположность модер­низму с его требованиями функциональности как всего объекта, так и его частей.

I Постмодернизм — исторически новый тип куль-| туры, который проявляется в философии, науке, искусстве. Его основополагающим принципом является свободное сочетание выразительных средств, а также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм. В науке это про­является в применении конкурирующих приме­ров, низвержении иерархии методов научного познания, признании их принципиальной плюра­листичное™, в установке на взаимодополняемость прикладного, рационально-спекулятивного и ре-| лигиозно-мифологического знания.

В истолковании природы общества постмодернистское мышление устанавливает (взамен господствовавшей структурно-функциональной модели) модель анархо-син-дикалистской множественности «самоотнесенных» созна­ний и общественных организмов. Формируется новый «персоноцснтристский» этнос, отстаивающий принци­пиальную равноправность (и равноценность) индивида, социальной группы, общества в целом. В художествен­ной культуре происходит отказ от канонизации единого эстетического стандарта, устанавливается плюрализм эстетических ценностей, художественных методов и стилей1.


 

2.1. Модернизм. иМодврн»

Рассмотрим культурную ситуацию первой поло­паны XX века, которая складывалась под знаком мо­дернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает нею совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провоз­гласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экс­прессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, да­даизм, сюрреализм — таков далеко неполный спи­сок направлений художественного поиска в начале XX века.

В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название иерут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) — стилевое направ­ление в европейском и американском искусстве конца XIX— начала XX века. Новое направление распро­странилось по всей Европе и в первую очередь за­тронуло архитектуру и декоративное искусство. 11редставители «модерна» использовали новые тех­нико-конструктивные средства, свободную плани­ровку, своеобразный архитектурный декор для созда­ния необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Ав­стрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотлан­дии, Ф.О. Шехтсль в России). В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобри­тании — стилем «модерн», в Испании — модернизмом, н Бельгии — стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирова­ние исторических стилей прошлого. Для модерна ха­рактерны гибкие текучие линии, стилизованный рас­тительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, кото­рые в это время начинают строиться в больших горо­дах Европы и Америки, и всемирных выставок, сим­волизируя таким образом процветание и могущество торговли.


Раздел 2. Мировая художественна!! культура

Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) — собирательное название для тех художе­ственных тенденций, которые являются более ради­кальными, чем художественный стиль «модерн». У этого термина, в отличие от модернизма, одно зна­чение.

Модернизм (авангардизм) связан с отходом куль­туры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления худож­ников-модернистов принимали зачастую форму анар­хического эстетического бунта против установив­шихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т. е. эксперименти­рующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержа­ние в изобразительном искусстве. Революции и вой­ны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пере­смотр прежних представлений о красоте, цвете и про­странстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разру­шительной деформации оказался знаменем нового века.

 

2.2. Фовизм

Первую треть XX века называют периодом худо­жественной революции. Одну из них произвело появ­ление фовизма (от фр. fauve — дикий). Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гам­ме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году. Новое течение во французской живописи просуществовало недолго— с 1905 по 1907 год. Оно объединило в своих рядах достаточно крупных масте­ров, А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена, Р. Дюфи, М. Вламинка. Пронзительные цвета, притягивающие этих художников, отталкивали одних и, напротив, привлекали других, вызвав волну подражаний.

2.3. Зкспрессионизм

Экспрессионизм (отлат. exprcssio — выражение), просуществовавший дольше фовизма (первая четверть XX в.), возник, как и фовизм, в 1905 году, но охватил и литературу, и изобразительное искусство. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, и В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфелъ в Австрии, художники Э. Нолъде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокотка в Австрии, австрий­ские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие ки­норежиссеры Ф.В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). Единст­венной реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого ста­ло главной целью искусства. Экспрессионизм стре­мился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. К экспрессионизму стали впоследствии относить не­сколько художественных группировок.

Первой была основанная в Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880—1938) группа «Мост». Он создавал произведения, где динамичное, «пульсирующее» пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета. В кругу экспрессиони­стов были часты религиозные настроения, гранича­щие с мистикой. В картине Эмиля Нольде (1867—1956) «Поклонение волхвов» огрубленные формы, чудовищ­ные лица, налет чертовщины, следование цветовой символике (синий — цвет бесконечности) возникли из увлечения художника работами средневековых мас­теров.

Вторая группа — «Синий всадник» возникла в 1911 году в Мюнхене и просуществовала до 1914 года. Ее главой считают художника Франца Марка (1880— 1916), погибшего в начале Первой мировой войны. Его динамичные, напряженные по колориту мистико-сим-волические картины выражают неприятие действи­тельности, настроения тревоги («Судьба животных», 1913). Члены «Синего всадника» (Ф. Марк, В. Кандин­ский, /7. Клее, А. Макке) разрабатывали проблемы жи­вописно-декоративной и чисто колористической выра­зительности, тяготели к абстрактным композициям.


Раздел?. Мировая художественная «ультра

2.4. Кубизм

Одним из направлений, явившимся своеобразной реакцией на фовизм (наряду с экспрессионизмом), стал возникший во Франции в 1906 году кубизм (фр. cubisme, от cube— куб). Термин «кубизм» был впер­вые использован в 1911 году. Его родоначальниками явились Жорж Брак (1882—1963) и Пабло Пикассо (1881—1973). Это авангардистское течение [П. Пикас­со, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшап, Р. Делоне, Ф. Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геомет­рических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство ку­бизма — максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Пред­мет определяется не по его положению в пространст­ве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Кубизм знаменовал радикаль­ный поворот от описания реальности к ее полному пе­ресозданию, геометрические формы призваны были обнажить некие изначальные «прототипы» человече­ских фигур, вещей и мира природы.

Первая стадия кубизма (1907—1913) получила на­звание «аналитической». В этот период изображения кубистов дробятся на мелкие плоскости, объемность вообще не принимается в расчет, а объем существует как бы параллельно плоскости изображения. В 1907 г. Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» — большое панно, изображающее сцену в борделе: розо­вые фигуры персонажей геометризированы, лица на­писаны в штриховой манере, имитирующей приемы аф­риканских скульпторов. Вызывающе грубая, с нарочито деформированными фшурами, «Авиньонскиедевицы» произвела сенсацию, поощрив других художников к более смелым экспериментам. Эта картина радикально изменила ход истории искусства XX в. В 1912 году поя­вился коллаж, оказавший большое влияние на развитие всей живописи XX века. Коллаж позволял строить ком­позицию совершенно произвольно.

С 1913 года начинается «синтетическая» стадия, когда появляется большее внимание к цвету, преоб­ладают натюрморты, преимущественно с музыкальны­ми инструментами, трубками и коробками из-под таба­ка, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы на­чала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, до­мов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, ка­бачков. В «синтетический» период появляется стрем­ление к более гармоничным цветам и уравновешенным композициям.

Постепенно Пикассо отходит от кубизма, с 1914 го­да у него проявляется интерес к точным контурам и пластическим формам. При этом в творчестве масте­ра сохраняется тенденция к одновременным поискам ί! разных направлениях. Так, в середине 20-х годов он испытывает влияние сюрреализма, продолжает актив­но заниматься скульптурой. В 1937 году Пикассо соз­даст знаменитую «Гернику», посвященную жертвам гражданской войны в Испании.

В 1944 году Пикассо становится членом Француз­ской компартии, в 1950-м он рисует знаменитого «Го­лубя мира». Позже Пикассо много работает как гра­фик, скульптор, керамист. Его творчество оказало громадное влияние на художников всех стран.

 

2.5. Абстракционизм

Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дожили до полной абстракции, сохранив, хотя и сла­бую, связь между живописным изображением и реаль­ными объектами. Их новации довели до логического за­вершения другие художники — Василий Кандинский (1866—1944), Казимир Малевич (1878—1935) и Питер Мондриан (1872—1944). Язык их живописи становится совершенно беспредметным. Кандинский заканчивает юридический факультет, его ожидает университетская карьера, но он неожиданно покидает Россию и переез­жает в Мюнхен (1896). Первым среди всех он дает тео­ретическое обоснование нового метода в живописи, ут­верждая, что главная цель искусства заключается в выражении внутреннего мира художника. К этой по­зиции присоединяются трое немецких живописцев­экспрессионистов (Франц Марк, АвгустМакке и Пауль Клее), основавших в Мюнхене вместе с Кандинским группу «Синий всадник». Как и Кандинский, К. Мале­вич отказался от изображения предметного мира, из­брав в качестве альтернативы сочетание геометриче­ских форм, которые, по его убеждению, утверждали интеллектуальное превосходство человека над приро­дой. Его супрематические картины «Черный квадрат» (1915), «Белый квадрат на беломфоне» (1918) —зрелое вы­ражение абстракционизма.

Благодаря творчеству русских художников в ми­ровой культуре появился новый вид— абстрактное искусство. Его называют беспредметным и нефигура­тивным. Сложилось несколько его вариантов: геомет­рическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

 

2.6. Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — аван­гардистское направление в европейском искусстве 1910—1920-х годов, преимущественно в Италии и Рос­сии. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм декларировал (в манифестах и художественной практи­ке итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилей», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры культивировал эс­тетику урбанизма и машинной индустрии. В первом «Манифестефутуризма» (1909) Маринетти заявлял, что мчащийся автомобиль производит на него гораздо боль­шее впечатление, чем любая классическая скульптура вроде Ники Самофракийской. Культ машины действи­тельно стал символом итальянских художников. Совре­менная техника, ее динамизм и экспрессия, по мнению художников, бросали вызов образцам и идеалам прошло­го. Переняв приемы, отработанные кубистами, худож­ники-футуристы воспевали в своих картинах и скульп­турах динамику и грохот современного индустриального города. Футуристы заложили основу возникновения дада­изма, а их художественная программа перекликалась и с экспериментами русских авангардистов.

2.7. Дадаизм

Дадаизм (фр. dadaisme, от dada — конек, деревян­ная лошадка; детский лепет), как и футуризм, представ­ляет авангардистское литературно-художественное течение в 1916 — 1922 гг. Дадаизм, сложившийся в Швейцарии (А. Бретон, Т. Тиара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Αρη), выразил себя в скандальных выходках — заборных каракулях, псев­дочертежах, комбинациях случайных предметов. Анти­военное, антинационалистическое, антиконформист­ское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название «дада» не име­ло никакого смысла. Дадаист-писательпронизывалсвои не поддающиеся пониманию песни криками и рыдания­ми. Поэт-дадаист «писал» стихи, вырезая слова из га­зет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи, не глядя.

После окончания войны многие дадаисты покину­ли Цюрих. Одни уехали во Францию, другие в Герма­нию. В Кельне Макс Эрнст организовал выставку, по­пасть на которую можно было, лишь пройдя через общественный туалет (1920). Анархичное и спонтанное по своей сути, течение дадаизма утверждало бессмыс­ленность и бесполезность войны. В 20-е годы дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом.

 

2.8. Сюрреализм

Сюрреализм (фр. surrealisme, букв. — сверхреа­лизм) — одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сфе­ру подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцина­ции), а его методом — разрыв логических связей, за­мененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 20-х годах, развивая дадаизм. С 30-х годов (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность соче­тания предметов и явлений, которым виртуозно при­дается видимая предметно-пластическая достовер­ность.

Под влиянием идей французского писателя Андре Бретона (1896—1966) внутри группы парижских дадаи­стов позднее сформировалось новое художественное течение — сюрреализм. В «Манифесте сюрреализма» А. Бретон (1924) утверждал, что личность обретает сво­боду лишь в интуитивных психических актах, подавляе­мых обществом. Бретон признает, что многим обязан не только Фрейду и его толкованию сновидений, но и графу Лотреамону, который еще в прошлом веке писал, что «красота — это случайная встреча швейной машин­ки и зонтика на анатомическом столе». Эта фраза стала девизом сюрреалистов.

Творчество одного изсамыхяркихиредставителей сюрреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904 — 1989), отмечено безудержной фантазией и вир­туозной техникой исполнения. В своих картинах — «Постоянство памяти» (1931), «.Пылающий жираф» (1935), «Предчувствие гражданской войны в Испании» (1936), «Осеннийканнибализм» (1936), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуж­дения» (1944), «Атомная Леда» (1947) и др. — Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоедини­мое и создает парадоксальные образы: расплавившие­ся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой вооб­ражения, Дали стремится объективировать видения (ме­тод «паранойи»), дать тотальное описание безумия. Ис­пользует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Поми­мо живописи Дали изготовляет многочисленные сюр­реалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варвар­ски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.). Дали всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974 году, вложив все свои средства, Дали постро­ил «Театр-музей Дали», в котором он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая по-кинугьдом1.

 

; Турчин B.C. Дали // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Музрукова. Ы., 1997.


Глава 3. Еврввейсш культура XX века

Бельгийский художник Рене Магрит (1898—1967), один из крупнейших представителей сюрреализма, в своих картинах нарочито разрушает пропорции, подоб­но Дали, совмещает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку — например, русалка изображена у него как существо с ногами человека и телом рыбы. Его оригинальность проявля­ется в смеси «черного юмора» и традиционного виде­ния предметов. Картины Магрита основаны на эффек­те отстранения вещи от ее привычного смысла («Это не трубка», — предупреждает надпись на его компо­зиции 1930 года, где изображена именно курительная трубка). В его образах предметы и персонажи на гла­зах превращаются в метафоры, не теряя четкой пред­метной узнаваемости.

Другие художники — X. Миро и И. Танги — экспе­риментируют с техникой автоматического письма, посредством которого подсознание непосредственно выражает себя на бумаге, или создают фантастические биоморфные формы, иногда довольно путающие. Испан­ский живописец, скульптор, графикХуанМиро (1893— 1983) с особенной утонченностью имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам («Женщина и птица в лунном свете», 1949). Французский художник-самоучка Ив Танги (1900— 1955) завоевал известность своими фантастическими пейза­жами, где реальные мотивы океанских далей и берегов сочетаются с миром странных существ и форм, подоб­ных ожившей морской гальке. Произведения Танги представлены в большинстве крупных музеев современ­ного искусства.

 

В § 3. Литература_______________________

Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная ли­тература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художе­ственная литература XX века сохраняет верность клас­сическим традициям. На рубеже двух веков заметна

Раздел г. Мировая кудвжествеввая культура

плеяда писателей, творчество которых еще не выра­жало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955), написавший философские романы «Вол­шебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), рас­крывающие нравственные, духовные и интеллектуаль­ные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866—1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.

В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявля­ется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значитель­ными в стиле модерн была не поэзия, а проза — ро­маны М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), Ф. Кафки («Замок»). Эти рома­ны явились ответом на события Первой мировой вой­ны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются ду­ховные, психические, патологические проявления че­ловека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским фи­лософом, представителем интуитивизма и «филосо­фии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описа­нии непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реаль­ность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь уси­лием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.