Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй этап




МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что такое музей?

Для чего он появился и существует, и почему так необъяснимо притягивают и волнуют все новые и новые поколения бесполезные с утилитарной точки зрения вещи, хранящиеся в нем?

На каком языке рассказывают о себе посетителям музейные экспонаты?

Люди рано начали задавать себе эти вопросы, и в результате их стремления найти на них ответы оформилась самостоятельная область человеческого знания, названная музееведением (в зарубежной традиции «музеология»).

Определение статуса музееведения впервые было дано в 1883 г. доктором Дж.Грассе, директором знаменитого дрезденского музея «Зеленый свод». В основанном им журнале «Журнал по музеологии и антиквароведению» была опубликована его статья, в которой он обозначил исследовательский потенциал этой области знания и сделал попытку утвердить ее как новую научную дисциплину. Статья носила название «Музеология как наука». Однако до сих пор многие исследователи предпочитают заканчивать это словосочетание не точкой, но знаком вопроса.

В XX в. так и не была решена ключевая проблема: можно ли, в принципе, считать музееведение наукой или это только совокупность блоков информации, касающихся музея и практических направлений его деятельности?

Этот вопрос до сих пор не имеет однозначного ответа. Сегодня принято определять музееведение как научную дисциплину, находящуюся в стадии развития.

Первый этап истории становления и развития музееведения: Донаучный

Представления о музейной деятельности как о специфической области человеческой культуры начали складываться в эпоху Ренессанса. Первыми попытками сформулировать некую «музейную теорию» исследователи считают работу С. фон Киччберга, изданную в Мюнхене и книгу Й.Д.Майора, которая увидела свет в Киле в 1674 году («Ничего не предрешающие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях»). В 1727 г. Дж.Ф.Никелиус в вышедшей в Лейпциге работе «Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума, или раритет-камеры» ввел в обращение термин «музеография» и сделал попытку классифицировать сложившиеся к тому времени типы музеев.

 

Становление музееведения как самостоятельной отрасли знаний о музее. В конце XVIII – начале XX вв. ученых волнуют мысли о месте и роли музея в обществе и культуре, о создании национального музея. Делаются первые теоретические обобщения, разрабатываются отдельные дефиниции, происходит становление научной методики основных направлений музейной деятельности. С 1870-х гг. появляются периодические музееведческие издания.

 

В России на протяжении XIX – начала XX вв. появляется ряд публикаций, содержащих размышления о музее, о его сущности и назначении. Характерной особенностью развития русской музееведческой мысли уже на этом этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее очень часто принимают форму музейных проектов.

Алабин Петр Владимирович, Анисимов Александр Иванович, Анучин Дмитрий Николаевич, Арсеньев Владимир Клавдиевич, Арсеньев Юрий Васильевич, Барсов Елпидифор Васильевич, Бартольд Василий (Вильгельм) Владимирович, Бартрам Николай Дмитриевич, Бахрушин Алексей Александрович (русский купец, меценат, создатель частного литературно-театрального музея), Бахрушин Алексей Петрович, Бобринский Алексей Александрович, Бенуа Александр Николаевич, Богданов Анатолий Петрович, Боголюбов Алексей Петрович, Богораз, Тан-Богораз Владимир Германович, Богословский Николай Гаврилович, Боткин Михаил Петрович, Бранденбург Николай Ефимович, Брокар Генрих (Андрей) Афанасьевич, Брюсов Александр Яковлевич, Бурылин Дмитрий Геннадьевич, Вальдгауэр Оскар Фердинандович, Васнецов Аполлинарий Михайлович, Васнецов Виктор Михайлович, Вернадский Владимир Иванович, Викторов Алексей Егорович, Вильямс Василий Робертович, Виноградов Николай Николаевич, Виппер Борис Робертович

В конце XIX века складывается учение философа-утописта, русского космиста Н.Ф.Федорова. Н.Ф.Федоров – единственный философ, в учении которого столь значительное внимание уделено концепции музея. К этому понятию Н.Ф.Федоров постоянно обращается в разных местах своего основного труда «Философия общего дела», специально же проблеме музея посвящена его статья «Музей, его смысл и назначение».

Центральная идея философско-утопического учения Н.Ф.Федорова – идея «патрификации», то есть сначала мысленного, а затем, на основе преодоления человечеством «небратского состояния» и овладения регуляцией космических сил, – реального воскрешения всех когда-либо живших поколений – «отцов». Музей есть «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь». Музей занимается собиранием под видом старых вещей «душ отошедших». Это не собрание вещей, но «собор лиц», институт, который, храня память об ушедших «отцах», тем самым когда-то должен сделать возможным их реальное воскрешение.

Работы мыслителя содержат анализ происхождения музея, которое он хронологически относит ко времени пробуждения сознания человека. Возникновение музея приобретает в его учении характер всеобщей неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе – вот, по Федорову, главнейшее назначение этого института. В соответствии с учением русского утописта, «идеальный» музей должен находиться в деревне и быть совмещен со школой, храмом, кладбищем и обсерваторией. Тем самым фактически обозначаются основные функции музея: воспитание молодого поколения на основе поклонения памяти отцов и «космические» исследования, нацеленные на достижение всеобщего воскрешения.

Н.Ф.Федоров существенно расширил представление о значении и возможностях музея. Это было замечено современниками и оказалось очень созвучным нашим сегодняшним размышлениям о смысле музея.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.