Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЕГО СВОЙСТВА




 

Проблема музейного предмета – одна из центральных в музееведении. За период 1960–1980-х гг. музееведами разных стран ей было посвящено свыше 600 статей. Такое повышенное внимание связано с тем, что без музейных предметов не может быть и самого музея как института социальной памяти. Стремление понять то особое, не связанное с практической полезностью или материальной ценностью, свойство объектов реальной действительности, которое заставляет одних людей из поколения в поколение самоотверженно собирать и хранить их, а других – нескончаемой вереницей тянуться в музей, чтобы их увидеть, подвигает исследователей на поиски трудноуловимой сущности музейного предмета.

В работе Й.Д.Майора 1674 г. содержатся рассуждения о хранящихся в музее предметах и выделяются такие их свойства, как «истинность» и способность долго сохраняться.

В период распространения кунсткамер в качестве важных свойств объектов, хранившихся в музеях, выступали «редкость», «куриозность», «диковинность».

Ф. И. Шмит в своей работе 1929 года «Музейное дело. Вопросы экспозиции» употребляет по отношению к хранящимся в музеях предметам выражения «музейные вещи», «материалы». Утверждая, что главным в музее является человек, ради которого вещи выставляются, он одним из первых заговорил о музейных предметах как знаках коммуникационной системы, родственной тексту: «…музей должен быть книгою, в которой, не только словами, а вещами – излагаются мысли, которые интересны и нужны посетителю». Развивая представление о «музейной вещи», советский музеевед уже в то время фактически отстаивал право посетителей на получение в музее удовольствия просто от созерцания собранных в нем предметов.

// приоритет вещи и наоборот

В 1960–1890-х гг., на фоне «музейного бума», развития экспозиционного проектирования, утверждается отношение к музейному предмету как к источнику эмоций и ассоциаций.

 

Музейный предмет, коллекция, фонд, собрание – это основные музееведческие понятия и одновременно основные единицы классификации, учета и хранения музейных ценностей.

Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться.

 

Для понимания сущностных характеристик музейного предмета необходимо обратиться к рассмотрению его свойств, функций и ценности. Однозначного взгляда на свойства, функции и ценности музейного предмета у музееведов нет, и в литературе можно встретить достаточно широкий спектр предлагаемых по этому поводу решений. В то же время практически единогласно музееведы называют три свойства музейных предметов.



Информативность – способность музейного предмета являться источником сведений о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, характеризовать особенности среды бытования, в которой он находился.

Вся совокупность информации, которую несет в себе музейный предмет, принято называть информационным потенциалом. Информационный потенциал музейного предмета складывается из трех основных компонентов: атрибутивная характеристика предмета (размер, вес, цвет, материал), информации, зафиксированной предметом как ее носителем (тексты, клейма, изображения, знаки и др.), и наконец, информации о его происхождении и нахождении в среде бытования, о событиях и лицах, с которыми он был связан, о его семантических и культурных значениях.

Информационное поле всегда меньше информационного потенциала; разницу составляет скрытая информация о предмете.

В зависимости от способа получения информации информационное поле предмета делится на внешнее и внутреннее.

Под внутренним полем понимается совокупность информации, присущей непосредственно самому предмету и закодированной в нем информации о его внешнем виде, материале и способе изготовления, надписях, изображениях на нем.

Информация, относящаяся к среде бытования предмета, а также косвенно с ним связанная, называется внешним информационным полем: сведения об авторе, владельце, о социальной среде и эпохе, к которой относится данный предмет, об аналогичных объектах, о его связях с другими предметами и историческими событиями.

Информационное поле, будучи тесно связано с предметом, тем не менее не может быть снято с предмета и существовать автономно от него. Сумма выявленной информации сохраняется даже в случае гибели самого объекта и может стать основой его восстановления. Характерными примерами использования информационных полей с целью реконструкции служат восстановление сожженного в 1918 году пушкинского дома в усадьбе Михайловское или продолжающееся многие годы восстановление «Янтарной комнаты» Царскосельского дворца, бесследно исчезнувшей в годы Великой Отечественной войны. Сама возможность подобной реконструкции напрямую зависит от объема, точности и достоверности информации, содержащейся в информационном поле. Кроме того, возможность воссоздания зависит от того, насколько «жестко» связана материальная сущность музейного предмета с его информационным полем.

Однако спецификой музея как института социальной памяти является то, что он хранит сами предметы, а не отделенные от них информационные поля. Последние могут фиксироваться на самых разных носителях и храниться в архивах, библиотеках, виртуальном пространстве, однако место их хранения и репрезентации не может считаться музеем. Поэтому экспозиции, построенные на копийном материале, вызывают сомнения по поводу «музейности» их сущности.

Не корректны с научной точки зрения рассуждения о возможности замены реальных музеев «виртуальными»: последние представляют собой совокупность снятых с предметов информационных полей, хранящихся на электронных носителях.

Экспрессивность– способность музейного предмета воздействовать на эмоциональную сферу человеческой личности, вызывать эмоции.

Экспрессивность музейного предмета может быть обусловлена разными его качествами: древностью, связью с известными именами и событиями, необычностью или, наоборот, узнаваемостью.

Связь между информативностью и экспрессивностью является сложной и опосредованной. Безусловно, наличие информации о древнем происхождении предмета или о его принадлежности известному историческому деятелю оказывает эмоциональное воздействие на реципиента. Однако источником эмоционального воздействия может являться как наличие информации, так и ее отсутствие.

 

// В экспозиции Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» (Москва) представлен часовой механизм из Соловецкого монастыря, изготовленный в 1539 г. мастером Семеном Часовиком. Первый из дошедших до наших дней русских башенных часовых механизмов – повышает его экспрессивность и привлекает повышенное внимание посетителей.

Информационный потенциал памятника превосходит по объему его информационное поле, так как соловецкий механизм сохранился фрагментарно, принцип его действия неизвестен и по этому поводу можно строить гипотезы.

 

Характерным примером может служить получившая первую премию на Красноярском биеннале 1995 года экспозиция Сургутского музея «Огниво Одина». Она была построена на демонстрации единственного музейного предмета, обнаруженного археологами, происхождение, назначение и семантика которого оставались неизвестными. В качестве научно-вспомогательного материала экспонировались тексты, фотографии, графические реконструкции, представлявшие различные гипотезы, высказанные исследователями по поводу этого предмета. Уровень воздействия этого экспоната оказался чрезвычайно высоким.

 

Аттрактивность – это способность музейного предмета привлекать внимание, обусловленная его внешними характеристиками.

Высокой степенью аттрактивности обладают произведения искусства. Однако не следует считать, что аттрактивными являются только предметы, обладающие эстетическими достоинствами. Предмет может притягивать внимание своими размерами – гигантскими или крошечными, необычностью форм или даже уродством. На использовании свойства аттрактивности в значительной степени строились экспозиции кунсткамер, представлявшие в первую очередь предметы «куриозные», «диковинные».

Некоторые исследователи выделяют и другие свойства: репрезентативность и ассоциативность.

Репрезентативность – способность музейного предмета служить образцом, наиболее адекватно представляющим целый ряд аналогичных объектов.

Среди множества однотипных предметов музейный работник стремится выбрать тот, который с наибольшей полнотой отражает эпоху, явление, среду.

Уникальность предмета в этом случае может стать качеством, снижающим репрезентативность. Камзол Петра I или ворона-альбинос являются интереснейшими музейными предметами, обладающими повышенной информативностью и экспрессивностью. Однако, желая представить в экспозиции комплект типичной одежды начала XVIII века или биогруппу, характеризующую природу средней полосы, музейный работник предпочтет рядовой камзол безвестного человека и обычную серую ворону. Уникальные предметы требуют при экспонировании иного контекста. Поэтому исследователи нередко пишут об оптимальном сочетании в предмете типичного и уникального как важном факторе, обусловливающем значение этого предмета для музейного использования.

Ассоциативность – способность музейного предмета вызывать ассоциации.

Ассоциативность требует максимального подключения собственного «я» реципиента, его жизненного и культурного опыта.

На ассоциативности предметов построен экспозиционный комплекс Мемориального музея М.Зощенко (Санкт-Петербург). Художник-экспозиционер создал композицию в виде некоего «чудо-дерева», на ветвях которого расположил бытовые вещи 1930-х гг.: кастрюли, шляпы, патефоны, чайники, очки и т.п. Предметы создают образ, ассоциирующийся с прозой М.Зощенко, чрезвычайно насыщенной бытовыми деталями.

Таким образом, три из названных свойств – экспрессивность, аттрактивность и ассоциативность – характеризуют способность предмета вызывать эмоции, а два – репрезентативность и информативность – способность к отражению действительности. В совокупности эти свойства и дают предмету то трудноопределимое качество, которое принято называть «музейностью».

Степень выраженности свойств музейного предмета определяет существенную категорию, характеризующую музейный предмет, – ценность. В музееведении принято выделять научную, историческую, мемориальную и художественную или эстетическую ценность.

Научная ценность определяется его способностью служить источником информации по той или иной профильной научной дисциплине и связана со свойством информативности.

Историческая ценность определяется связями предмета с историческими событиями и процессами, с теми отпечатками среды бытования, которые несет на себе предмет.

Мемориальная ценность определяется выявленной связью предмета с выдающимся человеком или значительным историческим событием.

Эстетическая и художественная ценность предмета определяется его способностью вызывать эстетические переживания и связана со свойствами аттрактивности, экспрессивности и ассоциативности.

Посредством экспонируемых предметов осуществляется общение нашего современника с иными эпохами и культурами других народов, а в определенном смысле – и с теми людьми, которые за этими предметами стоят (высказывание Н.Ф.Федорова о том, что под видом старых вещей музей хранит души отошедших в мир иной).

 





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.202.224
Генерация страницы за: 0.091 сек.