Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное ограничение права на объединение




Субъекты и содержание права на объединение

Конституционное закрепление права на объединение и свободу деятельности объединений

Ч. 1 ст. 30 Конституции РФ закрепляет две важные политические свободы: (1) свобода людей объединяться и (2) свободу деятельности созданных объединений.

Субъекты права на объединение: Конституция РФ закрепляет свободу всех людей (граждан и не граждан) на объединяться (ч. 1 ст. 30). Объединяться могут как индивиды, так и коллективные субъекты.

Субъектами свободы деятельности являются объединения, т.е. коллективные субъекты. От имени объединения выступают созданные им органы управления, должностные лица.

Содержание свободы объединения: Свобода отдельных людей включает в себя свободу на (а) создани е объединений, на (б) вступление в них, на (в) свободный выход из них, (г) работу в них. (д) Ч. 2 ст. 30 Конституции закрепляет свободу людей от принуждения к вступлению в объединение или пребыванию в нем.

Это реакция законодателя на «обязаловку», которая существовала в СССР, где людей принуждали вступать в пионеры, комсомол, профсоюзы, иные организации, в которых они должны были платить членские взносы.

Международные нормы (Международный пакт о гражданских и политических правах – п. 1 ст. 22; Конвенция о защите прав человека и основных свобод – п. 1 ст. 11) устанавливают свободу людей объединяться, а не просто их права, как записано в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ. Исходя из этого следует расширительно понимать указанное положение ст. 30, как свободу на объединение. Это подтвердил Конституционный Суд РФ[274].

Содержание свободы самого объединения включает свободу на (а) существование (обладание правосубъектностью), на (б) свободную деятельность (совместную деятельность индивидов в них входящих), (в) свободу на видоизменение и (г) самоликвидацию.

Слово «свобода» означает, что в этих отношениях должен действовать общедозволительный тип регулирования, т.е. управомоченная сторона может делать все что угодно, за исключением того, что прямо запрещает законодатель и устанавливает за это юридическую ответственность: гражданскую, административную, уголовную. Запрет должен быть обоснован ссылкой на конституционные ограничения, в том числе на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Если этого нет, то он не конституционен и является формой произвола государства и ее бюрократии.

Данные свободы касаются создания не государственных и не муниципальных объединений.

Обязанная сторона и содержание юридической обязанности.

1) Свобода на объединение носит абсолютный характер и предполагает, что все окружающие, включая государство не должны создавать помех в объединении людей и деятельности объединений. По мнению автора, государство не имеет право издавать закон о порядке использования свободы. Такой закон неизбежно уничтожает свободу, оставляя людям какие-то права на объединение, которые им дарует законодатель.

2) Ч. 1 ст. 30 Конституции требует от государства гарантировать свободу деятельности общественных объединений. Из этого следует, что государство должно принять закон «О гарантиях свободы объединения и свободы деятельности объединений», в котором устанавливаются обязанности для государственных органов и должностных помогать людям объединяться и запреты создавать помехи свободе объединения людей.

Конечно, более эффективным был бы конституционный запрет государству ограничивать свободу объединения и свободу деятельности объединений.

3) Ч. 3 ст. 13 Конституции РФ требует от государства в качестве основы политического строя страны признавать многопартийность, т.е. не ограничивать людей в создании множества партий: 10, 20, 100 и т.д. Сколько партий нужно обществу, оно должно решать само. Государство не имеет право решать этот вопрос за общество и направлять свою деятельность на ограничение количества партий в стране. Всякая деятельность, направленная на ограничение количества партий должна признаваться превышением служебных полномочий должностных лиц, посягающая на основы конституционного строя и наказываться в уголовном порядке. Ограничение количества партий в стране следует рассматривать так же как попытку сконцентрировать власть в руках одной или нескольких привилегированных партий, т.е. как захват (присвоение) власти в стране, посягательство на суверенитет народа, запрещенное ч. 4 ст. 3 Конституции РФ.

4) Ч. 3 ст. 13 Конституции РФ требует от государства в качестве основы политического строя страны признавать политическое многообразие. Это должно касаться не только свободы политической мысли, но и права людей создавать политические объединения (партии) различной политической направленности (политическое многообразие, т.е. плюрализм): левые, правые, националистические, интернационалистические, религиозные, региональные, профессиональные и т.д. Принятие законов, запрещающих политические объединения (партии) какой-либо политической направленности, если эти ограничения не имеют под собой конституционной основы, следует считать посягательством на конституционный строй России.

5) Ч. 4 ст. 13 Конституции РФ требует от государства в качестве основы общественного строя страны обеспечивать равенство общественных объединений перед законом. Другими словами, оно не должно издавать законы, создающие привилегии одних объединений перед другими.

(а) Создание каких-либо объединений государством, (его органами, должностными лицами) уже означает их привилегированность (использование административного ресурса) по отношению к объединениям, создаваемым обществом, и является нарушением Конституции (создание «Единой России», молодежного объединения «Наши», Объединенного народного фронта и т.д.). При создании таких объединений расходуются государственные ресурсы: рабочее время должностных лиц, оплата их труда, использование государственного имущества (автомобилей, помещений, телефонов и т.д.). Должностные лица используют свой авторитет для оказания влияния на предпринимателей, которые выделяют деньги на поддержание проекта создания общественного объединения, нужного чиновникам.

(б) Привилегией будет считаться оказание помощи (поддержки) отдельным объединениям. Это не исключает право государства предоставлять государственные заказы (выдавать гранты) отдельным объединениям на конкурсной основе или поддерживать объединения определенного тип (например, молодежные, оказывающие социальную помощь), но ни в коем случае не определенной политической направленности.

(в) Западная политическая доктрина требует от государства не посягать на политическую конкуренцию, которая рождается из экономической конкуренции[275]. Конституция РФ обязывает государства гарантировать поддержку экономической конкуренции, но не обязывает его гарантировать поддержку политической конкуренции, т.е. наличие в стране конкурирующих между собой политических объединений (партий), недопущение монополизма на политическом поле одного политического объединения (партий). Это является ее недостатком.

1) Четкое ограничение права на объединение предусмотрено ч. 5 ст. 13 Конституции, где запрещено создание и деятельность объединений цели и деятельность которых направлена на (а) насильственное изменение основ конституционного строя и (б) нарушение целостности России, (в) подрыв безопасности государства, (г) создание вооруженных формирований, (д) разжигание розни: социальной, расовой, национальной, религиозной. Норма сформулирована не ясно. При желании, научную теорию борьбы классов К. Маркса можно рассматривать как разжигание социальной розни, а атеистическую пропаганду, как разжигание религиозной розни. Что и происходит на деле.

Не следует правящую групп и правителя отождествлять с государством (путать отечество с его величеством). Лишение правящей группы (ее лидера) государственной власти является нормой при республиканской форме правления. При монократической (олигархичесткой) форме правления посягательство на власть диктатора (олигархии) отождествляется с подрывом безопасности государства.

Право на объединение ограничивается:

2) требованием не нарушать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15) (конечно не противоречащие Конституции);

3) не нарушать права и свободы других людей (ч. 3 ст. 17);

4) правом государства в законах РФ ограничить права и свободы в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55);

5) а так же в условиях чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56).

Названные ограничения являются исключением из общей свободы объединяться и объединенно действовать (общедозволительный тип регулирования). Из них вовсе не вытекает разрешительный тип регулирования, при котором государство издает закон, в котором подробно определяет статус объединения, условия и порядок их создания, принципы деятельности, права и обязанности, порядок государственной регистрации (разрешительный тип регулирования). Но Конституционный Суд РФ санкционировал отмену свободы объединения и свободы деятельности их в своем Постановлении от 15 декабря 2004 г. № 18-П (п. 2 установочной части)[276].

4.4. ФЗ «Об общественных объединениях»

Этот закон носит характер основ законодательства, т.е. законы о других общественных объединениях (профсоюзах, партиях) (ФЗ «О политических партиях» от 11 июня 2001 г.[277]) должны приниматься на его основе (ч. 2 ст. 4 Закона). В нем помещены нормы общей части, конкретизированные в законах об отдельных объединениях. Он должен использоваться при пробелах в них при аналогии права.

Он носит комплексный характер, так как содержит нормы, которые можно отнести к частному (гражданскому) и публичному (административному) праву. Сегодня формируется комплексная отрасль права общественных объединений, имеющая свою общую часть и особенную часть, включающую нормы об отдельных видах объединений (политических партиях, профсоюзах).

Этот закон в ст. 3 конкретизирует конституционное право граждан, иностранцев и лиц без гражданства на объединение. Оно включает в себя права: (1) создавать; (2) вступать, в соответствие с уставом объединения; (3) воздерживаться от вступления; (4) выходить из объединения.

Законодательство об общественных объединениях не распространяется на коммерческие организации, некоммерческие союзы коммерческих организаций, создаваемые с целью координации их деятельности (в отношении последних действует закон «О некоммерческих организациях») и религиозные объединения (ст. 2 ФЗ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.