Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культуры мышления индивида




Способности и умения, обеспечивающие повышение уровня

Вопросы

1. Способности и умения, обеспечивающие повышение уровня культуры мышления индивида.

2. Процесс развития культуры мышления. Модель процесса развития культуры мышления.

3. Культура мышления индивида, критерии и показатели её оценки.

Основные понятия: модель, процесс, развитие культуры мышления.

 

Как организовать процесс развития культуры мышления? Что составит содержание этого процесса? От чего зависит его эффективность? На эти вопросы предстоит дать ответ.

Согласно нашему определению, «культура мышления — это уровень развития способностей индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности целенаправленно воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п.)» (1).

Какие способности необходимо развивать? Какие методы и приемы использовать при этом? На какие закономерности и принципы опираться в процессе развития культуры мышления?

Прежде всего, необходимо развивать рефлексивную способность, то есть способность анализа собственной деятельности и ее результатов, исходя из которых строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий.

Культура мышления развивается в процессе мыслительной деятельности, является ее результатом, в то же время предназначена для организации, осуществления эффективной мыслительной деятельности. Другими словами, процессы развития культуры мышления и мыслительной деятельности — это одновременно протекающие и взаимно обогащающие друг друга процессы.

Успешное развитие мыслительной деятельности, способствующей развитию культуры мышления, напрямую связано с овладением личностью важнейшими общеучебными способами работы.

По мнению И. С. Якиманской, чтобы успешно развивать культуру мышления, необходимо овладеть важнейшими общеучебными способами работы, к числу которых относятся:

- умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи, постановка целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения, определение последовательности и продолжительности этапов деятельности, построение модели (алгоритма) деятельности, планирование самостоятельной работы;

- умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места, рациональное размещение учебных средств, создание благоприятных гигиенических условий, организация режима работы, определение порядка и способов умственных действий;

- умения и навыки восприятия информации, работы с различными источниками информации: чтение, работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа со справочниками, словарями, слушание речи, запись прослушанного, внимательное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, запоминание, работа с компьютером;

- умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений, написание сочинений, решение задач, проблем;

- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка достоверности изложения, верности решения, оценка различных сторон явлений: экономической, экологической; рефлексивный анализ.

Активность мыслительной деятельности индивида зависит от уровня его культуры по организации этой деятельности, от владения им мыслительными навыками.

В научной литературе имеется такая точка зрения: среди мыслительных навыков первые три (знания, понимание, применение) — это навыки низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнительная оценка) — навыки высшего порядка.

Таким образом, овладевая мыслительными навыками высшего порядка, приобретая умения по выстраиванию своей мыслительной деятельности, индивид развивает культуру мышления. Только включившись в деятельность, человек разовьет свои способности, личностные качества, культуру мышления. Известно, что ни одна культурная характеристика не дается человеку от рождения; обретение любой из них связано с определенными усилиями, требует научения «технике». Развитие культуры мышления невозможно без систематической тренировки творческих, исследовательских умений, обеспечивающих гибкость сознания человека, его открытость для восприятия нового и необычного, в том числе и умений рефлексивного отношения к своему «Я», к моральной и социальной ответственности.

Рефлексия как форма познавательной активности играет важную роль в развитии мышления индивида, его творческой активности. Изучению рефлексивных механизмов развития творческой активности посвящены работы отечественных педагогических психологов, изучающих проблемы развития творческого мышления (Ю. Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов и др.). Указывая на регулирующую роль рефлексии в процессе самосознания личности и построения целостного образа своего Я, ученые отмечают, что успешность в развитии личности зависит от умения осуществлять самоанализ, самомотивацию, саморегуляцию, самооценку (6).

Только объективная самооценка собственных возможностей, умений и навыков, методов деятельности и ее результатов способствует развитию самопознания личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.