Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия




Об 5

Я

руб.; Zj боб, — средняя сумма оборотных средств за тот же период,

руб.

Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем (при прочих равных условиях) меньше величина оборотных средств, необхо­димая для обеспечения транспортного процесса.

Продолжительность оборота в днях показывает, за какое коли­чество дней совершается один оборот оборотных средств, и опре­деляется по формуле

Т -Д*

"об

где Дк — продолжительность рассматриваемого периода, дни.

Чем меньше количество дней, необходимое для совершения одного оборота, тем выше его скорость и тем более эффективно используются оборотные средства. Отдельные виды оборотных активов предприятия имеют различную скорость оборота.

Из частных показателей эффективности использования обо­ротных фондов АТП следует прежде всего назвать величину фак­тически полученной экономии (или перерасхода) по отдельным видам материальных ресурсов. При расчете экономии (или пере­расхода) нужно учитывать отклонения фактического объема транс­портных услуг от его плановой величины.

Можно выделить три группы факторов повышения эффективно­сти использования оборотных фондов АТП.

1. Факторы повышения дохода АТП (без соответствующего уве­личения норматива оборотных средств): платежеспособность кли­ентов; характеристика и степень использования подвижного со­става; тарифная политика АТП, качество технических воздействий на подвижной состав и др.

2. Факторы снижения годовых потребностей в материальных ресурсах (без соответствующего изменения объемов перевозок): точность расчета производственной программы по перевозкам и другим видам деятельности предприятия; степень обоснованнос­ти используемых предприятием норм расхода ремонтных матери­алов, эксплуатационных материалов и др.; дорожные, климати­ческие, географические условия перевозки; уровень мотивации


водителей и ремонтных рабочих в экономном расходовании мате­риальных ресурсов; уровень и динамика изменения цен на авто­мобильное топливо, запасные части и др.; сезонность перевозки; тип подвижного состава; принятая предприятием политика за­трат; организация контроля за расходованием материальных ре­сурсов и др.

3. Факторы снижения норм производственных запасов: терри­ториальное расположение предприятия; надежность системы снаб­жения в регионе; юридическая грамотность специалистов пред­приятия, занимающихся снабжением; особенности транспортной системы региона; время на подготовку эксплуатационных и ре-! монтных материалов к непосредственному использованию; при­нятая система снабжения автомобильным топливом; снабженчес-ко-сбытовая политика АТП и др.

С позиции оценки вероятности банкротства АТП, нужно отме­тить, что его платежеспособность и экономическая устойчивость | непосредственно зависят от оборачиваемости активов. Чем выше I показатели оборачиваемости, тем быстрее средства, вложенные в I активы, превращаются в денежные средства, которыми АТП рас-! плачивается по своим обязательствам перед кредиторами.

Повышение оборачиваемости оборотных средств АТП позитив­но влияет на уровень его экономической состоятельности. Это положение можно рассмотреть на примере отдельных показате-I лей. Так, степень финансовой независимости АТП определяется соотношением собственного оборотного капитала и общей сум­мой оборотных активов предприятия {коэффициент экономической автономии АТП).

Говоря о важности полного обеспечения АТП основными и оборотными фондами и о необходимости рационального исполь­зования этих активов предприятия, следует кратко упомянуть и о нематериальных активах, используемых АТП в течение длитель­ного времени.

Нематериальные активы АТП. В качестве нематериальных ак­тивов предприятия в его бухгалтерском балансе учитываются при­обретенные права на производство продукции, лицензии, патен­ты, торговые марки, монопольные права и привилегии, права пользования земельными участками и т.д. Нематериальные акти­вы обладают способностью приносить АТП доход в будущем. Сте­пень полезности этого ресурса АТП следует определять система­тически, так как ситуация меняется, и, следовательно, изменя­ется и потребность в такого рода активах, и их ценность. Поэто­му состав и структура нематериальных активов должны быть до­статочно динамичными. Анализ соответствия нематериальных ак­тивов потребностям АТП не вызывает затруднений, поскольку бухгалтерский баланс — это регулярно и достаточно точно за­полняемая форма отчетности предприятия.

2 3. 509 33

Hi/


Одновременно нужно отметить, что в практике автотранспорт­ных предприятий большинство нематериальных активов не нахо­дят своего отражения в финансовой отчетности. К подобным ак­тивам чаще всего относятся пакеты выгодных коммерческих пред­ложений, контракты, исключительные авторские права на про­граммы для ЭВМ, информационные базы, оригинальные управ­ленческие и технологические решения, собственные патенты и лицензии и т.п.

То, что эти активы не отражены в балансе, связано с их отно­сительной «неосязаемостью». Вместе с тем все нематериальные активы могут получить стоимостную оценку.

Так, для оценки такой части нематериальных активов, как па­тенты и лицензии, часто используется метод «роялти». Роялти — это вознаграждение, получаемое владельцем патента по лицензи­онному соглашению, за предоставление лицензии на использова­ние нематериальных активов другими лицами.

Использование таких нематериальных активов, как льготная аренда или выгодные контракты на поставку материальных ре­сурсов, позволяет уменьшить соответствующие затраты предпри­ятия. Поэтому оценить эти активы можно, рассчитав выигрыш в себестоимости транспортных услуг и произведя дисконтирование денежных потоков.

Дисконтирование — это процесс приведения денежных поступ­лений к их текущей стоимости.

Для оценки нематериальных активов можно использовать так­же «метод создания», т. е. учет и суммирование затрат, вложенных в создание каждого из оцениваемых нематериальных активов. Та­ким образом можно, например, определить стоимость актива, по которому пока еще нет сформировавшегося спроса на рынке.

Особенно важно правильно оценить стоимость нематериаль­ных и других видов активов, когда проводится комплексная оцен­ка бизнеса, с методикой которой можно ознакомиться в специ­альной литературе [59].

Можно ожидать, что внимание к нематериальным активам возрастет по мере осознания предпринимателями их значимости и в связи с развитием законодательства в области интеллектуаль­ной собственности.

Общая сравнительная характеристика основных и оборотных фондов АТП. Имущество АТП может быть представлено основ­ными и оборотными фондами, которые составляют соответствен­но основные и оборотные активы АТП.

1. Основные и оборотные активы АТП различны по экономи­ческим характеристикам. Объединяет их то, что они являются фак­торами производства, и то, что задачи обеспечения АТП основ­ными и оборотными фондами могут быть названы генеральными задачами управления АТП.


2. Основные фонды — техническая база производства транс­
портных услуг. Они могут быть структурированы по функциональ­
ному назначению и по натурально-вещественной форме. Структу­
ра основных фондов определяется спецификой транспортного
процесса. Активная часть основных фондов — подвижной состав,
эксплуатация которого непосредственно связана с формировани­
ем объема транспортных услуг.

3. Структура оборотных фондов АТП также определяется осо-
, бенностями транспортной продукции. В них отсутствуют некото­
рые элементы, являющиеся составляющими оборотных фондов
предприятий большинства отраслей экономики.

4. При оценке стоимости основных фондов принимают во вни­мание сроки их службы и факторы морального износа. Выбор вида оценки стоимости основных фондов зависит от цели ее про­ведения.

5. В ходе учета оборотных фондов фиксируется момент их появ­ления на АТП и момент начала использования в производствен­ном процессе.

6. Эффективность использования основных и оборотных фон­дов оценивается комплексом обобщающих показателей, предпо­лагающих сравнение величины вложенных в них средств и полу­ченного вследствие этого результата. Расчет частных показателей эффективности использования основных и оборотных фондов формирует информацию, необходимую для конкретизации реше­ний по повышению уровня эффективности.

7. Факторы, определяющие степень эффективности использо­вания основных и оборотных фондов, могут быть разделены на внешние и внутренние по отношению к предприятию. Следует отметить особо сильное влияние внешних факторов на эффектив­ность использования подвижного состава, представляющего со­бой активную часть основных фондов. В каждой из этих двух групп факторов можно выделить факторы технические, организацион­ные и социально-экономические.

Контрольные вопросы

1. Используя свои знания по дисциплине «Экономическая теория», дайте полную экономическую характеристику основных и оборотных средств предприятия и определите их принципиальные отличия с уче­том специфики деятельности АТП.

2. Можно ли отнести автомобиль технической помощи к активным основным производственным фондам АТП?

3. Назовите какой-либо экономический фактор эффективности ис­пользования основных фондов в грузовом АТП.

4. Какие пути повышения эффективности использования основных фондов наименее затратны?

5. Как можно увеличить физический срок службы основных фондов?


6. Назовите факторы повышения эффективности использования ав­тобусов на городских маршрутах.

7. Почему изменение технико-эксплуатационных показателей исполь­зования подвижного состава влияет на материалоемкость единицы транс­портных услуг?

8. Каковы отличия структуры оборотных фондов АТП от структуры оборотных фондов промышленного предприятия?

9. Как можно предупредить моральный износ основных фондов?

 

10. Почему в составе оборотных фондов АТП, занятого только пере­возками грузов и пассажиров, отсутствует готовая продукция?

11. Поясните, каким образом планировка городских улиц влияет на эффективность использования основных фондов АТП.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.