Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теогония




УЧЕНИЕ

Дошедший до наших дней текст «Авесты» состоит из трёх главных книг – это «Ясна», «Яшты» (гимны отдельным божествам) и «Видевдат» (своды обрядовых предписаний против дэвов). Извлечения из «Авесты» составляют так называемую «Малую Авесту» – сборник повседневных молитв.

«Ясна» состоит из 72 глав, 17 из которых составляют «Гаты» – гимны пророка Зороастра. Позднее сформировались и другие книги: «Дамдатнаск» («Творение основы») – космология, эсхатология; «Денкарт» (деяния веры) – энциклопедия по содержанию; «Меног-и- Храт» (дух разума) и другие.

Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже он назывался Ормузд или Хор-музд). Все другие божества занимают по отношению к нему подчинённое положение. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племён, именовавшемуся ахура (владыка). К ахурам относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Маз-да (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов – божества низшего ранга. Им поклонялась часть арийских племён, в то время как большинство иранских племён причисляли дэвов к силам зла и тьмы и отвергали их культ. Что касается Ахура-Мазды, то имя это означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь».

Ахура-Мазда олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного свода; он был связан с основными религиозными понятиями – божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями.

Зороастр начал поклоняться Ахура-Мазде – всезнающему, премудрому, праведному, справедливому, который изначален и от которого произошли все другие божества, – с того момента, как увидел на берегу реки сияющее видение. Согласно преданию, однажды на рассвете он отправился к реке за водой для приготовления священного опьяняющего напитка – хаомы. Когда он возвращался, перед ним возникло видение: он узрел сияющее существо – Воху-Мана (Благой помысел), который и привел его к Богу – Ахура-Мазде (Владыке порядочности, праведности и справедливости) и другим божествам, излучающим свет, существам, в присутствии которых Зороастр «не мог увидеть собственной тени».

Вот как в гимнах пророка Зоро-астра – «Гатах» – представлен разговор между Зороастром и Ахура-Маздой:

Спросил Ахура-Мазду Спитама-Заратуштра:

«Скажи мне, Дух Святейший,

Создатель жизни плотской,

Что из Святого Слова

И самое могучее,

И самое победное,

И наиблагодатное,

Что действенней всего?»

Ахура-Мазда молвил: «Моё то будет имя,

Спитама-Заратуштра,

Святых Бессмертных имя,

Из слов святой молитвы

Оно всего мощнее,

Оно всего победней

И наиблагодатнее,

И действенней всего.

Оно наипобедное,

И самое целебное,

И сокрушает больше

Вражду людей и дэвов,

Оно в телесном мире

И мысль проникновенная,

Оно в телесном мире –

Отдохновенья дух».

И молвил Заратуштра: «Скажи мне это имя,

Благой Ахура-Мазда,

Которое великое,

Прекрасное и лучшее,

И самое победное,

И самое целебное,

Что сокрушает больше

Вражду людей и дэвов,

Что действенней всего!

Тогда я сокрушил бы

Вражду людей и дэвов,

Тогда я сокрушил бы

Всех ведьм и колдунов,

Меня ж не одолели бы

Ни дэвы и ни люди,

Ни колдуны, ни ведьмы».

Ахура-Мазда молвил: «Мне имя – Вопросимый,

О, верный Заратуштра,

Второе имя – Стадный,

А третье имя – Мощный,

Четвёртое – я Истина,

А в-пятых – Всё Благое,

Что истинно от Мазды,

Шестое имя – Разум,

Седьмое я Разумный,

Восьмое – я Ученье,

Девятое – Учёный,

Десятое – я Святость,

Одиннадцать – Святой я,

Двенадцать – я Ахура,

Тринадцать – я Сильнейший,

Четырнадцать – Беззлобный,

Пятнадцать – я Победный,

Шестнадцать – Всесчитающий,

Всевидящий – семнадцать,

Целитель – восемнадцать,

Создатель – девятнадцать,

Двадцатое – я Мазда.

Молись мне, Заратуштра,

И днём молись, и ночью,

Свершая возлияния,

Как это подобает.

Я сам, Ахура-Мазда,

Приду тогда на помощь,

Тогда тебе на помощь

Придёт и добрый Сраоша,

Придут тебе на помощь

И воды, и растения,

И праведный Фраваши»*.

________________

* «Авеста – избранные гимны». Перевод И. Стеблина-Каменского.

 

Однако во вселенной царят не только силы добра, но и силы зла. Ахура-Мазде противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ахриман, встречается также транскрипция Ариман), или Злой дух. Постоянное противоборство между Ахура-Маздой и Ахриманом выражается в борьбе добра со злом. Таким образом, для зороастрийской религии характерно наличие двух начал:

«Воистину, есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, словах и в действии – они оба добрый и злой... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, – это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший... выбрал праведность».

Воинство Ахримана составляют дэвы. Зороастрийцы верят, что это злые духи, колдуны, злые властители, которые вредят четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Кроме того, в них выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь. Божество огня Ахура-Мазда сотворил жизнь, тепло, свет. В ответ на это Ахриман создал смерть, зиму, холод, зной, вредных животных и насекомых. Но в итоге, согласно зороастрийскому вероучению, в этой борьбе двух начал Ахура-Мазда окажется победителем и уничтожит зло навсегда.

Ахура-Мазда с помощью Спен-та-Майнью (Святого Духа) сотворил шесть «бессмертных святых», которые вместе с верховным Богом составляют пантеон из семи божеств. Именно эта идея о семи божествах стала одним из новшеств зороастризма, хотя в основу ее были положены старые представления о происхождении мира. Эти шесть «бессмертных святых» являются некими отвлечёнными сущностями, как, например,

Воху-Мана (или Бахман) – покровитель скота и одновременно Добрая мысль,

Аша Вахишта (Ордибе-хешт) – покровитель огня и Лучшая праведность,

Хшатра Варья (Шахривар) – покровитель металла и Прочная власть,

Спента Армати – покровитель земли и сельскохозяйственного труда и Святое Благочестие,

Хаурватат (Хордад) – покровитель воды и Целостность,

Амертат (Мордад) – Бессмертие и покровитель растений.

Помимо них божествами-спутниками Ахура-Мазды являлись

Митра,

Апам Напати (Варун) – Внук вод,

Сраоша – Послушание, Внимание и Дисциплина,

а также

Аши – богиня удачи.

Эти божественные качества почитались как отдельные боги. В то же время по зороастрийскому учению все они являются порождением самого Ахура-Мазды и под его началом стремятся к победе сил добра над силами зла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.