Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение суфизма




СУФИЗМ

Суфизм (тасаввуф) – сложная система мистических религиозных представлений, постепенно развившаяся из аскетизма и строгого следования заветам веры первых поколений мусульман. Суфизм основывался на сокровенном знании, благодаря которому личность получала возможность самосовершенствования и приобретала опыт борьбы с мирскими соблазнами. В основе суфийского учения заложено стремление к постижению тайн веры, а методом суфизма стало мгновенное озарение, которого способен достичь человек с помощью определённой психотехники. Суфии умеют вызывать у себя такое состояние, при котором в сознании уже нет разделения на добро и зло, истину и ложь, веру и неверие.

Понятие «суфий» вошло в словесный обиход арабов ещё до рождения ислама. Так называли живших в уединении христианских аскетов и подражавших им верующихмирян. Со временем арабы стали отличать суфиев собственно монахов (рахиб), потому что появились нищенствующие аскеты не придерживавшиеся строгих правил монашеской жизни.

Термин «тасаввуф» происходит скорее всего от слова «суф («шерсть»); таким образом, суфий –это человек, облаченный в шерстяное одеяние (власяницу). Мусульманские аскеты переняли эту одежду у христианских отшельников. «Одеться шерсть» на сирийском языке означало вступить в число монахов, Средарабовнесториан (приверженцев одной из ранних христианских ересей) многие из которых обратились в ислам, был принят ритуал, предписывающий новообращённому сесть на шерстяной плащ лицом к востоку. Его духовный наставник обращался к нему со словами: «Взгляни, сын мой этот плащ – знак могилы, и он говорит тебе: «Ты умер для мира». После этого новообращённый надевал план и носил его постоянно.

Есть и другие мнения о происхождении слова «суфий». Его возводят арабскому слову «сафва» («чистота» «святость»), к греческому «софия» («мудрость»), к еврейскому каббалистическому выражению «эйн софо («абсолютная бесконечность»).

Суфийская историческая традиция относит к числу зачинателей суфизма «обитателей навеса» (охл ассуффа) – бедных сподвижников Мухаммада, неимевших в Медине пристанища и живших под навесом мечети у дома Пророка. В суфийской литературе о них говорится как о первых мусульманских аскетах, являвших образцы благочестия и подвижничества, хотя известно, что большинство «обитателей навеса» вели скромный образ жизни по необходимости, а не по убеждению.

На начальном этапе движение, получившее затем название «тасаввуф», обединяло в своих рядах прежде всего проповедников благочестия и воздержания, выступавших за отказ от мирской суеты и строгое следование Сунне. Их называли аскетами (захид), богомольцами (абид) или подвижниками. От остальных верующих они отличались стремлением ужесточить требования к тем, кто выбрал прямой путь веры. Это выражалось в увеличении числа молитв, соблюдении дополнительных постов и принятии строгих обетов воздержания в пище, питье и одежде. Аскеты тщательно различали дозволенное и запретное, никогда не сотрудничали с властями, удовлетворялись тем, что ниспослал в земной жизни Аллах, и стойко переносили все жизненные тяготы. Исполнение этих добровольных обязательств перед Богом воспринималось ранними суфиями как испытание, предваряющее близость к Богу. Долгий путь очищения и познания считался единственной гарантией личного спасения.

Естественно, идеалы тасаввуфа нашли поддержку у верующих, склонных к глубоким раздумьям, самоанализу, у тех, кто, подобно Хасану алБасри (ум. 728), не мог смеяться, памятуя об адском огне. Хасан алБасри принадлежал к числу активных ревнителей благочестия, сделавших умеренность и воздержание основой своего поведения и пытавшихся дополнить аскетизм правилами дисциплины ума и тела. Он обличал недостойное поведение светских властей, призывал к скромности и смирению, утверждал, что практика добровольного нищенства восходит к пророкам.

С конца VIII в. слово «суфий» стало регулярно употребляться наряду с другими определениями набожного человека, праведника, подвижника. Первым человеком, названным суфием, был скорее всего отшельник Абу Хашим (ум. 776), живший около Куфы. Интересен такой факт. Ибрахим ибн Адхам (ум. 782), сын хорасанского правителя Балха, вступив на путь аскетизма, тотчас сменил шёлковые одеяния на шерстяную одежду одного из своих пастухов. Одежда бедняков обычно изготавливалась из шерсти. Облачение в шерсть стало символом отказа от общепринятых норм, крайнего самоуничижения, даже ханжеского усердия. Для аскетов суфиев, желавших порвать с привычным укладом жизни, облачиться в шерсть означало стать униженными, но при этом заменить мирские ценности духовными.

Расхождение между традиционным и софийским пониманием воздержания можно сформулировать так: традиционалисты избегают запретного и соблюдают чувство меры в отказе от мирского, суфии ратуют за полный отказ от всего мирского, за сосредоточение всех помыслов только на Боге. Вследствие этого они часто становятся равнодушными к общественной жизни и нормам общежития.

Второй этап становления суфизма связан с возведением в культ принятых суфиями норм поведения, т. е. долгого пути очищения и познания. Этот этап представлен такими известными деятелями, как алМухасиби, алДжунайд и алХалладж, жившими и творившими в Багдаде в IX–Х вв. В их сочинениях уже различаются интересы суфиев и книжников, сосредоточенных на точном исполнении обрядов и распутывании правовых казусов, т. е. занятых надуманными, умозрительными проблемами.

АлХалладж окончательно разделил суфизм на два направления: умеренное, сторонники которого были более склонны к аскетической практике, чем к мистике, и крайнее, ориентированное на мистическое переживание и экстаз и выработавшее собственные этику и психологию,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.