Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст учебного материала или лекций




Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ "МЕНЕДЖЕР"

I. Роль управления в деятельности организации.

2. Особенности управления организацией в условиях рыночной экономики.

3. Профессионализация управления.

 

Вопросы о том, что такое рынок, как он функционирует, что влияет на развитие организации и конкретного человека, какую роль может играть человек в организации и какую роль играет организация в судьбе человека - особенно стали волновать нас тогда, когда российская экономика встала на путь рыночных реформ.

В каждой стране складываются собственные характерные традиции управления. Так, известны отличия в организационной культуре США, Германии и Японии.
Россия также имеет собственную организационную культуру, которая имеет глубокие исторические корни и оказывает влияние на современное управление организацией.

В рыночных условиях хозяйствования менеджмент, как профессиональная специализация управления организацией, занимает особое место. И вот почему.
Известно, что предприниматель (особенно когда он находится в начале развития своего бизнеса) долгое время в одном лице представляет и управляющего, и бухгалтера, и инженера и продавца. Но по мере расширения производства структура и финансовый механизм управления так усложняются, что практическое руководство и сбыт постепенно переходит в руки профессиональных менеджеров. Подавляющее большинство крупных предприятий (акционерных компаний) всего мира сегодня управляется менеджерами. От их умения управлять зависит судьба многих работников.

Следует отметить, что понятие "менеджмент" впервые стало применяться в американской терминологии еще в 30-х годах прошлого столетия. Слово -"менеджмент" использовалось для того, чтобы охарактеризовать способность управленческих работников добиваться поставленных Целей, используя труд, интеллект и мотивы других людей. Тех, кто особенно хорошо умели организовать работу других, стали называть менеджерами. Постепенно менеджмент стал отражать определенную собирательную функцию деятельности работников администрации, осуществляющих различные виды управления.

"Менеджер" в современном понимании - это работник, занимающий управленческую должность и наделенный полномочиями в области разработки и принятия решений (обоснованных и часто выработанных с использованием компьютерной техники) в конкретной области деятельности организации. Так, например, менеджер может осуществлять:
- руководство организацией (генеральный директор, исполнительный директор) или ее подразделениями (руководитель управления, отделения, отдела);
- разработку (или участие в разработке) целей и задач организации (или выполнять принятые задачи);
- планирование и организацию работы по выполнению за дач отдельных подразделений, программно-целевых групп или отдельных работников;

Рыночные отношения, в которые вступает каждая организация, сопровождаются риском и неопределенностью. Нередко ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. В этой связи к менеджеру предъявляются особые требования:
- он должен быть компетентным в вопросах управления собственной организацией (или в которой работает), организаций - конкурентов, в отрасли, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;,
- он должен владеть не только навыками администрирования (умения владеть и управлять ситуацией), но и навыками предпринимательства, проявлять инициативу и уметь перераспределять ресурсы организации в наиболее выгодных сферах применения;
- он должен уметь согласовывать с нижестоящими руководителями и работниками долю их участия в исполнении работы;
- он должен уметь управлять людьми.

Следует отметить, что управление людьми менеджер может осуществлять только тогда, когда он хорошо знает своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения поручаемой конкретной работы; знает условия, связывающие сотрудников, их интересы и умеет делать справедливую оценку; может проявлять волю и устранять неспособных работников и добиваться единства и слаженности деятельности организации.

Следует подчеркнуть, что этот факт, как очень важный, был отмечен еще около ста лет тому назад; одним из основателей теории менеджмента А. Файолем. Его мысли о том, что руководитель "должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи (но это требование долга всегда сложное, часто тягостное, эта обязанность взывает к нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость)", остаются современными всегда.

Менеджмент охватывает широкий круг проблем управления организацией. Решение этого круга проблем определяет сущность и содержание менеджмента. Вот как они обоснованы в работах российского ученого и педагога, профессора Э. М. Короткова: Менеджмент - область человеческого знания, помогающая осуществить руководство людьми.

Менеджмент - вид деятельности по руководству людьми в различных организациях.;

Менеджмент - тип управления.

В условиях конкуренции в каждой организации требуются управляющие, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, коммуникабельны и умеют наилучшим образом использовать финансовые ресурсы.

Высшие менеджеры постоянно привлекают внимание самой широкой аудитории. Многим интересна не только их деятельность, но и их поступки, планы, взгляды, черты характера, личная жизнь. Их биографии изучаются, выступления становятся событием, в печати отслеживается все, что происходит с ними в руководстве и развлечениях.
Чтобы добиться успеха в менеджменте, нужно, прежде всего, понять, что Вы сами способны сделать, что является Вашим источником развития и повышения эффективности обучения, есть ли у Вас терпение, настойчивость и желание совершенствовать себя. Для того, чтобы получить правильные ответы на эти вопросы, нужно, прежде всего, проанализировать себя самого.

Мы предлагаем проходить путь познания и самосовершенствования, используя научные подходы. Они помогают выяснить то, что Вы хотите, развивать и использовать все знания и навыки, которые требуются для достижения Ваших намерений.

Вопросы для контроля

1 Каково содержание того вида деятельности, который называется "менеджмент"?
2 Какое влияние оказывает развитие рыночных условий хозяйствования на формирование направлений деятельности менеджера?
3 Почему в России необходимы профессиональные менеджеры?

 

Тестовые задания:

1. Какую роль, по Вашему мнению, играет менеджмент в достижении цивилизованного предпринимательства?

-: Эффективность менеджмента является прямым следствием цивилизованного предпринимательства.

-: Менеджмент создает предпосылки для возникновения цивилизованного

предпринимательства.

-: Понятие менеджмента равнозначно понятию цивилизованного предпринимательства.

-: Менеджмент независим от форм и уровня развития предпринимательства.

-: Только в условиях цивилизованного предпринимательства может быть

эффективный менеджмент.

 

2.. Менеджмент – это:

-: процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижений целей организации.

-: форма общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие предприятий.

-: прогнозирование развития событий и построение на их основе стратегии организации и управленческих решений.

 

3. Как называется высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достичь наибольшей эффективности в профессиональной деятельности?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.