Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Эффективность и ограничения при использовании ресурсов в процессе обучения




РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1. Персонал, информация, финансы, время - главные ресурсы управления и самоуправления.

2. Распределение, использование и пополнение ресурсов.

3. Понятие результата обучения. Резервы самоуправления.

 

Говорить о причинах, следствиях и изменениях в деятельности менеджеров всегда трудно. Встает вопрос, с чего начать. Можно обратиться к библейскому времени Моисея и мудрому совету (как Моисею делегировать полномочия) его тестя Ездра. А можно уйти еще на тысячу лет назад. Но мудрый совет не всегда составляет область научного исследования, да и науки менеджмента, которую мы преподаем и изучаем, тогда еще не было.

Рассмотрим, какие основные идеи формировали и изменяли труд менеджеров на протяжении двух последних столетий.

Истоки менеджмента как труда современных управленческих работников берут начало в задымленной промышленной Англии и Шотландии, затем они ведут нас к высокотехнологичной Америке, сталелитейным заводам промышленной Европы, отдельным регионам Франции, Германии, научной организации труда России и восточному менталитету Японии.

В Великобритании в середине восемнадцатого века началась промышленная революция. Она не могла осуществляться без координации людских ресурсов и новых организационных задач. Но на протяжении ста лет кроме отдельных попыток описать проблемы управления никто так и не сказал, что менеджмент - это важнейшая составляющая успеха промышленной революции. Эта идея родилась на берегах Нового Света.

Систематическое использование слова "менеджмент" в обсуждении вопросов управления связывают с именем Генри Тауна, основателя и президента компании "Yаlе and Towne Manufactiring". В 1887 году в американском обществе инженеров-механиков он сделал доклад "Инженер в роли экономиста". В этом докладе "управление трудовыми процессами" он назвал искусством, подобным техническому конструированию. Доклад (как это часто бывает) и призывы Генри Тауна инженеров к регулярной деятельности по анализу и подсчету затрат, доходов и прибыли не произвели никаких структурных изменений. Но на презентации этой гениальной идеи присутствовал Фредерик Тэйлор, будущий "отец научного менеджмента".

Таким образом, в научном мире признано, что местом рождения менеджмента как науки являются Соединенные Штаты Америки.

В 1986 году в США на собрании Академии менеджмента был отмечен, столетний юбилей менеджмента. Выступая на этом собрании, Литер Друкер отметил, что хотя исходной точкой менеджмента считается собрание Американского общества инженеров-строителей в 1886 году, история менеджмента началась не сто лет назад. Лучшими менеджерами были и те люди, которые несли ответственность за строительство пирамид в Египте. Для завершения проекта у них было мало времени, не было транспортных средств и научных ресурсов, но без них не было бы создано одно из великих чудес света. К сожалению, египтяне так и не рассказали потомкам о своих технических приемах и "ноу-хау".

В 1908 году Генри Лиленд в компании "Cadilac Automobile" провел эксперимент по использованию в производстве автомобилей качественных взаимозаменяемых частей. Он отправил три "кадилака" из США в Англию, где их разобрали, детали смешали с другими, взятыми с торговых складов, а затем из смешанных - вновь собрали автомобиль. Следует отметить, что до этого эксперимента детали машин подгонялись рабочими для каждого конкретного автомобиля и на это уходило много времени.
Спустя пять лет (1913 г.) Генри Форд использовал идею производства взаимозаменяемых деталей в своей знаменитой движущейся сборочной линии, которая изменила Америку и весь мир. Время и затраты на производство одного автомобиля сократились в несколько раз, и постепенно сборочная линия объединила стремление к специализации во многих других отраслях промышленности. Производственный процесс стал представляться рядом последовательных относительно простых рабочих заданий с организацией непрерывного потока оборудования и материалов на длинную движущую линию в назначенное место и время.

Идея движущегося сборочного конвейера в производственном процессе была положена в основу функционального разделения труда управленческих работников. Потребовались высокопрофессиональные специалисты, умеющие прогнозировать, планировать, организовывать и контролировать не только производственную деятельность.

Сборочный конвейер настолько революционизировал жизнь, что он был включен в список изобретений, которые оказали самое значительное влияние на устройство будущего всего человечества. В этом списке - телефон, атомная бомба, телевидение, компьютер, пластмассы, самолет, управляемые ракеты. Он решил проблему снабжения массовых рынков.

Массовое производство внедрялось в такие отрасли, как авиационная промышленность (компания "Ford Motor" применила свою технологию массового производства для изготовления самолетов и способствовала победе во Второй мировой войне), судостроение (инновационные технологии с предварительно изготовленными узлами использовались для строительства кораблей "Либерти") и даже легкую промышленность. Джордж Фридман в 1961 году в своей книге "Hhe anatomy of work" проиллюстрировал возможность разделения труда, представив пошив мужского жилета 65 простым" операциями. При этом каждая из операций имела экономическую оценку.
Концепция сборочной линии в какой-то степени подвела итог целого этапа экономического развития общества и стала исходной ступенью в развитии теории и практики менеджмента.

Следует отметить, что несмотря на прогрессивные идеи в организации производства, до середины прошлого столетия формальная теория менеджмента далеко не всегда опиралась на наблюдение за работой менеджеров.
Основное внимание разработчиков теории менеджмента уделялось выработке руководящих принципов и рекомендаций, которые могли бы способствовать совершенствованию управления организацией. Внимание исследователей больше привлекали ожидаемые результаты, чем повседневная деятельность менеджеров. Это далеко не одно и то же.

То, что менеджеры делают ежедневно - это работа, то, что они достигают за определенный промежуток времени - это результат. Если результат удачный, великолепный - говорят об искусстве менеджера, хотя не менее важно, какими ресурсами, усилиями и волей они достигнуты, что в процессе работы упущено и что необходимо исправить в последующем.

Анализ и систематизация опыта творчески одаренных менеджеров помогли развитию новых идей и направлений. Но от фабрики с паросиловыми установками Великобритании до манипуляторов "Hitachi" пришлось пройти долгий путь.
На производстве привлекательные идеи повышения производительности труда (путем совершенствования мастерства) привели к почти полному исчезновению неквалифицированной работы в ключевых отраслях промышленности. Когда возросла специализация и автоматизация производства, в деятельности менеджера все больший удельный вес занимали проблемы эффективной координации действий различных специалистов.

При размещении автоматизированных заводов в регионах с низкими издержками и невостребованными людскими ресурсами, результаты менеджмента все больше стали зависеть от изменений на рынке товаров и услуг. Появилась потребность в разработке общих принципов эффективного менеджмента.

Следует отметить, что потребность эффективности привела Адама Смита (см.: "Богатство народов") и Чарльза Баббиджа (см.: "Экономика машин и промышленных предприятий") к необходимости разделения труда и специализации, обусловила развитие менеджмента.

Стремление к эффективности также являлось основным фактором, спровоцировавшим теорию научной организации труда Ф. Тэйлора.
Хотя само движение к эффективности породил случай.

Летом 1910 года железные дороги района севернее рек Огайо и Потомак и к востоку от Миссисипи обратились в межштатовскую торговую комиссию США с просьбой о повышении тарифов. Для оценки разумности такого повышения решение было вынесено на слушания, на которых присутствовал будущий член Верховного суда Луис Брандейс. В качестве поверенного на слушаниях он возразил против повышения и использовал при этом ставшее очень популярным выражение Ф. Тэйлора - "заработная плата может быть увеличена и одновременно снижены издержки на содержание рабочей силы, если труд будет организован более эффективно". Надо отметить, что Л. Брандейс не вникал глубоко в суть этого изречения до тех пор, пока не стали учащаться судебные разбирательства по поводу тарифов и ему не потребовались знающие свидетели для обоснования своего выступления в суде. Для разъяснения он пригласил одного из сотрудников Ф. Тэйлора - Генри Гантта (впоследствии к обсуждению привлекли и Фрэнка Гилбрета).

Л. Брандейс очень хотел, чтобы в процессе разбирательства были использованы научное обоснование и общепризнанная терминология. Группа исследователей в процессе разбирательства пользовалась терминами "система Тэйлора", "функциональный менеджмент", "производственный менеджмент" и "эффективность".

Слово "эффективность" в то время трактовалось как "получать больше взамен на меньшее или, по крайней мере, столько же". Сегодня это понятие имеет много интерпретаций, но в конечном счете оно все-таки сводится к максимизации выпуска продукции с минимизацией затрат на производство.

В результате такого развития событий Гантт и супруги Гилбрет посвятили себя исследованию эффективности менеджмента, а новые области контроля издержек и прибыли на всех этапах производства и продвижения продукта стали объектами пристального внимания менеджеров.

Говоря об эффективности менеджмента, нельзя забывать другого талантливейшего человека - Харрингтона Эмерсона. Он родился в Трентоне штата Нью-Йорк в 1853 году, учился в Германии, Англии, Франции, Италии и Греции, говорил на 19 языках, занимался экономическими и инженерно-техническими исследованиями для компании "burlington railroad" и консультировал фирмы во всем мире по вопросам реорганизации компаний. За заслуги по внедрению системы калькуляции затрат, ведения учета и премиальной заработной платы он получил известность как "первый инженер по эффективности". Его мировая известность тоже началась с роли главного свидетеля на судебных разбирательствах по вопросу о тарифах на железных дорогах, на которых он должен был отстаивать идеи научного менеджмента перед рабочими. В 1908 году Эмерсон по результатам собственного опыта написал книгу "Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы", которая стала своеобразным евангелием менеджмента.

Для иллюстрации неэффективных действий человека Эмерсон часто использовал примеры эффективного баланса природы. Показывал, как можно использовать для повышения эффективности свой потенциал и опыт других народов.
Идеи Эмерсона отличались своеобразным взглядом на связь между эффективностью и структурой организации. Еще в те давние годы было отмечено, что малые предприятия, разбросанные по всей стране, могут конкурировать с крупными организациями. Казалось бы, крупная компания может закупать большие партии товаров, получать скидки и экономию от операций в больших масштабах. И на этом повышать эффективность. Но его исследования показывали, что в больших организациях (особенно в некоторых отраслях) часто появляется другой эффект - происходит "уменьшение отдачи от масштаба".

Разрешение этой проблемы Эмерсон видел в совершенствовании организации управления. В качестве наиболее совершенных структур он видел сочетание линейной и штабной форм организации. Линейный менеджер правомочен был начинать работу, но это не должно было происходить независимо от штабных работников. При этом снова слабым звеном оставалась координация всех управленческих звеньев.

Размеры организаций были не единственным фактором, влияющим на эффективность. Во многих критических ситуациях ключевую роль играет человеческий фактор.

Глубокая специализация производства и управления принесла огромные преимущества в личностном и социальном аспектах. Она дала возможность достичь людям высокого уровня квалификации, повысила скорость и качество работы, сократила время, необходимое для получения профессии, стимулировала трудосберегающие инновации. Но глубокая специализация нередко лишает'работника осознания смысла достижения общих целей.

Для современного менеджера необходимо не только усвоить научные знания, но и способы их применения в интересах других людей. В этой связи поиск научных методов управления организацией происходит постоянно. Классическая теория менеджмента помогла создать набор современных инструментов для развития управленческих навыков на рабочем месте и образовательных программ во всех областях профессионального развития менеджера.

I.Персонал, информация, финансы, время - главные ресурсы управления и самоуправления. 2. Распределение, использование и пополнение ресурсов. Понятие результата обучения. Резервы самоуправления.

Формирование управленческих знаний опирается на конкретный потенциал университета и студента. Основными составляющими этого потенциала являются следующие ресурсные характеристики:

- человеческие ресурсы (профессорско-преподавательский состав, персонал управления и обслуживания),

- материальные ресурсы (аудитории, техника и г. д.),

- информационные ресурсы (сведения, необходимые для обеспечения процесса обучения),

- финансово-экономические ресурсы.

Каждый из ресурсов имеет свою возможность использования, продолжительность функционирования, определенный вариант размещения в пространстве и времени.
Пространство и время сами играют роль важнейших ресурсов управления процессами обучения (если нет времени на обработку информации, именно время сокращает потенциал информационных ресурсов).

Проблема эффективного использования времени разрабатывается не только для процессов обучения. Это глобальная проблема управления, именно ее решение определяет эффективность использования всех видов ресурсов.

Распределение ресурсов всегда связано с определением необходимого и рационального их соотношения. В этом распределении важную роль играют приоритеты.
Кому или чему отдать приоритет, если определен недостаток какого-либо ресурса? На такой вопрос ответов может быть много. Можно отдавать предпочтение человеку, технике и другим.

Распределение ресурсов очень важно, здесь закладывается будущий успех. Но еще более важную роль играет использование ресурсов.

В использовании ресурсов всегда опираются на определенные нормативы, приоритеты, стимулы и ограничения.

Ресурсы обладают свойством увеличения, уменьшения, накопления, расходования, пополнения и утраты. Так, использование информационных ресурсов может создавать новые, накопление знаний - создает умение, систематическое проявление умения - навыки и опыт.

В использовании ресурсов важно получить наилучший результат. Если ресурсы и результат можно соизмерить, их соотношение определяют соответствующим показателем эффективности. Среди простейших показателей известны показатели интенсивности деятельности (обучения, восприятия и др.), производительности и эффективности. Эти показатели определяют и качество менеджмента.

На эффективность обучения влияет не только возможность использования ресурсов. Поведение человека, которое проявляется в способности управлять собой, помогает ставить четкие личные цели, разрабатывать разумную систему личностных ценностей, стремление к постоянному личному росту, навыки и упорство в решении проблем, а также - изобретательность, творчество и способность к инновациям, желание и умение влиять на окружающих, используя знания менеджмента.
Знать свою область эффективности очень важно, но не менее важно знать и ограничения, которые в определенные моменты могут разрушить ожидаемый результат.

Такими ограничениями могут стать:

- неумение управлять собой,

- неопределенные личные ценности и цели,

- неспособность к саморазвитию,

- недостаточные навыки решения проблем,

- отсутствие творческого подхода,

- недостаточное понимание особенностей работы в группах,

- неумение управлять ресурсами,

- низкая способность и нежелание коммуникаций.

Для снижения роли существующих ограничений нужно работать над повышением своего потенциала и овладеть техникой самоменеджмента.

Вопросы для контроля:

1. Какие виды ресурсов используются в процессе обучения менеджменту?

2. Как можно управлять временем?

3. Почему говорят: управлять временем - значит, управлять собой?

4. Перечислите ваши ресурсы и ограничения.

5. Какие проблемы технологической и технической деятельности можно решать с помощью менеджмента?

6. Какие идеи технологии производства легли в основу современного менеджмента?

7. Какие общие черты объединяют техническую, коммерческую, финансовую, сбытовую и аналитичес кую деятельность?

8. Какие элементы сборочной линии потребовали функциональное разделение в менеджменте?

9. Опишите принципиальные идеи, характеризу ющие современный менеджмент.

 

Тесты:

1. Ресурсы менеджмента - это

-: источник средств и возможностей, к которым можно обращается по мере необходимости

-: материальная база социальной работы

-: источники финансирования со стороны государства, общественных и коммерческих организаций

 

2.Социальная система это

-: противоречивые процессы, протекающие в депрессивном обществе

-: спиралевидная, винтовая трапеция отношений в обществе

-: микроуровень отношений социального работника и клиента

-: система взаимодействий индивидов, групп индивидов, вещей, процессов

 

3.Социум это

-: группа людей

-: территория

-: общество

-: большой коллектив

 

4.Как называется приобщение человека к социальной жизни

-: адаптация

-: реабилитация

-: трансформация

-: социализация

 

5.Как называется часть населения, которая занимается экономической деятельностью, ищет работу и готова приступить к ней, обеспечивает предложение рабочей силы

-: Бизнесмены

-: Предприниматели

-: Менеджеры

-: Экономически активное население

 

6. Что является предметом введения в специальность менеджмента

 

-: политические отношения

-: законы развития и системой управления организации

-: социальная жизнь

-: отношения между индивидуумами

 

7. Как называются предприниматели - юридические лица?

-: предприниматели без образования юридического лица;

-: предприятия;

-: оба ответа верны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.