Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Технологии коллективного взаимообучения




А. Петровский

Технологии коллективного взаимообучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развивающее чтение в идеальном варианте одухотворяет работу с книгой. Текст воспринимается как среда обучения, как фактор развития самой личности. В частности, в такой технологии совер­шается переход от среды как естественного, предметно-простран­ственного окружения к среде воспитания, в том числе социальной среде, где сочетаются элементы вещного мира с искусственно со­зданными человеком функциональными элементами.

Умение превратить предметно-пространственную текстовую среду в воспитывающую и развивающую доступно учителю — мастеру сво­его дела. Такая среда пронизывается «отношенческим» влиянием на ребенка. Педагогическая импровизация на уроках чтения означает умение учителя мгновенно реагировать на непредвиденное — на «про­блемные» ответы учащихся, их нестандартное восприятие. Такая тех­нология побуждает педагога к продолжению обсуждения смыслов, к дополнительным дискуссиям и диспутам по острым вопросам миро­восприятия и мироощущения своих воспитанников.

Развивающее чтение позволяет существенно нейтрализовать одну их самых слабых сторон современного образования — слабость об­ратных связей в обучении. Постоянно акцентируя внимание на оце­ночных моментах при чтении, оно развивает умения самооценива­ния, которые образуют ядро личности.

Обучениеэто общение человека с человечеством.

4.6.1. Коллективные способы обучения (КСО)

Коллективные способы обучения появились в 1918 году, когда педагог А.Г. Ривин (1877-1944) провел на хуторе Корнин под Кие­вом необычный педагогический эксперимент. Он около года один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индиви­дуально и в парах, ученики решали задачи, изучали разделы учеб­ников, разучивали стихотворения, готовили доклады, контролиро­вали знания. Традиционного учебного расписания не было.

Каждый учение изучил курс 3-4-летнего обучения. Впечатляю­щим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки быс­тро научились доказывать, рассказывать, дискутировать, анализи­ровать сложные тексты по истории, литературе, философии, про­явили преподавательские способности.

В Корнине были сделаны три педагогических открытия:

• впервые в истории отечественной и мировой педагогики шла интенсивная коллективная работа в сменных парах и в мик­рогруппах;342

• были разработаны основы методики работы учащихся друг с другом — технология нового учебно-воспитательного процесса;

• впервые был создан разновозрастной самообразовательный учеб­ный коллектив, который сам себя обучал, сам себя проверял, самоуправлялся, что, однако, не уменьшало роли педагога.

Технологии коллективного взаимообучения, в т.ч. и КСО, позво­ляют приспособить учебный процесс к индивидуальным особеннос­тям школьников, различному уровню сложности содержания обу­чения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно с полной уверенностью отнести к лич-ностно-ориентированным педагогическим технологиям.

В.К. Дьяченко, современный теоретик коллективных способов обучения, считает, что обучение есть общение обучающих и обучае­мых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения (табл. 24).

Таблица 24

Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.