Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От 3 до 4 лет




ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Физическое развитие. Возрастают физические возможности воспитанников. В течение года рост ребенка увеличивается на 5-7 см и достигает в среднем 102 см, масса тела – на 1,5-2 кг и к четырем годам достигает примерно 16,5 кг. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Ребенок становится более внимательным к своему физическому «Я», что помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), но и узнать об общих принципах их функционирования.

Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, что способствует физическому и психическому развитию. Потребность ребенка в движении тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и других видах детской деятельности. Движения его становятся более разнообразными и координированными. Ребенок этого возраста владеет всеми видами движений, стремится по-разному их объединять, хочет испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений. При этом преобладают игровые мотивы (с удовольствием подпрыгивает как зайчик, легко бегает на пальчиках как мышка и т.д.). Индивидуальные различия в объеме, продолжительности содержания двигательной деятельности могут быть значительны. Малоподвижность детей объясняется чаще всего отсутствием необходимых условий для проявления двигательной активности.

Социально-нравственное и социальное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания ребенка становится человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям – восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как они, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных

связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, переживает их неприятные жизненные моменты, способен проявить чуткость и внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особенная чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.

На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны – и в этом находит отражение их позитивное «Я»; другие стеснительны, нерешительны. Педагог помогает каждому воспитаннику увидеть и проявить свои достоинства, инициативу, наладить дружеские отношения, действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником, при этом использовать как неречевые (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства.

У воспитанника развивается не только «Я — актуальное», но и динамическое «Я»: он способен представить себя в прошлом или в будущем. На основании представлений о своем «Я» путем оценок педагогов, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется сначала общая самооценка дошкольника, позже проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в конкретных видах деятельности («хорошо рисую», «хорошо пою и танцую»). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Однако теперь он гордится не только и не столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством («хорошо рисую машинку», «быстро бегаю» и т. д.). Чувство стыда, неловкости ребенок переживает, если его показатели в освоенных видах деятельности хуже, чем у ровесников, или если замечает свои недостатки (сосет палец, плаксив и т. п.).

Развивается игровая деятельность. Появляется ролевая игра, в которой отражается содержание и уровень осознания дошкольником смыслов человеческих отношений и деятельности взрослых. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, действует в воображаемом плане от имени другого лица, подчиняет им свое поведение.

Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители, позицию «Я» заменяет игровой ролью. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее не велика. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий.

Среди значимых видов деятельности, которыми овладевает ребенок четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию. Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности ребенка в овладении навыками самообслуживания, он включается в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивает способы действий с предметами-орудиями (начинает пользоваться лопаткой, молоточком и т. д.), приобретает элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на растущую самостоятельность, роль и помощь взрослого в жизни ребенка очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.

Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития. От опредмечивания и предэталона (овал — как огурец) осуществляется переход к овладению сенсорными эталонами, количество которых возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление сенсорного опыта ребенка является важным условием развития образных форм психической деятельности – образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.

Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.

Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно применяются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки «Что с ним делать?», «Что он делает?», «Почему он такой?»), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (часть-целое, причинные, родо-видовые и др.). Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.

Воспитанника данного возраста отличает проявление фантазии, он способен создать наглядные образы на основе описания и в игровых ситуациях. Он начинает выделять фантастическое, вымышленное и отличать его от реального, активно использовать вымышленные ситуации в игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Показателем развития творческих способностей может быть освоение простейших приемов создания образов воображения, таких как смещение признаков, комбинирование, преувеличение, преуменьшение и т.п.

В деятельности воспитанника возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет его поведение. Теперь он в состоянии специально запоминать и в нужный момент припоминать правила и изменять в соответствии с ними свое поведение. Ребенок способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.

Речевое развитие. Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается названиями предметов, их качеств, свойств и отношений, словами обобщающего характера, глаголами, прилагательными. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи, однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).

Появляются различные виды суждений об окружающем мире, которые выражаются в развернутых предложениях. Ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями, что находит отражение в сложноподчиненных предложениях со словами «потому что», «поэтому» и др. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки, посещения театра и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи – в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает много вопросов. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия.

Художественное и эстетическое развитие. В изобразительной деятельности и конструированииребенок переходит к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще не совершенны. Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон изображаемых предметов.

У воспитанника повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы (ритму, рифме). Совершенствуются способности к восприятию и повторению речевого материала, в том числе на белорусском языке. Ребенок различает поэтический и прозаический тексты, у него возрастает интерес к слушанию сказок и стихотворений, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых. Воспитанникпроявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, различает контрастное настроение музыкальных произведений, узнает знакомые произведения, называет их. Различает звуки по высоте, тембры музыкальных инструментов, хорошо подстраивается к голосу педагога, начинает петь протяжно.

Развиваются и эстетические чувства ребенка. Он сопереживает героям любимых сказок, неравнодушен к музыке, краскам природы, книжной графике. Использует цвет как средство передачи своего отношения к людям, предметам окружающего мира в рисунках, аппликации. В процессе деятельности и общения с окружающими ребенок способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Он живет преимущественно в мире чувств и эмоций, ему свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.

Новообразования, возникшие в психике ребенка, дают ему возможность перейти на следующую возрастную ступень развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.