Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности рынка монополистической конкуренции




Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, которая отображает положение фирмы в условиях, в которых объединяются экономические признаки фирм-монополистов и конкуренции. Рынок монополистической конкуренции характеризуется достаточно большой степенью конкурентной борьбы, которая дополняется небольшой частью монопольной власти. На нем относительно большое количество товаропроизводителей предлагает, как правило, похожую, но неодинаковую продукцию. В этой рыночной ситуации количество фирм необязательно может составлять тысячи, как при чистой конкуренции, достаточно присутствия, нескольких десятков средних или малых предприятий.

Среди основных признаков монополистической конкуренции, следует выделить следующие:

· Каждая отдельная фирма владеет относительно небольшой частью всего рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Для существования монополистической конкуренции количество продавцов должно быть:

- не очень большим, чтобы спрос не превратился в абсолютно эластичный, что свойственно чистой конкуренции;

- не очень маленьким, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной долей рынка и имела ограниченный контроль над ценой;

- довольно значительным, во избежание тайных соглашений, согласованных действий отдельных фирм с целью ограничения объемов производства и искусственного повышения цен;

- достаточным, чтобы фирмы отрасли не ощущали взаимной зависимости, имели возможность определять собственную политику, не считаясь с реакцией конкурентов.

Дифференциация продукта означает, что каждая фирма продает на этом рынке свой специфический тип или вариант продукции, которая отличается от других качеством, оформлением, престижностью и т.п. В условиях чистой конкуренции такой дифференциации продукта фирмы нет, а здесь каждое предприятие выступает своего рода монопольным производителем собственной товарной марки. От дифференциации продукта, то есть от возможности фирмы выйти на рынок монополистической конкуренции с товаром, который имеет определенный преимущества в сравнении с теми, которые реализуются всеми другими фирмами, по большому счету зависит ее экономический успех, монопольная власть. Благодаря существующей дифференциации товара на рынке монополистической конкуренции преобладают методы неценовой конкуренции соперников, которые продают близкие за потребительскими качествами продукты. Значительная роль принадлежит не только качеству предлагаемого товара или услуги, а и условиям реализации. Например, к важным аспектам дифференциации продукта относятся вежливость и любезность служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмена ее товаров и т.п. Продукция фирмы может быть также дифференцирована на основе размещения и доступности. Много фирм акцентируют своё внимание на торговых знаках, как средствах убеждения потребителя в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. С этой целью осуществляется рекламная деятельность.

Вступление на рынок монополистической конкуренции и выход из него является относительно лёгким. Новым фирмам несложно войти в отрасль со своими фирменными марками, а существующим так же нетрудно выйти, если их товары по какой-то причине стали пользоваться недостаточным спросом потребителей. Но, в отличие от рынка чистой конкуренции, на этом рынке существуют определенные финансовые и прочие барьеры, связанные с требованием выпускать товар, отличный от товара конкурента, и необходимостью выделять средства на рекламу своего продукта. На рынке монополистической конкуренции фирмы также стараются защитить свой товар от копирования его конкурентом с помощью приобретения патента и авторских прав на свое фабричное клеймо и торговые знаки.

Таким образом, рынок монополистической конкуренции предусматривает функционирование относительно большого количества сравнительно небольших фирм, которые выпускают дифференцированные товары, не вступая между собою в тайный сговор. Ценовая конкуренция на этом рынке сопровождается неценовой конкуренцией. В условиях монополистической конкуренции действуют преимущественно магазины розничной торговли в больших городах, авто заправки, парикмахерской, химчистки, магазины, которые продают одежду, обувь и т.п.

Объединение монополистических и конкурентных аспектов определяет своеобразность рыночного поведения фирмы, которая, как монополист, старается самостоятельно устанавливать цену на свой товар, но, встречаясь с нисходящей кривой спроса, вынуждена действовать в границах существующих объективных рыночных законов, а как конкурентная фирма – допускает распределение рынка между многими сравнительно небольшими предприятиями.

В отличие от совершенно-конкурентной фирмы, кривая спроса которой абсолютно эластична и параллельна оси абсцисс, при монополистической конкуренции кривая спроса приобретает небольшой отрицательный наклон (рис.68). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чис­той монополии. Степень эластичности в условиях монополистичес­кой конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глуби­ны дифференциации продукта (услуг).

Рис. 68 Спрос и издержки при монополистической конкуренции

Таким образом, дифференциация продукта отражается в диф­ференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в услови­ях монополистической конкуренции производится меньше продук­та. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции — Qmс по цене Ррис. (68).

В течение краткосрочного периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую эко­номическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в долгосрочном периоде со­здается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции - экономическая прибыль равна нулю.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.