Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы написания и оформления научных статей




Типы и формы научно-технических статей

 

Научно-технические статьи можно классифицировать по различным признакам.

По научной значимости решаемых вопросов – фундаментальные и прикладные.

По тематике статьи можно выделять по следующим признакам:

- по актуальности (исключительно актуальные, посвящённые принципиально новым подходам к использованию новых видов энергии, созданию технических объектов нового принципа действия и т.д.; высоко актуальные, соответствующие поставленным государством или научными органами задачам; актуальные, содержащие научную новизну; неактуальные);

- по широте и глубине научно-технического интереса и обширности обсуждаемых вопросов (государственной важности, отраслевого интереса, регионального значения, узкоспециализированная и т.д.);

- по научной новизне (пионерские, обладающие обширной научной новизной, имеющие научную новизну, научная новизна не определена);

- по широте рассматриваемых вопросов (обзорная, научная статья, научно-технические заметки);

- по характеру (проблемная, информационная, оперативно информационная, специализированная, дискуссионная, рекламная);

- по научно-профессиональной направленности (согласно классификации научных специальностей);

- по профилю издания (академическая, вузовская, производственно-техническая ит.д.).

Можно классифицировать статьи и по другим признакам. Но даже приведённые свидетельствуют о том, что соискатель должен определиться с типом своей статьи в зависимости от места предполагаемой публикации и предъявляемых редколлегией требований.

 

В разделе 2.1 изложены требования ГОСТ к оформлению научных отчётов и отмечено, что многие положения применимы для научных статей.

В настоящем разделе конкретизируем эти требования в качестве рекомендаций для написания научной статьи с учётом собственного опыта и советов других авторов [1, 3, 4, 8, 9, 11,15].

Опубликование новых идей, теорий, результатов теоретических и экспериментальных исследований является важной частью научной деятельности. Такое положение требует очень ответственного подхода к подготовке результатов научного исследования к опубликованию: в них не должно быть ничего лишнего, второстепенного, искусственно увеличивающего объём и, следовательно, снижающего КПД научно-технической информации.

Отсюда главное правило: писать надо сжато, просто, понятно и в то же время интересно.

Построение материала в публикации должно быть логичным, ясным для читателя, тогда и содержание материала будет доступным для понимания и использования. А в этом и состоит цель публикации.

Основной и наиболее распространенной формой научной, технической публикации является статья.

Объём публикуемого материала исчисляется в «авторских листах» (а. л.). Один авторский лист равен 40 тыс. печатных знаков (буквы, цифры, знаки препинания, пробелы и т. д.). При наборе текста на компьютере легко определить, какое количество знаков содержит ваш текст.

Обычный объём научных статей, посвящённых изложению результатов частных прикладных исследований независимо от места публикации, составляет приблизительно 0,3 – 0,4 а. л., или 6 – 8 печ. стр. Исходя из этого объёма рассмотрим примерную «технологию» работы по подготовке такой статьи.

Заглавие должно быть конкретным и точно определять содержание статьи. Ведь по заглавию судят о содержании. Точное заглавие поможет статье найти читателя, неточное или неопределенное привести к тому, что она окажется незамеченной специалистами. Заглавие должно быть по возможности кратким – не более 8 – 10 слов. Не следует включать в заглавие такие формальные и неопределенные слова, как «Исследование…» или «Изучение…», «Некоторые вопросы…» или «К вопросу…».

Неудачные заголовки встречаются в сборниках статей. Примеры неудачных заглавий, приведённые ниже, можно найти в пособиях [ 8, 9, 10].

1. «Применение методов натурального моделирования для определения законов распределения сроков службы деталей элекромеханических устройств ввода-вывода». Во - первых, очень длинно – 14 слов; во-вторых, заглавие трудно читается: последние девять слов содержат 8 существительных в родительном падеже.

2. «Исследования по выбору структуры специального комплекса технических и программных средств». Кроме того, что заглавие длинное, первые два слова в нём лишние, они ни о чём не говорят. В то же время в заглавии не указано, что речь идёт о комплексе технических и программных средств обработки специальной информации.

3. «К вопросу о математическом описании специальных алгоритмов обработки информации». Заглавие не определяет содержимое самой статьи, а говорит только об области, к которой оно относится. Первые слова «к вопросу о…» - лишние.

Из этих примеров видно, что в заглавии статьи для того, чтобы она нашла своего читателя, обязательно должны присутствовать одно – два ключевых слова, определяющих область, к которой относится её содержание. В последнем примере это слова «обработка», «специальной», «информации». Этому же служит шифр универсальной десятичной классификации (УДК), сопровождающий аннотацию статьи.

План статьи обычно выглядит очень просто, он складывается из трёх-четырёх частей. Обычно это: введение, основное содержание и заключение. Этим план статьи похож на план отчёта.

Если статья посвящена изложению экспериментальной работы, то её основное содержание делится на две части: методика эксперимента (если она оригинальна) и его результат. В более сложных случаях в составе основной части статьи могут быть три раздела: теоретический анализ, экспериментальные данные, технико-экономическое обоснование эффективности использования результатов работы. Такая статья потребует и несколько большего объёма.

Вводная часть статьи имеет те же цели, что и введение отчёта, но она должна быть сформулирована значительно компактнее. Объём введения обычной статьи в 7 – 9 печ. стр. ни в коем случае не должен превышать 1 печ. стр. (2000 печатных знаков). Во вводной части автор должен кратко осветить следующие три вопроса:

1) актуальность проблемы, к которой относится исследование (чем интересна проблема вообще, какое значение она имеет для народного хозяйства, для развития техники; это надо изложить в двух - трёх фразах (но не более 10 строк);

2) обзор современного состояния проблемы (что уже известно и что предстоит решить); здесь должны быть отмечены последние работы по данной теме и показана необходимость дальнейшего изучения вопросов, одному из которых посвящена статья; точная экспозиция состояния вопроса очень важна в любой статье, ибо она позволяет квалифицированному читателю оценить меру компетентности самого автора и правильность выбранного им пути поиска; объём этой части – 13 – 15 строк;

3) постановка задачи исследования и, следовательно, определение цели публикуемой статьи; на основе обзора указывается, на какой из нерешённых вопросов данной проблемы в статье будет дан ответ; на это могут быть отведены всего одна – две фразы (5 – 7 строк); точная формулировка цели очень важна, так как именно по этой части введения будущий читатель определит, нужно ли ему читать статью.

Во введении автор должен исходить из того, что читатель не знаком с темой исследования, а введение статьи даст ему возможность получить о ней общее представление. Такая «подготовка» позволит читателю приступить к изучению статьи. Иногда во введении сложно бывает объяснить все исходные материалы. В таких случаях делают ссылки на ранее опубликован-ные работы, в которых всё необходимое изложено. Ссылок не должно быть много и полностью полагаться на них нельзя: трудно представить читателя, который для того, чтобы прочесть вашу статью, будет искать два – три других сборника или журнала.

Основное содержание статьи должно быть изложено на 5 – 7 печ. стр. Этим определяется весь стиль её изложения: экономный и конкретный. Все новые результаты, положения, доказательства, полученные в исследовании, следует изложить чётко и ясно. На второстепенные или сопутствующие вопросы можно отвлекаться, лишь имея уверенность, что изложение основного содержания отвечает цели статьи.

Заключение подводит итог исследования. Здесь проводится анализ полученных результатов, сопоставление их с результатами других аналогичных исследований и с выводами теоретического анализа. В заключении делаются выводы о достижении цели исследования, сформулированной во вводной части, возможности и эффективности практического использования полученных результатов и задачах дальнейших исследований. Всё это следует сформулировать в виде чётких лаконичных положений, исключающих неопределённое или двусмысленное толкование.

Статья завершается списком литературы, Общий объём заключения (вместе со списком) не должен превышать одной печатной страницы.

Материалы статьи можно представить для апробации и обсуждения на научно-технической или научно-методической конференции, особенно, если она ещё не вышла из печати.

Методика подготовки доклада для выступления на научно-технической конференции, семинаре, заседании научно-технического совета, Государственной аттестационной комиссии и других мероприятиях несколько отличается от работы над статьёй.

План доклада практически такой же, как и при работе над статьёй. Однако особенности устного изложения материала накладывают свой отпечаток как на форму представления, так и на содержание доклада.

Во-первых, объём доклада ограничивается не количеством страниц, а временем, отводимым на изложение материала. Обычно доклад продолжается 15 – 20 мин, хотя при большом количестве докладов предлагается уложиться в 10 мин. Исходя из того, что на изложение одной страницы требуется примерно 2 мин, объём доклада должен быть равен 7 – 10 печ. стр., а в экстремальном случае - 5 стр. Эти варианты нужно учитывать заранее, чтобы произвести приятное впечатление опытного докладчика.

Обычно к докладу готовятся демонстрационные материалы (плакаты, презентации, слайды, раздаточный материал и др.), которые могут содержать математические выводы, схемы, графики и т.д. Наличие этих материалов облегчает задачу докладчика по объяснению аудитории целей и результатов выполненной работы. Кроме того, хорошо подготовленный иллюстративный материал может стать и канвой самого доклада. Особенно это важно при докладах о квалификационных работах (курсовые, дипломные, магистерские, кандидатские).

Перед выступлением целесообразно порепетировать перед товарищами или зеркалом. Хорошо сделанный доклад – это половина успеха при защите любой работы.

Для выделения фрагментов текста можно использовать: жирный шрифт, курсив, ПРОПИСНЫЕ буквы, р а з р я д к у. Возможно также сочетание нескольких способов выделение текста: курсива и жирного шрифта, печати прописными буквами и жирного шрифта, разрядки текста и жирного шрифта, печати прописными буквами и разрядки.

Каждый заголовок выделяется от текста пропуском одной строки сверху и снизу заголовка.

В статье и диссертации можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми являются следующие сокращения: др. (другие), пр. (прочие), т.д. (так далее), т.п. (тому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), ср. (сравни), г.(год или город), гг. (годы или города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн (миллион), млрд (миллиард). Слова и другие, и тому подобное, и прочее внутрипредложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов так называемый, так как, например, около, формула.

Общепринятые буквенные аббревиатуры, достаточно распространённые в науке, не требуют расшифровки в тексте. Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны,то при первом упоминании в тексте пишется полное название, после него в скобках приводится аббревиатура, далее используется только аббревиатурная форма.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Если однозначные количественные числительные стоят в косвенных падежах и при них нет единиц измерения, пишутся словами (например, пятью фирмами, а не 5 фирмами). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Числа пишутся только с сокращёнными единицами измерения: 65 кг, 3 л и т.д. После сокращений л, кг, млн, млрд, с (секунда), мин (минута), ч (час) точка не ставится. При перечислении однородных чисел сокращённое обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры (25, 50 и 70 %). Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (например, на 45 стр.).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (например, 30-х и др.). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только у последнего (в 20, 40 и 80-х гг.). Но при двух числительных падежное окончание наращивают у каждого из них, например, 30-е и 50-е гг. При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (например, XX в.).

Важным моментом при написании статьи и других материалов является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после неё в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещён цитируемый текст. Например: [12, c. 135-138]. Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно в круглых скобках указать фамилию автора и год в соответствии со списком использованной литературы без приведения номеров страниц. Например: (Скубачевский Г.С., 1956).

Вместо ссылок на список литературы можно использовать подстрочные примечания, которые должны содержать точное указание страницы (страниц) издания или документа.

Подстрочные ссылки нумеруются арабскими цифрами в пределах страницы или структурной части работы.

Цифровой и фактический материал, когда его много или имеется необходимость в сопоставлении и выводе определённых закономерностей, оформляют в виде таблиц.

Таблицы обычно помещаются по ходу изложения после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах.

Если же таблицу необходимо перенести на другую страницу, то это можно сделать двумя способами:

1) повторить головку таблицы;

2) все графы таблицы пронумеровать, а на странице переноса таблицу начинать с нумерации граф.

На странице переноса перед продолжением таблицы сделать заголовок: «Продолжение табл. 4».

Таблица должна иметь порядковый номер, отражающий её содержание заголовок, а также указывающую на источник ссылку, если таблица была заимствована.

В таблицах и в тексте следует избегать полного цифрового написания больших чисел и записывать единицы измерения в зависимости от необходимой точности (например, 100,6 тыс. км, а не 100,57 тыс. км).

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические.

Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что…; из таблицы видно, что…; анализ таблицы позволяет заключить, что… и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определённые закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами.

1. Таблица в текстовых редакторах выполняется через одинарный междустрочный интервал, без отступа, шрифтом Times New Roman Cyr, кегль 12.

2. Слово «Таблица» помещается вверху над таблицей справа, ниже по центру размещается название таблицы.

3. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то её приводят в заголовке таблицы после названия.

4.Названиетаблицы выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы 3 пт, после 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом Times New Roman Cyr, кегль 14.

5.Заголовки графсодержат название показателей в именительном падеже единственного числа (без сокращения слов), и единицы их измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей главы, так и в заголовке таблицы или над таблицей, если все её показатели выражены в одних и тех же единицах измерения.

6.Заголовки графв таблице выполняются через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, выравнивание по центру, полужирным шрифтом Times New Roman Cyr, кегль 12.

7.Итоговая строказавершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой.

8.Числовые данныезаписываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы на уровне последней строки показателя; при этом обязательно располагать разряды под разрядами; целая часть отделяется от дробной запятой, а не точками. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны нулю, то пишется «0», если данные существуют, но не внесены в сборник, ставится многоточие (..), если данных не существует, ставится тире (-). Если значение не равно нулю, но первая значащая цифра появится после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (при степени точности 0,1).

9. Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник данных. Ссылка помещается сразу после таблицы; в тексте данные ссылки имеют нумерацию, общую со ссылками на рисунки.

10. Сноски внутри таблицы обозначаются только символом «*».

11.Нумерация таблиц является индексационной, т. е. в номере таблицы содержится номер главы. Например, если таблица расположена в главе 4 и имеет порядковый номер 3, то нумерация таблицы будет следующей: «Таблица 4.5».

Пример оформления таблицы:

Таблица 4.5

Рост национального богатства США за счет образования*

Показатели Период, годы  
1909 - 1929 1929 - 1956 1960 - 1980**
Темпы роста национального дохода, % 2,8 2,9 3,3
Абсолютный рост национального дохода благодаря образованию 0,4 0,7 0,6
Доля влияния образования в росте национального дохода, % 12,0 23,0 19,0

* Составлена по Denison E. Economics Aspects of Higher Education. Fans. 964. P. 35

** Расчётная оценка.

Формулы располагают отдельными строками в центре страницы или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.

Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделен­ных из текста, можно помещать в одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Порядковые номера формул включают номер главы. Они обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Нумеровать следует формулы, на которые имеются ссылки в тексте. Небольшие форму­лы, составляющие единую группу, объединяются одним номером. Если пред­ставлена система формул, она объединяется фигурной скобкой слева.

Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и приводимые лишь для вывода основных формул, обычно не нумеруются (исключением являются формулы, на которые в дальнейшем тексте есть ссылки).

В работах, где небольшое количество формул, применяется их сквозная нумерация через все главы, например, формулы (1) - (3) могут быть в гл. 1, а фор­мула (4) - в гл. 3. В работах, где используется большое количество формул, их нумерация должна быть индексационной, т. е. включать в себя номер гла­вы и номер по порядку в этой главе. Например: (1.5) - глава 1, формула 5.

При ссылках на какую-либо формулу в тексте её номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т. е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (4.8)...»; «из уравнения (3.2) вытека­ет...».

Сноски к формулам, буквенным символам и цифрам должны быть обо­значены знаком «*».

Формула включается в предложение как равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответст­вии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необхо­димо по правилам пунктуации:

а) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

б) этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Формулы, следующие одна за другой и не разделённые текстом, отделяют точкой с запятой. За последним уравнением как окончанием предложения ставится точка. Если за последней зависимостью следует расшифровка обозначений в формулах, то после неё ставится запятая перед словом «где». Эти знаки препинания помещают непосредст­венно за формулой.

В статьях используется иллюстративный материал в виде графи­ческих изображений.

Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сра­зу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения.

Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояс­нения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя.

Рассмотрим некоторые виды графиче­ских изображений.

График - это изображение, передающее (обычно с помо­щью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею яв­ления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответст­вующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения мас­штаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Следует избегать дробных значений масштабных деле­ний по осям координат. На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и её размерность в принятых сокращени­ях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные бу­квенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются налинии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то числовые деления на осях координат следует начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида предоставляемых данных и задачи ее построения. Среди диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100 %.

Широкое использование в работах имеют секторные диаграммы. Они применяются для иллюстрации структуры изучаемой совокупности. Вся совокупность принимается за 100%, ей соответствует общая площадь круга.

Объёмные иллюстративные материалы могут выноситься в приложения.

Список использованных источников является органической частью любой публикации и рукописи. Он:

- характеризует степень изученности автором конкретной проблемы;

- позволяет подтверждать достоверность и точность приводимых заимствований (документов, иллюстраций, таблиц, текстов, фактов и т.д.);

- представляет самостоятельную ценность как справочный материал для других исследователей;

-является библиографическим пособием.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. В списке указывают: фамилию автора, его инициалы, название работы, место издания (если издано в Москве или Санкт-Петербурге, то пишут М. или СПб., если в других городах, то пишут полное наименование), год издания. Если авторов несколько, то указывают фамилии и инициалы всех.

Для журнальных статей (или статей в сборниках) указывают фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, название журнала,(или сборника), год издания, номер журнала или выпуска сборника (если есть), страницы, на которых опубликована статья.

Группировка научных источников может осуществляться по систематическому принципу: сначала все источники подразделяются на разделы, а внутри разделов располагаются по алфавиту. Нумерация литературных источников является сквозной. Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.

В диссертациях список использованных источников можно составлять в следующем порядке [ 15 ]:

1) о фициальные государственные документы: официальные акты, документы общественных организаций, политических партий, постановления (в обратно – хронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее);

2) н ормативно-инструктивные документы: законодательные документы, ГОСТы, РТМ, инструкции, нормы, нормативы и т.д.;

3) монографическая литература: книги одного, двух, трёх и более авторов; сборники статей, докладов; материалы конференций, съездов, симпозиумов; отдельные тома многотомного издания; отдельные тома (выпуски) продолжающегося сборника; статьи (произведение) из многотомного издания, сборника, журнала, газеты (литература приводится в алфавитном порядке, не следует отделять книги от статей);

4) с правочная литература: словари, справочники, энциклопедии, статьи из энциклопедии;

5) б иблиографические указатели: рецензии с заглавием и без; реферат (без заглавия); описание стандарта, патентного документа, депонированной рукописи, диссертации, автореферата диссертации;

6) о писание электронных ресурсов: электронная статья; электронный журнал; электронные данные; базы данных;

7) п убликации автора;

8) и ностранная литература: в одном списке разные алфавиты не смешиваются; иностранные источники обычно размещают в конце перечня всех материалов.

Рекомендуется располагать источники по принципу «слово за словом» таким образом:

- при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.;

- при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий;

- при авторах – однофамильцах – по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим);

- при нескольких работах авторов, написанных ими в соавторстве с другими, – по алфавиту фамилий соавторов.

Приложение является заключительной частью работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложением к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться её основным текстом. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на её последних страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение 2» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», которое обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (например, см. Приложение 5). Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

 

Нередко в перечне опубликованных работ по теме диссертации указываются статьи и материалы конференций, далёкие от темы проведённо­го исследования. Президиум ВАК при рассмотрении аттестационных дел по­стоянно обращает внимание на повышение требовательности к качеству опубликованных соискателем научных работ, соответствие публикаций по докторским диссертациям утверждённому ВАК Перечню ведущих рецензи­руемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации [5]. В справках по докторским диссертациям президиум ВАК настоятельно рекомендует указывать в числе значимых работ, в первую очередь, работы из указанного Перечня. Президиум ВАК принял решение отклонять те доктор­ские диссертации, защищенные после 1 июля 2006 года, основные научные результаты которых не опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях.

Перечень периодических научных изданий, рекомендуемых для публика­ции научных работ, отражающих основное научное содержание диссертаций, определён ВАК Минобрнауки России на основании критериев отбора, заключающихся в том, что эти издания должны быть:

- научными и рецензируемыми, т. е. все публикуе­мые материалы должны проходить тщательную научную экспертизу;

- широко известными и доступными, как правило, входить в каталоги ОАО «Роспечать» или «Пресса России», иметь су­щественный тираж и рассылку по библиотекам страны;

- поддержаны экспертными советами ВАК.

Перечни таких изданий публикуются в «Бюллетене ВАК» и не реже 1 раза в год корректируются ВАК Минобрнауки России.

Управление государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Рособрнадзора 28.06.2006 оповестило Советы и соискателей, что в целях повышения оперативности проверки и обеспечения достоверности сведений о публикациях (изданиях научной и учебно-методической литературы), представляемых в аттестационных делах соискателей учёных степеней и учёных званий, с сентября 2006 г. предполагается использование информации, предоставляемой поисковой системой сайта Издательско-полиграфической ассоциации университетов России.

Порядок размещения сведений об опубликованных изданиях, включаемых Ассоциацией в соответствующую базу данных, приведен на сайтах Ассоциации (www.mediabooks.ru) и Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России (http://vak.ed.gov.ru).

Наиболее распространённым видом публикаций являются тезисы докладов и выступлений. Это изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по выбранной соискателем теме. Главное преимущество тезисов и основное предъявляемое к ним требование – краткость. Объём представляемых к публикации тезисов составляет, как правило, 2 - 5 печ. стр. (см. стр. 126). Второе требование – информативность. Для наглядности тезисы могут быть снабжены цифровыми материалами, графиками, таблицами. Основные положения исследования должны излагаться чётко и лаконично.

Основные результаты диссертационных исследований могут отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Как показывает статистика, примерно 32% научных публикаций – это методические рекомендации.

Приступая к подготовке методических рекомендаций, следует исходить из того, что они рассчитаны на конкретного адресата: учителя, экономиста, инженера, руководителя предприятия, научного работника, преподавателя вуза и т. д.

Структура методических рекомендацией может быть такой:

- введение, где читатель подготавливается к знакомству с конкретным методическим материалом и где указывается предполагаемый пользователь методической разработки;

- основная часть, где детально раскрываются предлагаемые

методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов в том или ином виде деятельности;

- заключение, где делаются выводы по изложенному материалу;

- список литературы, на основании которой написаны методические рекомендации и которая нужна пользователю при использовании методической разработки.

Опубликованные методические рекомендации должны отвечать следующим требованиям:

- раскрывать новые методические приёмы, формы и методы организации учебной, производственной или другой деятельности;

- подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками.

Методическое пособие должно быть написано доступным для пользования языком. Иностранные и малоизвестные научные термины следует объяснить в сносках или в специальном словаре терминов и понятий.

В настоящее время соискатели учёных степеней (в том числе, по гуманитарным специальностям) довольно часто разрабатывают, апробируют и публикуют в виде отдельных брошюр оригинальные программы тех или иных учебных курсов или спецкурсов. Программа учебного курса, спецкурса может иметь следующие разделы:

- предисловие или введение, в котором разъясняется суть программы, основные её разделы и направленность пользователям; - основная часть, раскрывающая основные положения учебного курса или спецкурса;

- основная и дополнительная литература, компьютерные программы или другие необходимые для более качественного

усвоения программных знаний пособия и источники по каждому разделу программы или по программе в целом.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также в учебном пособии (учебнике). В отличие от всех упомянутых выше видов публикаций учебное пособие (учебник) не может сводиться к изложению содержания только диссертационного исследования. Это масштабная работа, в которой должно достигаться полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины. Поскольку учебное пособие (учебник) адресовано учащимся школ или студентам колледжей и вузов, изложение учебного материала должно быть доступным для самостоятельной работы обучающихся. Объём учебного пособия (учебника) должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в учебном плане и соответствовать времени, отводимому на её изучение.

Монография, как правило, служит формой публикации научных результатов диссертации на соискание учёной степени доктора наук и содержит систематическое изложение основных данных научного исследования. Монография соискателя докторской степени должна быть написана без соавторов, а соискатель кандидатской степени может иметь соавторов. Объём монографии, как правило, бывает от 3 - 5 а. л. и более.

Научная разработка любого автора может быть депонирована. Депонировать – это значит передать рукопись на хранение в специальное хранилище – Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) или во Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Министерства образования и науки. Обычно депонируют научные разработки (монографии, статьи, тезисы и т. д.), издание которых большими тиражами не целесообразно, так как они предназначены для узкого круга специалистов.

Сущность депонирования заключается в следующем: подготовленная к публикации научная разработка (статья, тезисы доклада или выступления, монография, учебное пособие и т. д.) направляется в соответствующий центр научной информации (научно-технической информации или научной информации по общественным наукам). Центр принимает работу для депонирования, передает её на хранение в свои библиотеки и публикует в специальных реферативных сборниках или научных журналах информацию о том, что работа поступила в центр научной информации и может быть востребована для ознакомления. Депонированная работа считается опубликованной только после публикации её аннотации в научном журнале или реферативном сборнике.

В том случае, когда произведение написано двумя авторами или более, форма их совместного творчества называется соавторством. Все авторы такого произведения в своей дальнейшей деятельности имеют право пользоваться содержащимися в нём материалами, обязательно указывая, что тот или иной материал разработан совместно с такими-то учёными.

Довольно часто в соавторстве пишут монографии, учебники, учебные пособия. Обычно в таких случаях каждый автор пишет свой раздел, главу или параграф, а на титульном листе (если авторов три и менее) или на обороте титульного листа (если авторов четыре и более) указываются фамилии всех писавших. В списке опубликованных по теме диссертации научных трудов, которые выполнены в соавторстве, необходимо указывать личное участие в той или иной публикации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем пособии, представляющем собой изложение лекций, прочитанных магистрам и аспирантам СГАУ в октябре – декабре 2012 г., освещены основные вопросы, касающиеся методологии оформления диссертации и технологии подготовки к печати научной статьи. Сочетание теоретического материала на основе системного анализа с практическим решением предложенных лектором задач по использованию системного подхода к оценке некоторых выполненных диссертационных работ позволило слушателям приобрести навыки и умения по составлению системных схем по каждому разделу диссертаций.

Выполненные решения были представлены на достаточно хорошем уровне. Поэтому можно считать, что цель программы, которая заключалась в повышении качества оформления и подготовки будущих диссертаций, достигнута.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, Г.И. В помощь написания диссертации и рефератов: Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: Учеб. пособие [Текст] / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.

2. Белоусов, А.И. Конструктивные и силовые схемы турбомашин двигателей летательных аппаратов: Учеб. пособие [Текст] /А.И. Белоусов.- Куйбышев: КуАИ, 1983. – 83 с.

3. Вербицкий, А.А. Как подготовить диссертацию к защите / А.А. Вербицкий [Текст] // Высшее образование сегодня, 2008. - №4 - С. 54 - 59.

4. Волков, Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие [Текст] / Под ред. Н.И. Загузова. - М.: Градарики, 2001. - 160 с.

5. Выскуб, В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации [Текст] / В.Г. Выскуб. – М.: Логос, 2005. – 256 с.

6. Казаков, Ю.В. О формулировке выводов и научной новизны в диссертационных работах [Текст] / Ю.В. Казаков // Alma mater – Вестник высшей школы, 2003. - № 2. – С.32 – 36.

7. Климов, Е.А. О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам [Текст] / Е.А. Климов // Бюллетень ВАК, 2001. - № 1. – С. 22 – 28.

8. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени [Текст] / Ф.А. Кузин. - 5-е изд., доп. – М.: Ось– 89, 2001. – 224 с.

9. Кузнецов, И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-метод. пособие [Текст] / И.Н. Кузнецов.- 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 488 с.

10. Кустов, Ю.А. 10 лекций по системному подходу в профессио-нальном образовании: Учеб. пособие [Текст] / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев. – Самара – Тольятти: ПО РАО, ТГУ, СГ ППК, 2006. - 90 с.

11. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога -.исследователя [Текст] /А.М. Новиков. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Эгвес», 1999. - 104 с.

12. Райзберг, Б.А. Диссертация и учёная степень: Пособие для соискателей [Текст] / Б.А. Райзберг. – 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2004. – 416 с.

13. Системный анализ и принятие решений: Словарь – справочник: Учебное пособие для вузов [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Волковой и В.Н. Козлова. – М.: Высш. школа, 2004. – 616 с.

14. Советский энциклопедический словарь Научно-ред. совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: Советская Энциклопедия, 1981. – 1600 с.

15. Тихонов, В.А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты. Учеб. пособие для вузов [Текст] / В.А. Тихонов, В.А. Ворона. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009. – 296 с.

16. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии //Alma mater – Вестник высшей школы, 2008. - № 1. – С. 17 – 24.

17. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1983.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.