Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика - основной механизм реализации принципов социального государства 4 страница




- формирование цельной системы государственных минимальных социальных стандартов;

- уточнение порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, исходя из реально складывающихся материальных расходов на приобретение товаров и получения социальных услуг;

- предотвращение массовой безработицы в регионах (особенно на территориях с критической ситуацией на рынке труда).

Второй этап предполагает наличие относительно стабильной макроэкономической ситуации, позволяющей увеличить расходы на социальные нужды. Здесь решается комплекс задач более высокого порядка. Это повышение государственных гарантий на обеспечение минимального уровня заработной платы и пенсий; внедрение механизма тарифного регулирования заработной платы во внебюджетной сфере экономики; изменение системы налогообложения индивидуальных денежных доходов; поэтапная реализация программы сохранения и создания новых рабочих мест; создание эффективной системы зашиты трудовых прав граждан; осуществление пенсионной реформы; реорганизация системы социального страхования; введение государственных минимальных стандартов в бюджетную систему регионов.

Формирование региональной социальной политики предпола­гает использование информации, полученной путем сбора и об­работки статистических данных. Одни показатели являются общими как для общероссийского, так и для регионального уровня, а другие используются для измерения социальных явлений или процессов, происходящих лишь на части территории страны. Характерные региональные показатели, с одной стороны, позволяют отображать региональные особенности развития, с другой - сравнивать их с аналогичными показателями сопоставимых регионов. Разработка региональных показателей социального развития должна проводиться для всех конкретных периодов текущего социального процесса.

Система региональных социальных показателей является на­дежным инструментом, позволяющим обеспечить потребности региональных органов управления в информации, характеризующей различные стороны социальных явлений. Однако формирование системы социальных показателей осложняется тем, что многие органы управления не получают необходимой информации о состоянии и развитии этих явлений и процессов.

Государственная статистика располагает определенным переч­нем показателей социального развития страны и регионов. Ос­мысление результатов данных исследований позволяет наметить новые социальные задачи.

Тем не менее социальная статистика далеко не в полной мере сформировалась как научная дисциплина, ученые до сих пор нео­днозначно определяют предмет социальной статистики. Региональная социальная статистика является составной частью социальной статистики России. Предметом исследования региональной социальной статистики является изучение проблем социальных условий и характера труда, уровня жизни, доходов, потребления материальных благ и услуг населением регионов. Социальная статистика признана изучать торговое, бытовое, транспортное, жилищно-коммунальное обслуживание населения, а также проблемы социального обеспечения, общего и профессионального образования, культуры и искусства, здоровья, физической культуры и спорта. Однако, как отмечалось, региональная социальная статистика не учитывает всей совокупности факторов, характеризующих закономерности изучаемых явлений. Социальная статистика изучает количественные характеристики, структуру и динамику социальных явлений, используя для этого методы статистического анализа и составления сводок полученных данных, мониторинга, локальных социологических опросов.

Поскольку социальное развитие приводит к непрерывным из­менениям, требуется постоянное видоизменение не только схем анализа, но и ряда приемов и методов исследования. Углубленное изучение и анализ социальных показателей позволяет совершенствовать систему статистических показателей и методологию их исчисления. Статистические показатели представляют собой понятия (категории), отображающие размеры и количественные соотношения вполне определенных общественных явлений и процессов, Такие количественные стороны тех или иных социальных явлений и процессов, как величина, соотношение и степень распространенности, измеряются статистическим показателем. Характерные региональные показатели позволяют отображать регио­нальные особенности развития, одновременно сопоставлять их с аналогичными показателями сопоставимых регионов. Качественные стороны социального развития регионов можно определить лишь при наличии разработанной системы статистических показателей.

Однако проблема формирования системы показателей на уровне регионов обостряется в связи с тем, что многие органы управления получают данные о состоянии и развитии этих явлений и процессов в неструктурированной форме, с опозданием и в недостаточном количестве. Региональные органы государственной статистики из-за ограниченности средств не в состоянии обеспечить органы управления необходимой субъективной информацией об отношениях, суждениях, мнениях. Для этого необходимо прибегать к достаточно дорогостоящим социологическим исследованиям, что зачастую бывает не под силу местным комитетам статистики. При изучении социальных явлений часто появляется необходи­мость измерять такие признаки, как удовлетворенность трудом, отношение к принимаемым органами власти решений, социальную и политическую активность, социальную напряженность в регионе, районах и городах, в коллективах. Для этого требуется объединить усилия всех заинтересованных органов управления региона.

Большой интерес для принятия решений в целях управления социальным развитием в регионе представляют показатели, харак­теризующие участие населения в выработке, принятии и исполнении государственных социально значимых решений. При этом в показателях может быть обобщена совокупность суждении, оценок и мнений (общественное мнение) различных социальных групп и слоев населения. Формирование общественного мнения - эффективный инструмент проведения социальной политики в регионах. Результаты социологических исследований по проблемам социальной политики позволяют своевременно определять возникающие противоречия между интересами склерального Центра и регионами. Региональный уровень изучения и формирования общественного мнения (как и федеральный) охватывает социальные, экономические и многие другие проблемы. В территориальной (региональной) выборке основу составляют документы, которые формируются по месту жительства граждан. Например, для проведения наблюдения в качестве объекта могут быть выбраны участки территорий, для опросов - территориальные сегменты, непосредственно связанные с местами проживания опрашиваемого населения (респондентов). При проведении многоступенчатой территориальной выборки единицей отбора на различных ступенях являются различные территориальные общности (республика, край, область, автономный округ, административный район, населенный пункт, жилищный кооператив, избирательный участок и др.). В региональных исследованиях применение многоступенчатой выборки позволяет обеспечить репрезентативность (достоверность) выборки по отношению ко всему региону.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте широкое и узкое определения понятия «социальная сфера».

2. В чем заключается основная суть стратегии развития социальной сферы в социальном государстве?

3. Какие модели развития социальной сферы вы можете назвать?

4. Чем отличается управление непроизводственной сферой от со­циального управления?

5. В чем сходство и отличия социального управления и социально­го регулирования?

6. Что такое интегральный показатель, характеризующий уровень социального развития на уровне страны и регионов?

7. Назовите основные показатели развития и критерии оценки со­циальной сферы.

8. Как осуществляется управление развитием социальной сферы на уровне страны и ее регионов?

9. Какие отрасли социальной сферы являются приоритетными на современном этапе развития России?

3.5. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства

Ключевые слова: государственный дирижизм, занятость населения, кейнсианство, монетаризм, рыночная модель экономики, рынок труда, рыночная экономика, социально ориентированная рыночная экономика, структурная политика, трудовой потенциал, трудовые ресурсы, экономический рост.

Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства.

Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике - с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во-первых, социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адекватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности); во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентации экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдель­ных граждан); в-третьих, включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.

Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства, поскольку успешно осуществляемая экономическая политика является в свою очередь главным условием для осуществления социальной политики; наоборот - успешно реализуемая научно обоснованная социальная политика включает действенные социальные механизмы в реализацию экономической политики. Развитая система образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно-воспроизводящие отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыночная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворения потребностей населения, а не на наращивании показателей производства как таковых. Работа рыночного механизма, рост эффективности производства способствуют обеспечению занятости, повышению жизненного уровня населения. Социальная ориентация экономики должна выражаться не только в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения, но и в необходимом социально приемлемом пере­распределении доходов в пользу менее обеспеченных работников, аккумуляции средств для оказания помощи слабо обеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении определенных социальных гарантий всему населению. Если первая задача решается как бы автоматически, то «социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются прежде всего посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). То есть государство (социальное. - Н.Г., Ф.Ш.) своей волей (насильно), а не сама рыночная экономика добровольно поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социаль­ной рыночной экономики. В этих условиях государство жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения... Таким образом, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики (при прочих равных условиях) является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государственного регулирования экономики» (Волгин Н.А. Социальная рыночная экономика // Социальная политика: Толковый словарь. - С. 186).

Профессор В.Н. Аверин видит «взаимосвязь социальной ры­ночной экономики и социального государства в том, что социальное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В спою очередь, социальная рыночная экономика может способствовать выполнению социальным государством своих социальных функций. Их выполнение предполагает, что социальное государство занимается перераспределением финансовых средств, получаемых в социальной рыночной экономике» (Аверин А.Н. Социальная политика государства. - М.: АНХ при Правительстве РФ, 2002. - С. 14-15). В странах с социальным рыночным хозяйством задача государства состоит в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальное государство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей общества и государства.

Фундаментальной основой оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом. Однако «ситуация институционального кризиса государственной власти сохраняется и связана с необходимостью реализации государственной политики как по ограничению монополизации экономической и политической власти (поскольку в противном случае происходит ликвидация конкурентных основ рыночной экономики и демократии), так и по недопущению перехода к патерналистской социальной политике - эти две стратегии определяют социальное, политическое и идеологической размежевание в обществе» (Артеменков А.А. Институализация макроидентичности и социальное государство // Социология и общество: Тезисы Первого всероссийского со­циологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи. - СПб.: Скифия, 2000. - С 59).

Государственное регулирование экономики в развитых странах.

В практике государственного регулирования экономики развитых государств нашли применение концепции двух ведущих направлений современной экономической мысли: неоклассического и кейнсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись также идеи государственного дирижизма, разработанные экономистами институциально-социологического направления. Оценивая эффективность и возможность реализации в России аналогичных концепций, необходимо учитывать условия, в которых они создавались и претворялись в жизнь, цели, связь с менталитетом населения и особенностями страны.

Известен ряд зарубежных концепций государственного регу­лирования экономики. В ниже приведенной таблице наглядно показаны три направления концепций, цели, формы и методы регулирования." Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложения; кеннеиаиская - на антициклическое (конъюнктурное) регулирование и концепция экономического роста и государственного дирижизма, которая не прижилась в развитых странах, а в странах с отсталой структурой экономики также применяется лишь на переходном этапе.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Ряд ученых экономистов и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования рыночной экономики. При этом выстраивается весьма простая схема такого процесса. Возникает спрос - на него реагирует производитель и торговец; уменьшается или прекращается спрос на то или иное изделие или услугу - сокращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучают рыночный спрос, его изменение. В соответствии с результатами этого исследования {проводимого непрерывно) налаживается выпуск новых изделий или доводка старых до требуемого уровня или востребованной модификации. Таким образом, одним из основных инструментов, обеспечивающих внутреннее саморегулирование спроса и предложения, является маркетинг.

В соответствии с описанной выше схемой саморегулирования рынка с помощью собственных механизмов и инструментов, по мнению ее сторонников, не требуется и даже нежелательно вме­шательство государства в действия механизмов рынка. Некоторые исследователи, предприниматели, государственные деятели считают, что вмешательство государства не только не улучшает экономическое состояние страны, но посредством нарушения механизма саморегулирования даже ухудшает его.

Поэтому, прежде всего, необходимо определить границы воз­можного вмешательства государства в рыночный механизм само­регулирования. Для этого процесс управления государством рыночной экономикой необходимо рассмотреть на макро - и микроуровне, а методологическую основу - в широком и узком смысле. Именно неумение такого дифференцированного рассмотрения приводит к беспредметным спорам, лишь отвлекающим научные и менеджерские силы отрешения главных проблем развития рыночной экономики.

На макроуровне процесс государственного управления рыночной экономикой прежде всего включает определение экономической стратегам и ее социальных целей. Характер экономических


Таблица 1

Мировые концепции государственного регулирования экономики

 

Направление Автор концепции Эконом, условия Применения концепции Оценка рыночного механизма Цели государственного регулирования Формы и методы регулирования Практическая реализация  
Неоклассическое: (монетаризм) И. Фридмен Неуправляемая инфляция Эсрфе^п iBHoe при устойчивом де­нежном обраще­нии Преодоле! те и преду­преждение инфляции и 11нфляциониых ожида­ний Контроль за денежной массой, высокий бан­ковский процент, огра­ничение роста зарпла­ты, экономия бюджет­ных расходе* Россия в 8О-90-е г.  
б) теория пред­ложения А. ЛОффвр, Дж. Гилдер Стагнация Эффективное при поддержхе пред npi 1нимательской инициативы Преодоление стагна­ции путем стимулиро­вания предложения копигалов и рабочей с -лы Налоговая поли-ика; снижение подоходного налога, его профессии, налса на прибыль США |80-ые годы]  
Кейнснаксхое: а) антиинклН' ческое дж. М. Сейнс Стагнация Недостатки: цик­личное гь. безрабо­тица Преодоление кризиса, нивелирование цикла, полная занятость Создание госуд. рынка товаров и услуг за счет бюджета, снижение нормы проценте, сти-муЛ'-чровиние инвести­ций Зсе разе) яые страны  
6} теория эко­номического роста П. Самуэльсон Обычные для современной Смешенной экономики Не обеспечивает развитие отраслей общественных ус­луг, экономиче­скую эаиигу. соз­дает безработицу, неравенство высокий уровень зоми-*ости ррбо**ей силы; стабильность экономи­ческого развитие эко­номический рост Расходы бюджета на НИОКР, образование, производственную ин­фраструктуру, про­грессия в нале* ©обложении США (50-60-е г.)  
Государстчмн-нын дмрнживм Ф.Перру Отсталая струк­тура экономики, слабая конку­рентоспособ­ности на миро­вом рынке Находится под дав­лением организо­ванных экономи­ческих групп Структурная пере­стройке!- конкуренто­способность нацио­нального капитала Инликагив+юе варьиро­вание (програллм! чра-юине) экономики Франция |в го-рая половина 40-х - 70-е гг.)  

стратегий, реализуемых в развитых странах, можно проследить, рассматривая этапы эволюции мирового рыночного хозяйства:

- эпоха свободной конкуренции;

- эпоха «массового производства» (20-30-е гг. XIX в. - 30-е гг.

XX в.);

- эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. XX в.);

- «постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х гг.). Каждая эпоха вырабатывает свои стратегии экономического развития, на основе чего и создастся модель развития общества, или применяется модель, реализованная в других странах, в наибольшей степени удовлетворяющая страну на определенном этапе ее развития. В России попытка в чистом виде применить «гайдаровскую» модель монетаризма закончилась полным провалом и привела к резкому спаду производства, безработице и обнищанию большей части населения. Однако нельзя себя тешить надеж­дой получения максимального эффекта от применения в чистом виде, скажем, кейнсианской модели. В России дли смешанной экономики переходного периода, имеющей ярко выраженную специфику (охват огромного евразийского пространства, мпогоукладность, многонациональное, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде. Россия должна найти и применить свою модель, притом с учетом своей специфики.

В инстиндустриальном обществе к фазам воспроизводства (про­изводство - распределение - обмен - потребление) добавилась научная подготовки расширенного воспроизводства. Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связана с внутренними недостатками самого рыночного хозяйства, т.е. оно, как и любое другое хозяйство, не может на практике быть абсолютно совершенным (эти недостатки после Дж.-М. Кейнса подробно описаны многими экономистами).

«Идеальные» свойства рынка как саморегулирующейся системы, проявляются лишь в «совершенном» рынке, а для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Среди них можно выделить: большой и регулярный спрос, неограниченное количество участников хозяйственной деятельности, абсолютная мобильность фактора производства, свободная конкуренция среди покупателей и продавцов, наличие всего объема информации у участников конкуренции. (См.: Государственное регулирование рыночной экономики. - С. 7).

Понятно, что на практике еще пи одной стране никогда не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выполнить все эти условия.

Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Прежде всего отметим, что имеются прямые и косвенные методы регулирования. Те и другие подразделяются на административные и экономические. К прямым методам регулирования относятся:

- принятие законодательных актов;

- регулирование государственной собственности;

- управление предприятиями государственной формы собственности;

- регулирование государственного заказа;

- инвестиционное регулирование;

- выдача кредитов и субсидий;

- лицензирование и квотирование;

- мероприятия по охране окружающей среды.

Косвенные методы государственного регулирования экономики и есть собственно экономические. С одной стороны, это система включает в себя экономическое регулирование посредством государственного бюджета, налоговой системы, тарифно-ценового регулирования, амортизационной политики, регулирования ставки процента и нормы банковского резерва. С другой стороны, это опосредованные непрямые (косвенные) формы и методы государственного регулирования экономики. К ним относится прогнозирование и планирование, проведение денежной политики и регулирование денежных масс, антиинфляционная и денежная политики. В качестве отдельных блоков косвенного регулирова­ния можно выделить: социальные составляющие экономической политики (собственно социальная политика, социальные программы, обеспечение занятости, социальная защита населения, стимулирование труда, регулирование сферы образования, здравоохранения, культуры); политику регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы, налоги, трансферты); внешнеэкономическую политику (валютная политика, таможенное регулирование, налоги, лицензии, квоты, привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий).

Таким образом, современное понимание государственного ре­гулирования экономики заключается в том, что на первый план, наряду с прямыми административными мерами, выходят действия социально ориентированного государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития страны.

Функции управления экономикой и обществом социально ори­ентированного государства

Структурная политика

Это одно из макроэкономических направлений регулирования рыноч­ной экономики. Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального прогресса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство не может ах устанавливать произвольно. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту населения, охрану окружающей среды. Рыночный механизм не в состоянии самосовершенствоваться за счет своих возможностей. Он нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных, политических институтов.

Свое воздействие на пропорции в национальной экономике государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и экономических рыночных рычагов и механизмов. Таким образом, содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, то есть конкретными видами пропорции, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Перераспределение доходов социальным государством

Основным направлением реформирования системы бюджетного финансирования социальной сферы является повышение эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов за счет оптимизации затрат и сбалансированности размещения и перераспределения государственных бюджетных средств. Наиболее существенные из них:обеспечение равенства возможностей формирования расходной пасти бюджетов на финансирование социальной сферы во всех субъектах Федерации независимо от экономического потенциала региона; установление принципов единообразия, открытости (прозрачности); право прямого участия регионов в подготовке нормативных документов, затрагивающих интересы субъектов Федерации.

Ближайшие задачи социальной политики в регионах также не могут быть решены без последовательного осуществления комплекса мер по контролю за расходованием средств целевого финансирования социально-культурной сферы. Для этого необходимо:

- определить порядок контроля органами представительной и исполнительной власти за использованием средств федерального бюджета. Одной из действенных мер могла бы стать обязательная публикация подробных планов и отчетов расходовании федеральными и региональными ведомствами средств на социальные нужды регионов;

- закрепить приоритеты и структуру распределения средств, предусмотренных на социально-культурную сферу, законодательно закрепить федеральные программы развития социально-культурной сферы регионов;

- усилить контроль над целевым использованием социальных трансфертов. Одним из путей реализации этого требования может стать переход к казначейской системе исполнения текущих расходов в социально-культурной сфере регионов;

- ввести дополнительные нормы, обеспечивающие «прозрачность» финансово-хозяйственной деятельности социально-культурных организаций, финансируемых из бюджета. Для этого необходимо ввести в «Основы законодательства РФ об охране здоровья», в закон «Об образовании», в «Основы законодательства РФ о культуре» соответствующие нормы.

Государство может выполнять свои обязательства по развитию социальной сферы лишь тогда, когда оно имеет достаточный эко­номический потенциал. «Степень «социальности» государства прямо пропорциональна его экономической мощи или, наоборот, немощи. Главная функция экономики заключается в том, чтобы создавать блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей, то есть благо есть то, что удовлетворяет потребности человека, отвечает его желаниям» (Корнев А.В. Теоретико-правовые основы социального государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России. - С. 18).

Сегодня же государство не в состоянии обеспечить конститу­ционные социальные гарантии. Не сохранены сложившиеся формы и методы финансирования социальной сферы. Законодательно взятые обязательства государства не подкрепляются реальным объемом финансирования.

Большинство вопросов финансирования отраслей социальной сферы и программ реализации различных направлений социальной политики решаются сейчас на уровне органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении. Особенности регионального социального развития требуют формирования адекватной системы мер государственного регулирования в вопросах финансирования образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения для каждого типа регионов.

В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. Возможности обеспечения достойной материальной и духовной жизни индивидуума (организация отдыха, получение образования, удовлетворение других социальных потребностей), обусловливающие определенный уровень жизни населения, во многом зависят от доходов населения. На структуру доходов существенно влияют следующие факторы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.