КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие цены и ценовой политики
Ценовая политика фирмы Под ценой понимается количество денежных единиц определенной валютной системы запрашиваемое владельцем за товар или услугу, или сумма благ, ценностей от которых готов отказаться потребитель в обмен на право обладать этим товаром или услугой. В условиях свободной конкуренции процесс формирования цен происходит не в сфере производства товаров, а в сфере реализации продукции, другими словами, на рынке, где цена выступает связующим звеном между спросом и предложением, постоянно меняясь под их воздействием. Основными функциями цен, независимо от их вида являются: 1. Учетная функция определяет количество сил и средств затрачиваемых на изготовление товара. Выступает одним из главных показателей эффективности производства. 2. Распределительная функция определяет возможное отклонение цены товара от его стоимости под воздействием рыночных факторов, участвуя в распределении и перераспределении национального дохода между регионами страны, фондами накопления и потребления, различными формами собственности и т.д. 3. Стимулирующая функция выражается в поощрительном или ограничивающем воздействии на производителей и потребителей товаров. Эта функция позволяет воздействовать на научно-технический прогресс, повышение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. 4. Функция сбалансирования спроса и предложения позволяет устранять диспропорции между спросом и предложением на рынке путем либо роста цены, либо ее снижения. 5. Координирующая функция позволяет с помощью механизма цен осуществлять перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, а также внутри отдельных секторов.
Сущность рыночного механизма ценообразования заключается в том, что под его воздействием создаются условия свободной конкуренции между участниками рынка, ликвидируется монополизм в промышленности и торговле. Эффективность методов ценообразования состоит, прежде всего, в том, насколько полно учитывается ими спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Классификация цен В зависимости от определенных экономических параметров рынка, цены делятся по различным классификационным признакам. На практике в условиях рынка наиболее распространены следующие способы установления и фиксации цен: Твердые цены -устанавливаются при заключении контракта и не подлежат изменению в ходе его выполнения. Цены с последующей фиксацией – устанавливаются в специально согласованные договором сроки. Например, договором может быть предусмотрено, что цены на проданные по нему товары будут установлены на уровне цен мирового рынка на определенную дату, часто - на день поставки товара покупателю. Скользящие цены – применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства, доставки товара и др. могут существенно измениться. По степени воздействия государства на уровень цен выделяют: Свободные цены – это цены, свободно складывающиеся на рынке под воздействием конъюнктуры независимо от влияния государственных органов. Государство может оказывать влияние на уровень цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка. Регулируемые цены – складываются в зависимости от спроса и предложения, но могут контролироваться государством посредством либо ограничения роста цен, либо путем регламентации рентабельности, либо другими методами. Фиксируемые цены – устанавливаются государством в лице органов власти.
В зависимости от маркетинговой стратегии предпринимаемой фирмой выделяются: «Проникающая» рыночная цена – как правило, самая низкая из возможных цен, применяемая в расчете на привлечение максимального количества потребителей и завоевание, посредством этого, максимальной рыночной доли. Применяется как одно из средств в конкурентной борьбе, или когда обоснован прогноз существенного снижения затрат на производство и сбыт продукции. Однако применение данной цены сопряжено с определенным риском, так как есть опасность, что потребитель воспримет слишком низкую цену как показатель недостаточно высокого качества товара. Компенсационная цена («снятия сливок») – установление цены на весьма высоком уровне, как правило, многократно превышающем уровень издержек. Применяется временно, в основном, на первых стадиях жизненного цикла товаров. Эффективна при установлении цен на товары, в отношении которых существует низкая эластичность спроса. Недостатком является то, что высокая цена всегда привлекает конкурентов. «Психологическая» цена – предполагает установление цен ниже круглых сумм, (например, 39 руб., 4 руб.,99 коп. и т.д.). Является в большей степени психологической, чем экономической мерой воздействия на потребителей, у которых складывается впечатление очень точного определение затрат на производство, более низкой цены, уступки покупателю и т. д. Цена следования за лидером – определяется исходя из уровня цен устанавливаемых на рынке главным конкурентом – ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. Можно, также выделить: Цена с возмещением издержек производства – устанавливается исходя из фактических расходов на производство продукции и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли. Определяется по формуле:
Ц = Зп + Рр + Нп (Зп + Рр) где, Зп – прямые затраты на производство продукции; Рр - расходы по реализации продукции; Нп – средняя норма прибыли на рынке или в отрасли. Цена потребительского сегмента – устанавливается на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов. Учетные и статистические цены – позволяютвыявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров или услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей. К ним относятся индексы цен, текущие, средние цены и др. Являются агрегатированными, обобщенными.
Прогнозные цены – определяются научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отдельных отраслей и производств. Демпинговые цены – как правило, цены близкие к себестоимости, применяемые фирмами с целью вытеснения с рынка конкурентов. Защищая местное производство аналогичных товаров, правительство страны-импортера зачастую применяет антидемпинговое законодательство. Трансфертная цена – определенная заранее внутрифирменная цена узла, компонента или готового изделия, используемая при передаче из одного самостоятельного отделения децентрализованной компании в другое отделение. Аукционная цена – цена товара, реализованного на аукционе. Отражает уникальные, редкие свойства и признаки товара. Особенность данного вида цены заключается в том, что ее размер во многом зависит от мастерства аукциониста – лица проводящего аукцион.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |