КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия маркетинга. Формирование производственной программы
Термин «маркетинг» происходит от английского «market» и означает рыночную деятельность, работу с рынком. В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Поэтому в условиях рыночных отношений выживает то предприятие, которое может наиболее точно определять предпочтения потребителей и улавливать разнообразие вкусов. В условиях централизованного планирования, осуществляя поставки выпускаемой продукции, руководители предприятий не задумывались о сбыте: сбытовая сеть, торговля были обязаны ее принять. Бюджет покрывал издержки неэффективных производств, финансировал капитальное строительство. Главной задачей руководителей предприятий являлось неукоснительное выполнение планов, в разработке которых они практически не принимали участия. В условиях рынка торговая сеть может отказаться от продукции, государство не покрывает убытки, банки диктуют свои условия при выдаче кредитов, появляется конкуренция, присущая рынку. Таким образом, предприятие, не приспособленное к рыночным отношениям, может быстро обанкротиться. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от потребностей и предлагает изменять ассортимент товаров и услуг в соответствии с предпочтениями потребителей, обеспечивает адресность поставок. Именно поэтому маркетинг как совокупность сложившихся методов изучения рынков направляет свои усилия также на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний.
Маркетинг предполагает также целенаправленное и активное воздействие на рынок, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Применительно к предприятию садово-паркового строительства и хозяйства можно сказать, что маркетинг включает: определение нужд, запросов и потребностей покупателей; разработку и предложение на рынок товаров и услуг, которые необходимы покупателям и способны удовлетворить их потребности; установление цен, приемлемых для покупателей и обеспечивающих достаточную прибыль предприятиям; выбор наиболее выгодных и удобных путей доведения товаров и услуг до потребителей; обоснование и использование методов и средств активного воздействия на рынок с целью формирования спроса и стимулирования сбыта. Ключевым моментом концепции маркетинга является то, что предприятие не только приспосабливается к требованиям рынка, но и само формирует запросы потребителей. В зависимости от особенностей предприятия, специфики его деятельности, состояния рынка, наличия и объемов государственной поддержки, менталитета руководителей маркетинговые цели можно условно разделить на экономические, коммуникационные и социальные. В качестве экономических целей можно назвать следующие: достижение лидерства на рынке, заданного объема продаж и услуг, получение определенной суммы прибыли, обладание конкретной долей рынка, конкурентоспособность, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта и т. д. Если предприятие в своей деятельности исходит из долгосрочной перспективы, то оно должно вкладывать значительные средства в научные исследования, модернизацию производства и повышение квалификации кадров.
Коммуникационные цели включают повышение имиджа, известности, престижа предприятия и предлагаемых им товаров и услуг. Социальные цели необходимо рассматривать с точки зрения предложения товаров и услуг, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода, способствующих охране окружающей среды, содействующих определенному улучшению социальных условий, позитивно сказывающихся на занятости населения и т. д. Таким образом, на предприятиях СПСиХ должна быть организована действенная служба маркетинга, которая будет не только определять потребности горожан в объектах озеленения и разнообразных видах продукции и услуг, но и активно формировать покупательские потребности, шире рекламировать новые виды растений, применяемых в озеленении интерьеров, предлагать широкий перечень услуг по уходу и защите зеленых насаждений, по созданию новых объектов озеленения. Служба маркетинга должна держать обратную связь с потребителем, оперативно выявлять несоответствия между спросом и предложением, влиять на процесс формирования производственной программы в долговременной перспективе. Формирование производственной программы начинается с определения перечня продукции, работ и услуг, которые будут востребованы потребителем. Создание системы насаждений в городах и населенных пунктах в виде различных объектов озеленения – парков, садов, бульваров, скверов, участков озеленения в микрорайонах – связано с выполнением разнообразных работ агротехнического и инженерно-строительного характера. Весь процесс садово-паркового строительства складывается из целого ряда технологических циклов, выполнение которых производится в строгой последовательности и с определенной очередностью в зависимости от подготовленности участков, биологических особенностей растений как основных материалов озеленения. Важным этапом, определяющим успех воплощения проекта в жизнь, является подготовка территории, начиная с работ по планировке и заканчивая прокладкой подземных сетей, приведением в порядок существующих насаждений и почвенного покрова. Главным этапом садово-паркового строительства является проведение агротехнических работ по посадке деревьев, кустарников, устройству газонов, окончательной отделке цветников, бровок, уходу за насаждениями.
Не менее важны работы инженерно-строительного характера: устройство дорожек, площадок, садово-парковых сооружений и оборудования, их правильное содержание. Для того чтобы выполнить все технологические циклы садово-паркового строительства и успешно вести хозяйство, необходимо составить четкие планы на каждый вид работ в зависимости от величины объекта, производственной базы, наличия материалов, машин, механизмов, декоративного древесно-кустарникового посадочного материала. Поэтому правильное определение основных показателей производственной программы в натуральных и стоимостных измерителях, составление графика работ имеет важное значение. Производственная программа предприятий садово-паркового строительства в натуральных единицах измерения включает следующие показатели: устройство газонов, га; посадка деревьев, тыс. шт.; посадка кустарников, тыс. шт.; посадка цветов, тыс. шт. В стоимостном выражении планируется объем работ по текущему содержанию зеленых насаждений, объем работ по текущему ремонту (в том числе за счет целевого финансирования города), объем работ по капитальному ремонту по договорам с прочими заказчиками и за счет целевого финансирования, новое строительство, другие подрядные работы и платные услуги. В процессе выполнения работ по текущему содержанию зеленых насаждений проводится их защита от вредителей и болезней, контроль за появлением очагов распространения вредных насекомых и возбудителей болезней, уборка и санитарная очистка объектов зеленого хозяйства, выполнение работ по содержанию в сохранности прибрежных территорий водных объектов, лесопарковых массивов и др.
Глава 6. КАДРЫ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ОПЛАТА ТРУДА 6.1. Трудовые ресурсы: состав, категории, структура
Садово-парковое строительство и хозяйство возникло в результате разделения труда в коммунальной отрасли страны – особой сферы деятельности, которая отличается от других и требует для своего эффективного функционирования специально подготовленного персонала. Трудовые ресурсы садово-паркового строительства и хозяйства – это кадры, занятые проектированием, созданием и эксплуатацией зеленых насаждений городов, обладающие необходимой специальной подготовкой и определенным производственным опытом. От их количественного и качественного состава зависит эффективность хозяйственной деятельности предприятий, их устойчивое развитие. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в виде прибыли. Поэтому от профессионального уровня трудящихся, их согласованности в работе и морально-психологического состояния во многом зависит эффективность производственного процесса. Для успешной работы предприятия необходимо внимательное отношение к его трудовым ресурсам, выполнение следующих условий: – правильный подбор и расстановка кадров с учетом их квалификации; – подготовка кадров и повышение их квалификации; – стабильность и гибкость трудового коллектива; – постоянное совершенствование материальной и моральной заинтересованности работников в повышении производительности и улучшении результатов труда. Высокая профессиональная подготовка, способность к целенаправленной творческой работе, умение работать в команде – далеко не полный перечень качеств, необходимых современному персоналу предприятия, ведь ошибки, допущенные в садово-парковом строительстве, могут проявиться через десятилетия, когда их исправить будет очень сложно. Кадровый состав предприятия и его динамика имеют определенные количественные, качественные и структурные показатели. К ним относятся: – списочное и явочное количество работников предприятия и его подразделений на определенную дату; – среднесписочное количество работников предприятия и его подразделений; – удельный вес работников отдельных подразделений (группы, категории) в общем количестве работников предприятия; – темпы роста (прироста) количества работников предприятия за определенный период; – удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общем количестве служащих и работников предприятия; – текучесть кадров (прием и увольнение работников) и др. Перечисленные показатели дают необходимое представление о количественном и качественном составе персонала предприятия или отрасли в целом, его динамике и движении в течение конкретного периода. Списочное количество работников – это их численный состав на определенную дату с учетом принятых и выбывших работников за этот день. Явочное количество – это количество работников списочного состава, которые явились на работу. Разность между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев, вызванных отпусками, болезнями, командировками и другими причинами. Для определения количества работников за установленный период используют показатель среднесписочного количества, который необходим для определения производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота и текучести кадров и др. Среднесписочное количество работников за месяц определяется путем суммирования количества работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Среднесписочное количество работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочного количества работников за все месяцы работы в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12). Для определения среднесписочного количества работников на каждом предприятии ведется ежедневный учет работников списочного состава, исходя из приказов (распоряжений) о приеме, переводе или увольнении работников. Кроме количественного учета трудового потенциала предприятия и его подразделений, рассчитывается также фонд ресурсов труда Фрт в человеко-днях или в человеко-часах. Он определяется путем умножения среднесписочного количества работников Чср на среднюю продолжительность трудового периода в днях или часах Т тп: Фрт = Чср · Т тп (6.1) Качественная характеристика трудовых ресурсов определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников к тем или иным работам, которые предприятие должно выполнять в соответствии со своим уставом. По характеру участия в производстве персонал подразделяется на промышленно-производственный и непромышленный. В состав промышленно-производственного персонала включаются работники, занятые непосредственно в сфере производства (основная деятельность). К нему относятся работники всех основных, вспомогательных, обслуживающих и подсобных производств предприятий СПСиХ, включая проектные подразделения, мастерские участки и т. п. К персоналу непромышленной деятельности (неосновной) относятся работники, занятые в культурно-бытовых подразделениях предприятия (жилищно-коммунальное хозяйство, столовые, профилактории и др.). Промышленно-производственный персонал подразделяется на две основные группы – рабочие и служащие. Рабочие непосредственно участвуют в производственном процессе. В зависимости от характера этого участия рабочие подразделяются на основных (производственных) и подсобных. Основные рабочие заняты непосредственно на работах по созданию парков и скверов, в питомниках, цветочных хозяйствах, на уходах за зелеными насаждениями и т. п. Подсобные рабочие заняты на вспомогательных и подсобных производствах, например, на обеспечении основного производства тарой, торфяными горшочками, малыми архитектурными формами и др. По протяженности срока трудового договора рабочие подразделяются на постоянных, сезонных и временных. С постоянными рабочими трудовой договор (контракт) заключается на неопределенный срок; с сезонными – на срок до 6 месяцев для выполнения сезонных работ; с временными рабочими трудовой договор заключается на срок до 2 месяцев или рабочий принимается на место человека, который временно отсутствует (отпуск по беременности и родам и т. п.). Сезонные и временные работники не пользуются правом на получение отпуска или денежной компенсации за него. Служащие – это категория работников, выполняющих функции управления и обслуживания, то есть различные хозяйственные, снабженческие, канцелярские, учетные и другие виды работ. В их составе выделяются такие категории, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников к категориям рабочих, руководителей, специалистов и служащих определяется Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих». Руководители осуществляют техническое и административное управление предприятием и отраслью, они занимают должности руководителей предприятий (директор предприятия, его заместители) и их структурных подразделений, а также их заместителей и главных специалистов (главный инженер, главный бухгалтер, главный технолог и др.). К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими и другими видами деятельности, которые требуют специальной подготовки. Собственно служащие осуществляют процессы делопроизводства, контроля, учета и т. п. Это технические исполнители, которые выполняют на предприятиях функции подготовки и печати документов, рассылки почты, исполнения чертежей, учета готовой продукции на складе и т. п. Распределение всех категорий работников с учетом их удельного веса в общем составе кадров носит название структуры кадров. В зависимости от характера и сложности трудовой деятельности кадры садово-паркового строительства и хозяйства подразделяются по профессиям, специальностям и уровню квалификации. Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует определенных теоретических знаний и практических навыков. Профессия характеризует постоянный род занятий, связанный с выполнением определенного комплекса работ. Специальность – это вид деятельности в интересах профессии, которая имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Специальность определяет вид трудовой деятельности в пределах одной и той же профессии. Например, работники садово-паркового строительства подразделяются ландшафтных архитекторов, специалистов по защите насаждений от вредителей и болезней и т. п. Работники каждой профессии и специальности отличаются уровнем квалификации, степенью владения профессиональными навыками определенной сложности. Уровень квалификации отражен в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды являются одновременно и показателем сложности работ. В настоящее время действует 27-разрядная тарифная сетка работ и профессий, в которой первые восемь разрядов используются для тарификации рабочих. Профессионально-квалификационная структура служащих отражается в штатном расписании предприятия – документе, который ежегодно утверждается руководителем и представляет собой перечень должностей, сгруппированных по производственным подразделениям с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Важным показателем кадрового потенциала предприятий является возрастная структура кадров. Предприятия садово-паркового строительства неплохо укомплектованы кадрами с высшим образованием, а вот среди рабочих основной возрастной группой являются рабочие в возрасте от 40 до 49 лет. Это свидетельствует о том, что необходимо предпринимать меры по привлечению в состав рабочих СПС молодежи. Стабильность кадров является показателем, характеризующим благополучие предприятия, удовлетворенность его работников условиями труда и заработной платы. Частая смена кадров отрицательно сказывается на производительности труда и приносит дополнительные издержки на обучение вновь прибывших работников. Движение работников на предприятии характеризуется следующими показателями: а) коэффициент оборота по приему – это отношение численности всех принятых работников за определенный период к среднесписочной численности работников за тот же период; б) коэффициент оборота по выбытию – это отношение всех выбывших работников за определенный период к среднесписочной численности работников за тот же период. Смена кадров на предприятии без уважительных причин – это текучесть рабочей силы. Она выражается коэффициентом текучести K тек, то есть отношением абсолютного количества выбывших без уважительных причин Чвыб: к среднесписочному количеству работников Чср.сп: K тек = Чвыб / Чср.сп . (6.2) Задача закрепления в отрасли квалифицированных и способных работников, которые смогут обеспечить устойчивое развитие и высокую эффективность производства зависит от поиска действенной системы мотивации труда. Необходимо разрабатывать систему стимулирования работников к качественной и производительной работе на данном предприятии с помощью материальных (размер оплаты, премиальные выплаты) и нематериальных (успех в коллективе, признание заслуг, возможность продвижения по карьерной лестнице) мер. Формированию постоянных кадров в садово-парковом строительстве и хозяйстве мешают объективные причины: сезонность производства, большое количество ручного труда на открытом воздухе, в жару и холод, привлечение рабочих к уборке улиц в зимний период и т. п.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |