Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактика пожаротушения




Аварии

Наблюдение за взлетно-посадочными полосами.

Наблюдение за взлетно-посадочными полосами может дать эффективные результаты лишь в том случае, когда оно обеспечивается машинами и людьми, готовыми к немедленному действию.

Для выполнения этого условия необходимо выбирать места стоянок пожарных машин так, чтобы им пришлось преодолевать минимальное расстояние при следовании к месту аварии на территории аэродрома.

В случае одновременного использования нескольких полос, особенно когда имеется лишь одна машина первой помощи, наблюдение может вестись с пожарной станции. Машина и ее расчет должны быть в состоянии постоянной готовности; это означает, что они обязаны выезжать на место аварии менее чем через 15 секунд после получения извещения. Извещения могут поступать или по радио, или от наблюдателя, находящегося на вышке пожарной станции.

Если используется только одна полоса и если позволяют обстоятельства, машина первой помощи может находиться вблизи этой полосы (в пределах безопасности).

При организации наблюдения за ВПП должны учитываться также местные условия (характер и интенсивность движения, часы пик, расположение подходов и т. п.).

Предвиденные аварии.

В случае предполагаемой аварии, как только станет известно, на какую полосу будет садиться самолет, пожарно-спасательные средства располагаются вдоль этой полосы (по обеим ее сторонам) на дистанции безопасности.

Такое расположение является наиболее выгодным, когда не известно, каков будет пробег самолета при посадке (короткий или длинный), а также в случае густого тумана, когда плохая видимость может значительно задержать прибытие и начало действий пожарно-спасательных средств. (Не следует забывать, что пожарно-спасательные команды не раз проезжали мимо потерпевших аварию самолетов, не заметив их. Даже в случае пожара свет пламени служит лишь ориентиром, но найти дорогу для следования на пожар часто бывает очень трудно.) Непредвиденные аварии.

Если машина первой помощи прибывает на место аварии первой и если у нее есть радиостанция, она вызывает другие средства помощи.

Иногда происшествие замечено наблюдателем пожарной станции или же когда о нем получено сообщение с командно-диспетчерской вышки, на место аварии направляются м,ашины, находящиеся на пожарной станции, и одновременно посылается вызов машине первой помощи (если ее помощь может быть эффективной).

б) Действия пожарной охраны вне аэродрома Если об аварии стало известно на командно-диспетчерской вышке (получено извещение по радио или она замечена наблюдателем), то об этом немедленно ставится в известность пожарно-спасательная служба аэродрома, которой сообщаются все имеющиеся сведения, позволяющие начальнику службы быстро, уверенно и по наивыгоднейшему маршруту направить силы и средства для оказания помощи.

Если извещение о происшествии поступило к администрации аэродрома по телефону от представителя государственного учреждения, частной организации или частного лица — свидетеля происшествия, принимающий извещение должен постараться собрать все доступные сведения, касающиеся аварии. Конечно, прежде всего необходимо выяснить, где произошла авария. При всех обстоятельствах определение характера и количества сил и средств (пожарных, спасательных, санитарных и других машин), высылаемых на место аварии, будет зависеть от расстояния до места аварии.

Это относится прежде всего к метрополии; на заморских же территориях условия на одном аэродроме еще более, чем в метрополии, отличаются от условий на другом. Посылка средств должна производиться не только с учетом расстояния, но и имеющихся местных ресурсов. Следует принять за правило, что высылать можно только такие силы и средства, особенно если авария произошла вне зоны аэродрома, которые смогут оказать эффективную помощь.

Наконец, в том случае, когда расстояние до места аварии довольно велико, надо убедиться в достоверности происшествия и, если возможно, получить сведения о его характере и размерах. Когда речь идет о действиях вне зоны аэродрома, сведения должны быстро проверяться и дополняться.

в) Детальная инструкция по проведению операций на аэродроме и вне его.

Инструкции по проведению операций пожаротушения и спасания людей должны как можно точнее определять обязанности и действия каждой службы (пожарной, спасательной, санитарной, полиции и жандармерии) в каждом случае тушения пожаров и спасания людей.

Инструкция должна также предусматривать:

способ объявления тревоги (ответственный за объявление тревоги и кому объявляется тревога);

количество высылаемых спасательных средств в зависимости от характера и размеров аварии, а также от расстояния до места аварии;

порядок действий по тревоге внешних (городских) служб, то есть пожарных команд соседних населенных пунктов, полиции и жандармерии (если есть — военных властей), санитарных подразделений и прикрепленных госпиталей (о чем должна иметься предварительная договоренность), других общественных служб (газо- и электроснабжения, дорожно-мостовой и т. п.);

объявление предварительной тревоги.

Объявление предварительной тревоги имеет во всех случаях большое положительное значение. Если вслед за ней объявляется действительная тревога, то она никого (ни пожарных, ни полицию, ни медицинских работников) не застает врасплох. Больницы, например, смогут по предварительной тревоге принять все необходимые меры для госпитализации и лечения любого числа раненых и обожженных. Если объявления действительной тревоги не последует, то заинтересованные службы, проведя подготовительные мероприятия, смогут выявить недостатки и устранить их.

Подготовительные мероприятия. В случае предполагаемой аварии время между получением предварительного извещения и фактическим началом спасательных действий может быть различным и колебаться в пределах от нескольких минут до часа и даже больше (особенно, если пилот самолета решает продержаться в воздухе, пока не израсходует большую часть топлива).

Это время должно быть использовано для извещения всех служб, как аэродромных, так и городских, которые могут оказаться полезными при аварии (полиция, медицинские учреждения, авиационные компании и т. д.).

Полиция, в частности, должна будет принять все меры, чтобы на ВПП не оказалось посторонних лиц. В зону радиусом 500 м от полосы или места падения должны допускаться только те лица, присутствие которых там абсолютно необходимо. Начальник аэродрома должен периодически передавать списки этих лиц жандармерии или полиции. Персоналу, который для выполнения своих обязанностей должен находиться вблизи самолета, следует носить повязки, особенно при отсутствии форменной одежды.

г) Руководство операциями

Хотя ответственность за спасение и безопасность на аэродроме несет начальник аэродрома, руководство операцией вплоть до полной ликвидации огня и окончания спасательных работ осуществляет начальник пожарно-спасательной службы (если на аэродроме такая служба имеется). Это относится ко всем пожарам и авариям в границах аэродрома и вокруг него в радиусе 1—2 км.

Так как аэродромные средства помощи обычно прибывают на место пожара первыми, конфликт в отношении практического руководства операцией при пожаре или аварии между руководителями пожарно-спасательных служб аэродрома и города исключается.

Если городские средства принимают участие в операции, они обычно действуют под руководством аэродромной

службы (между ними по крайней мере должна быть согласованность действий, когда дело касается самолетов).

За пределами этой первой зоны, если аэродромная служба прибывает первой, она сохраняет за собой практическое руководство пожаротушением и спасательными работами, по крайней мере в отношении самолета. Тушение пожара в зданиях осуществляется обычно городской службой.

Обеспечение порядка на месте операций. Авария в пределах аэродрома может быть "предвиденной" и "непредвиденной".

В случае "предвиденной" аварии установить порядок сравнительно легко. Как только станет известна ВПП (или зона), где будет садиться неисправный самолет, на определенное расстояние до этой полосы (зоны) будут допускаться только абсолютно необходимые лица и машины. Дороги, обслуживающие данную ВПП (или зону), должны быть свободными, чтобы обеспечить легкий и быстрый проезд аварийно-спасательных и обслуживающих ВПП машин (санитарных, пожарных, стартовых и т. п.).

Ненужные, а иногда и опасные машины и лица не должны допускаться к месту аварии вплоть до окончания операции. В случае непредвиденной аварии удалить любопытных (часто мешающих и вредящих), конечно, бывает

труднее.

Понятого, что каждый хочет помочь во время аварии, но эта помощь иногда приносит больше вреда, чем пользы, и поэтому полиция и обслуживающий персонал ВПП должны удалять всех посторонних лиц и их машины на достаточное расстояние (не менее 200 м) от любой части самолета.

В обоих случаях должны быть приняты все меры, необходимые для обеспечения свободы действий руководителя операциями (по пожаротушению и спасанию людей): он один отвечает за руководство этими операциями вплоть до полной ликвидации огня и эвакуации находившихся в опасности людей.

Как только это станет возможным, начальник аэродрома принимает меры к восстановлению нормальной работы аэродрома. Для этого ВПП и рулежные дорожки освобождаются от пожарно-спасательных и обслуживающих машин.

Инструкция по проведению спасательных операций должна предусматривать в случае аварии на ВПП или в другом месте аэродрома пути следования машин, исключающие, насколько это возможно, использование ВПП.

Аэродромная полиция и служба ВПП Должны следить за строгим соблюдением установленных на аэродроме правил движения (запрет движения по некоторым ВПП, рулежным дорожкам и путям, предназначенным только для служебного пользования, и т. п.).

Поддержание порядка при аварии вне аэродрома (недопущение лиц и машин, не принимающих участия в операции, на определенное расстояние — 200 м — к месту аварии) обеспечивается только полицией (местной полицией, жандармерией и военными властями, если таковые имеются).

В случае сильного тумана, когда известна ВПП, на которую будет садиться самолет, пожарные и спасательные машины занимают места по обеим сторонам этой ВПП, на безопасном расстоянии от нее.

Расстояния между машинами должны быть такими, чтобы в момент, когда самолет коснется ВПП и начнет пробег, одна из них находилась не далее одной четвертой части,,а другая — на половине полосы, причем машины должны располагаться по обеим ее сторонам (при наличии достаточного числа машин). Как только самолет коснется полосы, пожарно-спасательные машины следуют в направлении его движения и последовательно сближаются с ним, избегая при этом возможного столкновения.

Особенно внимательным надо быть в случае, когда приземляется самолет с неисправным шасси и когда неисправно одно из колес основного шасси. В этом случае, чтобы избежать столкновения при резком развороте самолета вокруг вертикальной оси, пожарные машины, находящиеся со стороны неисправного колеса, должны оставаться как можно дольше на одном месте в пределах безопасности.

д) Общий ход операций

Очевидно, что применение той или иной тактики будет зависеть от типа самолета, силы огня и особенно от числа людей, находящихся в опасности (пассажиров и членов экипажа).

Если произошла авария с легким самолетом, небольшое количество топлива в баке, а также небольшой экипаж не вызовут особых трудностей.

Иное положение будет при аварии транспортного самолета. Опасность, создаваемая наличием значительного количества бензина, и неизбежные трудности, связанные с нахождением на борту большого числа пассажиров, намного осложняют задачу спасающих.

В некоторых случаях, например во время войны, когда военные самолеты могут иметь на борту бомбы и боеприпасы, эта задача приобретает еще более сложный характер.

Тактика тушения пожара на самолете в большей степени, чем в случае пожара в любом другом месте, определяется одним из важнейших факторов — ветром. При тушении пожара имеют значение направление и сила ветра, так как они в такой же степени, как и излучаемая теплота, если не больше, способствуют распространению огня.

Обычно все, что находится с подветренной стороны, можно защитить от огня лишь с очень большим трудом и, наоборот, все, что находится с наветренной стороны, имеет определенные шансы на спасение.

При падении самолета на асфальтовую или бетонную полосу (а современные аэродромы имеют именно такие ВПП) следует учитывать также дополнительное соображение в пользу атаки огня с наветренной стороны. На самом деле, лужа горящего бензина, увеличивающаяся вследствие разрыва топливопроводов и топливных баков, не имея возможности просочиться в землю, будет растекаться по полосе и гореть, мешая подступу к огню с подветренной стороны и вынуждая тем самым: вести атаку огня с большого расстояния. Совершенно очевидно, что эффективность атаки в этих условиях снижается настолько, что ее можно считать почти равной нулю. Учитывая, что на аэродромах почти постоянно дует ветер, невозможно пренебрегать этим фактором.

В качестве справки ниже дается примерная таблица влияния ветра на струю, составленная на одном из крупных парижских аэродромов. Само собой разумеется, что приводимые в ней данные имеют целью показать лишь общие принципы учета силы и направления ветра и подчеркнуть важность этого фактора в работе пожарных.

 

Сила ветра Число случаев из 1000 Действие ветра
Штиль   Мало заметное действие на нормальную струю ствола
Слабый   Значительное действие на нормальную струю
Умеренный   Почти полная нейтрализация нормальной струи
Сильный   Полная нейтрализация нормальной струи

Таким образом, при слабом, умеренном и сильном ветре в 65% случаев трудно или вообще невозможно эффективно атаковать огонь в направлении, противоположном направлению ветра.

Ветер оказывает влияние ее только на струю, но и на направление пламени, вынуждая ствольщиков, находящихся с подветренной стороны, действовать с больших расстояний, а это уменьшает эффективность их усилий.

Ветер, дующий со скоростью 10—15 м/сек, способен на расстоянии нескольких метров от ствола рассеять струю, выбрасываемую из 18-миллиметрового спрыска под давлением 6 кг, если она ориентирована в направлении, противоположном направлению ветра.

Легко понять, что в таких условиях струя будет в большой степени ослаблена, действие же ветра на распыленную струю, несомненно, окажется еще более сильным.

Вопросы тушения пожаров и организации спасательных действий в зданиях и сооружениях аэропортов и авиационных баз в данной работе рассматриваться не будут, так как им не свойственны специальные трудности или особенности по сравнению с операциями в подобных им сооружениях вне аэродрома. По этим вопросам имеется многочисленная литература, в том числе и официальные издания(Наставления полка пожарной охраны города Парижа; Дэвар. Борьба с огнем, изд. SOS; Э т ь е н н. Пожары в зданиях и сооружениях, изд. SOS.)

Но по проблемам тушения пожаров и спасания людей на самолетах такой литературы нет, поэтому они будут рассмотрены нами весьма подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.