Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система планов на предприятии АПК




В состав исходных материалов для планирования на хозяйственном уровне входят прогнозные значения технико-экономических показателей, научно-производственные рекомендации, основные показатели региональных систем ведения хозяйства, важнейшие показатели достигнутого уровня развития хозяйства, его подразделений, нормы и нормативы, договорные обязательства и т.д. (рис. 6.1.).

Основные направления, масштабы и тенденции развития сельскохозяйственных предприятий определяются перспективными планами, которые состоят из планов организационно-хозяйственного устройства и пятилетних планов.

План организационно-хозяйственного устройства в отличие от прежнего документа под таким же названием может включать лишь ориентировочные показатели на определенный перспективный период, не обозначать выход на так называемую «производственную мощность». Это в первую очередь относится к предприятиям сельского хозяйства промышленного типа – птицефабрикам, крупным животноводческим комплексам, тепличным комбинатам, которые могут его разрабатывать с учетом имеющейся проектной документации.

В плане организационно-хозяйственного устройства, как правило, должны отражаться состояние хозяйства на период его образования (реорганизации или составления плана), а перспектива – по этапам, которые определяются самим предприятием. Такого рода план может разрабатываться в крестьянском (фермерском) хозяйстве с учетом его специфики как организационно-правовой формы сельскохозяйственной деятельности. Особенно это важно для обоснования создания такого хозяйства.

План развития хозяйства на 3-5 летний период разрабатывается в новых экономических условиях хозяйствования в связи с необходимостью и целесообразностью определять стратегию производственной и маркетинговой деятельности, функционирования социальной сферы.

Если в дореформенные годы существовала сложная система подготовки предложений к пятилетним планам, затем их разработки на основе доводимых директивных показателей в частности, государственных закупок продукции, а также экономических и социальных нормативов, то в настоящее время сельскохозяйственное предприятие, основываясь на действующем законодательстве, информации о конъюнктуре рынка и оценке собственных возможностей должно самостоятельно определить основные направления и базовые параметры своего функционирования.

Целесообразно в таких планах отражать следующие вопросы:

– стратегия маркетинга, включающая основные направления деятельности или изменения их в связи с предполагаемым положением на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

– развитие основной производственной базы и инфраструктуры для выполнения намеченных стратегией целей;

– ориентировочные показатели производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, сфера производственных услуг, подсобной и промышленной несельскохозяйственной деятельности, а также их эффективности;

– примерные объемы капитальных вложений и предполагаемые источники их финансирования;

– наиболее существенные параметры улучшения социальных условий труда и жизни членов коллектива.

Основной целью перспективного планирования в хозяйстве является выбор направлений наиболее рационального применения собственных и заемных финансовых ресурсов, осуществление мер по повышению конкурентоспособности производимой продукции. Перспективные планы сельскохозяйственных предприятий могут корректироваться в процессе их реализации, особенно если это связано с изменением их производственной ориентации, дополнительными инвестициями или, наоборот, вынужденным неиспользованием уже созданных фондов, замораживанием ранее вложенных средств. В период макроэкономической нестабильности такая необходимость вызвана отсутствием четких и долговременных ориентиров, сложностью избрать стратегию развития хозяйства.

Разрабатывая планы на среднесрочную перспективу, следует учитывать, что с точки зрения объемов производства рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, если начнется оживление в других сферах народного хозяйства, еще достаточно длительный период будет дефицитным. Вместе с тем ограничителями являются качество, ассортимент и цена продукции. Поэтому другим важнейшим компонентом стратегии развития хозяйства является выбор технологий с наименьшими затратами на единицу произведенной и реализованной продукции.

Необходимо иметь в виду, что одним из основных факторов, сдерживающих развитие, останутся инвестиционные возможности хозяйств. В связи с этим целесообразно составлять расчеты по привлечению средств за счет внешних источников. В первую очередь следует получить информацию о действующих федеральных и региональных целевых программах, определить свое участие в их реализации и благодаря этому получить, как правило, долевого безвозвратного или возвратного финансирования, а также льготы по кредитам банков. В части приобретения техники и оборудования выгодным для хозяйства могут оказаться лизинговые операции.

Наряду с этими каналами финансирования капиталовложений, необходимо изучить предложения отечественных и зарубежных инвесторов о финансировании отдельных проектов и, если их условия оказываются более выгодными, чем использование коммерческого кредита, то такую сделку можно считать перспективной. В то же время при высокой окупаемости кредита не исключено привлечение финансовых ресурсов коммерческих банков.

Практика последних лет показала, что эффективно функционирующие сельскохозяйственные товаропроизводители не ограничиваются основным производством и переработкой продукции, а ведут хорошо организованную и достаточно крупную по объему подсобную и промышленную деятельность. Это позволяет сглаживать сезонность в поступлении средств, повышать уровень занятости членов коллектива. Их организация также требует капиталовложений, что должно учитываться в перспективных планах хозяйств.

Кроме того, сельскохозяйственные предприятия должны планировать социальное состояние своего коллектива, какая бы форма собственности и хозяйствования ими не была выбрана. В виду того, что социальные параметры в значительной мере определяют долговременные намерения работающих в этих предприятиях, а так же пенсионеров и других владельцев долей и паев, они должны быть на перспективный период достаточно четко обозначены. Это относится к мерам по охране труда и улучшению его условий, устранению безработицы, поддержке отдельных категорий членов коллектива дополнительно к выделяемым средствам из федерального или местного бюджетов, к подготовке и повышению квалификации кадров, другим мероприятиям, имеющим долгосрочный характер.

Следовательно, перспективный план хозяйства становится основой его рациональной деятельности и формируется, исходя из собственных интересов, действующих программ, а также базируется на прогнозе конъюнктуры рынка.

Такие перспективные планы не должны подлежать обязательному представлению органам управления агропромышленным комплексом. Однако можно было бы стимулировать хозяйства разрабатывать перспективные плановые материалы, ставя это как одно из условий участия в целевых федеральных и региональных целевых программах и проектах, предоставления льготных условий финансирования или компенсации части процентов по ссудам, взятым для капитальных вложений.

Основным плановым документом хозяйства остается годовой план его развития. Принципиальное отличие разработки плана в настоящее время от этой работы в дореформенный период заключается в полной самостоятельности предприятия в определении объемов и каналов реализации продукции, изыскании источников финансирования развития производства, капитальных вложений. Это требует предварительного заключения договоров, контрактов, получения квот на поставку продукции в федеральный и региональный продовольственные фонды.

Рис. 6.1. Исходные материалы и система планирования на хозяйственном уровне

Задача заключается в том, чтобы изыскать наиболее выгодные и гарантированные каналы реализации продукции, при необходимости предусматривать участие в ярмарках, аукционах, в биржевой торговле и т.д. В этом отношении с планированием тесно переплетается маркетинг. В состав задач маркетинга также входят прогнозирование спроса, планирование ассортимента, ценообразование и другие экономические рычаги реализации общей стратегии развития хозяйства. Если исходить из существа маркетинга как системы организационно-технических, финансовых и коммерческих функций предприятий, направленных на более полное и быстрое удовлетворение спроса потребителей на сельскохозяйственные продукты и продовольствие, то очевидно, что он выполняет одну из главных целей сельскохозяйственного предприятия. Вместе с тем его нельзя отрывать от других функций хозяйства – производственных, экономических, социальных.

Перечень мероприятий, определяемый маркетингом достаточно широк: проведение исследований рынка сбыта и возможных его изменений по видам продукции, получение и обработка информации о конъюнктуре рынка, поиск потребителей производимой продукции, подготовка договоров, контрактов, разработка ценовой политики хозяйства, мер по улучшению качества и расширению ассортимента продукции, а так же непосредственно организационная работа по реализации намеченных мероприятий.

Результаты маркетинговых исследований следует закладывать в планы развития хозяйств, поскольку их осуществление требует финансовых и материальных ресурсов, формируемых за счет всей деятельности сельскохозяйственных предприятий. В свою очередь маркетинг позволяет улучшать экономические показатели, в том числе финансовые возможности хозяйств, и таким образом способствовать динамичному его развитию

Годовое планирование должно предусматривать комплекс мероприятий по улучшению социальных условий труда и жизни членов коллектива. Состав этих мероприятий зависит от финансовых возможностей хозяйств и может включать, в частности, расходы на охрану труда, обеспечение занятости, поддержку отдельных категорий работающих и пенсионеров, выделение средств для содержания или улучшения объектов социальной инфраструктуры, проведении различных мероприятий.

В конечном счете, план предназначен для того, чтобы сбалансировать доходы и расходы хозяйства для ведения текущей деятельности, осуществления капитальных вложений.

В связи с сезонным характером сельскохозяйственного производства разрабатываются оперативные планы по периодам работ в отраслях и подразделениях сельскохозяйственных предприятиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.