Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет истории экономических учении (ИЭУ)




ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

История экономических учений - наука о развитии экономических знаний.

Предметом изучения ИЭУ является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических идей (взглядов) и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях на разных этапах развития человеческого общества.
История экономической Мысли – это более широкое понятие, она изучает экономическую мысль в истории развития (отражение в сознании людей развития категорий и понятий экономической науки во все исторические эпохи). ИЭУ – более узкое понятие, т.к. изучает возникновение и формирование экономических теорий.

История экономических учений — экономическая наука, изучающая развитие экономической теории.

Этапы развития экономических теорий:

1. Возникновение.

2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.

3. Период противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

1. Объективные потребности хозяйственной жизни.

2. Социально-классовые конфликты и противоречия.

3. Противоречия в развитии самой теории. Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Ее истоки, по словам одного из наиболее крупных историков экономического анализа, Й. Шумпетера, лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях повседневной жизни людей. [1]

Возникновением первого направления мы обязаны греческим мыслителям, в первую очередь Аристотелю и Платону, которые рассматривали в своих политических исследованиях вопросы экономической жизни с точки зрения аристократии, противопоставляющей себя растущему классу торговцев и связывающей перспективы своей жизни с сельским хозяйством. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы экономического анализа, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.

Даже сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое, как считают ученые, изобрел то ли греческий поэт Гесиод, то ли его соотечественник, писатель и историк Ксенофонт. Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном, первоначальном смысле «экономия», «экономика» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства. Такая трактовка смысла данного термина не случайна, поскольку хозяйство того времени оставалось в основном натуральным, обособленным и нуждалось в определенном своде норм и правил.

ИЭУ интересует не сама экономическая жизнь, а её отражение в сознании людей. Образно говоря, не экономические законы и закономерности, но познание и постижение их людьми отражаются в данной науке. Источник экономических взглядов - сама экономическая реальность, экономическая жизнь. Система экономических взглядов и есть экономическое учение, появляющееся на определенном этапе развития человечества. Например, первое экономическое учение - меркантилизм - является таковым именно потому, что меркантилизм - первая система экономических взглядов. До тех пор экономическая мысль не оформлялась в учение. На ранних этапах развития человечества экономическое мышление не выделилось как самостоятельная область человеческих знаний, оно было растворено в философских, религиозных, хозяйственных произведениях. Это было связано с недостаточным уровнем развития самой экономической жизни. Усложнение экономической жизни, новый уровень её осмысления привели к появлению самостоятельного экономического знания - экономической науки. С самого начала формирования экономической науки рассматривали ее предмет.

Ксенофонт считал экономику наукой о ведение домашнего хозяйства.

Меркантилисты считали ее наукой о богатстве, наукой об основе жизни людей, наукой о доходах и торговом балансе.

Физиократы - наукой о создании чистого продукта (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве.

Классики - наукой о богатстве, условиях его производства и накопления.

Сисмонди считал объектом политэкономии - труд, счастье людей.

По мнению Прудона, экономика - это наука о путях справедливого распределения богатства.

«Историки Германии» считали, что экономика - это наука о национальной экономике.

Экономическая наука прошла длительный путь фор­мирования и развития. Каждая экономическая идея - результат отражения в человеческом сознании наблюдаемых социально-экономических явлений и процессов. Упорядочение таких идей в непротиворечивую систему даёт возможность учёному выдвинуть определённую теорию.

теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) — это сложное многоаспектное явление, которое включает:

обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества;

совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел.

В каждой из таких теорий используется своеобразный подход к анализу экономической действительности, различные оценки и выводы учёных. Всё это многообразие индивидуальных концепций можно разделить на экономические школы. Школу можно понимать как объединение экономистов по следующим критериям: используемые методы анализа, понимание предмета и задач исследования, концептуальные подходы к изучению экономических проблем. По этим признакам выделяют, например, меркантилизм, классическую и историческую школы, кейнсианство, марксизм. Впрочем, это не единственная возможная типологизация экономических школ. Зарубежные авторы применяют в качестве критерия классификации не только общность методологических принципов, взглядов, позиций, но и принадлежность к определённым научным учреждениям или географический признак. Представители одной школы могут быть солидарны в методологии и отдельных позициях, но отличаться кругом научных интересов и трактовкой изучаемых проблем. Несколько школ могут существовать в рамках одного направления (как, например, австрийская, кембриджская, американская школы развиваются в пределах маржинализма). Следует сказать, что данное деление на школы и направления весьма условно, поскольку:

во-первых, взгляды учёных постоянно эволюционируют;

во-вторых, идеи отдельных экономистов уникальны и не могут быть оценены в рамках сложившейся системы научных знаний, а потому и отнесены к какой-либо уже существующей школе.

В таких случаях можно ожидать либо появления синтезированных теорий, либо появления принципиально новой экономической школы.

Цель истории экономических учений – показать своеобразие каждой школы, ее задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства. Особенный интерес представляет развитие западной экономической науки, развитие ею теории стимулировалось насущными практическими потребностями.

Профессор императорского московского университета Чупров в 1892 году писал:

"Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшественников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания, на долю строителя, редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не слагаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией, или компромиссом".[2]

Интерес экономистов к истории своей науки носит дискретный характер. Вопрос о том, как решали те или иные проблемы экономисты прошлого, неизменно возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением насущных проблем современности. В истории не было более благоприятного места и времени для изучения истории экономической мысли, как Россия наших дней. После того, как марксистская парадигма была оставлена, в области экономической теории образовался некий вакуум, который заполняется некритически заимствованными фрагментами западной экономической науки.

Задачи курса "История экономических учений":

1) познание логики развития экономической мысли;

2) формирование экономической культуры студентов (культуры экономического мышления и экономического исследования);

3). систематизация материала, представленного в обширной экономической литературе, в соответствии со сформировавшимися направлениями экономической науки;

4) чтение трудов великих экономистов, основными из которых считаются следующие основополагающие книги:

Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов (1776г.),

Фридрих Лист «Национальная система политической экономии» (1841).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.