Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальная политика




Понятие «национальная политика» характеризует одно из направлений политики, содержанием которой служит гармонизация межнациональных интересов в государстве. Главным носителем и субъектом национальной политики выступает само государство в лице основных институтов власти. Вместе с тем, носителями национальной политики могут выступать и политические силы или крупные политические партии.

Формирование национальной политики в качестве самостоятельного направления деятельности институтов и представителей государства стало результатом складывания государства – нации в эпоху утверждения республиканизма и демократии с элементами представительной, т. е. избираемой власти. Именно в условиях рождающейся на протяжении 18-20 – х столетий демократии необходимо возникает и остро встает проблема социального равенства, в том числе равенства в положении представителей разных народностей и национальных групп. Проблема эта имела и внешнеполитическое выражение как проблема национально-политического доминирования в международных отношениях, так и в аспекте внутриполитического равенства прав граждан одной страны, различающихся языковыми и другими национально-культурными характеристиками.

Примером таких различий в политико-правовом статусе было положение украинцев в составе Австрийской империи в 19-м – начале 20 столетия в сравнении с положением тех же австрийцев, венгров, чехов или поляков так же составлявших подданных многонациональной империи. Политика австрийского имперского руководства того времени в отношении украинцев является яркой иллюстрацией государственного национализма, используемого как средства сохранения многонационального государства в условиях невозможности открытого доминирования титульной нации.

При реализации национальной политики правящая элита решает несколько задач: добивается целостности и единства коренной нации; обеспечивает политическое единство представителей всех народностей и этносов, входящих в государство; устраняет межнациональные противоречия и неравенство; обеспечивает экономическое, социальное, культурное и политико-правовое равенство граждан в стране независимо от их национальной принадлежности; а также стремится достигнуть национально-политической гармонии с государствами-соседями.

Эти конструктивные цели и задачи национальной политики не исключают использование национальных лозунгов и символов в качестве средства ослабления своих политических конкурентов. Межнациональные отношения создают весьма благоприятную почву для политических провокаций и манипулирования сознанием граждан для достижения узко партийных или корпоративных вопросов.

Проблема разработки концептуальных основ национальной политики в независимой Украине является весьма актуальной и в то же время достаточно непростой. Ее сложность обусловлена переходным характером политического процесса в Украине, имеющего двойственное содержание: утверждение основ национальной государственности и одновременно – переход к демократическим принципам организации государственно-политической жизни. При этом создание суверенного государства в многонациональной стране требует разрешения противоречия между интересами коренной, преобладающей украинской нацией и интересами так называемых национальных меньшинств, прежде всего, русским.

К моменту провозглашения независимости процесс формирования украинской нации не был завершен. Поэтому построение суверенного государства на его начальном этапе неизбежно порождает элементы государственно-политического национализма со стороны титульной нации, что проявляется в необходимости обеспечения соответствующего государственному, статуса украинского языка. К началу 90-х годов ХХ века по данным научных исследований, украинским языком свободно владело меньше половины украинских граждан, в том числе, этничных украинцев. Таким образом, государственным языком не владеет значительная часть населения республики, что создает этим людям определенный дискомфорт в жизни, лишая их возможности разговаривать на равных с представителями государственных учреждений и институтов.

В результате, многие политические партии и группы граждан в Украине выступают с требованиями придания официального статуса русскому языку, которым владеет большинство населения страны. Эта проблема особенно остро звучит в периоды проведения избирательных кампаний.

Межнациональные противоречия достаточно остро проявляются в Крыму, где проживают три крупные этнических группы: русские, татары и украинцы, а также представители других национальностей. Их специфическому характеру способствует процесс возвращения на историческую родину крымско-татарского народа и возникающих при этом проблем расселения и распределения земельной собственности.

В условиях становления политической системы и институализации государственной власти периода политического перехода государственное руководство Украине не было готово к выработке квалифицированной и конструктивной национальной политики в республике. Свидетельством этому являются элементы идеологических противоречий, возникающих в отношениях России и Украины на почве национальных аспектов политики. О наличии таких противоречий свидетельствуют также лозунги, требования украинских политических партий на почве разных трактовок сути национальной политики в республике. Сугубую остроту этим проблемам придают общеэкономическая и социальная нестабильность в стране на фоне низкого уровня жизни большинства ее граждан.

Таким образом, национальная политика государства не может ограничиваться сферой проявления языковых, религиозных и культурных аспектов жизни народа, который включает граждан разных народностей и этнических групп. Она включает весь спектр средств государственного влияния на все аспекты жизни граждан. Приоритетными среди этих средств являются социально-экономические и политические.

Первые, социально-экономические, направлены на подъем уровня жизни основной массы граждан и обеспечения социально-экономической стабильности общества. Вторые, политико-правовые средства, в более точном их значении, служат утверждению механизма реальной демократии, обеспечивают равные возможности для различных национальных групп активно влиять на процесс государственного управления и принятие государственно-политических решений в интересах представителей всех наций и этнических групп. В идеале, в демократическом государстве должен быть слышен голос представителей всех наций, как и существовать механизм ответа на требования этих голосов.

Именно реальная демократия и реальный правовой режим выступают гарантами разрешения всего комплекса национальных проблем. Что требует определенного исторического времени или периода неизбежного созревания и государства и гражданского общества.

Литература:

1. Буховец О.Г. О временных ресурсах постсоветского этнонационализма. //Полис. 2005 № 2.

2. Дмитренко С. Народ-етнос: сутнісні та термінологічні особливості етнополітологичного визначення поняття //Людина і політика. 2004. № 4

3. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви.//Социс. 2002. № 4.

4. Зінько С. Іслам у світових геополітичних и геоекономічних процесах. //Людина і політика. 2004. № 1.

5.Кантор В.К. Русское православие в имперском конртексте конфликты и противоречия //Вопрос философии. 2003. № 7.

6.Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. //МЭ и МО, 2000. № 12.

7.Основи політичної науки: Курс лекцій за ред. Б. Кухти. Ч. 2: Політичні процеси, системи та інститути. – Львів: Кальварія, 1997

8.Салмин А.М. Церковь, государство и политика в католическом мире. //Полис. 2005. №

9.Тощенко Ж.Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти. //Философские науки. 2002. № 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.