Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. на тему: «Законодательство Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического надзора (на примере подготовки положения о закрытии предприятий при




Лекция

на тему: «Законодательство Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического надзора (на примере подготовки положения о закрытии предприятий при нарушении санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства)»

Ключевые слова: экологические правонарушения, санитарно-эпидемиологический надзор, правовая охрана, законодательство, приостановление, закрытие производств, окружающая среда, рабочее место, чрезвычайная ситуация, критерии, возобновление деятельности.

 

Объектом рассмотрения является законодательство Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране природной среды, подзаконные акты, инструкции, положения, определяющие порядок приостановления или закрытия производств в связи с загрязнением окружающей среды и нарушением законодательства об охране природы. Анализ проводится на примере подготовки проекта положения о закрытии производств на территории одного из субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).

Рассмотрены и проанализированы контрольные органы, имеющие право приостанавливать или прекращать работу предприятий в связи с экологическими правонарушениями, порядок взаимоотношения между ними и органами территориального управления, освещен порядок прекращения деятельности производств и обмен информацией в этой области. Новизна лекции заключается в междисциплинарном сопоставлении и анализе положений различных законов, вскрытии противоречий между ними и обучении путям устранении этих противоречий.

Лекция может быть использована не только для слушателей факультетов, но и в системе подготовки управленческих кадров города Санкт-Петербурга, а также как прототип для разработки законодательных документов субъектами Российской Федерации.

Лекцией могут пользоваться работники Центров санэпиднадзора, Комитетов по охране природной среды, различных федеральных органов, уполномоченных на то в области охраны окружающей природной среды, сотрудники мэрии, правоохранительных органов, научных и образовательных учреждений.

Объем лекции 2 авторских листа.

 

ã Мусийчук, 1997

 

Содержание

 

Введение  
1. Федеративное устройство Российской Федерации и система законодательных актов  
2. Основные термины и определения  
3. Федеральное законодательство о приостановлении или прекращении деятельности предприятий, цехов, установок  
4. Опыт зарубежных стран в области контроля за производствами и окружающей природной средой  
4.1. Процедуры  
4.2. Экологические требования к компаниям  
4.3. Цены и исполнение  
5. Подходы к построению положения о закрытии производств  
5.1. Органы, имеющие право принимать решения о функционировании производств  
5.2. Возможные причины закрытия производств  
5.3. Применяемые санкции  
5.4. Порядок реализации и контроля санкций  
5.5. Возобновление работ  
5.6. Порядок обжалования санкций  
5.7. Ответственность за нарушение санкций  
6. Проблемы взаимоотношений различных слоев законодательства при разработке местных законов и положений  
7. Пути преодоления возникающих противоречий  
8. Факторы, мешающие реализации существующих законодательных актов.  
Заключение  
Список рекомендуемой литературы  
Наглядные пособия  
Приложения  

 

 

Преобразования последних лет в Российской Федерации (РФ) привели к бурному изменению законодательства, многие положения которого оказываются не только быстро устаревающими, но и противоречащими друг другу, иногда даже в пределах одного закона. Экономические новшества, изменение форм собственности в корне преобразует отношение к контролирующим органам, защитную деятельность которых в недавнем прошлом сдерживали проблемы общегосударственной собственности, когда приостановление или закрытие производства в связи с природоохранными правонарушениями оборачивалось зачастую против самого контролера, хотя и сегодня контролер оказался не защищенным от решения вышестоящего начальника.

Старая система хозяйствования породила многочисленные подзаконные акты, используемые ведомственными службами контроля, а запрет на опубликование данных об окружающей среде, об аварийных ситуациях не позволял общественности контролировать состояние окружающей обстановки и оценивать опасность пребывания в ней. Закон РФ о государственной тайне определил сведения, не подлежащие засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих здоровью граждан и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, о привилегиях, компенсациях и льготах, о фактах нарушения прав и свобод человека (ст. 7, 1), что в свою очередь делает открытыми отношения предпринимателей, органов федерального и местного управления с населением и трудящимися.

Общая тенденция развития современного законодательства заключается в переносе ответственности за правонарушения на граждан, предпринимателей и усилении ответственности управленческих структур территорий за соблюдением законодательства. Так, защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения, законодательство о недрах, земельное, водное, лесное, об охране окружающей среды согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым, в соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относится Санкт-Петербург (2). Согласно договора (п.2 ст.II) органы государственной власти города осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, которые не должны противоречить федеральным правовым актам. Споры по возникающим вопросам решаются Конституционным Судом Российской Федерации (п.3 ст.VI).

"Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья».

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации" [1](3). Профилактика относится к приоритетным направлениям охраны здоровья граждан (3).

В соответствии с международными правилами каждый человек имеет право на благоприятные условия труда (4, ст.23), а отечественная Декларация прав человека предусматривает также право на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (5, ст. 13, 23, 28, 29).

Таким образом, осуществление права на сохранение здоровья, отнесенное к совместной компетенции РФ и территорий, должно регулироваться собственным правовым актом (ами). Принятию актов о закрытии производств в связи с нарушением экологического законодательства должны предшествовать акты о недрах, водных и других ресурсах (ч.3 ст. III Договора, (2)). Поэтому положение о прекращении деятельности производств должно разрабатываться в тесной связи с другими правовыми актами субъектов Российской Федерации и, очевидно, будет дополняться при их принятии.

Актуальность разработки положения подчеркивается также неуклонным развитием частного предпринимательства, ограниченного в средствах, ресурсах и опыте по защите работающих и охране природной среды. Проблема малых и средних предприятий при загрязнении окружающей среды достаточно значима и для зарубежных стран, контроль за такими предприятиями из-за их многочисленности чрезвычайно затруднен. Вполне оправдана тревога территориальных органов управления за принятие решений по приостановлению и закрытию предприятий в связи с природоохранными правонарушениями из-за необходимости координации более чем 15 различных контрольных органов, уполномоченных на то законами, постановлениями прибегать к таким санкциям. Организация хотя бы учета подобного рода постановлений, предписаний требует их систематизации, оценки по степени важности и опасности. а также выработки общего подхода к обмену необходимой информацией между контролирующими органами. При закрытии предприятия возникает целый ряд социальных и экономических проблем, прежде всего перед государственными органами власти Санкт-Петербурга:

- восполнение продукции закрытого производства в случае выпуска пищевых продуктов, товаров широкого потребления;

- занятость работников закрытого производства;

- разработка мероприятий по устранению нарушений;

- возбуждение вопросов обжалования закрытия;

- возобновление деятельности производства и т.п..

Наконец, чрезвычайно важно и предпринимателям понимать и соблюдать соответствующие механизмы контроля за функционированием производств, загрязнением окружающей природной среды, что крайне затруднено без принятия территориального законодательного акта и опубликования его в печати в соответствии с требованиями Конституции РФ (2, ст.15).

Положения о закрытии производств должны учитывать предшествовавшие аналогичные проработки ведомственного характера (6, 7), которые оказываются весьма полезными при составлении текста документа.

Анализ текстов показывает, что для составления документа следует использовать более десяти законов РФ, положения о различных службах контроля, утвержденные Президентом или Правительством РФ и др., все они дают достаточно четкое представление о существующем санитарно-эпидемиологическом и природоохранном законодательстве в Российской Федерации.

Настоящая лекция не рассматривает вопросы закрытия производств в связи с банкротством, изменением формы собственности, не касается также вопросов компенсации ущерба, в том числе и при изменении собственника. Многие из этих актов имеются в законодательстве, в частности в Гражданском кодексе (8).

Охватить все законодательство по охране труда в нескольких лекциях практически невозможно. Вопросы основ законодательства о здравоохранении, компенсации ущерба, прав профессионального больного и порядка установления профессионального заболевания, медицинского обеспечения работающих в неблагоприятных условиях труда, выдачи листка нетрудоспособности, и другие будут рассмотрены в других лекциях.

 

Цель лекции

Целью лекции является:

1. Ознакомить слушателей с законодательством по вопросам санитарии, эпидемиологии, охраны природы на примере подготовки документа о порядке закрытия производства на территории субъекта Российской Федерации.

2. Дать представление о системе законодательства по охране труда, представив все его уровни от Конституции до инструкции на рабочем месте.

3. Показать соответствие многочисленных законных требований по охране труда международным стандартам.

4. Дать представление о структуре государственных и муниципальных органов управления.

5. Выработать навык на практических занятиях и семинарах поиска необходимых законных положений в литературе и современных юридических системах официальных законодательных документом путем практической работы с системами «Кодекс», «Консультант +», «Гарант».

6. Показать важность знания законодательства для принятия решений санитарно-эпидемиологического характера, а также при защите законных прав заболевших и пострадавших на производстве.

7. Вырабатывать у слушателей уважение к закону и сознание необходимости его исполнения как гарантии решений, защищающих всех граждан одинаково.

 

Учебное время - 8 лекционных часов.

 

Основные вопросы лекции:

 

1. Федеративное устройство Российской Федерации и система законодательных актов.

2. Основные термины и определения.

3. Опыт зарубежных стран в области контроля за производствами и окружающей природной средой.

4. Федеральное законодательство о приостановлении или прекращении деятельности предприятий, цехов, установок.

5. Органы, имеющие право принимать решения о функционировании производств.

6. Возможные причины закрытия производств.

7. Применяемые санкции.

8. Порядок реализации и контроля санкций.

9. Возобновление работ.

10. Порядок обжалования санкций.

11. Ответственность за нарушение санкций.

12. Проблемы взаимоотношений различных слоев законодательства при разработке местных законов и положений.

13. Факторы, мешающие реализации существующих законодательных актов.

 

Контрольные вопросы для проверки усвоения материала, ответы к ним и ключи для расшифровки.

I. Какими законодательными актами регулируются вопросы по предметам ведения Российской Федерации?

1. Федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. Федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов федерации.

3. Конституцией Российской Федерации.

4. Указами Президента.

5. Решениями Федерального собрания.

II. В чьем ведении находятся вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности?

1. В ведении Российской Федерации.

2. В ведении местных органов управления.

3. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. В ведении республик в составе Российской Федерации.

5. В ведении органов исполнительной власти на местах.

III. На предприятия какой формы собственности распространяется действие закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»?

1. На предприятия федеральной формы собственности.

2. Только на частные предприятия.

3. На предприятия муниципальной формы собственности.

4. На предприятия смешанной формы собственности (акционерные общества, предприятия с числом государственных акций более 51% и т.п.).

5. На все субъекты хозяйствования (предприятия) независимо от формы собственности, в.т.ч. и на физических лиц.

IY. Действуют ли на территории России международные соглашения по защите работающих?

1. Нет, в России действуют только принятые законы после 1991 года.

2. Да, действуют в случаях отсутствия соответствующих пунктов в законодательстве или в случае противоречия законов России международным договорам.

3. Охрана рабочих осуществляется по подзаконным актам.

4. Эти вопросы регулируются исключительно международными соглашениями.

5. Эти вопросы полностью решены в Конституции и КЗОТ.

Y. Являются ли ГОСТ’ы СССР, принятые до 1991 года, действующими в России?

1. Нет, документы СССР в России не действуют.

2. ГОСТ’ы на являются законными актами и в новых условиях хозяйствования не действуют.

3. Все ГОСТ’ы, принятые ранее, действуют по настоящее время.

4. Да, Россия является приемником СССР, и, если не были приняты новые ГОСТ’ы, то действуют старые.

5. В России действуют только ГОСТ’ы, принятые Гостандартом.

YI. Каким документом регламентируется медицинское обслуживание рабочих промышленных предприятий?

1. Законом «Об охране труда».

2. Приказом Минздрава РФ № 130.

3. Кодексом законов о труде.

4. Законодательными актами субъектов Российской Федерации.

5. Медицинское обслуживание осуществляется общими учреждениями здравоохранения.

YII. В чем различие между ограничением деятельности производства и приостановлении его деятельности?

1. Термины достаточно близки и различий между ними нет.

2. Первое регламентирует работу производства в зависимости от погодных условий, второе - от объема выпускаемой продукции.

3. Первое приводит к временному закрытию, второе - к постоянному.

4. Первое требует нового проектирования производства, второе - только приведения его в соответствие с проектом.

5. Первое требует уменьшение объема выпуска продукции, второе -запрещения проведения работ впредь до осуществления предписанных мероприятий.

YIII. Какой из приведенных перечней законодательных актов наиболее полно отражает законодательство об охране труда?

1. Международные соглашения, Конституция, закон «Об охране природной среды».

2. Закон «Об охране труда», инструкции на рабочих местах и трудовые соглашения.

3. Конституция, санитарные правила, инструкции на рабочих местах.

4. Соответствующие нормы Конституции, Основы законодательства об охране труда и нормативные акты субъектов Российской Федерации.

5. Коллективный договор, контракт при поступлении на работу, Кодекс законов о труде.

IX. К какой структуре органов государственной власти относятся центры санэпиднадзора?

1. К органам исполнительной власти местного самоуправления.

2. К органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. К уполномоченным на то органам федеральной государственной власти.

4. К органам управления администрации субъектов Российской Федерации.

5. Самостоятельные государственные организации, осуществляющие свою деятельность на хозрасчетной основе.

X. Каким документом регламентируется порядок прекращения деятельности предприятия при нарушении санитарных правил?

1. Инструкцией Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

2. Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Законом «Об охране труда».

4. Подзаконными актами, принимаемыми на уровне субъектов федерации.

5. Инструкциями, утверждаемыми главными санитарными врачами на местах.

XI. Кто готовит постановление о закрытии производства?

1. Врачи по коммунальной гигиене санитарно-эпидемиологических станций.

2. Представители комитета по охране окружающей среды по представлению санэпидстанции.

3. Должностные лица уполномоченных на то органов государственной власти по собственной инициативе или по указанию должностных лиц, имеющих на это право.

4. Любой врач, пришедший на производство.

5. Только специально направленные комиссии специалистов.

XII. Подчиняется ли Центральная санэпидстанция и Комитет по охране природы Администрации города?

1. Да, это органы исполнительной власти Администрации территории.

2. Нет, не подчиняются, т.к. они являются федеральными органами государственной власти.

3. Нет, это самостоятельные органы, назначаемые Президентом.

4. Да, подчиняются в силу существования договоров между Администрацией и Правительством.

5. Безусловно, да, они полностью зависят финансово от местных органов управления.

 

 

Ключ к расшифровке ответов

       
       
       

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.