Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы детерминированного факторного анализа. 4 страница




 

2.1.3.2 Оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам

В процессе анализа следует установить влияние факторов на изменение объема реализованной продукции. На изменение объема реализованной продукции влияют следующие факторы:

- внешний фактор: спрос;

- Qp = Q – QНП

Qp – объем реализованной продукции;

Q – объем товарной продукции;

QНП – изменение остатков нереализованной продукции.

Qp = Q – (Qкон.пер – Qнач.пер)

QНП = Q - Qр

 

Таблица 13 - Расчет влияния факторов на изменение реализованной продукции в сопоставимых ценах

Показатели Пред. год, тыс. руб. Отч. год, тыс. руб. Изменения (+;-), тыс. руб. Темп роста, %
Qp сопостав. Q сопостав. ΔQнп(изменение остатков нереализ. продукции) 6844,3 6103,0 -714,3 7317,0 6767,0 -550,0 472,7 637,0 164,3 106,9 110,4 77,0

 

472,7 = 637,0 – 164,3

Вывод: объем реализованной продукции увеличился в результате изменения объема продукции на 637 тыс. руб., при этом остатки нереализованной продукции увеличились на 164,3 тыс. руб.

Как в отчетном, так и в предыдущем году изменение остатков нереализованной продукции имеет отрицательное значение. Это свидетельствует о затоваривании продукции на складе в прошлые периоды и соответственно сбыт в анализируемом периоде. Но за отчетный год наблюдается отрицательные тенденции опережающего темпа роста объема производства по сравнению с объемами реализации.

 

Влияние факторов на изменение объема реализации можно осуществлять в действующих ценах соответствующего года. Для этого рассчитывается доля изменения остатков нереализованной продукции.

Увеличение остатков нереализованной продукции при одновременном снижении их доли от объема продукции говорит о росте цен на продукцию и снижении физического объема остатков нереализованной продукции.

При изменении объема реализованной продукции за счет изменения объема производства анализируется номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции по данным формы 1П производство и отгрузка по видам продукции.

 

Таблица 14 – Расчет влияния факторов на изменение реализованной продукции в действующих ценах

Показатели Пред. год Отч. год Изменения (+;-) Темп роста, %
Qp Q ΔQнп(изменение остатков нереализ. продукции)   Доля изменения остатков НП (п.3/п.2*100) 6506,0 5829,1 -676,9   -11,6 % 7317,0 -550   -8% 811,0 937,9 126,9   3,6% 112,5 116,1 81,3   69,0

 

При значительном изменении остатков нереализованной продукции следует рассмотреть изменение отдельных видов остатков на основе первичных документов о движении продукции на складе, ведомости отгрузки и документов по неоплаченным счетам.

Различают следующие виды остатков:

- готовая продукция на складе;

- товары, отгруженные по расчетным документам, не сданных в банк на инкассо;

- товары, отгруженные по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- товары, отгруженные по расчетным документам, неоплаченные покупателями;

- товары, находящиеся на ответственном хранении в виду отказа от акцепта.

В ряде случаев разница между объемом выпускаемой и реализуемой продукции может образоваться в результате списания выпущенной продукции не на счета реализации, а на другие счета в результате недостачи продукции, ее порчи и т. п.

В ходе анализа также необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на конец периода (если в качестве базы выступает план).

Данные об остатках отражаются в форме №1 (стр. 214, 215). Но при этом следует иметь в виду, что данные в балансе отражаются по фактической производственной себестоимости и для определения их суммы в отпускных ценах. Для этого рассчитывается коэффициент, характеризующий соотношение остатков по отпускным ценам и по фактической себестоимости. Данные можно брать из формы 1П или из баланса товарной продукции.

Затем данные из формы №1 (стр. 214 и 215) умножают на эти коэффициенты.

На увеличение запасов готовой продукции на складе влияют следующие факторы:

- неравномерность выпуска продукции;

- наличие продукции, пользующейся ограниченным спросом;

- транспортные затруднения;

- отсутствие необходимой тары;

- прекращение отгрузки отдельным неплательщикам.

В ходе анализа также выясняют причины изменения сроков нахождения расчетных документов в пути (дальность отгрузки (покупателей), формы расчета). Также выявляются факты задержки оплаты по конкретным товарам и покупателям для выработки мероприятий, выясняются причины отказа от акцепта (поставка незаказанной продукции, завышение цен, претензии по качеству).

В завершение проверяют, предъявлялись ли финансовые санкции к нарушителям договора. По данным складского учета необходимо уделять внимание продукции, находящейся длительное время на складе.

 

2.1.3.3 Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту

При анализе ассортимента продукции определяют средний процент изменения ассортимента в отчетном году по сравнению с предыдущим.

 

(83)

 

где Ni1;Nio- количество i вида продукции производимой соответственно в отчетном и предыдущем периодах.

Цi – оптовая цена i вида продукции, действующей в отчетном периоде.

Величина среднего процента ассортимента продукции < 1 (100%), свидетельствует об ассортиментных сдвигах производства продукции по сравнению с предыдущим годом в сторону менее дорогой продукции, если выше 1 – в сторону более дорогостоящей. Если сравнение осуществляется с планового значения, то средний процент выполнения планов по ассортименту не может быть >1.

 

Таблица 15 – Анализ изменения ассортимента отчетного года по сравнению с предыдущим

Виды продукции Фактически произведено Стоимость факт. выпущен. продукции по ценам отч.года, тыс.руб. Средняя оптовая цена, действ. в отчет. году Стоимость факт.выпуска пред.года по ценам отчет.года Стомость фактич.выпущен.продукции за отчет.период
ед. измерения за пред. год за отчет. год в пределах выпуска пред.года сверх выпуска пред.года выпуск только в отчет. году
        5=4*6   7=3*6      
Сравнимая продукция (то есть продукция, которая выпускалась ранее)
А шт.       11,5       -
B шт.       6,4       -
C шт.               -
Несравнимая новая продукция
D шт.               -
E шт.       7,2        
Итого                  

 

15586 = 13844 + 950 + 792

Сравнимая продукция – та продукция, которая выпускалась в предшествующий период.

Средний процент изменения ассортимента:

 

= (84)

 

Так как средний процент выше 100, следовательно, ассортиментные сдвиги произошли в сторону более дорогостоящей (затратной) продукции.

Восьмая графа таблицы 15 показывает, что по ряду позиций выпуск продукции уменьшился, что, скорее всего, связано с конъюнктурными изменениями (спрос).

 

2.1.3.4 Анализ влияния факторов на объем продукции

Изменение объема выпуска продукции, а также выполнение плана по выпуску продукции во многом зависит от наличия и использования производственных ресурсов.

Для оценки влияния факторов использования производственных ресурсов на изменение объема выпуска используют следующие зависимости.

1) Трудовые ресурсы и их влияние:

 

Q= Ч* ПТ, (85)

 

где Ч – численность ППП;

ПТ – производительность труда.

2) Основные средства и их влияние:

 

Q = ФОС * fО, (86)

 

где ФОС – стоимость основных средств;

fО – фондоотдача.

3) Материальные ресурсы и их влияние:

 

, (87)

 

где М – материальные затраты;

МЕ – материалоемкость.

Соответственно, насколько эффективно предприятие использует производственные ресурсы, будет зависеть финансовый результат. Если прирост объема выпуска продукции произошел за счет экстенсивного фактора, следовательно, значительно увеличатся расходы и уменьшится прибыль.

Оценку влияния факторов можно осуществить как индексным методом, так и методом цепных подстановок или абсолютной разницей.

 

2.1.3.5 Анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции

На изменение объема производства продукции влияют так же структурные сдвиги, так как удельный вес отдельных видов продукции в стоимостном выражении отличается от удельного веса отдельных видов продукции в трудовом выражении, что свидетельствует о структурных сдвигах в объеме производства продукции. Для выявления структурных сдвигов сравнивают объем производства продукции в стоимостном и трудовом выражении. Если темп роста объема продукции в стоимостном выражении выше темпа роста продукции в трудовом выражении, то структурные сдвиги произошли за счет увеличения удельного веса продукции с наименьшей производительностью. И если IQ<IQt, то структурные сдвиги произошли с наибольшей удельной трудоемкостью.

 

tуд.i=tii – удельная трудоемкость, (88)

где ti – трудоемкость изготовления i –того вида продукции в нормо-часах;

Цi – сопоставимая цена i – того вида изделия.

 

, (89)

 

Qti – объем выпуска i-ой продукции в трудовом выражении;

Qi – объем в стоимостном выражении.

Изменение объема продукции за счет структурных сдвигов определяется по следующей формуле:

 

ΔQ = (IQ – IQt)*Q0 (90)

 

При анализе следует учесть, что объем продукции в трудовом выражении не отражает сложность затрат труда рабочих – повременщиков и сдельщиков.

В условиях рыночной экономики структурные сдвиги возникают с изменениями конъюнктуры спроса и приводят к изменениям напряженности труда при выпуске одного и того же объема продукции в стоимостном выражении, что необходимо учитывать при разработке рекомендаций на следующий плановый период.

 

2.1.3.6 Анализ ритмичности работы предприятия

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Неравномерный выпуск продукции по периодам вызывает нерациональное использование мощностей, неритмичную работу поставщиков, что отрицательно сказывается на выполнении договорных обязательств, качестве продукции, материально-техническом обеспечении и техническом состоянии производственных мощностей.

Ритмичность работы устанавливается по данным о выполнении плана выпуска продукции за каждую декаду или месяц при использовании оперативной информации.

Показатели ритмичности выпуска или реализации продукции определяются как удельный вес выпуска или реализации продукции по доходам к месячному, квартальному и годовому объему выпуска или реализации.

Для анализа ритмичности выпуска продукции составляется аналитическая таблица (табл. 16).

 

Таблица 16 – Анализ ритмичности работы предприятия

Декада Выпуск продукции   Удельный вес, %   Засчитыва-ется выполнение плана
по плану по факту план факт
      30,5 18,2  
      35,3 26,7  
      34,2 55,1  
Итого          

 

Вывод: как видно из таблицы 16 в отчетном периоде организация работала неритмично. Удельный вес продукции, выпущенной в первой и во второй декадах, был ниже планового, соответственно на 12,3 и 8,6 процентных пункта. Но в третьей декаде он превысил запланированный уровень на 20,3 % пункта.

План выпуска продукции перевыполнен на 4,8%, но данное перевыполнение достигнуто за счет сверхпланового выпуска в третьей декаде, что отрицательно характеризует работу организации.

Для общей характеристики ритмичности следует рассчитать коэффициент ритмичности производства:

 

, (91)

где Q'план – объем, засчитываемый в выполнении плана по выпуску продукции;

Qплан – выпуск продукции по плану.

Пример,

1 декада: Кр = 0,62

2 декада: Кр = 0,79

3 декада: Кр = 1,00

За месяц: Кр = 0,81

В третьей декаде повышается напряженность работы, загрузка рабочих и т. д.

Неритмичная работа организации может быть вызвана следующими причинами:

- несвоевременная поставка материальных ресурсов;

- сверхнормативные простои;

- движение персонала активное (прибытие, выбытие);

- рост отпусков без сохранения заработной платы;

- организация производства (не верно рассчитаны заделы и др.);

- отсутствие контроля за выполнением плана.

В ходе анализа также отдельно изучается ритмичность отгрузки продукции, затем полученные результаты сравниваются с анализом расчетной дисциплины (то есть выявление должников).

Анализ ритмичности можно проводить по выпуску отчетного периода по сравнению с предыдущим.

 

 

2.2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.2.1 Анализ использования материальных ресурсов и состояние их запасов

Источниками информации для анализа являются:

- данные аналитического учета;

- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

- форма №5-3 «Отчет о затратах»;

- спецификации технологическому процессу (нормы запаса, нормы расхода);

- данные инвентаризации;

- договоры на поставку товарно-материальных ценностей.

Основные задачи анализа:

1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

2. Анализ производственных запасов.

3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

 

2.2.1.1 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

Для того чтобы провести анализ, необходима информация по расчетам отдельных видов материальных ресурсов, потребность в них. Направления потребности материальных ресурсов:

- производство;

- незавершенное производство;

- капитальный ремонт;

- эксплуатационные нужды;

- оснащение инструментов;

- материалы в запасы.

 

Мпр-воэксплуат.нуждыкап.ремонтнезав.пр-возапасыостаткимобил.рес-вввоз

 

При анализе проверяется: а) качество плана материально-технического обеспечения, проверку начинают с изучения норм и нормативов, которые лежат в основе расчета потребности материальных ресурсов, затем расчетную потребность в материалах соотносят с реальными потребностями производства и необходимыми запасами. Когда план материально-технического обеспечения проверен, следующим этапом проверяется; б) обеспеченность потребностей материальных ресурсов договорами. На этом этапе рассчитываются следующие коэффициенты:

- коэффициент согласования договоров на поставку

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.