Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва — 2003 2 страница




Второй тип пассивный-равнодушный-информирован-ный. Его представителям свойственна наивысшая (по выборке) пассивность в отношении экологических проблем на территории проживания, проявляющаяся в безразличии, недостаточном инте(ресе к проблеме влияния радиоактивного заражения на здоровье человека из(за ее «незначительности» или даже «надуманности». Экологическая ситуация оценивается ими либо как малоопасная для проживания (этот показатель самый низкий), либо как обычная («как везде»). Доминирующий аффективный фон актуального эко(логического сознания составляют нейтральные чувства (спокой(ствие, равнодушие, отсутствие тревоги). Респондентов названного типа отличает субъективно высокая, по их мнению, информирован(ность об экологической ситуации в регионе проживания, в облас(ти и стране в целом. Степень радиоактивного загрязнения регио(на оценивается ими как низкая и не вызывающая опасения для здоровья в будущем («экологическая ситуация обычная и достаточ(

но стабильная — изменение ситуации вряд ли произойдет»), отсут(ствует также стремление сменить местожительство. Данный тип актуального экологического сознания наиболее распространен в изучаемой выборке. В него вошло 33,8% респондентов, средний возраст которых составил 31,5 года (с преобладанием молодежи до 20 лет), имеющих среднее образование, не состоящих в браке и не имеющих детей.

Третий тип — активно-прагматичный-спокойный-низкоин-формированный. Он характеризуется относительно низкой тре(вогой за свое здоровье и здоровье близких людей. Его предста(вители практически не выделяют экологические проблемы среди других проблем, их отличает слабая, по их мнению, информиро(ванность об экологической обстановке в регионе, области прожи(вания. Наряду с этим они проявляют (или готовы проявлять) вы(сокую активность в отношении экологических проблем, участвуют (или готовы участвовать) в экологических мероприятиях, прежде всего из(за большой потребности пребывания на природе (про(ведение активного отдыха). Их отличает наибольшая среди выде(ленных групп респондентов готовность сменить местожитель(ство, они относительно оптимистично оценивают экологическую ситуацию в будущем. Данный тип составляет 25,5% всех опрошен(ных, в основном это мужчины со средним образованием (около 34 лет), имеющие семью и детей.

Четвертый тип — информированный-деятельностно-ори-ентированный-уверенный. В эту группу вошли респонденты, наиболее высоко оценивающие значимость экологических про(блем среди других аспектов жизни современного российского общества (экономических, политических, межнациональных, пра(вовых и т. п.). Они весьма высоко оценивают свою информирован(ность об экологической ситуации и степени радиоактивного загрязнения в регионе проживания, испытывают глубокий песси(мизм при оценке будущих изменений экологической ситуации, ожидая ее серьезного ухудшения. Характерной особенностью представителей данного типа является также высокая степень реальной и потенциальной активности(как субъектов экологиче(ского поведения), которая выражается в желании позитивного изменения экологической ситуации в регионе проживания, в том числе посредством собственного участия в мероприятиях по «оз(доровлению» экологии. Самая сильная по выборке привязанность жителей к «малой родине» проявляется в отсутствии у них жела(ния к переезду на другое местожительство. Этот тип представ(

лен 14,5% из числа опрошенных респондентов: здесь преоблада(ютженщины (значительная часть в возрасте менее 20 лет), не со(стоящие в браке и не имеющие детей, большинство с высшим (или незаконченным высшим) образованием.

Выделенные типы актуального экологического сознания лич(ности: «тревожный 3:-низкоинформированный-пассивный», «пассивный-равнодушный-информированный», «активно(праг(матичный-спокойный-низкоинформированный» и «информиро(ванный-деятельностно(ориентированный-уверенный» были со(отнесены с уровнем ихадаптированности к жизнедеятельности в условиях постоянного проживания на радиоактивно загрязненных территориях.

В качестве характеристики состояния и результата адаптаци(онных процессов личности в условиях постоянного проживания на радиоактивно загрязненных территориях было использовано по(нятие «качество жизни» [1; 9].

«Качество жизни» как показатель адаптированности

В данном исследовании «качество жизни» рассматривается как показатель уровня адаптированности человека к наиболее значи(мым сторонам жизнедеятельности. Этот показатель измерялся посредством оценки степени удовлетворенности личности сво(ей жизнью в целом и отдельными ее составляющими: материаль(ным и социальным положением, работой, отношениями в семье, с ближайшим социальным окружением (коллегами по работе и со(седями), качеством питания, медицинским обслуживанием, лич(ной безопасностью, экологией среды проживания, условиями отдыха и др.

В результате статистического анализа и обобщения данных были определены базовые компоненты восприятия и оценки индивидом качестважизни. Эмпирическая структура качестважизни, включала пять компонентов (факторов): 1) «экономическое благополучие» — имеет наибольший вес, в него в качестве ведущих вошли показате(ли удовлетворенности денежными доходами, работой, материаль(ным положением, успехом в делах, положением в обществе; 2) «семейное благополучие» — приоритетными здесь являются удовлетворенность отношениями в семье, сродственниками, сдру(зьями; 3) «экологическое благополучие» — включает показатели удовлетворенности экологией в районе проживания, медицинским обслуживанием, качеством питания, условиями отдыха и досуга;

4) «социально(психологическое благополучие» — более значимыми оказались показатели удовлетворенности такими аспектами жизне(деятельности, как отношения с соседями и с коллегами по работе;

5) «личная безопасность и комфортность условий жизни» — охваты(вает удовлетворенность личной безопасностью, наличием личного автотранспорта, жилищными условиями.

Исследованием установлено, что условия постоянного прожи(вания на экологически неблагоприятных (радиоактивно загряз(ненных) территориях существенно влияют на динамику факторов, образующих структуру оценки индивидом качества жизни. Они актуализируют наиболее значимые аспекты жизнедеятельности человека. В современныхсоциально(экономическихусловиях из(меняющегося российского общества экономическое благополу(чие наиболее важно для большинства жителей, и связывается оно с понятием общего успеха в жизни и самореализацией в ней. Вме(сте с тем, совокупность факторов, образующих эмпирическую структуру «качества жизни», свидетельствует также и о том, что наряду с приоритетом материального благосостояния, денежных доходов, работы, для жителей изучаемых территорий весьма ак(туальным аспектом жизнедеятельности выступает показатель экологического благополучия.

Выделенные типы актуального экологического сознания были соотнесены с уровнем адаптированности опрошенных жителей к жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях. Установлено, что низкая адаптированность (неадаптированные) наблюдается у представителей «тревожного-низкоинформирован(ного-пассивного»типа. В качестве объективных дезадаптирующих факторов в этом случае выступает наличие семьи и детей, и свя(занная с ними тревога за здоровье, а также возраст опрошенных жителей. Средний уровень адаптированности (частично адаптиро(ванные) характеризует респондентов, относящихся к «пассивному-равнодушному-информированному» типу. Он проявляется в удов(летворенности экологическими условиями проживания, порождает пассивную позицию, «уход» от экологических проблем, непринятие их какзначимых. Наиболее значимым дезадаптирующим фактором служит неудовлетворенность экономическими аспектами жизни из(за отсутствия материального достатка и низкого экономиче(ского благополучия. Для представителей же «активно(прагматич(ного-спокойного-низкоинформированного» типа актуального эко(логического сознания наиболее весомым вкладом в общую удовлетворенность качеством жизни служит высокий уровень со(

циально(психологического благополучия, так как эта сфера явля(ется наиболее значимой для данной группы людей. Высокий уро­вень адаптированности представителей «информированного-де(ятельностно(ориентированного-уверенного» типа связан, прежде всего, с их относительно высоким экономическим, материальным благополучием и привязанностью к родным местам, а также актив(ной жизненной позицией в отношении экологических проблем.

Исследование показало, что в условиях постоянного прожива(ния на экологически неблагоприятных территориях наблюдают(ся различные виды адаптации человека кэкологическим, изменя(ющимся социально(экономическим, социально(психологическим и другим социальным условиям жизни.

Заключение

16 лет, прошедшие после Чернобыльской катастрофы, не сни(зили актуальности изучения «социально(психологических послед(ствий радиационного воздействия» [11, с. 10]. Изменения, произошедшие в нашей стране в 90(е годы, новые социально(по(литические, социально(экономические, хозяйственные и другие условия, которые сложились в ходе преобразований нашего об(щества, требуют новых подходов к рассмотрению различных аспектов проблемы социально(психологической адаптации. Не(обходимость изучения сущности и последствий адаптации к не(благоприятным экологическим условиям, анализа социально(психологических процессов жизнедеятельности человека в условиях постоянного проживания на радиоактивно загрязненных территориях, выявления динамики социально(психологических феноменов, в том числе изменений отношения населения кэко(логическим условиям жизни и определила проведение данного исследования.

Литература

1. Баранова А.В., Хащенко В.А. Восприятие и оценка качества жизни молодежью в современном российском обществе//Ежегодник Рос(сийского психологического общества. Т. 9. Вып. 7. Психология и эко(номика. Труды 2(й Всероссийской конференции по экономической психологии (книга 1). — М. — Калуга, 2002. С. 328-330.

2. Бобнева М.И. Социальные и психологические аспекты культуры бе(зопасности ядерной отрасли. — М., 1996.

3. ВалитоваА.И. Социально(психологический анализ экологического сознания кадров государственного управления. Дисс.... канд. пси(хол. наук. — М., 1997.

4. Власова Т.В. Особенности ценностных ориентаций лиц, проживаю(щих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (возрастной аспект). Дисс.... канд. психол. наук. — М., 1995.

5. Журавлев А.Л. Программа интервью с жителями, длительно прожи(вающими на радиоактивно загрязненной территории (на примере г. Гомеля) // Методики социально(психологического исследования личности и малых групп. — М., 1995. С. 11-25.

6. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Отношение жителей к экологическим и экономическим условиям жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях//Динамика социально(психологических явлений в изменяющемся обществе. — М., 1996. С. 201-209.

7. Журавлев А.Л., Сумарокова В.А. Изучение социально(психологиче(ских процессов адаптации в условиях длительного проживания на загрязненныхтерриториях (Чернобыль в судьбе человека) //Черно(быльский след: психологические последствия Чернобыльской ката(строфы. — М., 1992. С. 88-96.

8. Журавлев А.Л., Хащенко В.А. Динамика экологического сознания населения России в связи с глобальными изменениями природной среды: программа социально(психологического исследования // Динамика социально(психологических явлений в изменяющемся обществе. — М., 1996. С. 209-214.

9. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Динамика качества жизни и структуры ценностей // Ценностное сознание личности в период преобразова(ния общества. — М., 1997. С. 64-69.

10. Служба социально(психологической помощи населению, пострадав(шему в радиационных авариях/Отв. ред. М.И. Бобнева. — М., 1995.

11. Чернобыльский след: социально(психологические процессы в пост(катастрофном обществе /Отв. ред. М.И.Бобнева. — М., 1992. Ч. 1. Ч.2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ПЕРИОД

ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Е.М. Храповицкая

В течение последних 50(ти лет нашего столетия процесс старе(ния населения в мировом масштабе развивается с такой стреми(тельностью и последовательностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики любого государства. В настоящее время пожилые и ста(рые люди стали третьей по значимости категорией населения; по(мимо этого, значительно увеличилась продолжительность жизни, и улучшилось здоровье стареющих людей в высокоразвитых странах.

Мировая психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старом возрасте лишь в последней трети XX века. Неразработан(ность вопросов геронтопсихологии стала серьезным препятстви(ем для создания целостной теории изменения и развития лично(сти в пространстве и времени всей ее жизни, для построения психологии развития как самостоятельной дисциплины. Помимо этого, для исследователей одной из первостепеннейших задач, требующих своего разрешения, является необходимость выделе(ния социальных и личностных факторов благополучного старения и старости (сохранение позитивной, хорошо организованной идентичности, социальной активности, уверенности в себе, уме(ние противостоять навязываемым мнениям и установкам, способ(ность к саморефлексии [2, с. 80]). «Человеку нужна долгая жизнь, насыщенная творческим или профессиональным трудом, соци(альным престижем, экономической независимостью, а недолгая жизнь вообще» [9, с. 44].

Исследования, в которых уделяется внимание как социальным, так и личностным факторам благополучного старения и старости проводились в основном зарубежными учеными(социологами [10-12]. Те немногочисленные работы отечественных психологов, с которыми мы имели возможность ознакомиться, предоставили нам неоценимую помощь в организации и проведении нашего исследования, направленного на выделение психологических со(ставляющих жизненного пути на поздних этапах онтогенеза (успешного или благоприятного / неуспешного или неблагопри(ятного протекания процессов старения).

Предполагаемое нами исследование опирается на следующие теоретико(методологические положения, выделенные Л. И. Анцы(феровой [2, с. 88]:

1. Социально(психическое развитие человека не ограничено какими(то определенными периодами его бытия, оно осущест(вляется на протяжении всей жизни.

2. В продолжение жизни человек не исчерпывает всех своих резервных возможностей, потенциала своего развития.

3. Психическое развитие человека настолько многомерно, мно(гоформно и многонаправленно, что практически невозможно вы(явить все его проявления, качества и возможности, они могут быть очерчены приблизительно.

4. Процесс развития отнюдь не сводится к одному поступатель(ному развитию, росту и повышению эффективности субъекта во всех областях его жизни. Развитие есть единство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных.

5. Одновременно со спадом психических возможностей про(исходит и их обогащение; инволюционные изменения сочетают(ся с новообразованиями прогрессивного характера, направлен(ными на преодоление деструктивных изменений в геронтогенезе.

6. В динамическую структуру развития могут включаться про(цессы, которые берут начало не на ранних этапах онтогенеза, а в более поздние периоды жизни человека. Новые линии развития порождает не возраст сам по себе, а богатство жизненного опы(та, глубина и полнота его осмысливания человеком в сочетании с масштабностью пережитых социально(исторических событий.

7. Личностно(психологическое развитие человека происходит разными темпами и достигает разного уровня в различных обла(стях социальной действительности. Соответственно соотноше(ние утрат и приобретений оказывается различным в разные пе(риоды старения человека.

8. Успешность личностного и социально(психологического развития во все периоды жизни (и особенно в поздние годы) за(висит от того, насколько он сам выступает субъектом, создателем условий своей жизни.

Исследуя психологические характеристики способа жизни в период поздней взрослости, мы опираемся на положения концеп(ции субъекта жизни (наиболее полно представленные в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой(Слав(ской, Л.И. Анцыферовой, В.В. Селиванова).

Основными психологическими факторами благополучного ста(рения, по нашему мнению, являются позитивное отношение к себе и способность личности регулировать, организовывать свой жиз(ненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, что есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жиз(ни. Неблагополучность протекания процессов старения определя(ется негативным самоотношением, неспособностью человека ре(гулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям. «Иначе говоря, некоторые ста(рые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве. Между тем качество отношения к себе играет важную роль в успешности и благополучии человека во все периоды его жизни, особенно же в поздние годы» [2, с. 87].

Вышеперечисленные психологические факторы (отношение к себе, способность регулировать и организовывать свой жизнен(ный путь), оказывая влияние на особенности жизненного пути лич(ности в поздний период онтогенеза, определяют различные типы протекания процессов старения у различных людей (индивиду(альные варианты старения).

Обобщив представленные в литературе [1; 3-6] различные типы протекания процессов старения, мы предприняли попытку описать некоторые признаки благополучного и неблагополучно(го процессов старения.

К признакам неблагополучного процесса старения относятся:

- регрессия: постоянное требование помощи;

- изоляция от окружающих;

- стремление вызвать интерес у окружающих;

- отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость, выража(ющиеся в манере одеваться, сексуальном поведении, проведе(нии досуга;

- отсутствие интереса к новому, погружение в воспоминания о прошлом, малоподвижность;

- недовольство состоянием окружающего мира, критика всех, кроме себя, стремление всех поучать и предъявление бесконеч(ных претензий;

- постоянное обвинение себя за действительные и мнимые упу(щенные возможности в прошлом;

- преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолиней(ность в своих поступках;

- стремление к «самообеспеченности», неохотное принятие помощи от других людей;

- стремление переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи;

- выраженное отчаяние при мысли о прогрессирующей утра(те сил плюс враждебное отношение к молодым людям;

- сильный страх смерти;

- избегание воспоминаний (отношение враждебности к себе);

- чувство одиночества и ненужности;

- отношение к смерти как избавлению от страданий;

- ощущение постоянной неудачливости и озабоченности тем, что может случиться;

- сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отри(цание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

К признакам благополучного процесса старения исследовате(ли относят:

- сохранение позитивной, хорошо организованной идентичности;

- сохранение социальной активности (участие в общественной жизни;

- уверенность в себе;

- умение противостоять навязываемым мнениям и установкам;

- способность к саморефлексии;

- занятие делами, на которые раньше не было времени: само(образование, отдых, развлечения;

- приложение своих сил в семье (применительно кженщинам);

- забота о собственном здоровье;

- хорошее настроение;

- отношение к смерти как к естественному событию;

- наличие реалистических планов на будущее;

- позитивное отношение к молодым людям;

- осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти.

Знания о характеристиках, закономерностях, движущих силах, механизмах, индивидуальных особенностях психического разви(тия и психического старения пожилых людей необходимы для со(здания оптимальныхусловий жизни людям разных возрастов, для оказания им социально(психологической помощи. Обращение к проблемам старения, создание внутренней готовности к достра(иванию собственной судьбы на поздних этапах жизни важно для каждого человека.

Поэтому значение характеристик, способов жизнедеятельно(сти пожилых людей вместе со всеми статическими данными по

демографическим изменениям и структуре населения являются необходимыми предпосылками для выполнения согласованной всесторонней политики в отношении к старому возрасту и специ(ально по различным группам.

Практическое и организационное применение важнейших вы(водов исследования позволит реализовать концепцию «позитив(ного» (успешного, благополучного) старения. В этой связи иссле(дования психологии старения приобретают общезначимый характер, что определяет целесообразность изучения социально(психологических проблем старения в целях оказания професси(ональной помощи пожилым людям.

Литература

1. Анцыферова Л.И Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологичес(кий журнал. 1996. №6. С. 60-71.

2. Анцыферова Л.И Психология старости: особенности развития лич(ности в период поздней взрослости // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №3. С. 86-99.

3. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3.

4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: Личность от молодости до старости. Учеб. пособие. — М., 1999.

6. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1997.

8. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: Моно(графия. — М. — Смоленск, 2000.

9. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 1999.

10. Baltes M.M., Baltes P.B The psychology of control and ageing. — New Jersey, 1986.

11. Neugarten B.L., Havinghurst K.J., Tobin S.S. The measurement of life Satisfaction // J. of Gerontology. 1961. V. 16. Р. 141.

12. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. — New Jersey, 1986.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ВЫДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ*

Е.А. Чудина

В психологии выделяются и рассматриваются различные виды зрелости: интеллектуальная, эмоциональная, социальная, нрав(ственная, личностная зрелость. Данная статья посвящена эмоци(ональной зрелости личности.

Понятие зрелости личности используется в возрастной психо(логии [4], психологии личности [1; 9; 16], консультационной пси(хологии и психотерапии [7; 10]. Разные исследователи включают различные характеристики в понятие зрелости в зависимости от своих теоретических представлений (подробнее см. [15]). Как правило, с понятием зрелости личности психологи связывают вы(сокий уровень психологического здоровья (Н. Мак(Вильямс) и ка(чество «хорошей», полноценной жизни (К. Роджерс) человека.

Мы рассматриваем эмоциональную зрелость как важную со(ставляющую личностной зрелости и полагаем, что ее определе(ние можно дать, учитывая следующие аспекты: возраст и эмоци(ональное развитие, эмоциональный, когнитивный, социальный и регулятивный аспекты [15].

Возраст и эмоциональное развитие. Маленькие дети испы(тывают сложности в саморегуляции; управлять собственными эмоциями им помогают их родители, особенно мать, которая иг( рает жизненно важную роль, помогая ребенку «интерпретировать его переживания, а также организовать и интернализовать их» (Panel, 1968; цит. по [5, с. 6]). Эмоциональное созревание проис(ходит постепенно и приобретается сравнительно поздно, поэто(му, говоря об эмоциональной зрелости, мы имеем в виду взрос(лого человека.

Эмоциональную зрелость можно представить как некий контину(ум, на одном полюсе которого находятся люди менее эмоциональ(но зрелые или эмоционально незрелые, а на другом обладающие большей эмоциональной зрелостью. Достижение эмоциональной зрелости и дальнейшее ее развитие это процесс, продолжающий(ся всю жизнь. Некоторые авторы [10; 11] описывают этапы или ста(дии эмоционального развития, на которых человек обретает опре(деленную степень эмоциональной зрелости.

Социальный аспект. Социальный аспект рассматривается с двух сторон. С одной стороны, общество и семья как транслятор

ценностей общества являются мощными силами в социализации эмоций и в развитии эмоциональной зрелости личности [3; 12]. С этой точки зрения, эмоционально зрелым можно назвать челове(ка, который усвоил и соблюдает нормы и ценности общества, в котором он живет, существующие в отношении эмоциональнос(ти. Тоже можно сказать и о культуральном аспекте. В разных куль(турах существовали и существуют разные правила, регламенти(рующие эмоциональную жизнь человека.

С другой стороны, определенные установки и ценности обще(ства по отношению к эмоциям могут оказывать негативное влия(ние на психологическое здоровье людей. П. Куттер [6] и Г. Крис(талл [5] пишут о современных тенденциях в отношении социума к эмоциям человека. В качестве основной выделяется репрессив(ное отношение общества к эмоциональности в целом, и к отдель(

ным эмоциям------в частности. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян

[13] считают, что в современной культуре существуют особые цен(ности и установки, способствующие росту общего количества пе(реживаемых отрицательных эмоций (тоски, страха, агрессии) и одновременно затрудняющие их психологическую переработку.

Таким образом, важным качеством эмоционально зрелой лич(ности является способность адекватно проявлять и выражать эмо(ции и чувства в различных социальных ситуациях, учитывая и об(щественные нормы выражения эмоций, и реальность самой ситуации, и собственное эмоциональное состояние.

Эмоциональный аспект. Зрелый, «полноценно функциониру(ющий человек» характеризуется как открытый эмоциональному опыту, положительным и отрицательным эмоциям; как принима(ющий собственные эмоции и чувства; как способный переживать эмоции различного диапазона, глубины и интенсивности (при этом эмоциональные переживания характеризуются ясностью и яркостью); как способный кэмпатии [10].

По отношению к сильным эмоциям зрелый человек остается устойчивым (эмоционально устойчивым); эмоции не оказывают разрушительных последствий на него, на других людей, или дея(тельность, которую человек осуществляет. Эмоционально зрелые личности способны переносить разнообразные эмоции с ощуще(нием безопасности, не пугаясь и не избегая определенных эмо(ций (например, страха или гнева).

Когнитивный аспект. Когнитивный аспект эмоциональной зрелости заключается в способности человека осознавать собст(венные чувства, причины, их вызвавшие, и смысл [6; 10], а также

умение вербализовать (называть и описывать) собственные эмо(циональные переживания (при этом человек способен использо(вать расширенный словарь эмоций).

Способность реалистически интерпретировать и оценивать ситуацию можно рассматривать как важную составляющую эмо(циональной зрелости, которая в том числе увеличивает способ(ность индивида переносить интенсивные эмоциональные пере(живания [5, с. 7].

Регулятивный аспект. Эмоционально зрелый человек является хозяином собственных эмоций и чувств, по словам К. Роджерса [10], владеет ими как частью собственного «Я». В качестве основной ха(рактеристики зрелой эмоции А.Ш. Тхостов и И.Г. Колымба [12] вы(двигают произвольность как возможность опосредованного управ(ления переживанием, проявлением и порождением эмоций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.