Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онравственном человеке 3 страница




Он отмечает, что эволюция представления ребенка о мире со(стоит в переходе от реализма к объективности, т.е. от слитности субъекта с объектом, от факта и его субъективной интерпретации, к их разграничению. Результатом диссоциации — разделения субъекта и объекта — является преодоление ребенком эгоцент(ризма и формирование объективного взгляда на мир. Ребенок начинает все более точно осознавать свое собственное положе(ние среди вещей. Ступени развития по направлению к объектив(ному восприятию мира — партиципация (сопричастие), анимизм (всеобщее одушевление), артификализм (интерпретация природ(ных явлений аналогично действиям человека).

Антропоморфизм или анимизм как потребность оживить нежи(вое — одна из особенностей детского мышления. Это свойство помогает ребенку понять сложные абстрактные понятия.

Эта проблема уходит своими корнями гораздо глубже — в про(блему приспособления организма к новому. Ведь, в принципе, вся наша жизнь и представляется тем, что мы постоянно погружаемся во все новые и новые структуры — ситуации, адаптируемся к ним психически и физически и впоследствии познаем их логически. И через осознание и понимание нового мы приобретаем опреде(ленные душевные качества в их абсолютном содержании. Оживить неживое для ребенка, это в первую очередь, мысленно предполо(жить, что неживое действует не через физическую причинность, а через психическую, что «жизнь» предметам и вещам задается не извне, с приложением внешней силы, а проистекает изнутри. Душа неживого для ребенка — это его функциональная полезность, про(являющаяся в какой(либо ситуации. Аналогично познается ребен(ком раннего возраста и внутреннее пространство человека: чело(век не сам по себе как я его мыслю, а человек живой, динамичный, источником движения которого является его внутренний стер(жень—душа. Неосознанный психический подтекст внешней, объ(ективной реальности пронизывает всю внутреннюю жизнь ребен(ка и является фундаментальной основой его мышления.

Детский антропоморфизм проявляется в стремлении детей каждой вещи дать свое название. Причем, как показывают опыты Пиаже, «название ни в коем случае не является произвольным» [5, с. 208]. Например, ложка, вилка, нож — суть одни и те же сто(ловые приборы для принятия пищи, но именно в слове ложка, за(ключено ее основное назначение: только ложкой можно наклады(вать пищу, точнее, ее положить; именно эта тонкость и легла в основу названия предмета. Таким образом, ребенок познает мир сущностей, который для нас является само собой разумеющим(ся. Причем он познает его с помощью дологической, интуитивной формы мыслительного процесса.

У ребенка формируется способность устанавливать соответ(ствие между своей точкой зрения и мнениями других людей по оп(ределенному предмету, вставать на чужую точку зрения, что оп(ределяется в системе Пиаже как реципрокность. Он переходит от оперирования абсолютными значениями своих представлений к относительным.

Речь ребенка детского возраста, по Пиаже, эгоцентрична. Это речь для себя, без стремления воздействовать на собеседника,

сообщить ему что(то. Он полагал, что с возрастом эгоцентричес(кая речь убывает, и к 7 годам исчезает полностью. Следует отме(тить, что это понятие вызвало серьезную критику со стороны Л.С. Выготского [1], В. Штерна [7] и др.

Основой децентрации является развитие детского интеллекта, осознание ребенком своего «Я», осуществляющееся под влияни(ем расширения сферы его социального взаимодействия с окружа(ющими. Поэтому главный фактор преодоления эгоцентрической позиции и перехода к объективной — социализация, или обрете(ние способности к взаимодействию, сотрудничеству с другими людьми.

Пиаже выделяет и основные характеристики детской логики: синкретизм, соположение, трансдукцию, нечувствительность к противоречиям и т. д.

Так, утверждается наличие в восприятии ребенка тенденции к созданию «глобальных схем целого», где элементы целого находят(ся в слишком тесной связи, «чтобы быть безнаказанно разъеди(ненными» [5]. Целостность восприятия мира ребенком, психичес(кий синтез в форме глобальных идей, существует изначально, «apriori». Это свойство детской мысли формировать представления в виде глобальных субъективных схем, Пиаже и называет синкре(тизмом.

Одной из особенностей данных глобальных схем является то, что они слабо адаптированы к действительности. Ведь адаптирован(ность предполагает возможность практического применения дан(ной идеи, когда идея вписывается в общий каркас ситуации. Ребе(нок этого сделать не может еще и потому, что это предполагает осуществление чисто логической и недоступной ребенку операции перехода от частного к обобщению, а от обобщения — к следую(щему частному. Ж. Пиаже и В. Штерн как раз продемонстрирова(ли эту особенность детского ума (трансдукцию): ребенок перехо(дит от частного к частному, минуя обобщенные посылы.

Интуитивность детского мышления, на наш взгляд, предопре(деляют следующие особенности интеллектуального развития ре(бенка:

1) собирательный характер глобальных схем(идей, где идея как бы «разбросана» по большому количеству типичных ситуаций;

2) детское мышление осознает эту идею путем сбора ее со(ставляющих элементов;

3) отличие логического синтеза от интуитивного в том, что в первом случае — это мысленное воссоединение сложного пред(

мета или явления из тех его элементов, которые были выявлены и познаны в процессе его анализа; во втором — анализа как тако(вого не происходит, так как ум ребенка еще не способен к логи(ческому анализу; поэтому интуитивный синтез — это, прежде все(го, видение (или интуитивное постижение) идеи.

Можно предположить, что ребенок мыслит и осознает идею постепенно, путем видения элементов идеи в конкретных ситуа(циях. Он как бы конкретизирует и адаптирует идею к ситуациям, в которых она проявляется. Вследствие этого ребенок и перехо(дит от частного к частному. Весь смысл в том, чтобы определить характер этого частного, найти нечто общее во всехувиденных ре(бенком ситуациях. Ребенок видит идею в фактах, взрослый изу(чает факты и конструирует идею.

Важной особенностью детской мысли, касающейся, в частно(сти, детских понятий, является схематизм детских суждений. Ж. Пиаже приводит пример заданного детям 7-8 лет вопроса, яв(ляются ли те или иные предметы живыми, или обладают какой(либо силой. В итоге он приходит к выводу, что детьми выделяют(ся два компонента, определяющих понятие жизни: «собственное движение» и «полезная деятельность». В чем же заключается дан(ный схематизм? Пиаже отмечает: «...Переживая одну за другой перипетии умственного опыта, ребенок попутно открывает фак(ты, заставляющие его заменить одни определения другими, вне(сти поправки в свои предпосылки, так что эти факты совершенно меняют данное понятие, в зависимости от пути, который был про(делан для того, чтобы его достичь. Это, впрочем, прямое след(ствие схематизма детских суждений» [5, с. 262].

Пиаже указывает на соположение элементов в рассуждениях детей вместо их синтеза, что является особенностью синкретиз(ма детского мышления. Ребенок просто перечисляет отдельные признаки явления, казалось бы, не связанные между собой и раз(нородные по своему характеру, но не интерферирует их; если он понял (увидел), что жизнь — это движение в одной ситуации, то в другой ситуации он будет видеть жизнь не как движение, а как по(лезную деятельность. Т.е. в каждой конкретной ситуации усмат(ривается нечто определенное. Пиаже отмечает, что у взрослого человека идею жизни составляют те же компоненты, что и у ре(бенка, ноу взрослого эти компоненты располагаются иерархиче(ски, в силу имеющегося у него прошлого опыта в форме знаний. У детей этот опыт отсутствует; им опереться не на что, и только сила их воображения активизирует бессознательное, в котором

и представлены ситуации с компонентами, составляющими идею. Поэтому ребенок перечисляет то, что представляется в его вооб(ражении.

В мышлении ребенка большую роль играют ассоциативные ме(ханизмы. Ассоциативное мышление детей носит наглядно(образ(ный характер и отличается тем, что ребенок, ассоциируя, опира(ется на складывающиеся в воображении образы, картинки. Он видит мир в его чувственных признаках, отличительных чертах, ко(торые служат «сырым материалом» для ассоциативной цепочки.

Ассоциативное мышление ситуативно: признаки, по которым объединяются два разнообразных понятия, могут варьироваться в зависимости от смысла ситуации.

Детский ассоцианизм является процессом интеллектуальным, так как с его помощью ребенок познает мир; раскрывает для себя функциональную полезность объектов; выводит новое значение из предыдущего; из разрозненных элементов создает целостные ситуативные структуры. Все элементы ассоциативного поля тес(но связаны между собой. Но, как отмечал Ж. Пиаже, это не явля(ется логическим синтезом, предполагающим воссоздание цело(го, через первоначальное познание его частей. Ребенок видит целое изначально в своем воображении "— это некий интуитив(ный синтез.

Анализ особенностей детского ассоцианизма позволяет пред(положить, что он выступает в качестве одного из проявлений ин(туитивного мышления. Основанием для этого служит то, что:

1) ассоциация у ребенка возникает уже в дологический пери(од развития;

2) интуиция и ассоциация ориентированы на построение целостных структур;

3) интуиция, как было установлено ранее, действует опосре(дованно, через сознание и логическое мышление ребенка. Нераз(витость детской логики компенсируется наглядно(образным от(ражением мира, поэтому воображение ребенка служит «рабочим полем» для ассоциативно(интуитивных структур;

4) интуиция придает направленность всему ходу мышления, ассоциация также характеризуется направленностью.

В русле структурной психологии, а также в работах Ж. Пиаже, В. Штерна и других ученых, выделяется такая особенность детско(го поведения в игровой деятельности, как отсутствие зависимо(сти между различными действиями. К. Коффка пишет: «...В то вре(мя как мир взрослого по тому же принципу, по которому он

отличается от детского мира, стремится ктому, чтобы охватить це(лое, так что зависимость отдельных действий друг от друга все больше и больше исчезает, в мире ребенка это обстоит иначе. Ре(бенок может быть сегодня угольщиком, завтра солдатом, он мо(жет носиться с куском дерева и тотчас после этого бросить его в огонь; различные действия не сталкиваются между собой, пото(му что между ними нет никакой зависимости, так же как и наши игры не связаны между собой. У нас образуется прочная зависи(мость только вследствие того, что наша жизнь вне игры домини(рует, у ребенка это преобладание должно еще постепенно выра(ботаться, первоначально оно не существует...» (цит. по [5, с. 230]).

Эта отмеченная особенность детского поведения имеет следу(ющее значение: из(за отсутствия знания и, следовательно, опре(деленных установок при знакомстве с миром, ребенок использует один и тот же предмет в совершенно разных ситуациях по(иному. Языком гештальта, образуя все новые структуры вокруг одного предмета, ребенок познает его функциональные особенности с разных точек зрения. Эта детская спонтанность служит важной особенностью интуитивного компонента мышления ребенка.

Как воспринимает мир взрослый? Каждый предмет у него за(нимает свое место в общей картине мира: чайник — чтобы нагреть воды и пить чай; полено — для топки печи; окно — чтобы смотреть на улицу и т. д. Взрослому человеку никогда не придет в голову использовать окно в качестве телевизора, полено — в качестве грудного ребенка. Это под силу только мышлению ребенка. Ведь именно игра является для ребенка развитием познавательной, творческой способности ума. Жизнь взрослого, реальная жизнь — это получение знаний, усвоение правил, запоминание усвоен(ного. Это постоянная загнанность в рамки логически допустимо(го и, следовательно, единственно истинного. Для ребенка игра — это свобода действия, это та особая реальность, в которой про(является в полной мере интуитивный компонент детского мыш(ления. Ребенок в игровой деятельности осуществляет основную функцию своего ума — самостоятельное познание без ограниче(ний и рамок, где один и тот же предмет для него вступает во все новые и новые связи, образуя тем самым огромное разнообразие структур.

Таким образом, у ребенка существует две реальности — игро(вая и объективная. Реальная жизнь —это жизнь поправилам, при(думанным обществом, это рамки, в которые ребенок должен втис(нуть свое сознание и научиться жить по этим правилам. Игра для

ребенка — это правила, придуманные им самим. Это психичес(кая реальность для детской внутренней жизни. Игра — это глав(ная сфера проявления и жизнедеятельности детских душ. В игре ярко отражается безустановочность детского восприятия и мы(шления и, как следствие, способность детского ума познавать различные аспекты мира в их разнообразии.

Заслуга Пиаже состоит в исследовании особенностей разных стадий интеллектуального развития ребенка. Он выделяет 3 боль(ших периода, характеризующихся своеобразием существующих структур:

1) сенсомоторные структуры (действия, выполняемые матери(ально и последовательно);

2) структуры конкретных операций (действия, выполняемые в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные);

3) формальные операции (появление формальной логики, ги(потетико(дедуктивного рассуждения).

Развитие — последовательный переход от одной стадии к дру(гой [5].

Что касается интересующего нас возраста — 6-7 лет, то Пиа(же относит его к периоду «резентативного интеллекта и конкрет(ных операций», кподпериоду —«предоператорный интеллект», к стадии — «интуитивное мышление, опирающееся на более рас(члененные представления» (цит. по [15, с. 175]).

На основе вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы.

1. Детское мышление носит преимущественно дологический характер, значительную роль играют интуитивные компоненты мышления.

2. Мышление ребенка протекает в режиме понимания нового в контексте уже знакомого.

3. Мышление ребенка носит наглядно(образный характер, и интуитивные аспекты опосредованы образными представления(ми детей.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6(ти т. — М., 1982.

2. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем возрасте. — М., 1963.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2(х т. — М., 1986.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1995.

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

6. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.

7. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — Пг., 1922.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИНТУИЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.