Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты 1 страница




Методы

Впсихоаналитической литературе (например, [7]) людей, ко(торые используют преимущественно зрелые защиты испособы переработки эмоций, определяют как более эмоционально илич(ностно зрелых. Кчислу зрелых механизмов защит относят раци(онализацию, смещение, идентификацию, сублимацию идр. Как признак зрелости рассматривается эмоциональная гибкость —использование разнообразных защит в зависимости от обстоя(тельств [8].

Регулятивный аспект контроля также включает экспрессивную составляющую, которая объединяет в себе два качества. Первое

способность человека проявлять и выражать свои эмоциональ(ные переживания в мимике, пантомимике, движении, интонации голоса, второе умение сдерживать проявление эмоций в непод(ходящих для этого ситуациях.

Важной характеристикой эмоциональной зрелости личности является принятие ответственности за свои чувства и за способ их переработки и выражения. При этом эмоционально зрелый че(ловек осознает и собственную свободу. Перед человеком всегда есть выбор: проявлять или нет свои эмоции, в какой форме это делать, сейчас или потом и т. д.

Определение эмоциональной зрелости. На основе рассмо(тренных аспектов мы даем предварительное определение эмоци(ональной зрелости личности. Эмоциональная зрелость личности

это определенный уровень развития личности взрослого чело(века, который характеризуется открытостью эмоциональному опы(ту, осознанием собственных чувств и принятием за них ответствен(ности, развитой эмоциональной сферой и эмоциональной

устойчивостью, способностью адекватно ситуации проявлять и выражать эмоции и чувства, а также способностью гибко и творче(ски обходится с собственными эмоциональными переживаниями.

Критерии эмоциональной зрелости. «Критерий признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего(либо; мерило суждения, оценки» [2, с. 1336]. Выделение критериев какого(либо психологического феномена, точно так же, как и описание его характеристик, тесно связано с теоретическими представлениями и научными подходами, в рам(ках которых психологи проводят собственные исследования [14].

Мы планируем создать имплицитную концепцию эмоциональ(ной зрелости личности на основе опроса современных отечест(венных психологов и психотерапевтов по вопросу об эмоциональ(ной зрелости. Данные специалисты рассматриваются нами как эксперты, которые целью своей работы ставят помощь человеку в разрешении его психологических, в том числе эмоциональных, проблем, и достижение большей личностной и эмоциональной зрелости.

В качестве предварительных критериев эмоциональной зре­лости личности можно выделить следующие ее признаки:

1. Чувствительность, открытость эмоциональному опыту.

2. Осознанность.

3. Адекватность проявления и выражения чувств (соответствие внешней ситуации, внутреннему состоянию).

4. Психологическое благополучие (уверенность в себе, удовле(творенность жизнью, отсутствие психосоматических симптомов).

5. Зрелые способы переработки эмоций (сублимация, юмор, творчество).

6. Произвольность (умение управлять собственными эмоцио(нальными переживаниями и собственным поведением).

Литература

1. Абульханова(Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

2. Большая советская энциклопедия. 3(е изд. Т. 13. — М., 1973.

3. Изард К. Психология эмоций. — СПб., 1999. С. 30.

4. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2002.

5. Кристал Г. Аффективная толерантность//Журнал практической пси(хологии и психоанализа. М., 2001. № 3. Сентябрь.

6. Кутер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страс(тей. — М., 1998.

7. Мак(ВильямсН. Психоаналитическая диагностика. Понимание струк(туры личности в клиническом процессе. — М., 2001.

8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — Спб., 2001.

9. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса кон(троля личности // Психологический журнал. 1998. № 4. С. 3-12.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

11. Тхостов А.Ш., КолымбаИ.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3-14.

12. Тхостов А.Ш., КолымбаИ.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологичес(кий и патопсихологический аспекты. Ч. 1. // Психологический жур(нал. 1998. Т. 19. №4. С. 41-48.

13. ХолмогороваА.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здо(ровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-74.

14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск, 1997.

15. Чудина Е.А. К вопросу об эмоциональной зрелости // Сб.тезисов конф. «Психология: современные направления междисциплинарных исследований». 7-8 октября 2002 г. — М., 2002. (в печати)

16. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА ЛЮДЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

О. В. Шотаева

«Человекживет и привязывается невидимыми нитями клюдям, которые его окружают. Наступает разлука, нити натягиваются и рвутся как струны скрипки, издавая унылые звуки. И каждый раз, когда нити обрываются у сердца, человек испытывает самую ос(трую боль» (Р.Н. Гюнтекин «Королек — птичка певчая»).

«Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночест(ва страшнее всего одиночество душевное... Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжный, отверженный или недужный, — обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души...» (О. Бальзак «Страдания изобретателя»).

В приведенных отрывках художественных произведений авто(ры говорят на первый взгляд об одном — об одиночестве. И все(таки в них отражены важные, но отличные тенденции в понимании самого феномена одиночества. Несмотря на существующую не(однозначность в трактовке понятия, большинство исследователей едины в понимании того, что физическая изолированность чело(века не всегда соседствует с одиночеством. Руководствуясь этой аксиомой, мы в качестве исходной модели феномена выделяем два определяющих момента:

первый — одиночество как объективная изолированность,

второй — собственно одиночество, как субъективное пережи(вание.

Если первое случается под действием неких объективных причин разного рода, в результате чего уменьшается количество социаль(ных взаимосвязей, то чувство одиночества связано с субъективным переживанием изоляции, независимо от доступности общества дру(гих людей. Чувство одиночества возникает и существует на фоне наблюдаемой включенности человека в разнообразные межлично(стные отношения. Особенности современной жизни (безработица, социальное расслоение, отсутствие привязанности и т. п.) способ(ствуют распространению одиночества по типу «социальной изоля(ции» [1]. Более того, некоторые исследователи [3] прогнозируют рост этого типа одиночества в огромных масштабах. Тем не менее, цель нашего исследования — изучить особенности переживания чувства одиночества людьми разного возраста.

Расхожее мнение о якобы выраженном стремлении молодых людей к свободе и независимости послужило поводом для про(верки первой гипотезы. Мы ожидали, что с возрастом растет ко(личество признаний людей в том, что они чаще переживают чув(ство одиночества. Более того, мы ожидали, что интенсивность переживаний также увеличивается.

Во второй гипотезе предполагалось, что доминированиехро- нического характера переживаний наблюдается в старших воз(растных группах по сравнению с молодыми людьми, одиночест(во которых носит ситуативный характер. Мы, как и некоторые другие исследователи [4; 5], склонны полагать, что чувство оди(ночества в большинстве своем сопровождается симптомами пси(хического расстройства, в отличие от состояния уединенности или изолированности. Соответственно, мы ожидали, что репре(зентации одиночества в сознании людей его испытывающих, име(ют в основном негативный характер. Причем в представлениях об одиночестве доминируютхарактеристики эмоционального плана, однако с возрастом повышается значимость признаков, описыва(ющих черты характера «одинокого».

Формулируя третью гипотезу, мы исходили из того, что субъ(ективные объяснения причин одиночества неизбежно влияют на характер переживаний [2]. Мы ожидали, что затянувшееся одино(чество переживается человеком как чувство отчужденности и свя(зывается с чертами характера «одинокого человека». Ситуативное же одиночество есть результат действия изменчивых факторов среды или поведения индивида. Наконец, известно, что способ(ность развивать и поддерживать отношения с другими людьми уже сама по себе может считаться индексом психического здоровья. Однако еще более важной детерминантой психологического бла(гополучия, очевидно, является субъективная удовлетворенность людей их социальными взаимоотношениями. Мы предположили, что люди, испытывающие чувство одиночества, как правило, не удовлетворены существующими социальными связями. Причем, если для молодых людей периода ранней взрослости наиболее значимы отношения с возлюбленными (интимные отношения) и профессиональные связи, то с возрастом растет значимость се(мейных отношений. Кроме того, качественный аспект дружеских отношений более важен, чем количественная оценка в любом воз(расте (косвенно это указывало бы на то, что состояние изолирован(ности или уединенности не всегда сопровождается чувством оди(ночества).

Методика

В исследовании участвовали 118 человек, показавшие хотя бы незначительное снижение настроения (ниже 50 баллов) по шкале сниженного настроения — субдепрессии. Из них: 67 — женщины и 51 — мужчины. Возраст респонедентов — от 19 до 67 лет. Обозна(чены три возрастные группы — 19-27 лет, 32-48 лет и 50-67 лет.

Измерение переживаемого респондентами чувства одиночест(ва (или отсутствие такового) осуществлялось с помощью восьми(мерной шкалы одиночества Нью(Йоркского университета (NYU).

Характер переживаемого респондентами одиночества анали(зировался с помощью опросника одиночества, разработанного Джеффри И. Янгом.

Репрезентации одиночества в сознании людей изучались ме(тодом ассоциативного эксперимента. Кроме того, были исполь(зованы возможности Тематического апперцептивного теста (ТАТ) в целях изучения значимости темы одиночества для респонден(тов, их отношения к нему (эмоциональный и когнитивный фон), субъективных причин одиночества, стратегий выхода из ситуаций одиночества.

Письменные опросы с последующей обработкой данных приме(нялись с целью анализа причин, с которыми респонденты связы(вают свое одиночество, а также удовлетворенности различными типами социальных взаимоотношений. Статистическая обработка результатов проведена с применением коэффициента корреляции Пирсона и однофакторного дисперсионного анализа (Н(критерий Крускала(Уоллиса).

Анализ результатов

1. Сопоставление оценок чувства одиночества респондентами разных возрастных групп

Чувствуют себя одинокими «часто» или «иногда» — 43% и 34% 19-27(летних молодых людей соответственно, 62% и 25% 32-48(летних людей соответственно, 13% и 42% 50-67(летних людей соответственно.

Не испытывают чувство одиночества — 23% 19-27(летних, 13% 32-48(летних и 45% 50-67(летних респондентов.

Анализ выраженности чувства одиночества у респондентов разных возрастных групп. Чувство одиночества респондентов в группе 32-48(летних людей (М=26,7) более выражено, чем в

группе 19-27(летних (М=20,8). В старшей возрастной группе (М=13,3) чувство одиночества слабее одиночества «молодых» (Н «126,4, р< 0,05).

2. Изучение характера переживаемого человеком одиночества и сопоставление полученных данных с показателем интенсивно(сти переживаний респондентов в трех возрастных группах

Таблица 1. Сравнение характера переживаемого одиночества в 3(х

возрастных группах

19-27 лет 32-48 лет 50-67 лет
Хронически одинокие Ситуативно-одинокие Хронически одинокие Ситуативно-одинокие Хронически одинокие Ситуативно-одинокие
47% М=42,9 53% М=27,9 61% М=46,6 39% М=29,4 32% М=42,5 68% М=28

Среди 32-48(летних респондентов больше хронически одино(ких людей, чем среди 19-27(летних молодых людей. В группе 50-67(летних доминируют респонденты, переживающие ситуативное одиночество.

При сопоставлении характера переживаемого одиночества с интенсивностью переживаний получена значимая связь этих по(казателей для респондентов всех трех возрастных групп (r=0.46, r=0.51,r=0.37).

3. Анализ репрезентаций одиночества в сознании людей Получены наиболее общие признаки человека, испытывающе(

го чувство одиночества: «пассивный» (0,55), «несчастный» (0,54), «депрессивный» (0,52), «нелюбимый» (0,47), «несексуальный» (0,47), «закомплексованный» (0,45), «бедный» (0,43), «неинтерес(ный» (0,38), «больной» (0,38), «некрасивый» (0,28), «недобрый» (0,28).

В трех возрастных группах респонденты значимо не различа(лись по характеру ассоциативных признаков.

4. Анализ субъективных причин одиночества в трех возрастных группах

В возрастной группе 19-27 лет для хронически одиноких мо(лодых людей наиболее значимыми оказались следующие факто(ры: «я никому не нужен», «никто меня не понимает», «отсутствие любимого человека», «определенные черты характера». Среднюю

Таблица 2. Сравнение причин одиночества у хронически и ситуативно(одиноких респондентов в 3(х возрастных группах

 

Возможные причины одиночества 19-27 лет 32-48 лет 50-67 лет
Хрон.од. Сит.од. Хрон.од. Сит.од. Хрон.од. Сит.од.
1. Отсутствие близких друзей 6,5   5,5     3,5
2. Пребывание вдали от семьи            
и друзей 2,5       - -
3. Разрыв отношений с любимым            
человеком     2,5 3,5    
4. Отсутствие любимого человека     2,5      
5. «Я никому не нужен» 9,5   6,5      
6. Болезни или другие осложнения   - 2,5 -    
7. «Никто меня не понимает» 8,5         1,5
8. «Я не такой как все»   - 4,5      
9. Определенные черты характера   3,5   1,5 4,5  
10. Возраст - - -   1,5 -
11. Другие причины 1,5   2,5

позицию заняли факторы: «разрыв отношений с любимым чело(веком» и «болезни или другие осложнения». Малозначим фактор «я не такой, как все». Для ситуативно(одиноких молодых людей на(иболее значимы факторы: «разрыв отношений с любимым чело(веком» и «отсутствие отношений с любимым человеком», «пребы(вание вдали от семьи и друзей». Среднюю позицию занимают факторы: «отсутствие близкого друга» и «я никому не нужен». Ма(лозначимы факторы: «никто не понимает меня», «определенные черты характера».

В группе 32-48(летних респондентов для хронически одиноких наиболее значимы следующие факторы: «никто не понимает меня», «я никому не нужен», «отсутствие близкого друга». Менее значимы факторы: «я не такой как все», «определенные черты характера». Малозначимы факторы: «отсутствие любимого человека» и «болез(ни или другие осложнения», «пребывание вдали от семьи и друзей». Для ситуативно(одиноких наиболее значимы факторы: «никто не понимает меня» и «разрыв отношений с любимым человеком». Среднюю позицию занимают факторы: «отсутствие близкого дру(га», «отсутствие любимого человека», «я никому не нужен». Мало значимы «определенные черты характера», «пребывание вдали от семьи и друзей», «я не такой как все» и «возраст».

В группе 50-67(летних респондентов для хронически одиноких наиболее значимы факторы: «отсутствие любимого человека», «отсутствие близкого друга», «болезни или другие осложнения». Средне значимы факторы: «определенные черты характера» и «я никому не нужен». Мало значимы факторы: «никто не понимает меня» и «возраст». Для ситуативно(одиноких наиболее значимы факторы: «болезни или другие осложнения», «отсутствие близкого друга», «разрыв отношений с любимым человеком». Среднюю позицию занимают факторы: «отсутствие любимого человека» и «определенные черты характера». Мало значимы факторы: «никто меня не понимает», «я не такой, как все» и «я никому не нужен».

5. Сопоставление удовлетворенности различными типами со(циальных взаимоотношений одиноких и не одиноких респонден(тов 3(х возрастных групп

Таблица 3. Теснота связи чувства одиночества с уровнем удовлетво(

ренности (неудовлетворенности) различными типами социальных

взаимоотношений в 3(х возрастных группах

Тип социальных отношений 19-27 лет 32-48 лет 50-67 лет
с друзьями количество качество 0,36 0,4 0,32 0,62 0,37 0,5
с семьей 0,15 0,58 0,3
с возлюбленными (интимные) 0,56 0,3 0,6
профессиональные 0,28 0,4 0,38
жизненная ситуация в целом 0,5 0,75 0,32

Данные свидетельствуют о том, что «одинокие» менее, чем «не одинокие», удовлетворены своей «жизненной ситуацией» (r1=0.47, r2=0.21), количеством дружеских связей (r1=0.26, r2=0.16), качест(вом дружеских связей (r1=0.6, r2=0.32), отношением с возлюблен(ными (r1=0.48, r2=0.27), профессиональными отношениями (r1=0.3, r2=0.26).

Чувство одиночества 19-27(летних респондентов наиболее тес(но связано с уровнем удовлетворенности отношениями с возлюб(ленными (интимные отношения), а также отношениями с друзьями.

Чувство одиночества 32-48(летних молодых людей наиболее тесно связано с уровнем удовлетворенности качеством дружеских связей, а также семейными отношениями. Менее значимы показа(тели удовлетворенности профессиональными отношениями.

Чувство одиночества 50-67(летних респондентов наиболее тесно связано с уровнем удовлетворенности отношениями с воз(любленными, а также качеством дружеских связей. Менее значим показатель удовлетворенности профессиональными отношени(ями и количеством дружеских связей.

Обсуждение результатов

В нашей работе мы подошли к пониманию одиночества как к субъективно переживаемому чувству, отличному от состояния уе(диненности или объективной изолированности. Одиночество как объективное состояние изолированности нами специально не рассматривалось, тем не менее, некоторые частные выводы, по(лученные из анализа эмпирических данных, в известной мере сви(детельствуют о не тождественности обозначенных явлений. В ра(боте мы постарались показать, как связано чувство одиночества людей разного возраста с некоторыми социально(психологиче(скими факторами.

Изначально, ориентируясь на стремление молодых людей к независимости, мы предполагали, что они должны чувствовать себя менее одинокими, чем люди более старшего возраста. По(лученные результаты свидетельствуют о том, что люди старшего возраста (от 50 до 67 лет) менее склонны чувствовать себя оди(нокими, чем респонденты репродуктивного возраста (от 19 до 27 лет). По количеству полученных оценок наиболее «часто» ощуща(ют себя одинокими люди в возрасте от 32 до 48 лет. Кроме того, интенсивность переживаний респондентов этой возрастной груп(пы значительнее, чем 19-27(летних молодых людей. Отметим, что в рассказах ТАТ некоторые респонденты 50-67 лет склонны отри(цать значимость темы «одиночества»; возможно, подобное отри(цание связано с потребностью людей этого возраста в независи(мости. Хронический характер чувства одиночества, линейно связанный с интенсивностью переживаний, — наиболее характе(рен для 32-48(летних людей, при том, что количество хроничес(ки одиноких людей значительно и в группе 19-27(летних респон(дентов. В старшем возрасте (от 50 до 67 лет) большая часть респондентов переживает ситуативное одиночество.

Отмечаемая многими исследователями болезненность этого чувства находит свое выражение в репрезентациях одиночества в сознании людей, которые имеют негативный оттенок. Относи(тельно нейтральные ассоциации встречаются среди ситуативно(одиноких людей (менее одиноких). (В рассказах ТАТ хронически одиноких респондентов герои испытывают отрицательные эмо(ции—такие, как «депрессия», «печаль», «горечь», «раздражение», «гнев» и другие.) Основную смысловую нагрузку в репрезентаци(ях чувства несут характеристики эмоционального фона, в том чис(ле связанные с межличностными взаимоотношениями.

Хронически одинокие респонденты репродуктивного возраста переживают одиночество в виде негативно окрашенного чувства отчужденности. При этом, если молодые люди 19-27 лет соотно(сят свое одиночество с отсутствием любимого человека, то 32-48(летние респонденты — в большей степени с чертами характера. Для них, равно как и для первых, характерно соотносить одиноче(ство с отсутствием близкого друга. Ситуативно(одинокие респон(денты связывают одиночество с отсутствием привязанностей, что характерно и для хронически одиноких людей группы 50-67 лет.

Если гипотетически допустить, что ситуативное одиночество предваряетхроническое, то логично предположить, что одиночество затягивается в результате того, что не происходит желаемых изме(нений в системе социальных ролей человека. По мере развития хро(нического одиночества человек проявляет склонность соотносить одиночество с чертами характера. Подобное самообвинение выли(вается в депрессию. Однако заметим, что некоторые хронически одинокие люди в рассказах ТАТ демонстрируют «раздражение» и «гнев» по поводу «непонимания», «недооценки» их окружающими.

Мы уже отмечали, что «одинокие» люди любого возраста демон(стрируютзначимостьвзаимоотношений сокружающими. Одинокие молодые люди репродуктивного возраста демонстрируют неудов(летворенностьжизненной ситуацией в целом, что не характерно для 50-67(летних одиноких респондентов. Мы ожидали, что к чувству одиночества людей разного возраста может приводить дефицит некоторых типов отношений. Анализ показал, что отчуждение 19-27(летних молодыхлюдей связано с неудовлетворенностью их отноше(ниями с возлюбленными, 32-48(летних — с неудовлетворенностью семейными отношениями. Люди старшего возраста (50-67 лет) обеспокоены отсутствием привязанностей в их отношениях с воз(любленными. Чувство одиночества в любом возрасте связано с удов(летворенностью (неудовлетворенностью) отношениями с друзьями.

Выводы

1. Чувство одиночества не является характеристикой возрас(та как такового.

2. Выраженность чувства одиночества, характер переживаний, субъективная оценка причин одиночества, а также субъективная удовлетворенность социальными взаимоотношениями - сущест(венные ориентиры для изучения чувства одиночества людей раз(ного возраста.

3. Хронически одинокие молодые люди 19-27 лет переживают одиночество в виде негативно окрашенного чувства отчуждения, связанного с неудовлетворенной потребностью в тесных взаимо(отношениях с возлюбленными.

4. Хронически одинокие люди 32-48 лет переживают одиноче(ство в виде негативно окрашенного чувства отчуждения, связан(ного с их неудовлетворенностью отношениями с семьей.

5. Хронически одинокие люди старшего возраста — 50-67(лет(ние — переживают чувство одиночества по причине отсутствия привязанностей и демонстрируют значимость отношений с воз(любленными.

6. Хронически одинокие люди, испытывающие эмоции депрес(сивного спектра, демонстрируют склонность к самообвинению.

7. Ситуативно(одинокие люди соотносят свое одиночество с изменениями в их системе социальных ролей, таких, как преры(вание отношений с друзьями, любимыми, отсутствие таковых.

8. Одинокие люди демонстрируют значимостьудовлетворения потребностей в дружеских взаимоотношениях, особенно их каче(ства, для возникновения и развития чувства одиночества.

Литература

1. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / Ред.: И.Е. Покровского. — М., 1989. С. 114-128.

2. Рубинстайн К., ШейверФ. Одиночество в двух городах Северо(Вос(тока//Психологический журнал. 1989 Т. 10.

3. СадлерУ., Джонсон Т. От одиночества — к аномии //Лабиринты оди(ночества/ Ред.: И.Е. Покровского. — М., 1989. С. 21-51.

4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — СПб., 2002.

5. ЯнгДж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение//Лабиринты одиночества / Ред. И.Е. Покровского. — М., 1989. С. 552-592.

МАСКУЛИННОСТЬ

КАК ФАКТОР АДАПТИВНОСТИ СПОРТСМЕНА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.А. Будневская

Гендерная психология и психология пола приобретают особую важность в контексте решения различных задач во многих облас(тях практики.

Проблема «пола» занимала ученых с самых древних времен. Уже в мифологической и религиозной символике отражено различие двух начал: мужского и женского (инь-янь, четное-нечетное и т. д.). Двуполость (или андрогиния в современной терминологии) описы(валась как мировая, надчеловеческая, надындивидуальная косми(ческая сила. Согласно Киросу, «каждая сущность содержит в себе какженскую, так и мужскую энергии, и для каждой сущности харак(терно проявлять в большей степени либо женскую, либо мужскую энергии» (цит. по [4, с. 39]). В учении Платона возникновение про(блемы пола соотносилось с разрывом в первоначальной единой и могучей человеческой природе, распадением индивидуальности на две половины. Владимир Соловьев пишет, что «истинный чело(век в полноте своей идеальной личности, очевидно должен быть высшим единством женской и мужской индивидуальности» (цит. по [5, c. 41]). В процессе исторического развития взгляд на эту про(блему изменяется: человек начинает рассматриваться и как био(логический индивид, и как уникальная личность с особым соеди(нением мужской и женской природы.

З. Фрейд в определении понятий маскулинности и феминин(ности акцентирует внимание на явлении либидо [7]. Он замечает, что иногда эти понятия используются в значении активность-пас(сивность, где активность (агрессивность, большая интенсивность либидо), как правило, связана с биологической маскулинностью.

В ранних исследованиях проблемы пола преобладала биполяр(ная модель половой идентичности (маскулинность/фемининность), в соответствии с которой наибольшая психологическая адаптив(ность характерна для маскулинных мужчин и фемининных женщин. В подходах З. Фрейда и К. Хорни важным механизмом нормального развития ребенка признается идентификация с родителем своего пола, а идентификация с родителем противоположного пола счита(ется патогенной, приводящей к маскулинизации женщин и фемини(зации мужчин, и, как правило, к их дезадаптации [1; 7; 9].

Эта модель была пересмотрена в концепции андрогинии С. Бем (по [1]). Она предположила, что норматив, согласно кото(рому мужчины и женщины должны соответствовать традицион(ным моделям, не обязателен: в поведении людей обоих полов могут сочетаться различные характеристики — как маскулинные, так и фемининные. Бем подчеркивала, что андрогинная личность психически более здорова и адаптирована к обществу, чем носи(тели стереотипов, a уж тем более недифференцированные лич(ности, и имеет наиболее богатый репертуар полоролевого пове(дения. В 80(х годах были проведены исследования, которые показали, что существует положительная связь между маскулин(ными качествами и психическим здоровьем (цит. по [1]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.