Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различение объектов по форме




Цель обследования. Выявление способности к тонкой дифференцировке формы объектов. Определение особенностей деятельности.

Методика. Группировка объектов по форме. Перед ребенком раскладываются в ряд 8 фигур разной геометрической формы: круг, полукруг, овал, сектор круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Словесные эталонные обозначения одних фигур ученикам известны (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), других нет.

Инструкция – 1: «Рассмотри внимательно все эти фигурки». Для фиксации внимания ребенка указывать карандашом на каждую из них, выдерживая определенную паузу.

Затем в беспорядке раскладывают 16 фигур тех же форм, но отличающихся от ранее предъявленных фигур по величине. Каждая фигура повторена два раза в последовательно уменьшающихся размерах. Цвет всех фигур должен быть одинаков.

Инструкция – 2: «Подбери к каждой своей фигурке такие, которые к ней подходят».

Для детей с интеллектуальной недостаточностью задание является объективно сложным. Большое количество объектов и присущая детям узость обозрения могут затруднять процесс выполнения задания. Поэтому в ходе осуществления деятельности нужно оказывать ребенку помощь, организующую его внимание и восприятие. При появляющихся признаках истощения внимания нужно указывать карандашом на какую–то фигурку во втором предъявляемом наборе, спрашивая: «Куда ты положишь «эту» фигурку?»

В процессе выполнения задания следить за особенностями поведения ребенка и его отношения к заданию со стороны целенаправленности и критичности. Отмечать наличие или отсутствие стремления к словесному обозначению формы и правильность используемых слов.

Критерии для оценки полученных данных:

– Правильность использования фигур по форме.

– Влияние оказываемой ребенку помощи.

– Самостоятельное стремление к вербализации выделяемых признаков (к называнию формы объектов); особенности вербализации:

а) правильное называние признака;

б) объективно адекватное, но не дифференцированное обозначения признака (например, «прямоугольник» вместо «квадрат»);

в) неправильное словесное обозначение формы;

г) использование «своих» слов, не соответствующих эталонному обозначению признака.

– Самоконтроль, самостоятельное использование допущенных ошибок как проявление критичности; отношение к оказываемой помощи.

– Врабатываемость, истощаемость или насыщение в процессе деятельности.

– Общий характер отношения к заданию и поведения.

Оценка полученных данных. У умственно отсталых можно ожидать проявление следующих особенностей: – ошибочные действия, связанные с трудностями выделения и различения в чем–то сходной формы объектов: круга и овала, треугольника и сектора круга, треугольника и ромба); – отсутствие самостоятельного стремления к словесному обозначению формы или использование неправильных словесных обозначений; – явления насыщения деятельностью и ее прекращение; – слабое проявление или полное отсутствие критичности; – явление насыщения в деятельности и прекращения ее; – пассивное отношение к заданию и «монотонное» поведение.

У детей с ЗПР, алалией, тугоухостью возможны ошибки, связанные с трудностями различения в чем–то сходной формы объектов, а также с недостаточной устойчивостью и переключением внимания. Но надо ожидать проявление достаточной активности, которая обнаруживает себя в самостоятельном стремлении к словесному обозначению выделяемых признаков объектов, к использованию адекватных, хотя и не всегда дифференцированных словесных значений, к использованию «своих» слов не эталонного характера; в критичности и саморегуляции, в готовности к приему оказываемой помощи в форме простого указания на допущенную ошибку; в заинтересованном отношении к заданию и общей живости поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.