Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и обслуживание рабочих мест




Рабочее место – это зона, оснащённая необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность одного исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Именно на рабочем месте происходит соединение элементов производственного процесса – средств труда, предметов труда и самого труда, именно здесь достигается главная цель труда – качественное, экономическое и своевременное изготовление продукции или выполнение установленного объёма работы.

Рабочее место играет ведущую роль в экономике как предприятия и его структурных подразделений, так и региона и государства в целом. Эта роль обусловлена следующими функциями рабочего места:

· произведённый общественный продукт государства, прибыль предприятия складываются из совокупности финансово-экономических результатов, полученных на отдельных рабочих местах;

· количественные и качественные характеристики рабочих мест определяют спрос и предложение на рынке труда;

· рабочее место выступает первичным звеном в цепи разделения и кооперации труда, координации и взаимосогласования элементов производственного, технологического и трудового процессов;

· всё производственное помещение предприятия (организации) состоит из отдельных рабочих мест, а всё оборудование размещено на рабочих местах в соответствии с их местом в производственном, технологическом и трудовом процессах;

· персонал предприятия (организации) распределён по рабочим местам, а характеристики рабочих мест формируют требования к персоналу и определяют его количественные и качественные параметры;

· управление производством, экономикой и персоналом предприятия осуществляется через управление рабочими местами.

Такая значительная и многоаспектная роль рабочего места приводит к необходимости реализации различных подходов к его изучению, следовательно, и различных аспектов определения его сущности.

Традиционным является организационно-технологический подход, рассматривающий рабочее место с двух сторон.

Рабочее место с одной стороны это первичное звено структуры предприятия (организации), которое наряду с более крупными подразделениями (участок, цех, отдел) является объектом организации труда и с другой, рабочее место это часть производственной площади структурного подразделения предприятия, оснащенная необходимыми материально-техническими средствами, закрепленными для выполнения отдельных производственных операций в соответствии с единым технологическим процессом. Такой подход характеризует рабочее место как первичное звено производственного и трудового процессов.

С экономической точки зрения рабочее место – это первичный пункт и источник получения прибыли, обусловленной превышением дохода от его эксплуатации над затратами на его создание и поддержание в функционирующем состоянии, т.е. в рамках экономического подхода ставится вопрос об окупаемости и прибыльности рабочего места. В этом случае необходимо сопоставить потенциальную доходность труда на рабочем месте с затратами на его эксплуатацию, включая амортизацию оборудования, расходы энергетических и материальных ресурсов, на оплату труда работников, занятых на данном рабочем месте.

Социологический подход к рассмотрению сущности рабочего места связан с содержательностью и привлекательностью выполняемых на рабочем месте функций, степенью монотонности и тяжести труда, долей физического и умственного, творческого труда, уровнем механизации и автоматизации труда, наличием на рабочем месте определённых условий труда, степенью их безопасности и комфортности.

В эргономическом аспекте рабочее место изучается с позиций его соответствия антропометрическим, биологическим, психофизиологическим и прочим характеристикам организма человека.

Эргономика - наука, изучающая закономерности взаимодействия и условий наилучшей совместимости системы человек-машина-среда.

Антропометрия наука об основных размерах тела человека.

Биомеханические параметры определяют величину угловых и линейных перемещений частей тела.

Психофизиологические требования – это физическая и нервно-психическая нагрузка, темп и ритм труда.

В современных условиях в рамках организационно-технологического подхода развивается ещё один аспект рассмотрения рабочих мест, называемый «управленческим». В этом случае рабочее место рассматривается как элемент системы управления предприятием (организацией). Рабочее место и раньше рассматривалось в качестве одного из объектов управленческого воздействия, но изменилось содержание процесса управления: ранее при управлении рабочими местами основное внимание уделялось его технической оснащенности, включённости в передовые «высокие» технологии. В настоящее время современная техника требует столь же современных форм и методов управления производством, рабочими местами. Чем технически и технологически сложнее производство, тем сильнее зависимость результатов хозяйственной деятельности предприятия, его конкурентоспособности от степени соответствия управления, в том числе рабочими местами, технико-технологическому состоянию предприятия (организации).

Под организацией рабочего места подразумевается система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определённом порядке. Схема расположения рабочих мест определяется типом производства (массовое, серийное, единичное), особенностями технологического процесса и используемого оборудования, организацией производства и разделением труда.

Соответственно признаку разделения труда рабочие места могут быть индивидуальными и коллективными (бригадными), соответственно количеству обслуживаемого оборудования – одностаночными, многостаночными, соответственно степени подвижности – стационарными и передвижными. Кроме того, в зависимости от уровня механизации рабочие места подразделяют на автоматизированные, механизированные и такие, где выполняются ручные работы.

Работа на рабочих местах может осуществляться сидя, стоя или с чередованием той или другой рабочей позы.

Состояние организации рабочих мест во многом обусловливает работоспособность человека и производительность его труда.

Что касается основных, «сквозных» направлений организации рабочих мест, единых для любого рабочего места, то это:

- специализация и оснащение рабочих мест;

- пространственная планировка рабочих мест;

- обслуживание рабочих мест.

Специализация рабочих мест зависит от типа производства, уровня и характера специализации предприятия в целом и структурного подразделения, к которому относится то или иное рабочее место.

Оснащение рабочих мест – это обеспечение их оборудованием, оснасткой, т.е. всем необходимым для эффективной работы на них.

Элементами организации рабочих мест являются:

 

1. основное оборудование (машины, станки, агрегаты и устройства),

 

2. вспомогательное оборудование (транспортеры, подъемные устройства, контрольные приборы), а также

 

3. технологическая оснастка - инструменты и приспособления, способствующие улучшению осуществления технологического процесса в производстве. Рабочие в текстильной промышленности широко используют различные приспособления, облегчающие и ускоряющие выполнение рабочих приемов. Так, операторы мотального оборудования для связывания используют узловязатели, обеспечивающие хорошее качество узла и сокращающие затраты времени на выполнение этой операции, специальные шаблоны способствуют наматыванию в бобину пряжи определённой длины, необходимой для снования, ткацкие станки оборудованы основонаблюдателями, обеспечивающими останов станка при обрыве основной нити.

 

4. организационная оснастка – это устройства для размещения на рабочих местах сырья, полуфабрикатов, отходов, готовой продукции, производственная мебель, средства сигнализации и связи, местного освещения, предметы ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, масленки), оградительные и предохранительные устройства.

Из перечисленных элементов организационной оснастки особое внимание следует уделять средствам связи и автоматической сигнализации для вызова вспомогательных рабочих и останова оборудования. Оснащение станков (машин) этими средствами обеспечивает улучшение планирования работы многостаночниками, способствуют снижению простоев оборудования.

Особое значение имеет организация рабочих мест при многостаночном обслуживании, расположение оборудования должно быть взаимоувязано с маршрутом движения рабочего при осуществлении трудового процесса.

Многостаночное обслуживание – это обслуживание, при котором рабочий (или бригада) одновременно (в течение рабочей смены) обслуживает несколько станков. При этом ручную работу на одних станка рабочий выполняет в течение машинно-автоматического времени работы других станков.

Основное условие – машинно-автоматическое время каждого станка должно быть больше или равно тому времени, в течение которого рабочий занят обслуживанием всех остальных станков:

Планировка рабочих мест – это пространственное размещение рабочих мест, элементов их оснащения – оборудования, технологической и организационной оснастки, а также предметов труда и самого работника.

Различают:

1. общую (внешнюю) планировку рабочих мест, пространственное расположение самих рабочих мест;

2. частную планировку, предполагающую рациональное размещение в пределах рабочего места всех его элементов – субъекта (работника), средств и предметов труда.

При рациональной планировке обеспечивается необходимое оперативное пространство, позволяющее свободно осуществлять трудовые функции с минимальными затратами рабочего времени на выполнение каждого рабочего приёма. Замена вертикальных движений горизонтальными, приноровительных – решительными, уменьшение расстояний, которые преодолевает рабочий во время выполнения каждого рабочего приёма, даже на несколько сантиметров – всё это может дать большую экономию по затратам времени, поскольку число рабочих приёмов за смену достаточно велико.

Известно, что самыми трудоёмкими являются вертикальные движения. Поэтому все предметы, которые необходимо рабочим поднимать, целесообразно размещать на таком уровне, чтобы за ними не приходилось нагибаться. Рациональная частная планировка рабочих мест предполагает обеспечение удобной рабочей позы исполнителя. При разных положениях тела человек расходует неодинаковое количество энергии. Если, например, мышечную работу при прямой рабочей позе «сидя» принять за единицу, то при выполнении той же работы в прямой позе «стоя» мышечная работа возрастает в 1,6 раза, в наклонной позе «сидя» - в 4 раза, а в наклонной позе «стоя» - почти в 10 раз. Высота, на которой следует устанавливать обрабатываемый предмет, должна составлять примерно 60% роста рабочего. С учётом этого обстоятельства каждое рабочее место должно быть обеспечено подставкой, соответствующей росту рабочего. Если рабочее место не оборудовано надлежащим образом, рабочий вынужден осуществлять приноровительные движения, которые снижают темп работы и быстро утомляют.

При планировке рабочих мест нужно соблюдать рациональную ширину транспортных проходов и проездов. Основные проезды, как продольные, так и поперечные, должны быть сквозными (без тупиков).

Должно быть рациональным расположение рабочих мест по отношению к источникам естественного освещения (свет должен падать на работника сбоку слева или сзади слева.

Особое значение имеет планировка рабочего места при многостаночном обслуживании, когда расположение оборудования должно быть взаимоувязано с маршрутом движения рабочего при осуществлении трудового процесса.

Планировка рабочего места непременно должна учитывать методы работы, с тем чтобы в любом случае обеспечивались минимальные затраты времени на переходы.

Так, при сторожевом методе обслуживания обязателен хороший обзор всех машин (станков), находящихся на рабочем месте. Многовыпускные машины (ровничные, прядильные, мотальные и др.) надо располагать по возможности в два ряда так, чтобы обслуживаемые веретёна (барабанчики) находились по обе стороны маршрута и работница могла их видеть. Аналогично располагают обычно и ткацкие станки (грудницами друг к другу). В принципе минимальная длина переходов при сторожевом методе обслуживания достигается при расположении станков в виде квадрата.

При маршрутном методе обслуживания оборудование следует располагать на рабочем месте так, чтобы обеспечить минимальную длину переходов и равномерность посещения каждой машины (станка); в связи с этим наиболее предпочтительными являются все разновидности кольцевого маршрута.

В текстильной промышленности разработаны типовые проекты организации рабочих мест и на базе этих проектов проводится аттестация рабочих мест – комплексная оценка каждого рабочего места на его соответствие прогрессивным решениям в области техники, технологии, экономики, техники безопасности.

Работа по аттестации рабочих мест на предприятиях достаточно широко проводилась в середине 80-х годов ХХ века. В настоящее время практика проведения аттестации рабочих мест, безусловно, заслуживает определённого внимания. Комплексная аттестация рабочих мест с последующей их рационализацией – основа повышения эффективности труда и производства, качества продукции, снижения её себестоимости.

Аттестация рабочих мест позволяет обоснованно решать вопросы оценки условий труда на рабочих местах и установления льгот и доплат за работу в неблагоприятных условиях; проверять обоснованность норм материальных затрат; полнее и рациональнее использовать вложения финансовых средств и многие другие вопросы.

Первый этап аттестации рабочих мест – их учёт, предусматривающий определение числа рабочих мест, квалификацию и группировку их по видам и характеру использования, по категориям занятых на них работников и др.

Второй этап – непосредственная аттестация рабочих мест, в ходе которой каждое рабочее место оценивается комплексно по следующим уровням:

· техническому;

· организационному;

· условиям труда и технике безопасности.

По результатам аттестации рабочие места признаются:

· аттестованными – рабочие места, показатели которых полностью соответствуют требованиям или превышают их;

· подлежащими рационализации – рабочие места, отдельные показатели которых не соответствуют установленным требованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации;

· подлежащими ликвидации – рабочие места, показатели которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований в результате рационализации. К этой же группе относятся рабочие места, рационализация которых экономически не целесообразна, а также излишние рабочие места.

Третий этап – рационализация рабочих мест. Разработка мероприятий по рационализации рабочих мест проводится на основе анализа данных аттестации. В ходе технико-экономического анализа рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения по их совершенствованию, устанавливается реальная потребность в каждом рабочем месте, рассчитывается эффект от доведения рабочих мест до нормативного уровня и необходимые затраты, выявляются возможности предприятия для проведения рационализации рабочих мест.

В целях организации работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда Минтруда России в 1997 году утвердило «Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда». Положение устанавливает цели, порядок проведения и использования результатов аттестации.

Важным направлением деятельности по организации рабочих мест и в целом по организации труда является организация их обслуживания. От эффективности организации системы обслуживания рабочих мест зависит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и продукции.

Система обслуживания это активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабочих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.

Организация обслуживания рабочих местозначает их обеспечение средствами, предметами труда, необходимыми для осуществления трудового процесса.

Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:

1. средства труда;

2. предметы труда;

3. субъекты труда (работники).

Исходя из этого, все функции обслуживания группируются по следующим направлениям.

1. Функции по обслуживанию средств труда:

- инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструментов);

- наладочная (наладка и подналадка оборудования);

- энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);

- поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);

- ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).

2. Функции по обслуживанию предметов труда:

- складская (приём, учёт, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструментов);

- транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);

- контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).

3. Функции по обслуживанию работников:

- информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;

- санитарно-гигиеническое обслуживание;

- хозяйственно-бытовое (общественное питание, уборка помещений);

- медицинское обслуживание;

- культурное обслуживание;

- охрана труда.

Все перечисленные функции могут выполняться по различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами производства. На текстильных предприятиях, в частности, по централизованной системе обслуживания осуществляется ремонт оборудования ремонтно-механическим отделом (РМО).

Децентрализованная система предусматривает выполнение функций обслуживания либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (в цехе, на участке). Например, мелкий ремонт и наладка оборудования осуществляются помощниками мастера.

При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, а другие децентрализовано.

Централизованное обслуживание обладает значительными организационными и экономическими преимуществами: оно позволяет более рационально использовать работников служб обслуживания, концентрировать их усилия в необходимый период на определённых участках обслуживания, механизировать труд и т.д.

Именно централизация функций обслуживания способствует распространению бригадного метода обслуживания в текстильной промышленности (по системе ВАЗа).

Различают также обслуживание рабочих мест дежурное, планово-предупредительное и стандартное.

При дежурном обслуживании значительный объём функций обслуживания выполняется самими рабочими или по вызовам с рабочих мест. Так, разработка брака и ликвидация обрывов на ткацких станках осуществляются либо самими ткачами, либо отрывщицами.

При планово-предупредительном обслуживании основные рабочие почти полностью освобождаются от функций обслуживания своих рабочих мест. Эта работа осуществляется специальным персоналом по графикам (здесь имеются в виду чистка, смазка оборудования).

При стандартном обслуживании вводится принудительный режим обслуживания в соответствии с заранее установленным графиком.

Системы обслуживания могут быть различными в зависимости от:

· конкретных условий производства;

· организационно-технических факторов.

Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах. Но ко всем системам предъявляются определённые общие требования, соблюдение которых способствует оптимальному решению задач по обслуживанию рабочих мест. Система обслуживания должна быть:

· комплексной – включать в себя все функции обслуживания и обеспечивать их согласованность и увязку;

· рациональной – оптимально сочетать централизованные и децентрализованные виды обслуживания;

· гибкой, оперативной – обеспечивать возможность оперативного, быстрого вмешательства при возникновении отклонений от нормального хода процессов обслуживания;

· прогрессивной – учитывающей современные возможности техники, технологии, возможности стандартизации и унификации;

· плановой – быть частью внутрипроизводственного планирования, организовываться на основе расчётов обслуживания для каждого рабочего места, согласовываться с системой оперативного планирования, сменных заданий;

· предупредительной – не допускающей остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность – это заблаговременность обслуживания, основанная на расчётах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчётах запасов сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для обеспечения бесперебойной работы;

· своевременной – обеспечивать строгое соблюдение установленного регламента обслуживания; все должно делаться вовремя, в установленный срок, от этого зависит чёткость работы обслуживаемого рабочего места;

· надёжной – гарантирующей обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объёме, требуемого качества; надёжность обслуживания – это признак высокой его организации, что достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функций обслуживания;

· экономичной – основанной на расчётах разных вариантов осуществления обслуживания и выбора того из них, который при соблюдении всех выше перечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств. Принцип экономичности обеспечивается использованием наиболее совершенных технологий обслуживания и установлением величины трудовых и материальных затрат на основе научно обоснованных нормативов для расчёта таких затрат.

Эффективность организации обслуживания повышают на основе применения ЭВМ, которые используются в планировании ремонта, очерёдности выполнения смазочных работ, при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчётах трудоёмкости, управлении складами и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.