Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиция – язычество на переломе эпох 2 страница




1227 г – "изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе" с разрешения архиепископа[24]

1285 г. – Кормчая книга: "отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам"

конец XIV-нач.XV вв. Король Володислав и его последователи насаждают христианство в Литве согласно белорусско-литовским летописям.

1411 г. – Сожжены 12 ведьм в Пскове.[25]

1484 г. – булла папы Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек

1485 г. – сожжена 41 ведьма в Пьемонте.

1499 г. – распространено одно из первых "Поучений священнослужителей против язычества"

1515 г. – Сожжено и уничтожено более 500 ведьм[26]

1505 г. – Очередные поучения против язычества в "Грамоте митрополитов Фотия и Даниила", "Домострой" и "Стоглав" предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками.

В важнейшем документе средневековой Руси “ДОМОСТРОЕ” говорится о преследовании волхвов и язычников (конец 15 в.) и объявление их пособниками Сатаны. Домострой – это средневековый свод правил Церкви для Руси, ее "духовного, мирского и домового строения", (наподобие мусульманского Шариата) создан монахом Сильвестром в конце 15 вв., затем дополнялся вплоть до середины 16 в. Упомянутый ниже в тексте Василий Великий – это архиепископ Кесарии Кападокийской (г.р. 329-378).

“Из Василия Великого” правило 72: “Доверившийся волхвам или им подобным убивающим время, – пусть станет это запретным”. Толкование: “Пошедший на обучение ВРЕДНОЙ мудрости к ВОЛХВАМ, колдунам и прочим чародеям ПУСТЬ БУДЕТ НАКАЗАН КАК ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ УБИЙЦА. Верящий же волхвам или вводящий их в дом свой для лечения от отравления или предсказания будущего – на шесть лет пусть будет наказан, как повелевает 61 правило Шестого вселенского собора....и 83 правило в том же послании Василия Великого”.

6-го собора правило 61: “ Тем, кто поддался волхованию или так называемым мудрецам...,...на шесть лет лишены они причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлечение толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам, и подобными речами вводит народ в заблуждение. Гадающие по облакам, чародеи, создатели амулетов и волхвы, этим занятые и не отступающие от пагубных сих языческих дел, – изгонять таковых повсюду из церкви требуем, как и повелевает закон священнику”. "Что общего у света со ТЬМОЮ?" – как сказал апостол, и как сочетается церковь божья с ИДОЛАМИ языческими? Какое соучастие верному с НЕВЕРНЫМ? Какое соглашение Христу с ДЬЯВОЛОМ?" [27]

1552 г. Поучения против язычества в "Судебнике"

1648-1649 г. Указ христианского монарха Алексея Михайловича о вреде скоморохов, тем, кто за ними следует, предписывались батоги, ссылка и давалось указание ломать дуды, гусли и т.д. См. например грамоту царя “Шуйскому воеводе Змееву о Коледе, Усени и народных играх”. Иными словами, истреблялась вся древняя песенная и поэтическая культура Руси, а также её носители, делалась попытка уничтожить в русском народе все его национальные проявления и особенности во благо Христовой вере.

Все основания для борьбы христианства с народной Традицией были еще сформированы на переходе от семнадцатого к восемнадцатому веку. Георг Андреас Шлейзинг в "Древней и современной религии московитов"[28], описывает современный ему языческий храм в Киеве и нескольких кумиров: Перуна, Мокоса, Хорса и Стрибу.

 

Важнейшим достоинством христианства называют привнесение на земли славян государственной власти. Это тоже не соответствует действительности.

Если даже не принимать в расчет свидетельства об основателях славного Киева – Кие, Щеке и Хориве; если не верить фактам из Лаврентьевской и Воскресенской летописей о Рюрике, то уже Вещий Олег между 907 и 912 гг. заключил с ромеями договор, свидетельствующий о том, что он является в самом деле князем (и жрецом – “хелги”, т.е. священным) – высшим исполнительным лицом государственного образования русов и славян. Клянется Олег и его войско Перуном и Велесом. Олегом были убиты Аскольд и Дир, принявшие ранее от греков христианство и сотрудничавшие с хазарами, исповедавшими близкий христианству иудаизм. Известны и более древние государства славян до того, как их начали обращать в христианство "огнем и мечом".

Государство Само. Основано в 623 году, его первый князь – франк Само, располагалось на территории Южной Польши и Северной Моравии, а также с 631 года включало земли лужицких сорбов князя Дервана. Успешно воевало с франками (Дагоберт из династии Меровингов) и с аварами. Источник – франкская "Хроника Фредегара"[29].

Государственные образования ободритов и лужицких сербов – Склавания и Вильце:

751-768 гг. Правит король франков Пипин Короткий, он женат на дочери князя ободритов.

768-814 гг. Правит сын Пипина Короткого – Карл I Великий, ободрит по матери. Не случайно при его правлении франки всегда состоят в союзе с ободритами как против данов, так против других славян и саксов.

775 г. "Бревиарий св. Лулла 775-814" в составе Книги Херсфельского монастыря в списке XII века. – говорится о княжестве склавен в верховьях бассейна рек Везер и Заале.

782 г. "Аналы Петау"[30] пишут о княжестве лужицких сербов, упомянутых еще, возможно, в первом веке у Тацита под именем лугиев.

789 г. "Лоршские и Мозельские аналы"[31] – договор Карла Великого и князя государства ободритов Склавании и Вильце Трагвита (он же Драго, Драгит, Дражко).

789 г. "Фрагмент Дюшена"[32] о князе склавен и вильцев Драгите.

795 г. "Лоршские и Мозельские аналы"[33] говорят о том, что к Карлу Великому прибыли князья Витсан (Витсид) и Драго от венедов.

797 г. "Аналы Петау" ссообщают, что князь ободритов Витсид убит саксами у реки Ильменау (приток Эльбы)

798 г. – "Аналы королевства франков"[34]: "Саксы, вступив в битву против Дражко, князя ободритов, и нашего Эбурида, были побеждены".

798-801 гг. "Лоршские и Мозельские аналы": "И хотя те ободриты были язычниками – они одержали победу над саксами".

808 г. "Лоршские и Мозельские аналы" говорят о том, что датский конунг Готфрид напал на ободритов и разрушил их главный город Рерик (он же Мекленбург, он же Рарог, он же Велиград).

844 г. – поминание о князе ободритов Гостомысле.

Налицо существование городов, князей и подписание ими юридических документов с правителями иных государств.

Государство Моравия. Возникло на территории распавшегося государства Само, столица - Велеград, последним князем-язычником был Меймир, один из удельных князей – Прибиня. Нналицо существование феодальной лестницы. В 840 г. Меймир убит императором Людовиком. Моравия приняла крещение в 862 году.

Государство Болгария. Население крещено в 864 г. Князь Борис с 852-864 г. был язычником.

Польское государство. Основатель – Попель, в 810-х годах, известны князья Попель II, затем Земовит, при котором крупнейшими городами становятся Гнезно и Познань, причем с каменными постройками, затем князь Лешек и князь Земомысл. Крещение князья принимают только в 965 году при Мешко I (годы правления 960-992).[35]

Арабские источники 9-10 веков, со ссылками на еще более ранние сведения, сообщают о земле Вантит-Ваат. Речь идет о языческом государстве вятичей, которое существовало до Киевской Руси и сохраняло независимость вплоть до Владимира Мономаха. Арабы отмечают развитую систему монаршей власти. Князь у них назывался жупаном, а над жупаном был еще "глав всех глав".

Гардизи “Зайн ал-ахбар”: “… На крайних пределах славянских есть город, называемый Вантит… И между печенегами и славянами два дня пути по бездорожью, и этот путь через источники и очень лесистую местность. И страна славян ровная, обилует деревьями, и они живут большей частью среди деревьев… Одежда их – рубаха и высокие сапоги. Обувь их подобна длинным табаристанским сапогам, которые носят женщины Табаристана. И средства существования у них очень обильны… И у них есть обычай строить крепости (хисар).”

“Худуд-ал-Алам”: “О стране славян. На востоке от нее живут внутренние булгары и некоторые русы, на запад лежит часть Грузинского моря и часть Рума. На запад и восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север… У них много замков (коло) и крепостей (хисар). Одежда их большей частью из льна. Они считают своей обязанностью по религии служение царю. У них два города. Вабнит – первый город на востоке, и некоторые из его жителей похожи на русов. Джордаб – большой город и место пребывания царя.”

Ибн-Русте “ал А’лакан-нафиса”: “И между странами печенегов и славян расстояние в десять дней пути. В самом начале пределов славянских есть город, называемый Ва.ит. Путь в эту страну идет по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесичтая – они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных земель …(далее в тексте говорится об обряде “сати” – самоубийстве жен после смерти мужей и о разведении славянами пчел) Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: “Господи, ты, который снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии”. У них есть разного рода лютни, гусли, свирели, и свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. По сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местоприбывание его находится в середине земли славян. И упомянутого главу зовут они главою глав, зовется от свиет-малик и он выше супанеджа, а супанедж (жупан) является его заместителем… Город, в котором он живет называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно на протяжении трех дней проводят торг и покупают и продают. В их стране холод до того силен, что они выкапывают себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю…

Как видим, всюду речь идет о славянах и их городе, самом восточном из всех славянских на краю земель славян, это, с большой долей вероятности, вятичи и их культовый центр - Дедославль, поиски которого вел академик Б.А.Рыбаков.

К числу малодостоверных сведений следует отнести сведения о Славии, Куявии и Артании, о которых также сообщают арабские и персидские источники 9-10 вв. Вероятно, то были просто племенные союзы, и тем не менее:

"Русы состоят из трех племен, из коих одно, ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное от них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары, и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец" [36]

Киявия, вероятно, область расселения полян с характерной жесткой княжьей властью вокруг древнейшего Киева, по легенде основанного князем Кием еще в пятом веке н.э.

Славия – северные земли предприимчивых и зажиточных псковских кривичей и новгородских словен, о них мы еще подробно поговорим, когда рассмотрим миф о князе Рюрике.

Благословенная Арта или Артания, по нашему мнению, область расселения западных славян с центром в Арконе (остров Рюген), о славе жрецов которой до арабов доходили слухи, т.е. Южная Прибалтика и Повисленье, район Европейского Семиречья. Устье реки Ранов – Ранхи – о котором, может быть, повествует еще "Авеста", как об Арте, благословенной земле, где властвует Порядок.

Впрочем, есть ряд деталей в описании, заставляющих в этом усомниться.

Согласно процитированной "Книге климатов", автор которой, уже известный нам Абу-Исхак аль-Истахари аль-Фарси, "Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром, который граничит с Румом к северу".

Сомнительно, правда, что речь идет о Болгарии, скорее всего, как раз о Булгаре на Волге.

Между тем, в рукописи ал-Идриси сказано дословно следующее:

"Третья группа (русов) называется ал-Арсанийа, и царь имеет местоприбывание в городе Арсе. Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куябой. От Куябы до Арсы четыре перехода и от Арсы до Славы – четыре дня…" [37]

Благословенная Арса-Арта – это тема отдельного исследования. Обратим внимание лишь на то, что на Русской равнине есть область, в которой расположено друг за другом с запада на восток четыре поселения, сохранивших в своих названиях интересующий нас корень – Арт-Арс. И это земли вятичей, муромы, мордвы – Арса, что между Старой Рязанью с севера и Пронском с юга; Ардатов, Арзамас и еще один Ардатов на реке Алатыр к западу от города Алатырь.

 

Не соответствует действительности, как мы видим, и то мнение, что по пришествии христианства у славян началось активное градостроительство. Геродот еще за 500 лет до н.э. говорит о городе будинов Гелони, как о славном городе (академик Б.А. Рыбаков говорит, что если сами будины и не праславяне, тем не менее праславяне жили в Гелоне).

Тацит, 60 г. н.э – "германцы не знают городов, но венеты строят прочные деревянные дома и укрепленные города, для обороны от неприятелей". (Авторы придерживаются того мнения, что под венетами и венедами древние авторы понимали предков славян, хотя следует указать, что целый ряд в первую очередь западноевропейских авторов под венедами понимают кельтские племена).

Иордан в 6 веке н.э. пишет, что в 350 году некий город склавенов Novietunense был покорен готами.

Варяги-русь – западные славяне, призванные около 860 г. рядом северо-восточных племен, нашли согласно летописи на Руси уже много “городов” – Новгород, Киев, Белозерск, Ростов, Изборск, Псков, Смоленск, Полоцк, Муром, Любеч, Чернигов, Овруч, Старая Руса, Коростень, Вышгород, Переяславль. Справедливости ради отметим, что это чисто летописные данные, а современная нам археология пока не может ни опровергнуть, ни подтвердить существование страны Гарды на тот момент. Скорее всего под “городами” тут следует понимать как раз “коло и хисар” арабских источников. Из летописи известно, что когда княгиня Ольга осадила Коростень, то велела объявить жителям его, что все остальные города древлянские уже сдались. Значит, даже в одной древлянской земле были и другие города! А Киев, при осаждении его хазарами в 839 году был уже хорошо укрепленным городом. В 7-8 веках н.э. первый раз в германских источниках упомянуты славянские города Гнезно, Берлин, Щецин, Ретра, Торнов, Рерик (Велиград), Микульчице. В одной только Болгарии 7 века найдем такие города, как Преславец, Доростол, Плиска, Преслав.

Германские язычники тоже строили города, хотя и не столь многолюдные, как славянские. В "Саге об Инглингах" сказано, что Один основал Сигтуну (нынешний Стокгольм), а приемный сын Одина – Фрейр (Ингви) – воздвиг в Уппсале большое капище. Об этом знаменитом месте в Уппсале Адам Бременский в своем описании Скандинавии, составленном около 1070 г., рассказывает: "В этом храме, который весь разукрашен золотом, народ поклоняется статуям трех богов. Самый могущественный из них, Тор, сидит на своем престоле посредине храма. Водан [т.е. Один] и Фрикко [т.е. Фрейр] сидят по ту и другую сторону от него. Отличительные черты каждого из них: Тор, как говорят, владычествует в воздухе и правит громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем. Другой, Водан, что значит "ярость", правит войнами и вселяет в людей храбрость перед лицом врагов. Третий, Фрикко, дарует смертным мир и сладострастие. Его идол снабжен поэтому громадным детородным членом. Водана же изображают они в доспехах, как мы – Марса, а Тор со своим скипетром [т.е. молотом] кажется похожим на Юпитера. <...> Около храма есть огромное дерево, широко простирающее свои ветви. Оно вечнозеленое, зимой и летом. Никто не знает, что это за дерево... Золотая цепь окружает храм, вися на крыше здания, так – то идущие к храму издали видят ее блеск. Само же капище стоит на ровном месте, окруженное холмами наподобие театра" [38] .

Но вернемся к городам славян. Гельмольд говорит, что славянская Винета на острове Волин "обиловала всякого рода торговлей, что к ней стекались народы всех стран и что она почиталась славнейшим и многолюднейшим городом Европы". Гельмолд пишет, что Винета была древнейшим и сильнейшим славянским городом, который посещался еще за 500 лет до н.э. финикянами. Это отчасти подтверждается античными авторами Плинием и Диодором, в сочинениях которых упомянуто путешествие Пифея и "электрон"(янтарь), золото венетов.

Пожалуй, самым главным "успехом" христианства хотят представить принесение на Русь письменности Кириллом и Мефодием, а так же связанной с этим письменной культуры и культуры вообще. Просто смешно смотреть на попытки высших иерархов Русской Православной Церкви, убеждающих сограждан в этом подвиге на фоне пышных юбилеев тысячелетия христианства на Руси, по их словам, связанных с расцветом “славянской” культуры.

Между тем есть значительное число достоверных археологических и письменных источников и данных о том, что славяне издревле пользовались руническим письмом, так называемыми венедскими рунами, произошедшими от того же корня, что и древнегерманский футарк – от северо-италийских рун. Археологические данные и богатый иллюстративный материал представлены в работе А. Платова[39] А вот письменные свидетельства:

Ахмед Ибн Фадлан (921г.) описывает погребение знатного руса и сообщает следующее: "Они построили... нечто подобное круглому холму и водрузили [в] середине большую деревяшку ханданга [белого тополя], написали на ней имя [этого] мужа и имя царя русов и удалились" [40] .

Аль-Масуди (ум. 956) видел в славянском святилище начертанное на камне пророчество[41].

Ибн-Якуб-Эль-Нидим (вт. пол. Х века) рассказывает со слов посла одного из кавказских князей, ходившего к русам: "Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь, что один из царей горы Кабк послал его к русам. Он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы" [42] .

Дитмар Мерзебургский (ранее 1018 г) "Хроника": "Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич."

Было и кому владеть этим письмом, у славян звали их волхвами.

Изначально "волохатый" - жрец Велеса, затем - просто жрец любого языческого божества. Обычно под этим словом понимают представителя языческой “интеллигенции”. Германских жрецов именовали “годи”. У скандинавов уже в более поздние времена именовались они эрилями (владеющими искусством рун) и скальдами (знакомыми с искусством скальдскапа – песнесложения). Арабы поминают волхвов как "знахарей", чье влияние на князей руси огромно[43]. Подчас наличие жрецов у германцев подвергается сомнению, хотя есть прямые указания на то еще у Тацита, не говоря о знаменитых Трех (Высокий, Равновысокий и Третий из Младшей Эдды). Сведения Тацита (98 г н.э.) в равной степени можно отнести и к венедам, поскольку зачастую этот автор обобщает под именем германцев все северные племена, чуждые Риму: “10. Нет никого, кто был бы проникнут такой же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом – глава семьи, вознеся молитвы к богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками..”. Известен обычай ругов-славян использовать белого коня Свентовита для гадания, известен обычай использовать в тех же целях черного коня Триглава. О гадании с конем и копьями пишет Саксон Грамматик, очевидец штурма последнего оплота язычников-славян – Арконы в 1168 году[44]: “Перед святилищем слуги обыкновенно размещали тройной ряд копий. Они соединялись попарно накрест и втыкались остриями в землю, а ряды разделялись равными промежутками. Если конь... эти ряды переступал сначала правой, а не левой ногой, предзнаменование считалось счастливым”

Тот же обряд находим и у ливов: "У епископа был сотрудник в проповедании евангелия – Теодорих, брат цистерцианского ордена, впоследствии бывший епископом в Эстонии. Ливы из Торейды, решили принести его в жертву своим богам, потому что жатва у него была обильнее, а на их полях погибла затопленная дождями. Собрался народ, решили узнать гаданием волю богов о жертвоприношении. Кладут копье, конь ступает [через него] и волею божьей ставит раньше ногу, почитаемую ногой жизни; брат устами читает молитвы, руками благословляет. Кудесник говорит, что на спине коня сидит христианский бог и направляет ногу коня, а потому нужно обтереть спину коня, чтобы сбросить бога. Когда это было сделано, а конь опять, как и в первый раз, ступил раньше ногою жизни, брату Теодориху жизнь сохранили" [45]

Между тем еще Тацит в первом веке н.э. пишет о германцах: “(10).... Здесь также принято отыскивать предвещения по голосу и полету птиц (у славян таких жрецов именовали кобами), но лишь у германцев в обыкновении обращаться за предсказаниями и знамениями также к коням. Принадлежа всему племени, они выращиваются в тех же священных дубравах и рощах, ослепительно белые и не понуждаемые к каким либо работам земного свойства; запряженных в священную колесницу, их сопровождает жрец с царем или вождем племени и наблюдают за их ржанием и фырканьем. И никакому предзнаменованию нет большей веры, чем этому, и не только у простого народа, но и между знатными и между жрецами, которые считают себя служителями, а коней – посредниками богов.”

Известен обычай германцев, как и у ругов, подчиняться в делах общественных жрецам превыше конунга: “(11)....Когда толпа сочтет, что пора начинать, они рассаживаются вооруженными. И жрецы предлагают им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать непокорных. Затем выслушивается царь и старейшины в зависимости от их возраста....” [46]

Князь и конунг – эти слова восходят к индоевропейскому (ведийскому) keni – “род” (ср.латинское “gens”). В первичном значении термина князь, конунг – это родовитый, благородный, следовательно, знатный и в силу этого достойный уважения и послушания человек, но никак не повелитель и не господин. По наблюдениям Тацита, конунг располагал весьма ограниченной властью и управлял соплеменниками, скорее убеждая и увлекая примером, нежели приказывая. Конунг был военным предводителем племени, представлял его в международных делах, имел преимущество при дележе военной добычи и право на более или менее регулярные, хотя и добровольные, подношения со стороны соплеменников, а также на часть штрафов с осужденных, причитавшуюся ему именно как главе племени. Однако ни судьей, ни хранителем, ни тем более творцом племенных обычаев он не был и особой распорядительной властью не обладал – таковыми были волхвы, т.е. годи. Даже на войне, пишет Тацит, “казнить, заключать в оковы, подвергать телесному наказанию не дозволено никому, кроме жрецов”, действующих как бы по повелению божества. Вместе с тем конунг и сам выполнял определенные сакральные функции. У ряда племен он и много столетий спустя играл немаловажную роль в свершении публичных гаданий и жертвоприношений, считался лично ответственным за неудачу на войне и неурожай и мог быть на этом основании не только смещен, но и принесен в жертву, дабы умилостивить богов[47]. Власть конунга была выборной. Избирали его на народном собрании из числа наиболее родовитых мужей....”[48]

Естественно, что мириться с подобным положением вещей отдельные князья не хотели, ияркий тому пример Владимир Креститель, чье значение для культуры славян нуждается в переоценке, особенно на фоне неоправданного его восхваления Русской Православной Церковью.

 

Известный в круге традиционалистов столицы и в Интернет под именем Святич, Сергей Пивоваров отмечает: "Любители порассуждать об "огромной роли восточного христианства – православия в русской истории и культуре" допускают довольно распространённую логическую ошибку. Всё дело в том, что "после" далеко не всегда означает "в следствии". Абсурдно ставить в заслугу православию все успехи Руси и после России только потому, что они были достигнуты после крещения. Равно как и абсурдно списывать на православие все неудачи на том же основании. Для реальной оценки необходимо проанализировать влияние православия на историю и культуру.

Начнём с истории. Здесь существует два аспекта. Во-первых, участие церкви в различных исторических процессах и, во-вторых, влияние православной идеологии на поведение политических деятелей Руси. Второй аспект можно считать не существующим. Сомнительно, что найдётся хоть один князь, царь или император, который бы руководствовался в своих действиях библейскими заповедями. Исключение могут составлять такие деятели русского государства, как царь Фёдор Иоанович, даже современниками признанный безвольной марионеткой в руках церкви и некоторых политических деятелей. Умные правители действовали так, как того требовали интересы государства, глупые – в зависимости от уровня собственной дурости. Но ни тем, ни другим не приходило в голову жить по заповедям. Даже те, кто был канонизирован церковью, в действительности мало соответствовали облику "образцового христианина". Ярослав Мудрый держал в порубе родного брата Судислава до самой своей смерти. Святой Русской Православной Церкви Андрей Боголюбский разорил не хуже монголов пятидесятитысячный Киев, матерь росских городов. Это один из первых ярких примеров откровенного варварства московских князей, нанесший колоссальный урон как украинской, так и всей славянской культуре. Святой Александр Невский не погнушался привести на Русь татар, для того чтоб свергнуть своего брата Андрея с Владимирского стола, а потом топил в крови Новгород, когда там вспыхнуло восстание. Даниил Московский последовал примеру своего предка Ярослава, только вместо брата был предан Рязанский князь. И т.д. и т.п.

Не лучше обстоит дело и с участием церкви в исторических процессах. Что бы мы не вспомнили, какие бы важнейшие исторические события не рассмотрели – роль церкви минимальна. Ополчение против поляков собирают Минин и Пожарский. Ни тот, ни другой церковными иерархами не являлись. Нет церковников и в их окружении. Вообще церковь во время смуты на Руси ведёт себя довольно инфантильно. В данном случае ради исторической достоверности следует отметить героическую оборону Троице-Сергиева монастыря, которая задержала нашествие поляков, приблизительно, на год.

Однако, церковники не хуже бояр перебегали из лагеря в лагерь. Классический пример пребывание в Тушинском лагере у Лжедмитрия II патриарха Филарета, отца будущего царя Михаила. Ни о какой единой позиции православной церкви говорить не приходится. Она такой же участник смуты, как и прочие сословия. Ни разу в истории России церковь не выступила руководящей силой. Поддержать кого то она могла, да и то по политическим, а не религиозным мотивам, но возглавить – нет. Нам могут напомнить то, что Сергий Радонежский благословил рать перед Куликовской битвой. Но ведь это уже была собравшаяся рать. А какова роль церкви в её сборе? Разве тверской епископ увещевал тверского же князя присоединиться к Дмитрию? Или, может, епископ рязанский призвал свою паству отойти от Олега и выйти на битву с татарами? Не было ничего подобного. Церковники послушно идут за своими князьями. Церковь на Руси всегда была частью госаппарата и делала то, что приказывал правитель. Самостоятельная роль православной церкви в русской истории не велика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.