Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты для анализа. Структура педагогического общения




 

Структура педагогического общения

 

Источник: Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2004. – С. 35 – 44.

<...>Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя и ученики. Все исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение и для профессионального, и для личностного развития учителей. Оно выступает как фундаментальное условие связывания индивидов в профессиональное сообщество и вместе с тем как способ их развития. По – видимому, это и дало возможность известному французскому писателю А. де Сент – Экзюпери создать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Общение составляет необходимое и специальное условие присвоения ребёнком достижений исторического развития человечества. Речь учителя – основное средство, приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как к способам мышления, так и его содержанию.

<...>Невербальное поведение является важнейшим компонентом педагогического общения, формирующим облик действующего лица, раскрывающим его внутреннее содержание во внешнем действии. В психолого – педагогической литературе (А.А. Бодалёв, В.А. Кан - Калик, Г.А. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина и др.) сложилось представление о педагогическом общении как о гармоническом сочетании вербального и невербального поведения равноправных партнёров, понимающих, принимающих и уважающих друг друга.

Это поведение полифункционально, но основная его функция – информационная. Взаимодействие ученика и учителя состоит прежде всего в обмене информацией познавательного и аффективно – оценочного характера. Передача этой информации осуществляется как вербальным путём, так и с помощью средств невербальной коммуникации.

Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного (когнитивно сложного) отражения людьми друг друга. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффективное взаимодействие. И здесь речь идёт уже о социально – перцептивной функции общения.

Дж. Брунер, основатель так называемого «нового взгляда» в психологии, первым ввёл понятие социальная перцепция, понимая под ним социальную детерминацию перцептивных процессов.

<...>Результаты многочисленных исследований, проводимых различными учёными, показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками эффективного слушания, а точнее – культурой слушания. Слушание рассматривается ими как пассивный процесс приёма передаваемой информации, в то время как он является процессом активным.

<...> Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание ребёнка, помогает нейтрализовать имеющуюся у педагога склонность к оценке, избежать категоричных противопоставлений типа «Я – он (они)». Часто такой вид слушания даёт возможность более глубокого понимания поведения ученика. Итак, функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что учитель проявляет внимание к поведению ребёнка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное – за внешними проявлениями поведения и состояния ребёнка учитель должен «видеть» его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности ученика. Под моделированием А.А.Леонтьев имеет в виду понимание мотивов, целей другого человека, его личности как целостного образования.

Речь главным образом идёт о способности педагога учитывать интересы учеников, причём не только познавательные, но и личностные. Ребёнок всегда откликнется теплотой по отношению к учителю, если тот сумел понять его пристрастия, увлечения и интересы. Собственно так и реализуется обмен общечеловеческими ценностями, составляющий сердцевину общения.

Ученик постоянно пытается «читать» поведение, настроение, отношение учителя. Поэтому для педагога так важно грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данный момент вербальные и невербальные формы поведения. Быть понятным детям, открытым и искренним, т.е. наладить общение с учениками.

Учителю необходимо настроиться на соответствующие отношения с учениками, т.е. вступать в коммуникацию, памятуя о том, что тем самым педагог демонстрирует им готовность и желание общаться, вызывая учеников на аналогичные встречные шаги, побуждая их к обоюдности. <...>

<...>Вступая во взаимоотношения с детьми, педагог как бы «предлагается» им в качестве партнёра по общению можно выделить три основных мотива самоподачи: стремление к развитию отношений, самоутверждение личности и необходимость профессионального плана.

Функция самоподачи или, как мы её называем, функция самопрезентации в педагогическом общении помогает самовыражению и ученика и учителя. В процессе общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира учителя ученикам. Конечно, это предполагает его наличие у педагога.

В случае, когда учитель с богатым внутренним миром способен грамотно предъявить его ученикам, можно говорить о конгруэнтном самовыражении. Конгруэнтность – это полное соответствие того, что человек с помощью тона голоса, движения тела и головы, содержанию его слов, внутренним убеждениям. Слова педагога находятся в полной гармонии со всеми органами чувств, выражающими мысль.

Нельзя забывать, что слово «общение» имеет тот же корень, что и слово «общее». Главное в общении – не выяснении, кто прав, а взаимопомощь, взаимное ориентирование в проблеме, уточнение и обогащение знаний, сведений, мнений. Результативность общения во многом зависит от умения учителя устанавливать обратную связь с учениками. Она отражается в реакциях учеников на воспринимаемую информацию: на их лицах, в их эмоциональных «всплесках», в ответах на обращение к ним учителя, стимулирует действия учителя, побуждает его к активному слушанию учеников, способствует в целом переводу монолога в диалог между ним и детьми.

Интерактивная функция педагогического общения заключается в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Здесь уместно напомнить, что между индивидами или социальными группами возможны два основных типа взаимоотношений: симметричные (равноправные) и ассиметричные (неравноправные). Симметричные отношения относятся к «реципрокным», если она характеризуется взаимной помощью. В то время как ассимитричные (Т.Е. односторонние) отношения определяются как отношения «социального доминирования». С этой точки зрения отношения в системе «учитель – ученик» превращаются в серьёзную проблему.

Если учитель озадачен развитием личностной сферы учащихся, то он будет стремиться, чтобы они овладели навыками социального поведения, участия в дискуссиях, спорах. По Дж. Брунеру, развитие способности рассуждать и дискутировать является целью школьного обучения; школа – это «мастерская», где учащиеся берут старт, чтобы стать как исследователями, так и умелыми партнёрами в споре.

Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции и создании социально значимого аффективного отношения.

Различия в эмоциональных откликах, которые разные люди вызывают у окружающих, являются следствием того, что они не в одинаковой мере хотят и умеют выбирать для каждого случая наиболее подходящий стиль общения.

А.А. Бодалёв выделяет три стиля педагогического общения:

1. Авторитарный стиль – по преимуществу безапелляционно-приказная форма обращения учителя с учащимися.

2. Демократический стиль - гармоничное сочетание требования и доверия.

3. Непоследовательно-противоречивый стиль – промежуточный вариант между названными выше «чистыми» стилями.

Положительный эмоциональный отклик на общение с учителями разных стилей снижается от демократического к авторитарному, причём особенно ярко это различие проявляется в среде отстающих учеников, встречается в среде школьников из «золотой середины» и почти не проявляется в среде отличников. Очевидно, что учителя авторитарного стиля имеют негибкую манеру общения, ориентированную преимущественно на работу с дисциплинированными и успевающими детьми, а учителя демократического стиля находят свой подход к каждому ученику вне зависимости от его успехов в учёбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют личностные качества (…направленность личности, компетентность, гибкость), которые определённым образом сказываются на манере общения учителя с учениками, и в первую очередь на учёте педагогом в общении личностных особенностей (интересов) детей.

<...>В состоянии комфортного общения две личности – учитель и ученик – образуют некое общее эмоционально – психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и самого себя, своих возможностей и способностей. Противоположный процесс, процесс разобщения, обусловлен различного рода нарушениями в общении ученика и учителя, которые подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения школьников, напряжённые аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Итак, основные функции педагогического общения можно представить следующим образом: информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерактивная, аффективная. <...>

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль общения в обучении и воспитании?

2. Выделите и охарактеризуйте основные функции педагогического общения.

3. Какие стили педагогического общения выделяет А.А.Бодалёв? Как стиль общения влияет на личностное развитие школьника?

Задания и вопросы для самостоятельного изучения

 

1. Представьте психологическую характеристику педагогической деятельности.

2. Представьте классификации стилей педагогического общения и дайте характеристику одной из них.

3. Охарактеризуйте учителя как субъекта педагогической деятельности.

4. Дайте психологическую характеристику педагогических способностей.

 

Семинарское занятие № 9 (2 часа)

Тема: Барьеры в учебно-педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и психологическая характеристика затруднённого общения.

2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии, их характеристика.

3. Методы изучения затруднённого общения в учебно–педагогической деятельности.

 

Основные понятия:

Учебно-педагогическое сотрудничество

Педагогическое общение

Барьеры общения

Рекомендуемая литература:

Учебники и учебные пособия

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М., 2002.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2005 С. 345 – 366.

Научные источники

 

1. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. № 1. 1994. – С. 122-127.

2. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. – М., 1995. – С. 392-397.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.