Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд – условие существования и развития человека и общества




Определения. Составляющие трудовой деятельности. Труд, человек, общество. Функции труда. Основные трудовые концепции. Недостаток трудовой гипотезы антропосоциогенеза

 

Труд – от латинского «trudo» – принуждаю, заставляю. В древне-русском «трудъ» – работа, страдание, горе. В бытовом современном языке – принудительная работа. В научной и учебной литературе «труд» описывается по-разному. Например.

Труд – осознанная, целенаправленная, общественно признанная, нравственная в смысле моральной приемлемости по отношению к другим людям и обществу деятельность по преобразованию окружающего мира в собственных интересах.

Труд – целесообразная деятельность человека по видоизменению элементов природы для удовлетворения своих потребностей.

Труд – целенаправленная, материальная (прямо фиксируемая), интеллектуальная (косвенно фиксируемая), духовная (не фиксируемая) деятельность человека по удовлетворению своих потребностей и общества.

Существуют много других определений: по существу одинаковых, различных по форме, делающих акцент на разных сторонах этого многогранного понятия.

Человек – явление триединое, и в каждой ипостаси – физической, интеллектуальной, духовной – он трудится. Задумав и решив послужить отчизне, соотечественникам; общности, к которой он принадлежит; малой родине, соседям, помочь друзьям, поддержать слабых, поучаствовать в благотворительных мероприятиях и т.п., человек совершает духовный труд, иногда подвиг. Реализация задуманного рациональным, наиболее эффективным образом, связана часто с интеллектуальным трудом. Воплощение задуманного в реальные дела требует, как правило, физической
работы.

Оценка труда, сопоставляющая доли физической, интеллектуальной, духовной составляющих никогда в полной мере не будет решена из-за их неразрывности, триединства и в то же время качественной несоизмеримости и в свою очередь многомерности каждой из них.

Косвенные оценки возможны. Например, по доле в общем количестве рабочих «белых воротничков» – рабочих с инженерным уровнем подготовки, обслуживающих сложные системы и автоматы. Их удельный вес в составе всех занятых в общественном производстве непрерывно растет и в развитых странах составляет сегодня 50 % (в США – 60 %).

Так условно можно разделить (имеется много других способов) физический и интеллектуальный труд. Сложнее с духовным трудом. Он в силу иррациональности, больше интересует теологов, поэтов, вообще людей искусства. Например: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Апостол Павел. К римлянам, 12: 11); «Не позволяй душе лениться! Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» (Н. Заболоцкий).

Сущность труда в том, что он, начинаясь с осознанной деятельности по удовлетворению материальных потребностей отдельного человека, превращается в процесс все более полного взаимодействия между людьми, наращивает свой экономический, социальный и духовный потенциал, являясь источником поступательного общественного развития. Основные элементы трудовой деятельности и взаимодействие между ними представлены на рис. 1.1.

 
 

 

 


Рис. 1.1. Составляющие трудовой деятельности

 

Главным элементом трудовой деятельности, ее активным компонентом является человек, его труд. Труд живой, а не овеществленный в предметах, орудиях труда, созданной технологии и организации деятельности. Именно живой труд характеризуется осознанностью действий, направленных на нужный человеку результат, способностью мобильно изменять свою активность, что интенсифицирует потребление остальных элементов трудовой деятельности.

Предметы труда – это вещи, данные природой, или предметы предыдущего труда. Орудия труда – проводники действий человека на предметы труда. Технология представляет собой упорядоченную совокупность производственных процессов по изменению предметов труда в нужном направлении. Организация труда является системой взаимосвязей работников со средствами производства (предметами и орудиями труда) и между собой.

Труд и отчуждает человека от природы в процессе ее преобразования для удовлетворения своих потребностей и связывает с ней. Без природы человек не может существовать, он лишь часть ее. Как экономическая категория труд представляет собой один из четырех факторов производства. Как историческая категория труд является фундаментальным способом человеческой жизни, одной из многообразных форм отношения человека к миру.

В голове человека еще в начале трудовой деятельности существует цель, нужный предмет труда, который необходимо создать. Этот идеальный образ организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта. Решающее значение для реализации воли является степень развитости материального производства, тип общественного разделения труда.

В процессе труда возникают особые отношения между людьми – производственные отношения. Труд – деятельность общественная, коллективная, требующая ее координации и контроля. Средством организации труда стала членораздельная речь, язык.

Язык не просто фиксирует смысл предметов и отношений, он участвует в порождении смыслов. В результате возникает новая надбиологическая, протосоциальная целостность. Труд связывает участников совместной деятельности в общность, опосредуют их общение. Дальнейшее развитие человека становится развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития.

Труд – первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между нижними и верхними конечностями, развитии речи, мозга, в совершенствовании органов чувств, расширении круга восприятий и представлений об окружающем мире.

Развитие общества и человека напрямую связан с развитием орудий труда. Животные могут использовать природные предметы (камень, палку и т.п.) в собственных целях, но они иногда не изготавливают орудия труда с помощью других орудий труда.

Изготовление орудий труда закрепляет в форме и функциях лучшие способы трудовой деятельности, социализирует индивидуумы, приобщает их к нормам мышления, культуры. Происходит одновременно маятниковое и поступательное (а в итоге спиралеобразное) движение от биологического к социальному и обратно. Оно ускоряется, причины становятся следствиями и наоборот (рис. 1.2).

В результате природно-биологическое отходит на второй план, на первый выходит социальное, человек живет по новым социальным законам, даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный, а не биологический отбор.

Примерно 40 тыс. лет тому назад сформировался в биологическом смысле человек современного типа – Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало меняться сначала медленно, а потом все стремительнее, общество.

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом и выражаются, прежде всего, в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбы, любви, формировании социальных норм общежития.

Биологическое в человеке наследуется (генофонд), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется как коллективный опыт в искусстве, науке, культуре, праве и др.

На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение. Однако из-за того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных, постоянно изыскивая все новые способы борьбы за лучшую долю, обретая новые знания и новый коллективный опыт.

 

 


Рис. 1.2. Роль труда в развитии человека и общества

 

Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности на средства производства. Все что имелось находилось в общем пользовании, а что производилось распределялось между членами общества. Это страховало общество от вымирания. При низкой производительности труда общественного продукта хватало лишь для обеспечения физического существования всех его членов, а количество избыточного продукта было незначительным.

Основным конечным результатом труда были продукты питания, одежда, жилье. Пищевые продукты, которые были главным ресурсом, распределялись между членами общества независимо от участия в их добывании, а лишь в силу принадлежности к обществу. Экономической базой первобытного общества были принципы: общественная собственность на средства труда, отсутствие эксплуатации членов коллектива, уравнительное распределение результатов труда. Это было общество экономически равных, свободных индивидов, но очень зависимых от капризов природы, ставящей их иногда на грань выживания.

По мере совершенствования орудий труда (каменные орудия заменялись бронзовыми, потом железными и т.д.); улучшения организации труда, его специализации (собирательство, рыбная ловля, скотоводства, земледелие и др.); разделения труда на более эффективные составляющие внутри специализации, производительность труда росла, доля избыточного продукта в общем результате увеличивалась и уравнительное распределение стало препятствием для дальнейшего развития общества.

Сущность распределения произведенного продукта по труду, к которому перешло общество, отражена, например, в христианских документах. Апостол Павел их сформулировал так: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е послание к фессалоникийцам, 3:10), «Каждый получит награду по своему труду» (1-е послание к коринфянам, 3:8).

В условиях значительного избыточного продукта часть его закреплялась за отдельными индивидами, возникла частная собственность, а распределение результатов труда стало происходить по результатам и затратам труда, а также по величине собственности (капиталу, участвующему в труде).

По мере совершенствования социальных отношений и дальнейшего роста доли избыточного продукта, его часть распределяется бесплатно в интересах общества в целом. В развитых странах около 70 % доходов формируются по труду, 15 % – по собственности и 15 % – из общественных фондов (пенсии, стипендии, затраты общества на образование, здравоохранение и т.д.).

Экономика глобализируется. Например, созданы единые правила мировой торговли. В их создании и периодической коррекции активно участвуют 144 государства, объединенных во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Их доля в миром торговом обороте превышает 96 %. Таким образом, правилами ВТО не регулируются лишь 4 % мировой торговли, из которых 1,5 % приходится на Российскую Федерацию, которая в составе 31 страны пока имеет в ВТО статус наблюдателя.

Мощь производительных сил общества стала значительной для окружающего мира. Сегодня приходится говорить о возникновении и развитии антропоэкологических систем, представляющих собой сообщество людей, находящихся в динамической обратной связи с природной средой и удовлетворяющих благодаря этому, иногда в ущерб природе, свои потребности.

Это могут быть изоляты, этносы, нации, различающиеся по уровню и способу производства, укладу жизни, национальному сознанию и др., наконец, человечество в целом. Причина различий кроется часто в самих природных условиях. Так, наиболее многочисленные современные популяции, объединяющие 80 % всех людей, обитают на 44 % суши (зоны тропических лесов, саванн, умеренного климата со смешанными лесами). А, например, на долю засушливых земель и зону пустынь – 18 %, приходится лишь 4 % населения земли.

Человек в отличии от животных не только пользуется природными ресурсами, но действует на окружающую среду осознанно и целенаправленно, адаптируя её к своим потребностям. Сегодня он стал экологическим фактором глобального влияния. Печальным примером этому служит обнаружение ДДТ в печени пингвинов и тюленей, отловленных в Антарктике, где никогда не применялись интексициды. Сегодня сознание человека обращено на изменение среды обитания, на очеловечевание среды.

Среда обитания человека представляет собой набор тесно взаимодействующих биологических, социальных, антропогенных экологических факторов, которые различны в экономических и природно-географических регионах планеты. Люди выработали для сегодняшней ситуации единый интегральный критерий качества Среды, с позиций её пригодности для человека. Таким критерием, согласно уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), принятому в 1968 г., служит состояние здоровья человека. Термин «здоровье» включает в себя полное физическое, психическое и душевное благополучие. Сохранение здоровья возможно лишь при управлении средой обитания в направлении рационального природопользования, оптимизации условий жизни людей в различных антропоэкологических системах.

Труд нельзя ограничить, он в жизни отдельных людей и общества играет огромную роль, что видно из функций, которые он выполняет (рис. 1.3). Но его при необходимости нужно видоизменять, делать более пригодным для антропоэкологических систем.

 

 

 


Рис. 1.3. Функции труда

 

Заметим, что не всякая деятельность людей признается трудом. Например, гравёр, используя одинаковые орудия труда и приемы труда, может изготавливать и настоящие и фальшивые деньги. В первом случае это будет нужный обществу труд, а во втором – преступная деятельность, наносящая обществу вред.

Что касается интеллектуальной, творческой деятельности она внешне не всегда отождествляется с привычным образом трудящегося человека. Цель творчества в создании новых идей, методов, образов, представлений и т.д. Плоды творчества ученых, художников, изобретателей, писателей, артистов составляет в развитых странах значительную и постоянно возрастающую часть национального богатства. Произведение науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене.

Для творческих людей сам процесс творчества и жизненно необходим, и является наиболее приятным делом, хотя это не только удовольствие, но и тяжелая работа. Выдающиеся идеи, образы, результаты подготавливаются месяцами и годами упорных поисков и размышлений без уверенности получить положительный результат. Даже в наиболее ясной сфере, подготовке новых товаров, из каждых 10 новых идей лишь 1–2 доходят до рынка и получают там признания.

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное развитие человека. В этой сфере образ жизни людей играет решающую роль. Он зависит от внешних материальных условий, свободного времени, образования, медицины, религии, искусства и др. Чем полнее, свободнее жизнь человека, чем большее удовлетворение он получает от жизни, тем больший по контуру обратной связи позитивный импульс он получает к труду, тем эффективней последний.

Экономические ресурсы общества делятся на три вида: природный, трудовой, произведенный человеком (рис. 1.4). Важнейшая компонента природного ресурса – земля, характеризуется определенными компонентами, такими как географические координаты, площадь, плодородие и т.д. Каждый элемент трудового потенциала является относительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До середины 20-го века основное внимание уделялось ресурсам, созданным человеком (оборудование, энергия, материалы и т.д.) и ресурсам рабочего времени.

 
 

 


 

           
 
– земля и ее недра – леса, вода – др.
 
– здания, сооружения, оборудование – материалы – энергия – информация – др. – др.
   
– здоровье – нравственность – способность к творчеству – образование, профессионализм – активность, организованность – рабочее время
 
 


 

 
 

 

 


 

Рис. 1.4. Экономические ресурсы общества

 

Однако развитие современного производства опирается в большей степени не на них, а на творческий потенциал человека в виде образования, профессиональной подготовленности, нравственности, активности. Творческий потенциал реализуется в трудовой деятельности в разных формах.

Первая форма характеризует труд рутинный, выполняемый по заданной технологии, инструкции, известным приемам. Он не содержит элементов собственного творчества, новизны и называется α-трудом. Примером может быть труд сборщика на конвейере, чиновника, слепо выполняющего инструкции.

Вторая форма типична для труда, создающего новые материальные и интеллектуальные ценности, новые методы и технологии производства, имеющие инновационный, творческий характер. Он называется β-трудом. Примером служит труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, предпринимателей и т.д.

Необходимость выделения двух форм вызывается принципиальными различиями их влияния на формирование дохода экономического субъекта, его количественного и качественного развития.

Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо только в нем как β-труде не только проявляется новое, но и отражается личность автора, его индивидуальность. В литературе, искусстве, фундаментальной науке важную, а иногда определяющую роль, играет духовная составляющая труда и его называют часто γ-трудом.

Впрочем, четких границ между α, β, γ-трудом не существует, а подобное деление необходимо для расстановки акцентов при классификации трудовой деятельности.

Скажем несколько слов о различных трудовых концепциях. Долгое время в России доминировала марксистская теория. В ней выделялись трудовой и материально-вещественный фактор производства. В качестве трудового фактора рассматривалась только рабочая сила, которая рождает новую стоимость. Для собственника средств производства, для капиталиста приобретение рабочей силы было целью, так как потребление рабочей силы создавало новую стоимость.

В марксизме предприниматель не рассматривался как трудящийся, он с классовых позиций рассматривался не как умелый организатор эффективного производства, а как эксплуататор. Наверное, такая позиция была допустимой в период накопления капитала.

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает меняться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате быстрого повышения производительности общественного труда и социальных преобразований выросло благосостояние наемных рабочих, уменьшилась продолжительность рабочего дня, расширились возможности для получения образования, переквалификации и смены видов деятельности. Существенно возросли роль науки, искусства, технического прогресса в жизни общества.

В экономической науке предприниматель стал не эксплуататором, а организатором производства, ключевой фигурой бизнеса, инициирующей процесс производства.

Современные экономисты выделяют не два фактора производства (трудовой и материально-вещественный), а четыре: земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

При этом фактор «земля» является синонимом «природные ресурсы», приносящим доход в виде ренты; фактор «труд» является синонимом рабочего времени или численности работающих, обеспечивающим доход в форме заработной платы; фактор «капитал» символизирует здания, сооружения, оборудование и прочее, участвующие в производстве благ, и дающей доход в виде процента (дивидендов); фактор «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала, приносящей доход в виде предпринимательской прибыли.

Внешне концепции схожи, принципиальное отличие в положении предпринимателя, который из классового врага (эксплуататора) превратился по меньшей мере в равноценный фактор из четырех основных, а на самом деле является наиболее активным из них, возбуждающим и совершенствующим процесс производства благ.

В результате этой концепции сформировалась модель свободного «экономического человека», имеющего новые черты:

– экономическое поведение каждого человека определяется его личным интересом;

– каждый экономический субъект компетентен в своей деятельности;

– экономический субъект учитывает классовые различия и ненадежность сегодняшнего благополучия (благосостояния).

Сравнивая рассмотренные концепции труда, можно сказать, что при различии подходов к определению роли и места труда в экономической жизни общества и причин, побуждающих человека к труду, их объединяет признание труда в качестве основы существования и развития человека и общества.

Можно было бы пойти дальше и сказать, что труд единственная причина антропосоциогенеза, т.е. происхождения человека и общества. Именно так он трактуется дарвинизмом и марксизмом. Но сегодня подобный подход является лишь одной, правда достаточно серьезной, гипотезой. Не позволяет с ней согласиться генетика, отрицающая наследование приобретенных признаков. Видимо имеется еще сила (силы) антропосоциогенеза, которые сегодня обсуждающей наукой. Их рассмотрение выходит за рамки изучаемой дисциплины «экономика труда».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.