Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика, управление занятостью и безработицей




Россия по Конституции (1993 г.) является страной с социально ориентированной рыночной экономикой. За рубежом накоплен значительный опыт построения и развития социальных государств в разных формах и моделях.

Социальная политика – это система взаимоотношений между субъектами экономики, в центре которых ее главная и конечная цель – человек. Поэтому социальная политика – это совокупность мер, направленных на жизнеобеспечение человека, его защиту со стороны общества от разнообразных социальных рисков.

Международная организация труда (МОТ) определяет социальную защиту индивидуума как «защиту, которую обеспечивает общество своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков, инвалидности, старости и смерти, обеспечение медицинской помощи, обеспечение субсидий семьям с детьми».

Социальный риск – это вероятность наступления такого социального события, которое уменьшает или прекращает возможность привычной (нормальной) социальной и/или биологической жизни индивида. Социальные риски сопровождают каждого человека в течение жизни и по мере роста сложности и неопределенности окружающей среды, возрастает их роль, расширяется сфера воздействия и частота неблагоприятных ситуаций, в которые попадает в то или иное время практически каждый человек возрастает.

К социальной политике в связи с определением МОТ традиционно относятся здравоохранение, пенсионное страхование и обеспечение, страхование по безработице, пособия и пенсии по инвалидности, семейные пособия, а в последнее время – жилищные субсидии. Решение социальных вопросов, удовлетворение базовых и социальных потребностей населения, происходит за счет и в результате трудовой (общественно полезной) деятельности людей, путем перераспределения конечных результатов труда в пользу подвергшихся риску членов общества.

Попытки систематизировать социальную политику промышленно развитых стран в соответствии с местом социальной политики среди национальных приоритетов, степенью участия государства в перераспределительных процессах и др. факторов привели к следующим, в терминах политической фразеологии, типам социальной защиты.

1. Либеральный тип, отличающийся стремлением государства к отделению социальной помощи от свободного рынка на основе «адресной помощи» через проверку нуждаемости в ней. Главная цель – ликвидация бедности. Характерен для стран с англоговорящим населением (включая Японию).

2. Консервативный тип. Критерием предоставления социальной помощи является проверка выполнения индивидуумом установленных обязанности и стремлением к компенсационному характеру помощи за прошлые заслуги. Цель – сохранение жизненного уровня, достигнутого в работоспособном периоде. Используется большей частью стран Западной Европы, как правило, с германской ориентацией. Был предложен в свое время Бисмарком.

3. Социал-демократический тип. Критерием оказания социальной помощи является установление принадлежности человека к определенной группе или категории населения. Выражается в предоставлении стандартных денежных или натуральных пособий или определнного набора услуг и стремление к уравнительному характеру помощи. Используется в скандинавских странах.

Имеются и другие типологии социальной защиты. Например, в Евросоюзе применяемые типы опираются на территориальное деление внутри Евросоюза и учитывают сходства стран в культуре, экономике, общественном мировоззрении, историческом опыте и др. признаки. На этой основе выделяют скандинавскую, англосаксонскую, континентальную и южно-европейскую системы социальной защиты (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Модели социальной защиты, типичные для Евросоюза

 

Критерии выделения модели Скандинавская модель Англосаксонская модель (Бевериджа) Континентальная модель (Бисмарка) Южно-европейская модель (рудиментарная)
Основная ответственность Государство Государство Рынок труда Семья и церковь
Вид солидарности Общественная Преимущественно индивидуальная Экономическая Семейная
Уровень перераспределения доходов Высокий Средний Ограниченный Ограниченный
Уровень предоставляемых социальных услуг Средний/высокий Средний/высокий Дифференцированный Низкий
Степень охвата социальными услугами Все жители Все жители Все занятые Преимущественно малоимущие
Финансирование Налоги Налоги Страховые взносы Страховые взносы и другие источники
Управление Государство и профсоюзы Государство Страховые самоуправляемые организации Страховые самоуправляемые организации

Скандинавская модель характерна для таких развитых стран Евросоюза как Швеция, Дания, Норвегия и др. Отличается финансированием социальных расходов за счет доходной части бюджета, высокой долей перераспределения доходов, высоким уровнем и общедоступностью мер социальной поддержки населения, ответственность за которую несет государство.

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) характеризуется трехуровневой социальной защитой: 1) государство предоставляет базовые гарантии социальной защиты всему населению; 2) работодатель обеспечивает профессиональное страхование наемных работников при частичном участии работников; 3) работник отвечает за дополнительное личное страхование.

Государственные социальные гарантии ориентированы на черту бедности, дополнительное профессиональное страхование – на замещение или компенсацию заработка при наступлении страхового случая, добровольное страхование – на реализацию работником своих личных возможностей в интересах собственной социальной защиты.

В Великобритании на каждый из институтов социальной защиты, к которым относятся государственное социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование приходятся равная доля финансовых ресурсов.

Континентальная модель (синоним – германская, Бисмарка) нацелена на сохранение для застрахованных работников достигнутого уровня и качества жизни, социального статуса при наступлении социальных рисков. Размер социальных взносов и выплат должен заместить замещение заработной платы при наступлении страховых случаев, а также предоставление качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг.

Материальной предпосылкой стабильного функционирования социального страхования является профессиональное и межотраслевое регулирование заработной платы. Личная ответственность работников и работодателей, их солидарная взаимопомощь воплощается в паритетном распределении страховой нагрузки. При этом размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых взносов и продолжительность страхового стажа.

Организация социального страхования по отдельным видам социального риска происходит в форме товариществ взаимного страхования, в которых ключевую роль играют работодатели и работники. Их полномочные представители определяют размер страховых тарифов, формирование страховой, социальной и медицинской инфраструктуры, организуют процесс управления деятельностью исполнительных органов (страховщиков).

В деятельности сочетаются универсальный и дифференцированный подходы при определении финансовой нагрузки и размера страховых тарифов. Первый выражается в одинаковых для всех категорий занятых размеров отчислений на социальное страхование, второй – в гибких тарифах, позволяющих компенсировать затраты, связанные с профессиональными рисками и учитывающие вредность, опасность труда, качество используемой рабочей силы.

Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. А товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем.

Южноевропейская модель (средиземноморская, рудиментарная) типична для менее развитых стран еврорегиона (Греция, Испания, Италия), в которых высок уровень безработицы. Объем перераспределения ВВП в этих странах велик – от 40 % (в Испании) до 60 % (в Греции). Социальная политика нацелена на наиболее бедные слои населения.

Российская модель социальной политики находится в процессе формирования, но, по мнению ряда специалистов, в целом тяготеет к континентальной модели Бисмарка. Причины в следующем:

– Россия сегодня достаточно либеральная страна с «мягким» государственным регулированием. Поэтому ответственность за индивида возложена, прежде всего, на рынок труда, а обществом управляют, главным образом, экономические законы.

– государство только начинает вырабатывать механизмы ответственности за своих граждан. Расходы федерального бюджета на социальную политику находятся в размере 4–6 %.

– реальная заработная плата остается низкой. В 2005 г. она достигла 80–85 % предреформенной величины 1990 г. За чертой бедности официально находится более 15 % населения (а реально в несколько раз больше). Децильный коэффициент, характеризующий дифференциацию доходов, в России более 15 (реально более 30), что заметно выше среднемирового уровня.

– рост экономики на основе экспортно-сырьевой модели развития является «сегментарным» и «точечным», когда экономика растет в основном за счет нескольких десятков крупных корпораций, расположенных в двухстах населенных пунктах. В ближайшем будущем продолжится дальнейшая концентрация финансовых ресурсов, дифференциация зарплат, нарастание социальной напряженности.

В этих условиях ни скандинавская, ни англосаксонская модели работать не могут, можно лишь нацеливаться на приближение к континентальной. Для этого необходимо, выстраивать направленность программ на рынке труда на возможность более полной самореализации личности и защиты наиболее социально уязвимых субъектов на рынке труда, а не на высокие выплаты по безработице; на активизацию работы профсоюзов и развитие социального партнерства; на предоставление региональным Фондом социального страхования (ФСС) части федерального ФСС; на постепенное выстраивание стройной системы социальной защиты населения по образу континентальной модели.

Реализация конкретных мер по управлению занятостью и безработицы в РФ, проведение государственной политики в этой сфере возложена на социальную службу занятости (рис. 2.6).

Государственная служба занятости, призвана помогать найму рабочей силы, готовить кадры, заниматься повышением их квалификации и переподготовкой, оказывать помощь безработным, регулировать общую ситуацию на рынке труда.

 
 


Рис. 2.6. Государственная служба занятости

Основные принципы работы службы занятости (СЗ) состоят в децентрализации деятельности, гибкости и мобильности, демократизме, разумном сочетании горизонтальных и вертикальных коммуникаций.

Государственная служба занятости имеет три уровня подчиненности: федеральная служба занятости; региональные организации службы занятости; местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.

Задачи, которые решает СЗ, следующие: учет свободных рабочих мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве и найме; организация общественных работ; сохранение имеющихся рабочих мест и организация новых путем инвестирования и кредитования; организация профессионального обучения, оплата обучения, выплата стипендий; регистрация безработных и выплата пособий по безработице; разработка программ занятости и мероприятий по социальной защите различных групп населения.

Общими функциями всех уровней СЗ являются: анализ и прогноз спроса и предложения на рабочую силу; оказание помощи в трудоустройстве, организация подготовки и переподготовки кадров.

Частные функции для федеральной СЗ: разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных; разработка механизма финансирования программ; определение основных направлений профессионального обучения; создание правовой и нормативной базы функционирования СЗ.

Частные функции для местных СЗ: регистрация безработных, поиск рабочих мест, трудоустройство; переобучение на спрашиваемые профессии; профессиональная реабилитация инвалидов; адаптация военнослужащих к гражданским профессиям, развитие малого бизнеса; трудоустройство подростков и др.

Основными источниками финансирования СЗ являются обязательные отчисления работодателей и средства социального страхования.

Сформированная в 1991 г. государственная служба занятости имеет федеральный орган; 89 региональных ФСЗ в областях, краях, республиках; 2390 городских и районных центров (бюро) занятости; 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работает 40 тыс. человек.

Государственная служба занятости должна стать в РФ катализатором процессов по созданию современной системы социальной защиты населения на рынке труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.